Как написать в характеристики на семью что родители пьют

Как написать в характеристики на семью что родители пьют

Характеристика на неблагополучную семью — правила составления, обязательные пункты, образец


Семья – это основной институт в жизни каждого человека. Именно в ней формируются основы личности, закладываются правила дальнейшего поведения индивидуума в обществе. Однако не всегда условия в семье подходят для содержания в ней ребенка.

Выявлением таких неблагополучных семей и работой с ними занимаются органы опеки. Если они делают вывод о том, что родители не выполняют своих обязанностей, возникает вопрос об изъятии ребенка из семьи. При таких обстоятельствах важную роль играет характеристика на неблагополучную семью.

Бесплатная консультация юриста по телефону По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер Важно знать, как понять, что семья является проблемной, и несовершеннолетнему опасно в ней находиться.

Это можно заметить по внешнему виду, поведению и эмоциональному состоянию детей.

В подобной семье родители не справляются со своими обязанностями по содержанию и воспитанию ребенка (детей), а отношения между ее членами нарушены. Дисбаланс в семейных отношениях накладывает серьезный отпечаток на личности ребенка и может выражаться в следующих формах:

  1. эмоциональная отверженность. При этом элементы заботы о ребенке могут присутствовать: родители обеспечивают его базовые потребности, но ведут себя с ним эмоционально холодно, отчужденно, нередко с примесью раздражения, в результате чего малыш чувствует себя ненужным, лишним;
  2. отсутствие присмотра за несовершеннолетним: ребенок проводит большую часть своего времени на улице без контроля со стороны родителей, не удовлетворяются его основные потребности в еде и одежде. У таких детей нет навыка нормального общения с другими людьми, родители не оказывают им эмоциональной поддержки;
  3. насилие в семье – это самая крайняя и тяжелая форма нарушения семейных отношений. Насилие может быть как физическим, так и психологическим. Ситуация крайне опасна, так как в данном случае есть угроза жизни и здоровью ребенка.

Кроме того, возможны ситуации, когда родители нормально относятся к ребенку, удовлетворяют его основные потребности, но все время конфликтуют между собой, применяя насилие друг к другу, при этом допуская серьезные ошибки в процессе воспитания.

Это вносит дисбаланс в жизнь малыша, вызывая у него эмоциональные расстройства. Такие проблемные семьи можно разделить на две категории:

  1. с видимыми проблемами: когда родители имеют низкий социальный статус, употребляют спиртное, имеют доход ниже прожиточного минимума;
  2. со скрытыми проблемами: внешне такие семьи не вызывают вопросов, производят хорошее впечатление, у них отсутствуют финансовые трудности. Но внутри их отношения между собой противоречат нормам поведения в обществе. Выявить такие случаи гораздо сложнее.

Безусловно, к вопросу о закреплении за семьей статуса неблагополучной подходить нужно очень взвешенно, всесторонне и объективно, изучив все обстоятельства. Это связано с тем, что отнесение к данной категории влечет за собой ряд негативных последствий.

Но вместе с тем, нельзя недооценивать риски, связанные с нахождением ребенка в такой семье.

Чаще всего попечительские организации узнают о проблемах в семье из учебных заведений, медицинских организаций, комиссий по делам несовершеннолетних.

В школах определить, что у ребенка сложные отношения в семье, можно по следующим признакам:

  1. у малыша наблюдается испуг при повышении голоса или резких движениях;
  2. у несовершеннолетнего есть следы побоев на лице и теле;
  3. малыш выглядит усталым и сонным;
  4. умственное развитие находится на низком уровне, существенно ниже, чем у сверстников.
  5. двигательные функции заторможены;
  6. у ребенка наблюдаются признаки физического истощения;
  7. ребенку тяжело излагать свои мысли, нарушена речь;

В медицинских организациях можно сделать вывод о плохих условиях в семье по системным заболеваниям несовершеннолетнего, внешнему виду, недобору веса.

Комиссии по делам несовершеннолетних оповещают службу опеки о фактах совершения правонарушений ребенком. После выявления неблагополучной семьи разрабатывается и применяется на практике комплекс мер, направленных на нормализацию жизни семьи и отношений в ней. Родителям помогают найти работу, с ними работают психологи и т.д.

Родителям помогают найти работу, с ними работают психологи и т.д. Самая жесткая из этих мер – изъятие ребенка из семьи и лишение отца и матери родительских прав.

Она применяется в том случае, если остальные усилия социальных служб не принесли результата. Нередко взрослые члены неблагополучных семей не любят вмешательства в свою жизнь и всячески препятствуют ему.

В связи с этим характеристику бывает довольно проблематично составить. В этом процессе принимают участие социальные педагоги, психологи, сотрудники органов опеки и комиссий по делам несовершеннолетних, учителя, воспитатели.

Бесплатная консультация юриста по телефону По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер В документе излагается информация, полученная в результате разговоров с членами семьи, осмотра бытовых условий проживания ребенка.

Характеристика неблагополучной семьи составляется по следующему плану:

  1. в начале документа указывают полное имя, фамилию и отчество, дату и место рождения всех членов семьи. Прописывают их образование, место работы или учебы;
  2. описывается социально-бытовая ситуация, в которой проживает ребенок;
  3. дается характеристика эмоционального состояния в семье, отношениям между ее членами;
  4. после этого расписываются причины, которые послужили основанием для отнесения семьи к категории неблагополучных: низкий уровень доходов, безработица, употребление алкоголя, скандалы, равнодушное отношение к детям и т.д.;
  5. после раскрывают особенности личности ребенка, желательно при этом основываться на выводах психолого-педагогического освидетельствования и т.д.;
  6. в заключительной части документа описываются отношения несовершеннолетнего с преподавателями и одноклассниками. Есть ли у него приятели, круг общения, свободно ли он чувствует себя в коллективе, как находит общий язык с другими детьми.
  7. затем следует детально остановиться на трудностях и успехах в учебном процессе несовершеннолетнего: его оценки, тяга к дисциплинам, заинтересованность в общественной жизни учебного заведения, обязанности, которые он выполняет в классе и т.д.;

Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то необходимо указать, почему так случилось, с какого времени и как относятся родители к этой ситуации.

Важно прописать, присутствуют ли они на заседаниях комиссии, какие видят пути решения данной проблемы.

Если у несовершеннолетнего наблюдается девиантное поведение, то нужно установить его причины, так как оно может являться результатом неправильного поведения взрослых, проживающих с ним. В качестве вывода можно сделать прогноз о дальнейшей участи ребенка, которая будет ожидать его, если ситуацию оставить как есть. Родители — Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, образование, место работы, контактный телефон каждого.

Другие члены семьи — Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, образование, место работы, контактный телефон (если есть). Семья живет в частном доме по адресу… В доме одна комната и кухня. Спальное место для ребенка отгорожено шкафом.

Отопление печное, вода не проведена. Состояние жилья неудовлетворительное: в доме грязно, помещение захламлено, требуется ремонт.

У ребенка нет письменного стола, для выполнения домашних заданий использует кухонный стол. Атмосфера не способствует благоприятному проживанию и развитию детей. Семья испытывает финансовые трудности.

Уровень материального обеспечения ниже прожиточного минимума.

Ребенок не обеспечен базовыми вещами. Одет плохо, канцелярских товаров для учебы недостаточно.

Родители злоупотребляют алкоголем, часто конфликтуют между собой. Эмоциональный климат в семье тяжелый.

Доминирует попустительский тип воспитания. Психологическая атмосфера в семье не стабильная, тяжелая, мать и отец уделяют мало времени ребенку, не контролируют посещение занятий, выполнение домашней работы, не занимаются воспитанием.

Ребенок замкнут, пассивен, плохо идет на контакт, наблюдается расстройства речевого спектра.

У него нет друзей в классе, он часто является объектом насмешек со стороны других детей. Ребенок невнимателен, в учебе не заинтересован, нередко пропускает занятия.

Домашнюю работу выполняет нерегулярно, успеваемость низкая. За учебной деятельностью родители не следят, не интересуются достижениями ребенка. На родительских собраниях родители не появляются, с учителем контактируют редко. На замечания со стороны классного руководителя реагируют негативно. С родителями неоднократно беседовал классный руководитель, приходил в семью, предпринимались попытки оказать педагогическую и психологическую помощь ребенку и родителям.

С родителями неоднократно беседовал классный руководитель, приходил в семью, предпринимались попытки оказать педагогическую и психологическую помощь ребенку и родителям. Однако никаких перемен не наблюдается. Работа с неблагополучными семьями — дело ответственное и очень тяжелое.

И составление характеристики является важным моментом, поэтому очень важно подходить к этому максимально объективно, основываясь на выводах психологов, педагогов, тщательном обследовании жилья, беседы с несовершеннолетним.

Главное — оказать помощь ребенку, по возможности сохранив семью, помочь выйти родителям из кризисной ситуации.

Со стороны органов опеки должен осуществляться контроль, чтобы несовершеннолетний находился в комфортных условиях. Лишение родительских прав должно быть крайней мерой, когда никакие другие методы воздействия на взрослых членов семьи не работают.

0,00, (оценок: 0)

Загрузка. Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Характеристика на родителя: образец.

Как написать характеристику на родителей

Характеристика на родителя — важнейший документ, который представляет социально-психологические черты матери или отца с точки зрения их воздействия на воспитание ребенка.Выполнение функций родительства, психологическая атмосфера в семье — все это влияет на развитие подрастающего поколения. Именно поэтому адекватное представление этих характеристик помогает понять, насколько реализованы потребности ребенка и справляются ли родители с возложенными на них обязанностями в целом.Характеристика на родителя ребенка составляется в довольно свободной форме, но есть некоторые данные, которые должны в обязательном порядке быть представлены.

К ним относятся:

  1. выполнение материальной функции (наличие постоянного заработка, материальное состояние семьи в целом);
  2. психологические характеристики и методы воспитания ребенка.
  3. состояние здоровья (наличие или отсутствие заболеваний, которые оказывают влияние на работоспособность человека или влияют на психологическое самочувствие членов семьи);
  4. анкетные данные о родителе (ФИО, дата рождения, род и сфера занятости);

Характеристика на родителей ученика должна показывать, каким образом их род деятельности и способ общения в семье влияет на развитие ребенка, а также предоставлять выводы о благополучии или неблагополучии семьи.Характеристика на родителей, образец которой будет предоставлен в нашей статье, должна строиться на данных о самих родителях и указывать, к какой из следующих категорий можно отнести семью:

  1. по типу взаимоотношений — гармоничная, конфликтная, неустойчивая.
  2. от социально-правовой устойчивости семьи — социально устойчивая/неустойчивая семья с благополучным/неблагополучным воспитательным потенциалом (указать причины этих явлений);
  3. в зависимости от структуры — с уточнением, по какой причине отсутствует один из родителей, существует ли с ним связь;
  4. от материальной обеспеченности — семья с высоким/средним/низким материальным достатком.

    Важно отметить род деятельности родителя и его участие в материальном благополучии;

Описывая психологические черты родителей, что оказывают влияние на воспитание ребенка, следует обратить внимание на следующие:

  1. выполнение функции эмоциональной поддержки ребенка, степень заинтересованности им;
  2. (какие сферы в жизни являются приоритетными для родителя);
  3. способ действия в конфликтных ситуациях (насилие, компромисс, избегание конфликтов);
  4. черты характера родителя.
  5. характер общения с ребенком (авторитарность, демократизм, либеральность);

на родителя должна показывать, насколько ребенку эмоционально комфортно находиться в семье, какой пример поведения подает ребенку отец или мать, как происходит трансляция общечеловеческих ценностей в семье.Характеристика на родителей положительная, как правило, не может быть составлена в том случае, присутствуют признаки самых распространенных негативных явлений в жизни семьи:

  • Выраженная конфликтность семьи — применение насилия между родителями или по отношению к ребенку, семьи в стадии развода.
  • Родители с низкой педагогической грамотностью.

    В этом случае следует отметить, какая сфера жизни ребенка страдает, если у него имеются признаки педагогической запущенности.

  • Алкогольная или наркотическая зависимость родителей. В этом случае следует указать, как ребенок переживает данную проблему: испытывает ли чувство страха и стыда, насколько ему уделяется внимание, какие сферы жизни ребенка недостаточно реализованы.
  • Наличие психических заболеваний у одного или обеих родителей.
  • Многодетность, при которой родители не имеют желания нести ответственность за детей.
  • Малообеспеченность.

Положительная характеристика может выглядеть примерно так: Характеристика матери .

(ФИО ученика), учащегося 8Б класса, .

(название школы), . года рождения (ученика), проживающего по адресу: . (адрес). Мама . (ФИО матери), . года рождения, с 2015 года находится в декретном отпуске по уходу за ребенком (младший брат .

(имя, фамилия учащегося)). По образованию — врач-стоматолог, до отпуска работала в городской стоматологической поликлинике № 2.

проживает по адресу: . (адрес), в двухкомнатной квартире.

Материально-жилищные условия проживания удовлетворительные, семью можно считать в этом плане стабильной, со средним достатком. Функцию денежного обеспечения на данный момент выполняет отец, (ФИО). (имя, отчество матери) — интеллигентная, спокойная, уверенная в себе женщина.

Она активно занимается воспитанием детей, следит за успеваемостью старшего, за их бытовыми условиями, питанием, одеждой. Активно интересуется жизнью сына в школе, помогает ему с занятиями, выполняет функцию моральной поддержки членов семьи. Тактична, терпелива, умеет находить компромиссные решения и учит этому ребенка.
Тактична, терпелива, умеет находить компромиссные решения и учит этому ребенка.

(имя, фамилия ребенка) отзывается о матери с нежностью и уважением. Всегда опрятно выглядит, неконфликтен, спокоен.

. (имя, отчество матери) придерживается демократичного стиля в общении и воспитании детей.

Семью можно считать гармоничной, открытой, с четкими социальными границами.Характеристика составлена по месту требования.Дата.Подписи.Отрицательная характеристика составляется следующим образом: Характеристика отца .

(ФИО ученика), учащегося 6А класса, . (название школы), . года рождения (ученика), проживающего по адресу: . (адрес). (ФИО отца), . года рождения, — безработный, имеет среднее образование.Семья неполная.

Кроме отца, с учеником проживает бабушка, .

(ФИО бабушки), . года рождения, пенсионерка.

Мать . (имя, фамилия учащегося) лишена родительских прав, пребывает в местах лишения свободы. Семья проживает с однокомнатной квартире, принадлежащей бабушке.

Жилищно-бытовые условия — неудовлетворительные: квартира требует ремонта, отключено отопление, ребенок не имеет места для занятий. семьи также неудовлетворительное, живут на пенсию бабушки и временное пособие по безработице отца. Ребенок часто не обедает в школе, носит одежду, не соответствующую сезону.

(имя, отчество отца) страдает алкогольной зависимостью, воспитанием сына не занимается. На этой почве в семье часто происходят конфликты, зафиксированы случаи физического насилия со стороны отца по отношению к сыну. Интерес к жизни ребенка отсутствует и в периоды трезвости отца.

Чаще всего он (отец) проводит время с друзьями, у телевизора или не появляется дома на протяжении длительного времени.

На рекомендации педагогов не реагирует, ведет себя нетактично и грубо.Обеспечением бытовых нужд ребенка занимается бабушка. Она же выполняет воспитательные функции, следит за успеваемостью мальчика.Таким образом, семья относится к категории маргинальных. Ребенок не получает полноценного материального обеспечения, растет в психологически нестабильной, конфликтной семье с тенденцией к насилию.

Просим вынести на обсуждение вопрос о лишении .

(ФИО отца) отцовских прав и присвоении права на бабушку, .

(ФИО бабушки) с положенной материальной помощью.Характеристика составлена по месту требования.Дата.Подписи. Так же составляется и характеристика на родителя приемного или опекуна.

В ней обязательно указывают, насколько он справляется с возложенными на него обязанностями. 17 ноября, 2016 Статья закончилась.

Вопросы остались? Комментарии 0 Новые Обсуждаемые Популярные Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Образец характеристики на неблагополучную семью

Отец — ФИО, год рождения, место работы, контактный телефон. Мать — ФИО, год рождения, место работы, контактный телефон.

Другие члены семьи — ФИО, год рождения, место работы, контактный телефон. Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные.

В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт.

У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад. Родители (имя ученика), … , вместе не проживают. Во время совместного проживания между родителями часто происходили конфликты.
Во время совместного проживания между родителями часто происходили конфликты.

На данный момент девочка проживает с папой. С мамой поддерживает отношения. У данной семьи низкий материальный достаток.

Мама нигде не работает. Единственный источник дохода — зарплата и пенсия отца.

У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время.

Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания.

У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка.

Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец. (Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.

С родителями проводятся профилактические беседы, поддерживается постоянная связь по телефону.

Семья посещается как классным руководителем, так и специалистами социальных служб.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Автор: Пахтусова Елена Витальевна →

25.08.2015

1

154071

9410 Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

|

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

August 18, 2017 Обсудить 0 0 Характеристика семьи — это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий — это объективность сделанных выводов.Характеристика семьи должна быть объективной и информативной.

Поэтому перед ее составлением нужно провести основательную работу. Для того чтобы составить такой документ, вам придется выполнить такие действия:

  1. Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.
  2. Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  3. Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или нужен образец или шаблон будущего документа.

Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.Личные данные — это не более чем формальность.

Основные пункты следующие:

  1. Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  2. Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  3. Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.
  4. Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.

Характеристика многодетной семьи будет существенно отличаться от малодетной или бездетной. Поэтому раздел с описанием структуры просто необходим для составления полной картины.

Структура может быть описана, например, следующим образом:

  1. Воспитательная функция выполняется добросовестно, дети видят в лице родителей неоспоримый авторитет и пример правильного поведения.
  2. В семье есть устойчивые традиции, с родственниками поддерживают контакты, но не видятся.
  3. Многодетная семья с выраженным патриархальным уклоном. Отец является добытчиком и примером для младшего поколения.
  4. Мать — домохозяйка. Практически все время находится в непосредственном контакте с детьми. Отец работает, но достаточно времени проводит дома.
  5. Финансовую и планирующую функции выполняет отец, а хозяйственную и воспитательную — мать. Отношение к обоим родителям одинаково доброжелательное и уважительное.
  6. Скрытая структура определяет предпочтение семьи проводить свободное время в узком кругу.
  7. Функция защищенности выражается в искренней и заботе. Дети не боятся рассказывать о своих проблемах.
  8. Семья не имеет материальных затруднений, дети и родители обеспечены всем необходимым.

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  1. Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  2. Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  3. Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  4. Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  5. Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.
  6. У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка. По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  1. Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.
  2. Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.
  3. Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.
  4. Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.
  5. Не замечено придирок и критики со стороны родителей.
  6. По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.
  7. Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.
  8. В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.
  9. Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.
  10. Ребенок полностью доверяет родителям.

Характеристика семьи для награждения, несомненно, должна служить примером для окружающим.

В этом плане крайне важно отношение родителей к ребенку.

Описание данного пункта может выглядеть следующим образом:

  1. Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  2. Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  3. Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  4. Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  5. Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.
  6. Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.

Характеристика семьи должна базироваться, прежде всего, на степени выполнения ею своих функций. Анализ стоит вести по таким ключевым пунктам:

  1. Формирование Это касается стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  2. Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.
  3. Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  4. Овладение социальными нормами.
  5. Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  6. Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.

Характеристика семьи составляется с учетом классификационных особенностей.

Можно выделить такие признаки и соответствующие им разновидности:

  1. По атмосфере и качеству взаимоотношений:
  2. пожилая.
  3. виктимогенная;
  4. физиологическая;
  5. По семейному стажу:
  6. командная.
  7. неполная;
  8. молодая;
  9. По семейному укладу:
  10. По потребительскому поведению:
  11. благополучная;
  12. интеллектуальная;
  13. малодетная (1-2 ребенка);
  14. неоднородная.
  15. открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);
  16. устойчивая;
  17. По числу детей:
  18. простая (дети и родители);
  19. среднего возраста;
  20. По структуре лидерства:
  21. переходная.
  22. здоровая;
  23. сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);
  24. По географическому признаку:
  25. тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).
  26. По однородности (национальность, уровень образования, профессия):
  27. комфортоцентрическая;
  28. ожидающая ребенка;
  29. неблагополучная;
  30. городская;
  31. демократическая (все члены семьи равноправны);
  32. детоцентрическая;
  33. отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).
  34. бездетная;
  35. По психологическому состоянию:
  36. большая;
  37. материнская.
  38. По составу:
  39. нестабильная;
  40. однородная;
  41. организованная;
  42. «отдушина»;
  43. сельская;
  44. закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).
  45. многодетная.
  46. По характеру досуга:
  47. невротическая.
  48. семья повторного брака;
  49. дезорганизованная.
  50. старшего возраста;

Деятельность многих образовательных и социальных учреждений неразрывно связана с таким понятием, как правовые семьи. Общая характеристика составляется на основе тесного взаимодействия непосредственно с членами семьи, а также общения с ближайшим окружением.

Грамотно составленная характеристика должна быть абсолютно беспристрастной и отражать не только положительные, но и тревожные моменты.

Характеристика семьи: рекомендации по составлению, структура, как собрать информацию

/ / Обновлено 16.09.2019 Автор статьи: Рецензент: 2018-10-14T15:22:14+03:00 — это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена.

К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания.

Основной критерий — это объективность сделанных выводов. Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа: Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.

Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

  1. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  2. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  3. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  4. Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка — наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:
  5. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  6. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Это тоже важно знать: ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ ученицы —— класса СОШ«——-» ФИО , ——— года рождения, проживающей по адресу: ул.——————,——- Состав и структура семьи __________________ следующие: Отец – (ФИО) ———года рождения, образование среднее, ___________________.В настоящее время живет отдельно от семьи. Мать — (ФИО)_____________года рождения, образование среднее, временно безработная.

Сестренка- (ФИО) ________года рождения, обучается в___________,____ класс . Проживают по адресу:____________________________________ Бытовые условия, в которых проживает ————————, удовлетворительные.

В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка. У ______________ имеется рабочее место для учебы, где созданы условия для занятий, подготовки домашнего задания. Семья, в которой воспитывается девочка неполная.

Родители в неофициальном разводе. Но отец всегда общается , занимается с девочками и материально поддерживает семью. Условия для проживания и воспитания в данной семье минимальны, так как семья с невысоким материальным достатком.

. Мама нигде не работает. Единственный источник дохода — зарплата и пенсия отца и пенсия бабушки и дедушки. Взрослые создают условия для правильного развития детей, проявляют интерес к делам и учебе старшей дочери и внучке ________.

Оба родителя интересуются учёбой ребёнка и являются активными помощниками.

Мама посещает все родительские собрания.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут! Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

В семье постоянно ведется контроль за успеваемостью девочки в школе, за выполнением домашнего задания.

Взрослые проявляют интерес к успехам и неудачам ребенка, адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.

Директор ____________________ Классный руководитель _______________ Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

Это тоже важно знать:Как и для всех видов подобных документов (от школы, для учащегося, для получения финансовой помощи, если речь идет про многодетную семью) она должна содержать определенный список требований (образец представляется).

Характеристика должна быть составлена в корректной форме, сдержанной, конкретно описывать ситуацию в семье и написанной в настоящем времени от имени третьего лица. Все факты, которые содержит характеристика, описываются не на основании эмоций, а существующего положения вещей и реальной обстановки. Для написания положительной характеристики на семью понадобится:

  • Наличие закона о семье.
  • Отзывы о каждом из родителей от учителей (они подробно должны рассказать о жизни каждого из воспитанников) о том, какое отношение в семье к ребенку (детям) и справляются ли родители со своими обязанностями.
  • Наблюдать за семьей, проводить личные беседы с каждым из ее членов, наносить визиты и записывать итоги о проделанной работе.
  • Другие мнения.

Для того чтобы характеристика семьи была составлена грамотно, требуется образец и выполнение следующего ряда действий:

  1. указать личные данные каждого члена.

    Например: отец – Сидоро в Александр Константинович, возраст – 39 лет, образование – высшее (экономическое).

    Мать – Сидорова Наталья Леонидовна, Возраст – 37 лет, образование среднее специальное. Сын – Сидоров Алексей Александрович, возраст – 14 лет, образование – учится в школе;

  2. следующий пункт – психологический климат и совместимость по психотипу ее членов, т. е. характер, темперамент, положительные и отрицательные стороны каждого члена;
  3. определение родительской позиции, в которой должны быть раскрыты цели взрослых членов семьи, проблемы в их достижении (указания способов их решения).

    Этоэтапсчитаетсяоднимизглавныхвпроцессеформированияхарактеристики;

  4. в завершающей части составления важную роль играет поведение и позиция ребенка (детей) в семье. Четко отмечаются его степень доверия к взрослым (родителям), цели и стремления, способы их реализации, его успехи как учащегося и общее психологическое состояние здоровья.
  5. описать структуру (функции защищенности, стабильности, открытая семья или скрытая, духовнаяиморальнаястороначленовсемьи, досуговая и рекреационная функции);

Мать – Наталья Леонидовна.

Возраст – 37 лет. Образование – среднее специальное.

Это тоже важно знать:Возраст – 39 лет.

Образование – высшее экономическое. Сын – Алексей Александрович. Возраст – 14 лет. Образование – учится в школе.

Семья характеризуется как полную, с мужским ролевым началом.

Малодетная семья, гомогенная, с ярко выраженным патриархальным направлением, имеет скорее скрытую структуру. Функции четко распределены: финансовое обеспечение и планирование досуга выполняет отец, хозяйственную, бытовую и в большей мере воспитательную – мать.

Эмоционально-терапевтическая функция выполняется грамотно и стабильно, ребенок видит авторитет в лице родителей, и его проблемы решаются сообща. Функция защищенности удовлетворительна, отсутствует дефицит любви со стороны обоих родителей. Мать домохозяйка, постоянно находится дома.

Отец работает по месту и часто бывает дома. Досуг проводят вместе. Семья не имеет финансовых трудностей, средний доход на одного члена семьи достаточно высокий.

В квартире есть необходимая бытовая техника и приборы, облегчающие ведение быта.

Существуют неизменные традиции в семье (праздники отмечаются вместе, поездки на отдых также).

С родственниками видятся редко, но поддерживают связь.

Видимых разногласий в интерпретации базовых ценностей не обнаружено. Ролевые ожидания в семье вполне оправданы.

Стандартные стереотипы поведения у всех членов семьи, отклонений нет. Вероятнее всего, благоприятный климат, не замечено тенденции к усилению конфликтности и нервозности. Все члены семьи довольны социальным статусом.

Лидирующую позицию занимает отец как кормилец и организатор.

При решении острых вопросов или проблем семья собирается полным составом на семейный совет. Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут! Звоните: Видимых разногласий в интерпретации базовых ценностей не обнаружено. Ролевые ожидания в семье вполне оправданы.

Стандартные стереотипы поведения у всех членов семьи, отклонений нет.

В основные характеристики семьи также включают психологический климат.

Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  1. Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  2. Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.
  3. Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  4. Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  5. У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  6. Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка.

По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  1. Ребенок полностью доверяет родителям.
  2. Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.
  3. Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.
  4. По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.
  5. Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.
  6. Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.
  7. Не замечено придирок и критики со стороны родителей.
  8. В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.
  9. Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.
  10. Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.

Подросток одинаково доверяет обоим родителям, между ними практически не бывает конфликтов (за исключением мелких бытовых). Мать проявляет большую эмоциональную привязанность к ребенку, поэтому между ними нет секретов и скандалов.

Отец также не конфликтует ни с кем из членов семьи, имея покладистый характер. Сын имеет равноценную с родителями позицию, принимая решения вместе с ними относительно возникающих проблем в быту или в общении. Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  • Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  • Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  • Адрес, по которому проживают члены семьи.
  • Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья.

На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  • Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  • Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.
  • Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка — наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  • Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  • Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.
  • Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  • Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  • Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).

Это тоже важно знать: В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары.

Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий. Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Подпишитесь на свежие новостиEmail * Важно знать!

  1. В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  2. Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  3. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!