Излишки бензина при списании гсм

Излишки бензина при списании гсм

Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете


Важное 28 сентября 2018 г. 14:14 Автор: Ларцева Л. , эксперт журнала Журнал «» № 9/2018 Обязаны ли автономные учреждения при списании ГСМ применять нормы расхода, утвержденные Минтрансом? Какие формы путевых листов используют автономные учреждения для подтверждения расходов на ГСМ? Каков порядок отражения расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете?

Ответы на эти и другие вопросы – в статье. Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации).

Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразу­мевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д. Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям.

Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.

Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:

  1. Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).
  2. Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);

Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02-10-010/55111). Если Распоряжением № АМ-23-р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива?

В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные документы служат основанием для принятия факта хозяйственной жизни к учету.

Основным первичным документом в целях учета работы служебного автотранспорта и списания ГСМ является путевой лист.

К учету принимаются путевые листы, оформленные надлежащим образом. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152). Согласно данному документу к обязательным реквизитам путевого листа относятся следующие: Обязательный реквизит Пояснения Наименование и номер путевого листа В наименовании отражается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля и т.

п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации Сведения о сроке действия путевого листа Такие сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства Отражаются наименование, , местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица Сведения о транспортном средстве В качестве таких сведений указываются: – тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; – государственный регистрационный знак транспортного средства; – показания одометра (полные км пробега) при выезде транспорта из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); – дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку; – дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ) Сведения о водителе Отражаются Ф.

И. О. водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя Помимо перечисленных реквизитов, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В настоящее время унифицированных форм путевых листов, обязательных для применения государственными (муниципальными) учреждениями, не установлено. Исходя из этого в целях определения объемов израсходованных ГСМ, подлежащих списанию, указанные учреждения вправе:

  1. воспользоваться формами путевых листов (ф. 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление № 78) (Письмо Минфина РФ от 03.10.2012 № 02-06-10/4066);
  2. применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, при условии включения в них обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152 (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов»). Причем применение таких форм учреждениям целесообразно закрепить в учетной политике.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом.

Выдача путевых листов подлежит регистрации в соответствующем журнале. Должностное лицо, ответственное за выдачу путевых листов, обязано оформить «путевку» до выдачи ее водителю и зарегистрировать выданный документ в журнале. Все вносимые в путевой лист изменения (исправления) подтверждаются подписью водителя и лица, ответственного за выдачу путевых листов.

Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет. В случае утраты или порчи путевого листа дубликат выдается только после проведения проверки обстоятельств пропажи (порчи), установления виновных лиц и принятия к ним соответствующих мер ответственности. Отражение операций по списанию ГСМ в бухгалтерском учете Для отражения поступивших ГСМ в бухгалтерском учете предназначен счет 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» (п.

117, 118 Инструкции № 157н). Расходы автономного учреждения на приобретение ГСМ отражаются:

  1. по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» – в случае приобретения горюче-смазочных материалов в соответствии с закупкой, осуществляемой учреждением (уполномоченным на то работником учреждения) как юридическим лицом;
  2. о КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» – в случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение ГСМ с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Указанные коды видов расходов применяются в увязке:

  1. со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (применяется в 2018 году);
  2. с подстатьей 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (применяется с 2020 года).

В соответствии с п.

108 Инструкции № 157н списание ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Учреждение выбирает один их методов списания и закрепляет его в учетной политике.

Причем применение выбранного метода должно осуществляться в течение финансового года непрерывно. Списание ГСМ в пределах установленных норм отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующей корреспонденцией счетов (п. 37 Инструкции № 183н): Дебет счета 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272) Кредит счета 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения» В автономном учреждении списание бензина осуществляется по фактическому расходу, но не выше норм, установленных Распоряжением № АМ-23-р.

Рассчитанная с учетом данного документа норма расхода ГСМ по служебному автомобилю («Волга Сайбер» 2.4) составляет 10 л/100 км. Согласно представленному путевому листу фактический расход топлива равен 25 л.

Пробег автомобиля за время поездки, зафиксированный в «путевке», – 250 км, что соответствует показаниям спидометра.

Согласно учетной политике списание ГСМ осуществляется по средней фактической стоимости бензина, которая составляет 40 руб./л.

Операции по списанию осуществляются в рамках основной деятельности по выполнению государственного задания. Расходы на ГСМ непосредственно связаны с осуществлением данной деятельности. В данном случае фактический расход бензина не превышает установленной нормы – 10 л/100 км (250 км / 25 л). В связи с этим операция по списанию ГСМ отражается следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

В связи с этим операция по списанию ГСМ отражается следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Списан израсходованный бензин (25 л x 40 руб./л) 4 109 60 272 4 105 33 000 1 000 Списание ГСМ при превышении предусмотренных норм.

Если фактический расход топлива согласно путевому листу превысил расход топлива, рассчитанный по установленной Распоряжением № АМ-23-р норме, то списание указанного превышения (перерасхода) производится по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в определенной местности (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 02-06-10/3056). Утвержденные согласно распоряжению руководителя учреждения нормы расходования ГСМ, превышающие установленные Распоряжением № АМ-23-р, могут подтверждаться в том числе контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями по обращению юридических лиц, осуществляющими исследования по соблюдению владельцами транспортных средств правил их эксплуатации с целью избежания перерасхода топлива. При установлении вины водителя, допустившего перерасход топлива при ненадлежащей эксплуатации служебного автомобиля, сумма выявленного перерасхода отражается в бухгалтерском учете учреждения как недостача и взыскивается с водителя в преду­смотренном порядке.

Порядок отражения перерасхода топлива рассмотрим на примере. Водителю автомобиля ГАЗ-3110, принадлежащего автономному учреждению, выписан путевой лист для поездки в областной центр. Цель поездки – посещение семинара бухгалтером данного учреждения.

Согласно оформленному путевому листу за время поездки указанным автомобилем пройдено 270 км. Фактический расход бензина составил 40 л при норме 35 л (норма расхода топлива равна 13 л/100 км). Перерасход бензина составил 5 л.

Рыночная цена бензина на момент обнаружения перерасхода – 41 руб./л. Учетная стоимость бензина равна 40 руб./л. По решению руководителя перерасход бензина списан. Рыночную стоимость перерасходованного бензина водитель внес в кассу. Стоимость бензина отражается в составе общехозяйственных расходов, учитываемых при формировании себестоимости услуг, оказываемых учреждением в рамках выполнения государственного задания.

Стоимость бензина отражается в составе общехозяйственных расходов, учитываемых при формировании себестоимости услуг, оказываемых учреждением в рамках выполнения государственного задания.

В данном случае операции по списанию ГСМ отразятся следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Списан бензин по норме (по учетной стоимости) (35 л x 40 руб./л) 4 109 80 272 4 105 33 000 1 400 Принят к учету перерасход бензина по вине водителя (по рыночной стоимости) ((40 — 35) л x 41 руб./л) 2 209 74 000 2 401 10 172 205 Списан перерасход бензина по решению руководителя 4 401 10 172 4 105 33 000 205 Внесена водителем в кассу перерасходованного бензина 2 201 34 000 2 209 74 000 205 В соответствии с п.

1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.

270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.

265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе согласно договору).

Также стоит отметить, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Расходы на ГСМ могут быть включены в расчет базы по налогу на прибыль только в том случае, если они произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и направлены на ее осуществление. Расходы на ГСМ, произведенные автономным учреждением за счет субсидий, выделенных из бюджета, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71).

* * * При осуществлении операций по списанию ГСМ автономным учреждениям необходимо иметь в виду следующие особенности: 1) при расчете расхода топлива целесообразно учитывать нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р. Если на необходимый транспорт нормы расхода указанным документом не установлены, учреждения праве разработать собственные нормы; 2) для документального подтверждения произведенных расходов учреждения вправе использовать формы путевых листов, преду­смотренные Постановлением № 78, либо разработать такие формы самостоятельно, указав в них обязательные реквизиты; 3) топливо, израсходованное в пределах установленных норм, списывается в расходы текущего финансового года. При обнаружении перерасхода ГСМ выявляются его причины.

Если перерасход совершен по вине водителя, то его сумма отражается как недостача и взыскивается с виновного лица; 4) при исчислении налога на прибыль расходы на ГСМ, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности, учитываются на основании пп.

11 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они обоснованны и документально подтверждены.

Излишнее списание ГСМ

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд пришел к выводу, что предписание Управления Федерального казначейства по области подразделению казенного учреждения с требованием о принятии мер к возмещению в доход федерального бюджета стоимости излишне списанного ГСМ неисполнимо как в связи с отсутствием времени, необходимого для запроса дополнительного финансирования у главного распорядителя бюджетных средств, так и по причине отсутствия полномочий у подразделения казенного учреждения по составлению сметы доходов и расходов в пределах доведенных лимитов финансирования.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В результате применения завышенной базовой нормы расхода бензина излишне списан ГСМ Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В предложенном издании подробно рассмотрены вопросы организации учета горюче-смазочных материалов в организациях: описаны правила учета ГСМ, приобретенных за наличные и по безналичному расчету — по талонам и с использованием платежных карт; изложены методы формирования фактической стоимости ГСМ, если они приобретены по фактическим или по учетным (плановым) ценам; указаны нормы расхода топлива и первичные учетные документы, подтверждающие расход ГСМ; освещен порядок списания ГСМ в производство и особенности отражения реализации излишков ГСМ.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ГСМ выше стоимости ГСМ, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц. Порядок списания недостач и прихода излишков ГСМ определен действующим «Положением о бухгалтерских отчетах и балансах». При выявлении неправильного или несвоевременного отнесения затрат на себестоимость продукции или выявлении в результате инвентаризации или проверки недостач (излишков) сырья, материалов, топлива и готовой продукции в цехах и на складах предприятий, а также в случае выявления ошибок в учете затрат, относящихся к предыдущим периодам, должны быть произведены необходимые исправления в себестоимости продукции отчетного месяца.

Как происходит списание ГСМ по путевым листам

4186 Содержание страницы Путевой лист – проверенный временем и учетной практикой документ. Он позволяет учитывать расход транспортными средствами ГСМ, проводить списание, обосновывать включение затрат на ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете.

По данным путевых листов рассчитывается объем потребляемого автомобилями топлива, а зная его стоимость, можно определить и показатель затрат на ГСМ. Каков порядок использования путевых листов в учете и расчетов по ним, какова нормативная база списания – этим вопросам посвящена наша статья.

Кроме того, на примере будет показано, как списать ГСМ бухгалтеру по данным путевых листов.

Как учесть влияние зимних условий ? Списание топлива, как и других видов ТМЦ, осуществляется на основании акта на списание.

Путевые листы, так называемые путевки, сами по себе не являются основой для списания ГСМ, но вышеназванный акт составляется именно по данным, содержащимся в них. Путевой лист имеет несколько унифицированных форм, отражающих особенности автомобиля, тарификации работы водителя, организационно-правовой формы применяющей его фирмы: на легковое авто, легковое авто ИП, грузовые автомобили, спецмашины и пр. Вопрос: Как отразить в учете списание ГСМ (топлива), приобретенных за наличный расчет?

Стоимость ГСМ в количестве 125 л, приобретенных водителем служебного автомобиля за наличный расчет за счет денежных средств, полученных под отчет, составила 5 000 руб. Приобретение ГСМ на эту сумму подтверждено авансовым отчетом работника с приложенным чеком ККТ, выданным организацией розничной торговли (АЗС). В чеке сумма НДС не выделена (продавец ГСМ применяет УСН).

Расход ГСМ в количестве 100 л подтвержден путевым листом, также приложенным к авансовому отчету. В налоговом учете применяется метод начисления. Применение этих форм в учете:

  1. обязательно для фирм-перевозчиков, если перевозки являются основным видом их деятельности (пр. №152 от 18/09/08 г. Минтранса);
  2. необязательно, если автомобиль используется для производственных, служебных нужд фирмы.

Во втором случае допустимо разрабатывать собственные бланки путевок, с учетом требований ФЗ-402 «О бухучете», однако на практике для учета и списания ГСМ часто берутся все те же унифицированные бланки.

Стоит отметить, что с 1.03.19 г. приказом Минтранса №467 в порядок заполнения ПЛ внесены изменения, к примеру, отменяется возможность заполнения одного документа на месяц, как было раньше. Организации, не являющиеся транспортными, могут оформлять этот документ с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить затраты на ГСМ, не руководствуясь приказами Минтранса.

Такой вывод можно сделать из писем Минтранса, и судебных решений (пост. ФАС ВВО А38-4082/2008-17-282-17-282 от 27/04/09 г.). Путевые листы фиксируются в журнале их учета.
Как признавать ? ВАЖНО! Образец акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен Если обратиться к бланку путевого листа и к требованиям, содержащимся в приказе №152, путевой лист отражает следующие сведения, необходимые для учета ГСМ:

  1. остаток топлива в баке, выдачу, остаток на момент закрытия ПЛ;
  2. данные спидометра на начало и на конец движения.

Расход ГСМ можно исчислить как непосредственно по этим данным, так и по нормативам, определяющим, сколько топлива использует тот или иной автомобиль на километр пути (нормы Минтранса, документы АМ-23-Р от 14/03/08 г., НА-51-р от 6/04/18 г.).

ВАЖНО! Образец ведомости списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен Нормы носят рекомендательный характер, и, если фирма может обосновать иные цифры расхода топлива либо автомобиля, который эксплуатируется, нет в нормативных документах, законодательство подобное не запрещает. Обоснование расхода можно оформить на основе:

  1. технической документации ТС;
  2. контрольных замеров расхода топлива в различных погодных и сезонных условиях, оформленных актами комиссии.

Допустимо утвердить один норматив, а затем применять к нему коэффициенты, к примеру, повышающего характера, в зимний период.

Использование норматива расхода ГСМ предполагает регулярные инвентаризации, сверку фактического расхода с расчетными данными. Расценивают топливо для учета затрат чаще всего по средней стоимости. Стоимостное сальдо ГСМ добавляется к стоимости вновь оприходованных ГСМ. Полученное значение делится на сумму оставшихся и поступивших ГСМ в натуре.

Полученное значение делится на сумму оставшихся и поступивших ГСМ в натуре.

Топливо учитывается на активном счете 10/3 и списывается в дебет «затратных» счетов 20, 25, 44 и др. В НК РФ отсутствуют жесткие указания по поводу применения фактических либо расчетных, на основе норм, данных для включения ГСМ в затраты.

Для целей НУ законодательство не запрещает использовать и метод «по факту» и нормирование расходов. Документ АМ-23-Р содержит указание на то, что нормы могут использоваться и в целях НУ, с использованием данных о километраже из путевого листа (Общие положения, п.

3). Определенно можно сказать, что, если организация утвердила нормы расхода топлива, но не соблюдает их и включает завышенные суммы расхода в затраты по НУ, контролирующие органы обратят на это внимание как на нарушение и пересчитают налог в сторону доначисления.

Перевозчики включают суммы, израсходованные на ГСМ, в материальные затраты, фирмы, не занимающиеся перевозками, – в прочие (НК РФ, ст. 254-1, 264-1). На заметку! Кроме путевых листов, для списания ГСМ используют данные тахографов, ГЛОНАСС, систем GPS.

Они могут применяться как вместо путевых листов, так и в комплексе с ними. Поясним на условном примере порядок списания топлива по путевым листам. У ООО «Алмаз» числится на остатке бензин определенной марки 70 л по цене 42 руб.

В текущем месяце было закуплено 100 л топлива той же марки по цене 40 руб., выдано в расход — 40 л.

ГСМ списывается по средней стоимости. Средняя стоимость списания будет равна:

  1. 100 * 40 = 4000 руб.;
  2. 70 + 100 = 170 л;
  3. 6940 / 170 = 40,82 руб.
  4. 2940 + 4000 = 6940 руб.;
  5. 70 * 42 = 2940 руб.;

По фактическому расходу топлива затраты считаются так:

  1. Фактический расход: 5 + 40 — 10 = 35 л.
  2. В путевом листе отражен остаток топлива в баке 5 л, залили 40 л, остаток после рейса — 10 л.
  3. Расценив этот расход по исчисленной себестоимости, получим затраты ГСМ: 35 * 40,82 = 1428,70 руб.
  4. Пусть автомобиль используется для служебных целей заместителем директора, тогда затраты спишутся Дт 26 Кт 10/3 на ОХР.

При расчете по нормативам из документа АМ-23-Р берется формула расчета.

Автомобиль, путевые листы которого мы взяли для расчета, легковой, формула (р.

2 п. 7) будет такая: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D), где:

  1. Hs – норма расхода на 100 км.
  2. S — пробег;
  3. Д – поправочный коэффициент в процентах, установленный в организации;

Сезонный коэффициент D (зимний, повышающий, отражающий повышенный расход бензина) не применяется. Норма расхода для данной модели — 8,8 л. Зафиксированы показания спидометра при выезде — 2510, при возвращении — 2565.

Расчет:

  1. Проводка: Дт 26 Кт 10/3 199,61 руб.
  2. Расход: Qн = 0,01 * 8,8 * 55 * (1 + 0,01) = 0,01 * 8,8 * 55 * 1,01 = 0,01 * 484 * 1,01 = 4,84 * 1,01 = 4,89 л.
  3. 4,89 * 40,82 = 199,61 руб.
  4. Пробег: 2565 — 2510 = 55 км.

Как видно из вышесказанного, вариантов и нюансов списания ГСМ на основании путевок может быть много. Все они должны отражаться в приказе на списание ГСМ.

Документ, подписанный руководителем, служит руководством к действию для бухгалтера компании и обосновывает применение той или иной методики списания, применение корректирующих коэффициентов. Приказ на списание ГСМ не имеет унифицированной формы, составляется по общим правилам делопроизводства. ООО «Алмаз» ПРИКАЗ №3 г. Москва 1 июня 2020 г.

Об установлении норм расхода топлива на легковые автомобили ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Установить норму расхода дизельного топлива на:

  1. Сайбер 2.4 (Chrysler) 11 литров в час.
  2. 21108 «Премьер» (ВАЗ-21128) 9 литров в час;

2.

С 15 октября по 15 апреля увеличить установленные нормы на 11%.

3. Списание ГСМ производить один раз в месяц согласно акту списания. 4. Ответственным за исполнение назначить главного бухгалтера Сидорову А.И.

Директор ООО «Алмаз»: Петровский К.П. С приказом ознакомлена: Главный бухгалтер Сидорова А.И.

ФАЙЛЫ

  • Особое внимание уделяют обоснованию расходов для целей налогового учета.
  • Путевые листы используются для составления акта на списание ГСМ.
  • Нормы расхода топлива утверждаются приказом руководителя организации.
  • Данные путевых листов позволяют списывать ГСМ как по нормам, так и по фактическому расходу топлива.
  • Организация может руководствоваться нормами расхода, утвержденными Минтрансом, а может разработать собственные экономически обоснованные нормы расхода.

Учет гсм и их естественной убыли

Анонсы 6 июля 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

16 июня 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

УЧЕТ ГСМ И ИХ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ Если у компании есть автотранспорт, она, разумеется, приобретает бензин для его эксплуатации. Как отразить стоимость ГСМ в учете?

Как списать топливо, которым заправлен автомобиль, в случае продажи машины? Как применять нормы естественной убыли ГСМ?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье, подготовленной по материалам книги-справочника «Годовой отчет – 2012» издательства «Гарант-Пресс».

Стоимость приобретенного бензина отражают на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо».

В большинстве случаев топливо покупают водители транспорта при его заправке на АЗС. В этой ситуации основанием для оприходования бензина служит авансовый отчет водителя, утвержденный приказом руководителя фирмы, и приложенные к нему чеки ККТ, подтверждающие факт покупки.

Рекомендуем прочесть:  Тесты сложные для юристов в ворде

При этом в подавляющем большинстве случаев водители не получают на АЗС счета-фактуры по купленному топливу. Отметим, что, по мнению Минфина России, в такой ситуации компания не вправе возместить «входной» НДС по этим расходам (письмо Минфина России от 9 марта 2010 г.

№ 03-07-11/51). В то же время есть ряд судебных решений, в которых изложена противоположная позиция.

Так, Президиум ВАС РФ указал, что «счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога» (постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г.

№ 17718/07). Пример На балансе компании числится легковой автомобиль. Для его заправки водителю выдано в подотчет 4500 руб.

Водителем было приобретено 80 л топлива стоимостью 35,40 руб./л (в том числе НДС – 5,40 руб.). В бухгалтерию представлены чеки ККТ, подтверждающие покупку бензина, в которых выделена сумма «входного» НДС. Во избежание налоговых рисков компания не принимает к вычету НДС по расходам на приобретение бензина без счета-фактуры.

При выдаче средств, а также оприходовании топлива (на основании авансового отчета водителя и приложенных к нему документов) бухгалтер сделает проводки: Дебет 71 Кредит 50 – 4500 руб. – выданы средства на покупку бензина; Дебет 19 Кредит 71 – 432 руб.

(5,40 руб. х 80 л) – учтен «входной» НДС по бензину; Дебет 10-3 Кредит 71 – 2400 руб. ((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 80 л) – оприходовано топливо; Дебет 91-2 Кредит 19 – 432 руб.

– списан «входной» НДС по бензину.

Водитель предоставил путевой лист, согласно которому им было израсходовано 65 л бензина. Списание топлива бухгалтер оформит записью: Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3 – 1950 руб.

((35,40 руб./л – 5,40 руб.) х 65 л) – списано израсходованное топливо.

В случае продажи автомобиля, топливный бак которого заправлен бензином, топливо подлежит списанию.

В договоре купли-продажи должно быть предусмотрено, что в продажную стоимость автомобиля включено и топливо, которым он заправлен. В этой ситуации списание бензина отражают в том же порядке, что и реализацию ГСМ на сторону.

В противном случае фирма списывает бензин в порядке, который предназначен для отражения операций по безвозмездной передаче материалов.

Пример На балансе компании числится основное средство – автомобиль. Его первоначальная стоимость составляет 560 000 руб. По нему начислена амортизация в размере 220 000 руб.

Компания продает машину стороннему лицу. Ее продажная стоимость составляет 448 400 руб.

(в том числе НДС – 68 400 руб.).

В бак машины заправлено 100 л бензина стоимостью 2800 руб. Операции по реализации транспорта будут отражены записями: Дебет 02 Кредит 01 – 220 000 руб.

– списана амортизация по машине; Дебет 91-2 Кредит 01 – 340 000 руб. (560 000 – 220 000) – списана остаточная стоимость транспорта; Дебет 62 Кредит 91-1 – 448 400 руб.

– отражена выручка от продажи автомобиля и топлива; Дебет 91-2 Кредит 68 – 68 400 руб. – начислен НДС. Ситуация 1 В договоре купли-продажи предусмотрено, что в рамках договора компания продает как сам автомобиль, так и топливо, которым он заправлен. Стоимость топлива включена в продажную цену машины (448 400 руб.).

Списание топлива отражают проводкой: Дебет 91-2 Кредит 10-3 – 2800 руб.

– списана стоимость топлива. Ситуация 2 В договоре купли-продажи не предусмотрено, что в рамках договора компания реализует топливо.

Следовательно, его списание учитывают как безвозмездную передачу. Эту операцию отражают записями: Дебет 91-2 Кредит 10-3 – 2800 руб.

– списана стоимость топлива; Дебет 91-2 Кредит 68 – 504 руб.

(2800 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных ценностей. Если автомобиль приобретен для дальнейшей перепродажи и учтен на счете 41 «Товары», стоимость заправленного в него топлива может быть списана на увеличение фактической себестоимости машины.

Такие расходы можно считать затратами на его предпродажную подготовку. Кроме того, данные затраты могут быть учтены и в составе издержек обращения (счет 44 «Издержки обращения») как расходы, необходимые для проверки качества товаров.

Конкретный порядок учета затрат на заправку машины в этой ситуации должен быть определен в качестве элемента бухгалтерской учетной политики фирмы. Бензин может быть списан и в результате его естественной убыли.

Нормы убыли применяют лишь при выявлении фактических недостач.

Они установлены приказом Минэнерго России от 13 августа 2009 г.

№ 364. Потери могут быть обнаружены при приемке имущества или при проведении инвентаризации.

Как отметил Минфин России в письме от 19 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/195, к естественной убыли не относят потери, которые возникли по следующим причинам: – нарушение требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации при хранении и транспортировке; – повреждение тары; – несовершенство средств защиты товаров от потерь; – состояние применяемого оборудования. Также в нормах убыли не учитывают недостачи, связанные с профилактикой резервуаров, ремонтом, а также любые аварийные потери.

Кроме того, нормы не применяют в отношении запасов, хранящихся в герметичной таре (запаянных с применением герметиков, уплотнений и др.), а также в резервуарах повышенного давления. Применять нормы убыли нефтепродуктов могут далеко не все организации.

Актуальны данные нормы для нефтебаз (складов, хранилищ), автозаправочных станций (автозаправочных комплексов, топливозаправочных пунктов), объектов нефтепродуктопроводного транспорта (отвода). Транспортные компании могут списывать естественную убыль бензина, если они имеют собственные емкости для его хранения и разрешение на закупку и хранение ГСМ. Для каждого вида товаров установлены свои нормы естественной убыли.

Порядок расчета этих лимитов зависит от многих факторов.

Так, на величину норм естественной убыли ГСМ влияет, во-первых, то, к какой группе нефтепродуктов они относятся. Например, бензины автомобильные всех марок, а также газовый конденсат стабильный включены в 1-ю группу. Керосин для технических целей – в 3-ю, а керосины осветительные всех марок – в 4-ю.

Мазуты, а также масла всех марок относятся к 6-й группе.

Во-вторых, на норму естественной убыли нефтепродуктов влияет тип емкостей, в которых они хранятся. Например, выделяют: резервуар наземный стальной, наземный стальной с понтоном, заглубленный. Для некоторых видов нефтепродуктов нормы убыли установлены также и с учетом вместимости этих резервуаров (до 100 м3, от 101 до 400 м3 и т.

д.). В-третьих, на норму убыли влияет срок хранения нефтепродуктов (месяц, более месяца).

В-четвертых, расчет нормы убыли зависит от климатической группы, в которой работает компания.

Таких групп три. Все они перечислены в приложении № 3 к новым нормам естественной убыли.

В частности, к 1-й группе (холодный макроклиматический район) относят Республики Саха (Якутия) и Коми, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую, Мурманскую и Томскую области.

Ко 2-й (холодный умеренный макроклиматический район) – Республики Алтай, Бурятия, Карелия, Тыва, Башкортостан и Татарстан, Алтайский и Забайкальский края, Архангельскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Московскую и Нижегородскую области и др. В 3-ю группу (теплый умеренный макроклиматический район) входят Республики Калмыкия, Адыгея, Дагестан и Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области и др. И, в-пятых, величина нормы естественной убыли определяется в зависимости от времени года, в течение которого хранятся те или иные виды ГСМ.

Выделяют два периода: осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября).

При переходе из одного сезона в другой принимают большую величину убыли нефтепродукта.

Если время хранения попадает на разные периоды года, потери исчисляют отдельно по каждому периоду. В случае если температура хранимого запаса нефтепродукта превышает 30°C, независимо от времени года применяют нормы весенне-летнего периода, увеличенные в 1,5 раза (примечание к нормам убыли нефтепродуктов при хранении, утвержденным приказом Минэнерго России от 13 августа 2009 № 364).

Итак, определив норму естественной убыли того или иного нефтепродукта, можно рассчитать его естественную убыль. Для этого необходимо умножить данную норму (она установлена в кг/т) на массу ГСМ в тоннах.

В результате получим, сколько килограммов нефтепродукта убывает в месяц естественным путем. Пример Транспортная компания работает на территории Астраханской области. Фирма имеет собственные емкости для хранения бензина вместимостью 500 м3 каждая.

В период с 1 ноября по 31 декабря (2 месяца в осенне-зимний период) в этих емкостях хранилось 50 т топлива.

В результате инвентаризации была выявлена недостача бензина в размере 45 кг.

Себестоимость 1 кг топлива равна 20 руб. Рассчитаем естественную убыль топлива в пределах норм. Недостача бензина в первый месяц хранения составила: 50 т х 0,306 кг/т = 15,3 кг.

Во второй месяц хранения: (50 т – 0,0153 т) х 0,225 кг/т = 11,25 кг.

Общее количество недостающего бензина в пределах норм естественной убыли составит: 15,3 + 11,25 = 26,55 кг. Сверхнормативная убыль равна: 45 – 26,55 = 18,45 кг.

Стоимость убывшего бензина составила: – в пределах норм: 26,55 кг х 20 руб./кг = 531 руб.; – сверх норм: 18,45 кг х 20 руб./кг = 369 руб. Виновник сверхнормативной недостачи не установлен. Бухгалтер компании сделает записи: Дебет 94 Кредит 10-3 – 900 руб.

(531 + 369) – списана стоимость недостающего бензина; Дебет 20 Кредит 94 – 531 руб. – недостача бензина списана в пределах норм естественной убыли; Дебет 91-2 Кредит 94 – 369 руб. – списана сверхнормативная недостача топлива.

По материалам книги «Годовой отчет – 2012» издательства «Гарант-Пресс» © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Пример списания ГСМ по путевому листу

Все организации, которые по роду своей деятельности пользуются различными видами автомобильного транспорта, обязаны вести точный учет и строгий контроль расходов горюче-смазочных материалов.

Операции, связанные с движением транспорта, отражает путевой лист.Итак, на предприятии ОАО «Заря» (Челябинская область) в учетной политике прописан вариант списание затрат на моторное топливо – по средней себестоимости. Предприятие крупное и предусматривает частые служебные поездки на автомобиле ВАЗ-2123 «Шевроле Нива». В июне 2017 года водитель заправил машину на 300 литров бензина с учетом НДС на итоговую сумму 114000.

При этом на начало месяца в бензобаке было 50 литров, цена которого составляет 40 рублей за один литр.Приобретенный бензин отражается следующими проводками:Д10 К60 – 9234Д19 К60 – 2166 Теперь рассчитаем среднюю стоимость бензина в июне:(50*40+9234)/(50+300)=11234/350= 32,1 рублей за литрПроизведем списание горючего по факту: в июне водитель по служебным делам совершал один выезд. В баке по данным путевки был остаток 10 литров, получено 20, а остаток при заезде в гараж составил 15 литров.По факту было потрачено:10+20-15=15 литровА значит, сумма списания будет равна:15 литров *32,10= 481,5 рубля (Д26 К10 – списано топливо на общехозяйственные нужды).Списание ГСМ по нормативам производится, когда в путевке не отражено движение топлива. В таком случае для этого бухгалтеру нужно знать показания одометра на автомобиле.Перед поездкой показатель составил 6000 км, а по возвращении в гараж 6070 км, т.е.

за поездку водитель откатал 70 км.По нормативу топливо на автомобиле «Шевроле Нива» расходуется 10,9 литра на 100 км, поправочный коэффициент составляет 10% (берется из распоряжения). Эти показатели отражены в распоряжении №АМ-23-р Q=0,01*HS*S* (1+0,01*D), где

  1. HS – норма расхода ГСМ;
  2. S – пробег автомобиля;
  3. D – поправочный коэффициент.
  4. Q – искомый расход топлива по нормативу;

Производим расчет и для начала узнаем расход бензина:0,01*10,9*70*(1+0,01*10%)=8,4 литраСумма к списанию составит 8,4*32,10=269,64Проводка для бухгалтера следующая: Д26 К10 – списан бензин на общехозяйственные нужды.Таким образом, учет ГСМ и списание расходов по нему должны производиться на каждом предприятии, где есть транспортные средства, независимо от того, какой способ заправки используется топливные карты или наличные средства. Списывать бензин нужно на основании подтверждающего документа – путевого листа или иных систем, позволяющих определить пройденное автомобилем расстояние, например, ГЛОНАСС.