Декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов

Декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов

ВС рассказал, как рассматривать дела о конфликте интересов

Фото с сайта psihologi-ya.ru ВС практику рассмотрения арбитражных дел, связанных с применением о контрактной системе в сфере госзакупок. Одно из самых важных условий, которое он закрепляет, – отсутствие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком.

Под таким конфликтом подразумеваются ситуации, когда руководитель заказчика (или его службы по закупкам), члены конкурсной комиссии или конкурсные управляющие состоят в браке или родственных отношениях с выгодоприобретателем по контракту.

«Анализ материалов судебной практики в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел данной категории»

, – считают в ВС, но по некоторым вопросам нужны дополнительные разъяснения.

Общество, принимавшее участие в конкурсе на право заключения контракта по выполнению подрядных работ, не сообщило во второй части своей заявки о конфликте интересов между ним и заказчиком. Аукционная комиссия уполномоченного органа, в свою очередь, отсутствие этой информации посчитала нарушением закона о госзакупках.

Аукционная комиссия уполномоченного органа, в свою очередь, отсутствие этой информации посчитала нарушением закона о госзакупках.

Антимонопольный орган, рассмотрев это дело, решил, что вторая часть заявки компании соответствовала законодательству. Таким образом, ведомство отменило решение аукционной комиссии. Уполномоченный орган с таким постановлением не согласился, обратившись в арбитражный суд с требованием признать его незаконным.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, решив, что во второй части заявки участок конкурса должен был в обязательном порядке подать декларацию, подтверждающую отсутствие конфликта интересов. В связи с этим арбитраж признал незаконными решения антимонопольного органа. В постановлении суда указывалось, что документ об отсутствии конфликта интересов между странами не был включен во вторую часть заявки, что дает основания для ее отклонения.

В другом деле суд пришел к выводу, что участник конкурса обязан предоставить требуемую декларацию об отсутствии конфликта интересов, даже если заказчик не указал соответствующее условие.

Заказчик решил, что участник конкурса нарушил требование закона о госзакупках, поскольку он поставил отметку в соответствующей графе в электронном документе без подачи декларации об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного файла.

Антимонопольный орган, в свою очередь, отменил итоги электронного аукциона и предписал повторно рассмотреть вторые части заявок участников.

Заказчик это решение обжаловал в арбитражном суде. Однако суд отказал в удовлетворении исковых требований. Арбитраж пришел к выводу, что закон разрешает заменить подачу декларации проставлением отметки в соответствующей графе в электронной документации.

Таким образом, решил суд, участником конкурса соблюдены условия подачи заявки, а решение антимонопольного органа является законным.

Хозяйственное общество подало заявку на участие в конкурсе на заключение муниципального контракта на поставку товаров. В своей заявке участник не указал сведения о конфликте интересов, посчитав, что близкое родство замруководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества не препятствует участию в открытом конкурсе.

Аукционная комиссия признала поданную заявку соответствующей правилам. Однако антимонопольный орган пришел к выводу о наличии конфликта интересов и постановил отстранить хозяйственное сообщество от участия в конкурсе. Заказчик обжаловал это решение в арбитражном суде.

Арбитраж исковые требования отклонил, сославшись на закон о госзакупках. Документ, в частности, устанавливает круг лиц, участие которых в конкурсе предполагает конфликт интересов (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий). Хотя среди них не указывается должность заместителя руководителя контрактной службы, суд решил, что должностные обязанности руководителя и его заместителя являются тождественными и могут повлиять на процедуру и результат проведения конкурса.

Таким образом, суд постановил, что комиссия по осуществлению закупок или заказчик должны отстранить хозяйственное общество от участия в конкурсе. В другом деле антимонопольный орган признал наличие конфликта интересов между заказчиком и участником конкурса, поскольку гендиректор хозяйственного общества являлся братом заместителя руководителя контрактной службы заказчика. В связи с этим ведомство постановило отменить протокол рассмотрения заявок и отстранить общество от участия в конкурсе.

Суд, в свою очередь, указал, что полномочия заместителя руководителя контрактной службы заказчика не тождественны обязанностям руководителя. В частности, заместитель не обладает правом принятия решений, влекущих правовые последствия при разработке плана закупок. Таким образом, постановил суд, у антимонопольного органа не было оснований для предписания об отстранении общества от участия в конкурсе.

Аукционная комиссия отказалась допустить к участию в электронном аукционе автономную некоммерческую организацию, обнаружив конфликт интересов: руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя в правлении центрального исполнительного комитета той самой АНО.

Арбитраж конфликта интересов не увидел, поскольку руководителя заказчика и представителя учредителя некоммерческой организации нет в числе лиц, одновременное участие которых в закупках запрещено. Апелляция не поддержала решение нижестоящего суда, встав на сторону аукционной комиссии. В случае, когда руководитель заказчика является представителем учредителя некоммерческой организации, это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо.

Арбитраж отказал в удовлетворении иска прокурора о признании недействительным госконтракта.

Свое решение он обосновал тем, что поданная участником (и впоследствии победителем) заявка содержала в пакете документов декларацию, подтверждающую отсутствие конфликта интересов. Но в период проведения конкурсных процедур конфликт все-таки возник, поскольку супруг члена комиссии по осуществлению закупок приобрел 12% акций поставщика.

Тем не менее суд первой инстанции констатировал, что факт наличия или отсутствия конфликта интересов должен иметь место именно на момент подачи заявок участников, то есть при определении круга потенциальных поставщиков. Апелляция же встала на сторону заявителя-прокурора, указав, что обеспечение конкурентной среды между участниками закупки и заказчиком необходимо на всём протяжении организации и проведения аукциона: с момента подачи заявок, содержащих декларацию об отсутствии конфликта интересов, до момента выявления победителя.

Антимонопольщики проиграли в суде первой инстанции дело о признании недействительным муниципального контракта, хотя и предоставили доказательства, свидетельствующие о наличии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе. ФАС выяснила, что гендиректор организации-участника состоял в браке с контрактным управляющим заказчика, но арбитраж не увидел конфликта интересов: на момент выявления победителя тендера брак между указанными лицами был расторгнут, да и сам факт наличия конфликта должен иметь место именно на момент выявления победителя. Апелляция, напротив, встала на сторону антимонопольного органа, указав, что соответствие участника закупки требованиям закона № 44-ФЗ на момент выявления победителя не имеет правового значения, если он не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе.

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитраж с требованием признать недействительным решение ФАС, разрешившей заказчику допустить к участию в процедуре запроса котировок его конкурента, в заявке которого усматривался конфликт интересов.

Суд объяснил отказ от удовлетворения иска тем, что на этапе допуска проверка соответствия участников на отсутствие конфликта интересов не является обязательной. Решение не устояло в апелляционной инстанции: комиссия по осуществлению закупок, зная о наличии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, была обязана отклонить заявку на участие в запросе котировок, заключил суд. Департамент закупок обжаловал в арбитражном суде решения и предписания антимонопольного органа об отмене протокола повторного подведения итогов электронного аукциона.

Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.

Суд пришел к выводу, что аукционная комиссия заказчика, получив сведения о наличии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, разместила на электронной площадке итоги аукциона и уже после этого неправомерно заново рассмотрела вторые части аукционных заявок, признав заявку данного участника не соответствующей требованиям закона.

Суд пришел к выводу, что аукционная комиссия заказчика, получив сведения о наличии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, разместила на электронной площадке итоги аукциона и уже после этого неправомерно заново рассмотрела вторые части аукционных заявок, признав заявку данного участника не соответствующей требованиям закона. Суд исходил из того, что после рассмотрения вторых частей аукционных заявок проведение мероприятий, предусмотренных ч.

6 ст. 39 закона, не допускается даже если поступила информации о том, что один из участников закупки предоставил недостоверную информацию об отсутствии конфликта интересов. При этом отстранить участника закупки от участия в определении подрядчика или отказаться от заключения контракта с победителем можно в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям или предоставил недостоверную информацию об обратном. Таким образом, при выявлении конфликта интересов на стадии определения поставщика комиссия либо заказчик должны отстранить такого претендента от участия в определении поставщика.

При этом повторное рассмотрение аукционной комиссией вторых частей аукционных заявок не требуется.

Участник закупки, не признанный победителем торгов, попросил арбитраж признать недействительным контракт, заключенный с его конкурентом. Стороны контракта, в свою очередь, ссылались на отсутствие законного интереса заявителя в оспаривании сделки. Суд первой инстанции, установив наличие конфликта интересов между заказчиком и поставщиком, удовлетворил иск.

Суд первой инстанции, установив наличие конфликта интересов между заказчиком и поставщиком, удовлетворил иск. Сделка, нарушающая требования закона, является оспоримой, указал суд.

При этом сделка, нарушающая требования закона и посягающая на публичные интересы либо интересы третьих лиц, ничтожна.

Посягающей на публичные интересы считается сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п.

75 постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 ч.

1 ГК РФ»). Закон о контрактной системе устанавливает такой запрет: запрещается совершение заказчиками, организациями, комиссиями, участниками закупок любых действий, которые в том числе приводят к незаконному ограничению числа участников закупок. Таким образом, оспариваемый муниципальный контракт, который заключен при наличии конфликта интересов между заказчиком и поставщиком, нарушает прямой законодательный запрет, тем самым посягает на публичные интересы. Суд также отметил, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц – участников закупки, с которыми контракт не заключен, из-за предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям закона.

С учетом этого суд пришел к выводу, что заключенный предприятием и обществом контракт является ничтожным.

При этом применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки.

Компания, признанная победителем аукциона, обжаловала в арбитраже односторонний отказ заказчика от исполнения госконтракта из-за обнаруженного конфликта интересов. Заявитель в своем иске указал, что был признан победителем аукциона, а значит, аукционная комиссия заказчика проверила все необходимые сведения о нем, в частности, о его учредителях и гендиректоре.

При этом по итогам проверки не было выявлено конфликта интересов. Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Суд сослался на то, что закон разрешает заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если в ходе его исполнения обнаружится, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям к участникам закупки или при подаче заявки предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем аукциона.

В данном случае участник закупки не указал на возможный конфликт интересов. Вместе с тем госзаказчик при оценке победителя аукциона не обязан ограничиваться только предоставленными участниками закупки сведениями.

Нарушение требований закона № 44-ФЗ делает госконтракт ничтожным.

  1. , ,

Конфликт интересов при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как его не допустить?

Автор Денис Ковалев На чтение 16 мин Просмотров 358 Опубликовано 27.05.2021 Обновлено 27.05.2021 Понятие «конфликт интересов» было введено в контрактное законодательство с целью предотвращения коррупционных схем в госзакупках и обеспечения принципов прозрачности и конкуренции. С этим понятием напрямую связан термин «личная заинтересованность», который закреплен в 273-ФЗ о противодействии коррупции.

Никто из руководителей, должностных лиц, членов закупочной комиссии и т.д.

не должны находиться в родственных связях с другой стороной – участниками торгов и преследовать собственную выгоду.

В статье 31 44-ФЗ перечислены единые требования, которые заказчик предъявляет к участникам закупки в процессе проведения данного мероприятия. В этом списке есть и требование об отсутствии конфликта интересов между сторонами, которое закреплено в п.9 ч.1 ст.31. Формулировку «конфликт интересов» можно считать термином в сфере госзакупок, так как она прописана в законе и разъясняется подробно.

Это случаи, когда ответственные сотрудники заказчика, имеющие непосредственное отношение к проведению процедуры, не должны находиться в близких родственных связях, быть в браке, являться усыновителями или усыновленными с определенной категорией лиц, иначе конкуренция в закупке будет под угрозой. К такой категории лиц, не предусматривающей названных связей с должностными сотрудниками, относятся:

  1. выгодоприобретатели – физлица, имеющие непосредственно или не напрямую (через юрлицо или цепочку юрлиц) более 10-ти процентов голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающих 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества – участника мероприятия;
  2. единоличный исполнительный орган хозяйственного общества (руководитель, гендиректор, управляющий, президент и т.д.);
  3. физлица и индивидуальные предприниматели, принимающие участие в процедуре;
  4. лица, входящие в состав коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
  5. директором организации или унитарного предприятия;
  6. другие органы, относящиеся к управлению организаций – участников мероприятия.

Президиум ВС РФ рассмотрел нестандартные случаи, которые встречаются в практике судов при разбирательствах в спорных делах, подпадающих под п.9 ч.1 ст.31 44-ФЗ и утвердил в связи с этим норматив – Некоторые подробности судебных споров, связанных с конфликтом интересов будем разбирать в настоящей статье. С точки зрения судов, участники закупки в любом случае обязаны предоставлять декларацию, подтверждающую их соответствие требованиям, изложенным в п.9 ч.1 ст.31 – вне зависимости от того, усматривается в данной ситуации конфликт интересов или нет.

Рекомендуем прочесть:  Как заменить пин код карты втб

Декларация может подаваться одновременно с заявкой на участие в закупке как отдельный документ, либо путем проставления «галочки» в соответствующем окне, если документация подается в электронном виде (абзац 7 п.1 Обзора). Если участник не подаст такую декларацию, то закупочная комиссия может отклонить его заявку за несоответствие требованиям, даже если участник не имеет никакого отношения к конфликту интересов (абзац 7 п.1 Обзора). Аргументируя свое мнение, суды, в частности, говорят об обязательности такого декларирования, включая и случаи, когда конфликт интересов не усматривается.

При этом основываются они на п.2 ч.5 ст.66 44-ФЗ.

Как было отмечено в предыдущем блоке статьи, декларация не подается в виде отдельного документа, если имеет место подача документов в электронном виде, а это характерно для электронных закупок.

Исходя из сложившейся судебной практики, можно сделать вывод, что суды не считают нарушением закона, если участник электронной закупки не включает во вторую часть заявки отдельную форму декларации, а только ставит подтверждающую отметку на ЭТП напротив соответствующей формулировки.

Позиция судов заключается в том, что действия участника на электронной площадке полностью равнозначны предоставлению документа на бумажном носителе, потому что согласно гражданскому законодательству оба эти варианта идентичны по своей юридической значимости. По ГК РФ (п.2 ст.434) сделки могут заключаться как письменно, так и онлайн (с соблюдением определенных условий, например, наличие электронной подписи).

По ГК РФ (п.2 ст.434) сделки могут заключаться как письменно, так и онлайн (с соблюдением определенных условий, например, наличие электронной подписи).

Еще законодатели подчеркивают, что участнику не может быть отказано в допуске к электронной закупке, если он не подаст отдельный документ с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов (п.9 ч.1 ст.31 и п.2 ч.5 ст.66 44-ФЗ, абзацы 4,5 п.2 Обзора).

Практика судебных разбирательств в делах о несоблюдении требований контрактного законодательства указывает на то, что конфликт интересов может применяться не только к управленцам и ответственным сотрудникам заказчика, но и к лицам, чей функционал аналогичен их функционалу.

То есть судебная практика гораздо шире, чем контрактное законодательство, и в реальности привлекаться к ответственности могут лица, которые не перечислены в п.9 ч.1 44-ФЗ. Допустим, заместитель руководителя контрактного отдела в организации заказчика имеет те же полномочия, что и руководитель, и от него напрямую зависит проведение процедуры, поэтому результаты закупки могут быть отменены, если выявятся родственные связи между этим замом и заинтересованными лицами поставщика.

При этом у судов выработалась позиция, что положения 44-ФЗ, регулирующие случаи конфликта интересов, нужно рассматривать неразрывно с принципами гласности и прозрачности мероприятий, направленных на исключение незаконных финансовых схем и соблюдение здравой конкуренции (ст.6 и ст.8 44-ФЗ). О таких же требованиях говорится и в 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п.1,2 ч.1 ст.17).

Поэтому, если поставщик будет допущен к торгам при таких условиях, то ни о какой здравой конкуренции не может идти и речи, пострадают другие участники закупки: они будут ущемлены в своих правах, либо вообще не смогут участвовать в процедуре, при этом для нарушителя сложатся более выгодные условия.

Также нарушится взаимодействие между сторонами и порядок определения победителя (абзац 9 п.3 Обзора).

С другой же стороны, если в нашем примере заместитель руководителя контрактного отдела выполняет функции не аналогичные функциям руководителя, и он не влияет непосредственно на осуществление мероприятия, то участнику закупки не может быть отказано в допуске к торгам в аналогичной ситуации (абзацы 11-13 п.3 Обзора). Суд может усмотреть характерные черты конфликта интересов, если руководитель заказчика является представителем учредителя участника закупки и решает административные задачи в органах управления данной компании. Для ясности картины представим, что глава администрации города или поселения является членом правления автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает муниципальное образование, следовательно, такая организация не имеет права принимать участие в торгах, организованных муниципалитетом.

Суды придерживаются точки зрения, что данный факт говорит о проявлениях конфликта интересов и ведет к несоблюдению принципа конкуренции при осуществлении закупки, так как интересы обеих сторон не может представлять одно и то же лицо (абзац 8 п.4 Обзора). Верховный суд ставит акцент на том, что в закупках не могут участвовать лица, имеющие непосредственное влияние на стороны, потому что это обстоятельство само по себе провоцирует проявление конфликта интересов.

Поговорим о ситуациях, когда подозрение на конфликт интересов формируется уже во время определения исполнителя контракта.

Суды считают, что такой предприниматель не вправе принять участие в мероприятии, и основываются при этом на недопустимости препятствия конкуренции. В практике аналогичных дел суды отменяют результаты процедуры, несмотря на то, что на этапе направления заявки не наблюдалось условий для конфликта интересов.

В практике аналогичных дел суды отменяют результаты процедуры, несмотря на то, что на этапе направления заявки не наблюдалось условий для конфликта интересов. Контролировать формирование благоприятной среды для конкуренции с помощью соблюдения требований закона по части недопустимости конфликта интересов между сторонами нужно абсолютно на всех этапах закупки, — говорится в Обзоре (абзац 10 п.5). Но если в нашем примере участник торгов не соответствовал требованиям контрактного законодательства на этапе подачи заявки, а на этапе выбора исполнителя конфликт интересов между сторонами был ликвидирован – не имеет правового значения.

По аналогичному сценарию суды считают, что требования закона об отсутствии между сторонами конфликта интересов нужно соблюдать со времени направления кандидатами заявок, включающих в себя декларацию о отсутствии конфликта интересов, вплоть до определения победителя (абзац 5 п.6 Обзора).

Если конфликт интересов будет обнаружен, то заказчик в обязательном порядке отстраняет кандидата, несмотря на то, что на стадии допуска к участию в мероприятии не всегда может проводиться проверка декларации, и в судебной практике таких случаев не наблюдается. Суды говорят, что комиссии по закупкам должны проверять всю предоставленную от участников информацию на предмет нарушения требований законодательства, руководствуясь существующими нормами. А заказчик при обнаружении свойств конфликта интересов должен направить свои действия на отстранение поставщика от процедуры или отказ от заключения с ним договора (ч.8,9 ст.31 44-ФЗ, абзацы 6,7 п.7 Обзора).

Участник закупки, нарушивший требования, полностью отстраняется от торгов, то есть он не может подготовить заявку повторно и подать ее на эту же процедуру.

Закупочная комиссия не будет рассматривать такую заявку, так как это является нарушением контрактного законодательства.

Суды руководствуются мнением, что как только протокол рассмотрения заявок будет сформирован, то заказчик уже не сможет ни заменить скомпрометированного члена контрактного отдела, ни признать заявку кандидата несоответствующей утвержденным требованиям. Выйти из этой ситуации можно только одним путем – отстранить кандидата от участия в выборе исполнителя.

(ч.9 ст.31, ч.6 ст.39, ч.6 ст.69 44-ФЗ; абзац 6 п.8 Обзора).

Согласно гражданскому законодательству, если сделка нарушает требования закона или иного норматива, то ее можно оспорить (п.1 ст.168 ГК РФ).

С другой же стороны, если сделка противоречит нормам закона и одновременно касается публичных интересов либо прав третьих сторон, то по общепринятому порядку она считается ничтожной (п.2 ст.168 ГК РФ). Верховный суд поясняет, что в том числе сделка является посягательством на публичные интересы, в ходе которой был нарушен явно обозначенный запрет, указанный в законодательстве (п.75 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015).

Также 44-ФЗ запрещает сторонам действовать с нарушением контрактного законодательства, включая и действия, направленные на ущемление конкурентной среды (ч.2 ст.8, п.9 ч.1 ст.31 44-ФЗ).

Таким образом, если контракт заключается с проявлением конфликта интересов, то он нарушает конкретно обозначенный в законе запрет, а, следовательно, посягает на публичные интересы (абзац 7 п.9 Обзора). В Обзоре говорится, что на основании ст.167 ГК РФ, если контракт будет признан недействительным, то стороны сделки должны будут вернуть друг другу все, полученное в ходе ее осуществления. Если же вернуть все полученное в натуре не представляется возможным (включая и случаи, когда полученное — это пользование собственностью, выполненная работа, оказанная услуга), то стоимость возмещается в денежном эквиваленте, если иные последствия недействительности договора не определены в законодательстве.

При этом говорится, что возврат полученного должен вернуть положение сторон сделки в изначальное состояние (абзац 8 п.9 Обзора). Заказчик в одностороннем формате может отказаться от сделки, если будет установлено, что исполнитель нарушает 44-ФЗ по части требований об отсутствии конфликта интересов.

Суды исходят из того, что заказчики только на этапе исполнения обязательств могут обнаружить в контракте несоответствия по конфликту интересов, которые были допущены на момент заключения контракта. Во время рассмотрения спорных дел суды обязаны принимать решения закупающих организаций об одностороннем отказе от контракта, если наблюдались нарушения, которые помогли поставщику победить в торгах (ч.15 ст.95 44-ФЗ).

Также сообщается и о том, что госконтракт будет признан ничтожным, если не исполнялись требования об отсутствии конфликта интересов. А заказчик имеет полное право расторгнуть ничтожный контракт в соответствии с правилами о последствиях недействительной сделки (п.1,2 ст.167, п.2 ст.168 ГК РФ, ч.15 ст.95 44-ФЗ).

Более того, заказчики, оценивая благонадежность будущих кандидатов, имеют право рассматривать и использовать полученные от участников сведения в широком диапазоне, но не нарушая при этом действующее законодательство (абзац 7 п.10 Обзора). В Государственной думе был принят новый законопроект от 7 апреля 2021 года № 1145363-7. Согласно нему законодатели хотят обновить положения 44-ФЗ относительно конфликта интересов, а в 223-ФЗ — добавить данные пункты.

К целям этого законопроекта относятся:

  1. установление категории лиц, которым запрещено входить в состав комиссии по закупкам;
  2. добавление обязанности для члена комиссии уведомлять заказчика о причинах, препятствующих ему работать по данной процедуре;
  3. определение обязанности для участника мероприятия действовать с недопущением возникновения конфликтной среды и сообщать заказчику, если возникает конфликт интересов у его ответственного руководителя и приводит к условиям проявления такого конфликта из-за участия в процедуре.
  4. введение функции для заказчика заменять члена комиссии, по отношению к которому применяется конфликт интересов;

В состав комиссии по закупкам согласно новому проекту закона не могут входить:

  1. другие физические лица, которые указаны в положении о закупке.
  2. лица, заинтересованные в итогах торгов, включая физические лица, направившие заявки на участие в такой закупке, или которые числятся в компании в качестве управленцев, которая направила такие заявки;

Термин «личная заинтересованность» связан с понятием конфликта интересов и применяется в 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года о борьбе с коррупцией. Какие изменения ожидаются в 44-ФЗ?

Выше в статье мы говорили, что судебная практика значительно шире самого 44-ФЗ, и к ответственности судом могут привлекаться лица, которые не поименованы в п.9 ч.1 44-ФЗ. В связи с этим законодатели планируют актуализировать перечень лиц, которым запрещено относиться к закупкам ввиду их родственных связей в рамках данного положения.

В частности, более детально укажут, какие органы управления юрлица — участника торгов спровоцируют конфликтную ситуацию с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации. А управленцы, сотрудники контрактного отдела, участники комиссий по закупкам должны будут действовать в целях предотвращения и разрешения конфликтных случаев в рамках 273-ФЗ.

У заказчиков должна быть выстроена четкая система по обнаружению данных случаев.

Выявлять незаконные схемы в их же интересах, так как в противном случае будет иметь место коррупция, незаконное расходование бюджетных средств, снижение конкуренции. Предлагаем 5 этапов, которые помогут наладить качественную работу в этом направлении.

Этап 1 — Определить круг должностных лиц, которые будут отвечать за контроль и недопущение конфликтной обстановки Первостепенное значение необходимо уделить профилактике таких ситуаций, а для этого создается специальный отдел. Затем назначить руководителя группы или несколько сотрудников, которые будут оценивать и анализировать закупки на предмет коррупционных проявлений. Такая работа предполагает направление ответственного лица на повышение квалификации или привлечение стороннего специалиста.

Продумать взаимодействие данного отдела с другими подразделениями компании, чтобы они дополняли друг друга, а не препятствовали.

Этап 2 — Обозначить пути контроля и ответственных за них работников Отдел профилактики должен на начальном этапе установить круг лиц, участвующих в процедуре. Это могут быть:

  1. управляющий заказчика;
  2. участники коллегиального органа по торгам (например, участники приемочной комиссии, закупочной комиссии);
  3. ответственные специалисты контрактного подразделения или контрактный управляющий;
  4. другие принимающие участие лица.
  5. заинтересованные в процедуре лица (например, участвующие в описании предмета торгов);

Анализ мероприятия может строиться как сплошная проверка всех сторон закупки, так и частичная проверка по нескольким параметрам.

К таким параметрам частичной проверки относятся:

  1. насколько часто заключаются договора с одним и тем же исполнителем.
  2. размер стоимости контракта;
  3. коррупционная составляющая объекта торгов;

Также закупки рассматриваются на предмет соблюдения ч.9 п.1 44-ФЗ (родственники, бывшие супруги и т.д.). Со временем у отдела по профилактике должна сформироваться база типовых случаев, которые помогут более оперативно выполнять проверку качества.

Этап 3 — Собрать сведения и разработать профили специалистов После определения группы лиц, подлежащих проверке, проводится поиск информации, которая может содержать черты конфликта интересов.

Рекомендуется по каждому должностному лицу подготовить материал, куда будут вноситься предоставляемые им сведения о доходах и расходах, супругах и несовершеннолетних детях, собственности и т.д. В дополнение к такой информации можно анализировать нестандартные каналы:

  1. личное общение со специалистом.
  2. анкетирование с целью определения личной заинтересованности;
  3. анализ соцсетей, другой информации в интернете;

При этом при сборе информации важно самому не нарушать нормы действующего законодательства. Подобные материалы можно формировать не только по представителям и работникам заказчика, но и в отношении поставщиков, участвующих в закупке.

Например, для этого можно использовать сведения из ЕИС. Сюда входит все – от наименования организации до учредительных документов, выписок из реестров, приказов и др. Согласно гражданскому законодательству, поставщик может выполнить контракт с привлечением субподрядчиков, если это не противоречит закупочной документации.

Рекомендуем прочесть:  Закон 52 ст 34 пп7 1

В этом случае он обязан отчитаться документально обо всех субподрядчиках, с которыми заключил договора и сумма этих договоров превышает 10% от цены контракта. Исходя из этого, правильным решением будет готовить материалы и на субподрядчиков. Этап 4 — Провести перекрестный анализ Данный анализ проводится после того, как сформированы профили должностных лиц заказчика, исполнителей и субподрядчиков.

Изучаются документы, касающиеся торгов, включая и стадию планирования.

Цель – найти признаки приобретения личной выгоды кого-либо из названных лиц.

Особое внимание следует уделять оценке профилей субподрядчиков, так как грамотный анализ поможет выявить скрытые черты, говорящие о коррупционной составляющей процедуры.

Целесообразно провести работу по выявлению случаев навязывания услуг, например, заключить договор с аффилированной компанией. Этап 5 — Осуществить профилактику коррупционных рисков Наряду с аналитической деятельностью не стоит забывать непосредственно о профилактике.

Рекомендуется подготовить Положение о предотвращении и урегулировании возникающих ситуаций и согласовать его как приложение к антикоррупционной политике компании либо отдельного норматива. В данной форме нужно указать следующие пункты:

  1. урегулирование – совершение действий, усиливающих контроль за выполнением рабочих функций.
  2. предупреждение, то есть алгоритм действий, которые помогут сотрудникам не оказаться в конфликтной среде;
  3. установление – например, предоставление деклараций или самостоятельная оценка предоставленных сведений работниками подразделения профилактики;

Также в рекомендуемые задачи отдела профилактики входит организация обучающих семинаров для повышения уровня знаний сотрудников, имеющих отношение к закупкам:

  1. об обязанностях предотвращать такие ситуации и урегулировать их;
  2. мерах административного и уголовного наказания ответственных лиц за несоблюдение своего функционала и скрытие информации.
  3. о необходимости информирования заказчика в случае выявления признаков конфликта интересов, или которые могут к нему привести;
  4. о понятиях конфликтной среды в закупках и личной выгоды;

Такая работа ведется в первую очередь для новичков, которые впервые привлечены к организации торгов.

После семинара нужно провести оценку знаний, чтобы понять, насколько работники усвоили информацию. Можно предложить как тесты, так и задания без вариантов ответов.

В ходе корпоративного обучения следует рассказать о типовых случаях коррупционных схем и путях их решения, а затем в ходе проверки оценить, насколько сотрудники поняли этот момент и готовы ли на практике применить полученные знания. Несмотря на многолетнюю практику существования закупок, постоянную актуализацию закона, ужесточение мер в отношении нарушителей, до сих пор в этой сфере находят лазейки недобросовестные заказчики и исполнители, которые используют коррупционные махинации.

Именно поэтому важно знать, как правильно организовать работу по профилактике и выходить из ситуаций с конфликтом интересов.

Администрация МО «Горномарийский муниципальный район»

Контент страницы В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями, сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016 утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (далее – Обзор). В Обзоре отмечается, что анализ материалов судебной практики в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел, связанных с применением п.

9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, однако необходимо обратить внимание, в частности, на следующее: декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной; декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям п. 2 ст. 434 ГК РФ; если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов; участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя; если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок; государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п.

2 ст. 168 ГК РФ). Таким образом, если заказчик при осуществлении закупки обнаружит конфликт интересов, то он обязан отказаться от заключения контракта. Кроме того, следует отметить, что ст.ст. 7.29, 7.30, 7.32 КоАП РФ предусмотрены меры административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Справка об отсутствии конфликта интересов

28 Июня 2020 в 11:36 для тендера — это документ, в котором участник подтверждает, что его должностные лица и выгодоприобретатели не состоят с должностными лицами заказчика в супружеских или родственных связях, способных повлиять на результат закупок. Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Понятие конфликта интересов раскрывается в Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 10). Конфликт интересов — это противоречие между интересами государства, государственного органа, общества и собственными интересами должностного лица, когда личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет на надлежащее исполнение им своих обязанностей.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов или каких-либо преимуществ чиновником или его родственниками и близкими. Статья 11 закона 273-ФЗ регулирует порядок предотвращения конфликта интересов.

Гражданские и муниципальные служащие, работники Центрального банка РФ, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда обязаны уведомить работодателя о возникновении подобной ситуации в установленном порядке.

В приказе Минфина России от 07.03.2018 № 44н, например, предусмотрена подача письменных справок — уведомлений в отдел по профилактике коррупционных нарушений. В свою очередь, работодатель обязан принимать меры по выявлению потенциально конфликтогенных ситуаций, которые приводят к конфликту интересов и его предотвращению: устранение должностного лица от должностных обязанностей, перевод на другую должность. Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет его увольнение по .

После увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин, чья должность включена в перечень (указ президента РФ от 18.05.2009 № 557), в течение двух лет после увольнения вправе работать по трудовому договору или выполнять работы (оказывать услуги) стоимостью более 100 000 рублей в течение месяца на условиях гражданско-правового договора, в организации, управление или контроль которой входили в его должностные обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих. Комиссия предоставляет письменное разрешение или отказывает гражданину, если посчитает, что его работа повлечет личный конфликт с его должностными обязанностями.

Бывший государственный или муниципальный служащий при приеме на работу обязан уведомить организацию о своем предыдущем месте работы — написать письмо об отсутствии конфликта интересов и запросить разрешение у комиссии по урегулированию конфликта выполнять эту работу. Работодатель, со своей стороны, при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с таким работником в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок письмом сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы.

Справка, по постановлению правительства РФ от 21.01.2015 № 29, оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей). Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

В справке содержатся следующие сведения:

  1. фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  2. число, месяц, год и место рождения;
  3. наименование организации (полное и сокращенное — при наличии).
  4. должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

Если заключен трудовой договор, указываются дополнительно:

  1. наименование должности;
  2. дата и номер приказа о приеме на работу;
  3. дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен;
  4. должностные обязанности.

Если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, указываются:

  1. срок;
  2. предмет;
  3. дата и номер гражданско-правового договора;
  4. стоимость.

Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность работодателя по в виде штрафа на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей. Законодательство, регулирующее закупки для государственных и муниципальных нужд, тоже содержит требование к его участникам — отсутствие между ними и заказчиком конфликта интересов.

Конфликт интересов в сфере закупок — это противоречие между имущественными интересами заказчика и личной заинтересованностью должностного лица заказчика, способное повлиять на результат закупок, на выбор победителя. Личная заинтересованность основывается на близких связях такого лица с участником закупок.

П. 9 ч. 1 статьи 31 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ содержит перечень таких лиц и виды отношений между ними. Субъекты со стороны заказчика Субъекты со стороны участника Виды отношений

  1. контрактный управляющий
  2. руководитель контрактной службы заказчика;
  3. руководитель заказчика;
  4. член комиссии по осуществлению закупок;
  1. руководитель учреждения или унитарного предприятия;
  2. члены коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
  3. единоличный исполнительный орган (руководитель) хозяйственного общества;
  4. индивидуальный предприниматель.
  5. выгодоприобретатели;

Супружеские Близкого родства (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), братья и сестры, усыновители и усыновленные) Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованию, указанному в п.

9 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Несоответствие участника закупки этому правилу является основанием для отклонения заявки такого участника (пункт 2 части 6 статьи 69 закона № 44-ФЗ). В Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

такого требования к участникам закупок нет.

Но заказчики вправе устанавливать его в своих положениях о закупках. Например, в положении о закупках, утвержденном решением совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 № 31568, нет какого-либо образца справки об отсутствии конфликта интересов для газпромовских тендеров.

Но в Кодексе корпоративной этики, утвержденном решением совета директоров от 25.02.2014 № 2303, содержится запрет для его работников представлять Газпром в отношениях с организациями, в деятельности которых они имеют личный интерес, отличный от интересов компании, включая случаи преобладающего участия в уставном капитале, органах управления самих работников, их близких родственников и членов семьи.

В Кодексе утверждена форма обязательства работников соблюдать все его требования. Чтобы подтвердить соответствие требованиям п. 9 ч. 1 ст. 31 закона 44-ФЗ, необходимо:

  • Написать наименование заказчика.
  • Подтвердить в тексте письма отсутствие конфликта интересов.
  • Подписать уполномоченным лицом и поставить печать.
  • Составить справку на фирменном бланке, указать исходящий номер и дату.

В законодательстве не решен вопрос, сколько действует справка об отсутствии конфликта интересов для тендера, но ответ на него дала судебная практика.

Участник закупки обязан соответствовать требованиям, предусмотренным законом № 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя (п. 5 обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016).

Если в этот период обстоятельства изменились (например, супруг члена закупочной комиссии приобрел более 10% доли в уставном капитале ООО), то участник обязан сообщить об этом или отозвать заявку.

Если он не сделает этого, то комиссия заявку отклонит.

Автор: Действительна ли доверенность при смене паспорта (доверенного лица или доверителя) — да, это обстоятельство не влечет за собой прекращение действия документа. 04 Июня 2021 в 11:30 Перечень сведений конфиденциального характера — это список видов информации, которая не подлежит огласке (в отличие от общедоступной).

Допуск к ней регулируется федеральным законодательством. 04 Июня 2021 в 11:24 Закрытие ООО при отсутствии деятельности — определенный порядок действий по исключению организации из ЕГРЮЛ. Может осуществляться как по решению участников общества, так и налоговой инспекции.

01 Июня 2021 в 10:57 Доверенность на получение посылки — это документ, с помощью которого адресат почтового отправления уполномочивает другое лицо забрать его вместо себя. Такой документ удостоверяется нотариально, когда его выдает гражданин, в случае если его выдает компания — нотариальное удостоверение необязательно. 28 Мая 2021 в 13:17 Доверенность на получение товара онлайн — это документ, созданный с помощью функционала специальных интернет-ресурсов, по которому сотрудник организации вправе выполнить приемку той или иной продукции от имени работодателя.