Капитальные и временные здания

Учет временных сооружений при капитальном строительстве объекта


Важное 18 января 2020 г. 13:32 Автор: Зарипова М., эксперт журнала Журнал «» № 1/2019 В ходе проверки УФК вынесло учреждению ФСИН предписание о том, что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные сооружения при капитальном строительстве объекта следовало отражать как , а не относить на счета учета незавершенного строительства. О том, какое решение принял суд (см.

Постановление АС ЦО от 15.11.2018 № Ф10-4693/2018 по делу № А62-11024/2017), расскажем в статье. Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных казенных учреждениях регламентирован Законом о бухгалтерском учете, инструкциями № 157н и 162н.

Кроме того, с 2018 года указанные организации обязаны руководствоваться федеральными стандартами. Как следует из п. 18 ФСБУ «Концептуальные основы», при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечивать формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, осуществляющим полномочия по внутреннему и внешнему финансовому контролю.

К сведению: Достоверность информации предполагает отсутствие в ней существенных ошибок и искажений, а также ее полноту и нейтральность (п. 17, 68 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Отсутствие ошибок означает, что формирование данных бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществлены в соответствии с названным стандартом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также с учетной политикой, сформированной субъектом учета.

Правильность ведения бухгалтерского учета, а также соблюдение положений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в федеральных казенных учреждениях обеспечивают территориальные органы Федерального казначейства.

Нередко в ходе проверок возникают споры между проверяющими лицами и администрацией в части вынесения предписаний по устранению тех или иных нарушений. В этом случае споры рассматривает суд. Как следует из материалов дела, между управлением ФСИН по субъекту РФ (заказчиком) и ФГУП

«Управление строительства по Центральному федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний»

(подрядчиком) был заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ для нужд УИС.

В соответствии с заключенным контрактом подрядчик обязался: принять по акту приема строительную площадку и возвести на ее территории все временные сооружения, необходимые для хранения оборудования и материалов и выполнения работ по контракту; осуществить временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период строительства на строительной площадке в точках подключения в соответствии с ТУ. Для справки: К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для выполнения ремонтно-строительных работ. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

Перечень нетитульных временных зданий и сооружений представлен в приложении 3 к ГСН 81-05-01-2001.

Он включает в себя, в частности:

  1. настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;
  2. сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;
  3. складские помещения и навесы при объекте строительства;
  4. леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимые для проведения работ, предохранительные козырьки, укрытия при выполнении буровзрывных работ.

Оплата по разделам «Временные здания и сооружения» и «Непредвиденные расходы» сметного расчета производится по фактически выполненным работам, но не более 1,8 и 2% стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренных указанным расчетом, соответственно. Рассматриваемый спор между казначейством и учреждением возник относительно следующего: 1) как квалифицировать затраты заказчика по договору строительного подряда на оплату возведенных подрядчиком временных сооружений в период до завершения строительства; 2) как осуществлять этих затрат в указанный период? Управление ФСИН приняло временные сооружения по актам КС-2.

В учете соответствующие затраты были отнесены на вложения в нефинансовые активы, то есть на незавершенное строительство.

Казначейство посчитало, что спорные временные сооружения нужно было отражать как основные средства. Несогласие с предписанием в названной части послужило основанием для обращения учреждения в суд. По первому вопросу суды проанализировали положения государственного контракта, сметной документации, изучили акты выполненных работ (форма КС-2), обоснованно применив к ним положения инструкций № 157н, 162н, и пришли к выводу, что заказчик, осуществляющий строительство подрядным способом (заключив договор со строительным подрядчиком), не вправе учитывать у себя на балансе временные здания и сооружения как объекты основных средств.
По первому вопросу суды проанализировали положения государственного контракта, сметной документации, изучили акты выполненных работ (форма КС-2), обоснованно применив к ним положения инструкций № 157н, 162н, и пришли к выводу, что заказчик, осуществляющий строительство подрядным способом (заключив договор со строительным подрядчиком), не вправе учитывать у себя на балансе временные здания и сооружения как объекты основных средств.

Так, подрядчик включил затраты на временные здания и сооружения в смету строительства, эта сумма в смете показывает обоснование части стоимости строительства. Соответственно, до момента государственной регистрации права оперативного управления на возведенный объект недвижимости затраты по его возведению должны быть учтены в составе незавершенного строительства, которое к основным средствам заказчика еще не относится.

Подписание сторонами государственного контракта актов выполненных работ по возведенным подрядчиком временным сооружениям по форме КС-2 ошибочно квалифицировано казначейством как принятие заказчиком овеществленного результата подрядных работ. Повторяемые в кассационной жалобе доводы на этот счет не могут быть приняты во внимание.

Выводы судов в указанной части основаны на применении норм материального права – положений о договоре строительного подряда – ст. ГК РФ. Кроме того, казначейство не учитывает, что в отношениях по договору подряда может быть предусмотрено возведение временных сооружений заказчиком (п.

1 ст. 704, ГК РФ), после чего он передает их подрядчику. Однако на заказчика, заключившего государственный контракт на иных условиях, в силу которых работы выполняет подрядчик за счет сметной стоимости строительства, соответствующие положения нормативных актов в области бухгалтерского учета не распространяются.

По второму вопросу применительно к конкретике бюджетного учета позиция казначейства состоит в том, что учет названных затрат должен отражать «приращение» стоимости основных средств до их создания, а следовательно, они должны относиться на счет учета вложений в основные средства заказчика. Учреждение считает затраты подлежащими отражению на счете учета вложений в нефинансовые активы (будущие основные средства). Между тем как общая Инструкция № 157н, так и конкретизирующая учет Инструкция № 162н, а также план счетов, применяемый учреждениями как получателями бюджетных средств, свидетельствуют о следующем.

Согласно п. 37 разд. II Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета по объектам имущества или по затратам на производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. Например, по объекту учета 10 «Недвижимое имущество учреждения» в рассматриваемый период были предусмотрены в числе прочего следующие синтетические счета: 101 00 «Основные средства» и 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», которые имели разбивку по аналитическим счетам.

Как следовало из положений п. 38 – 55 Инструкции № 157н, действовавших в проверяемый период, в качестве затрат, увеличивающих стоимость основных средств, могут восприниматься только затраты по уже возведенным объектам недвижимости, находящимся на балансе учреждения. В частности, в силу п. 39 Инструкции № 157н к основным средствам не относятся материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, что напрямую относится к временным сооружениям, которые имеют вспомогательное назначение и которые после завершения строительства не обособляются в качестве объектов недвижимого имущества.

Рекомендуем прочесть:  Тарифы на газ с 2021 года благодарный

Таким образом, затраты, связанные с возведением объекта строительства, до его передачи подрядчиком заказчику в силу п. 127 Инструкции № 157н должны отражаться как вложения в нефинансовые активы. Это прямо следует из названного пункта: счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.
Это прямо следует из названного пункта: счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов. В аналитике это конкретные счета 106 01 «Вложения в нефинансовые активы», 106 02 «Вложения в », 106 03 «Вложения в непроизведенные активы», 106 03 «Вложения в материальные запасы».

Применительно к затратам по объекту недвижимости, возводимому по договору подряда, учреждение должно было использовать конкретный счет 106 01. Так, п. 130 Инструкции № 157н предусмотрено, что счет 106 01 предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценных металлов и драгоценных камней.

Изложенное выше подтверждает пп. «в» п. 7 ФСБУ «Основные средства», согласно которому к основным средствам не относятся объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений.

Таким образом, вывод казначейства о нарушении получателем бюджетных средств положений пп. 5 п. 1 ст. 162 БК РФ, определяющих обязанность ведения бюджетного учета, а также изложенное в предписании требование казначейства об отражении рассматриваемых в деле затрат заказчиком в учете (и, соответственно, на балансе) временных сооружений на счетах 1 101 10 310, 1 101 11 310, 1 101 33 310 неправомерны. Дополнительно к вышесказанному приведем разъяснения Минфина, касающиеся учета временных сооружений при капитальном строительстве объекта.

В частности, финансовое ведомство в Письме от 19.01.2018 № 02-07-10/2879 указало на следующее.

В соответствии с п. 130 Инструкции № 157н операции по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете 1 106 01 000 «Вложения в основные средства» с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.

При этом балансовый учет временных зданий и сооружений, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов, осуществляется до завершения строительства, если иное не предусмотрено условиями контракта, у подрядчика. В то же время в целях обеспечения управленческого учета, а также обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, созданного в соответствии с условиями контракта и оплаченного заказчиком, по мнению Минфина, заказчику целесообразно обеспечить отражение в период осуществления строительства в регистрах аналитического учета или на забалансовых счетах, предусмотренных в рамках формирования учетной политики для указанных целей, информации о таких временных зданиях и сооружениях.

В то же время в целях обеспечения управленческого учета, а также обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, созданного в соответствии с условиями контракта и оплаченного заказчиком, по мнению Минфина, заказчику целесообразно обеспечить отражение в период осуществления строительства в регистрах аналитического учета или на забалансовых счетах, предусмотренных в рамках формирования учетной политики для указанных целей, информации о таких временных зданиях и сооружениях.

По окончании строительства – при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства временные здания и сооружения, оплаченные заказчиком в соответствии с условиями контракта:

  1. либо принимаются заказчиком к учету в составе нефинансовых активов.
  2. либо передаются подрядчику как возвратные материалы (в случаях, предусмотренных контрактом) при условии уменьшения стоимости выполненных строительно-монтажных работ;

Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. В письме финансисты обратили внимание, что в случае реализации временных зданий и сооружений или материалов, образовавшихся в результате их демонтажа, денежные средства от реализации указанных материальных ценностей являются доходами соответствующего бюджета.

* * * Кратко сформулируем основные выводы. Если учреждение осуществляет расходы, связанные с капитальным строительством объекта, в соответствии с Инструкцией № 157н оно применяет счет 106 00 «Вложения в основные средства» с учетом затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.

По окончании строительства временные сооружения должны быть либо возвращены подрядчику, либо поставлены на учет заказчиком в зависимости от условий контракта. Указанные объекты принимаются к бюджетному учету по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.

Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

, утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н. [5] ГСН 81-05-01-2001

«Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений»

, утв.

Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 45.

[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Капитальное строение: определение, признаки, виды строений

» На чтение 7 мин.

Просмотров 11.2k. Опубликовано 04.06 Капитальное строение — это различного вида постройки (сооружения, здания), имеющие ряд признаков. Например, данные строительные объекты не могут быть временного характера; они привязаны к капитальному фундаменту; на эти постройки выдается необходимая документация, которая удостоверяет право собственности.

Термин «капитальное строение» предполагает возведение построек с выполнением следующих работ: изыскательских, проектных, пусконаладочных, монтажных.

К капитальным строениям не относятся различные навесы и киоски. Согласно закону Российской Федерации, киоск — это постройка, площадь которой предназначена для одного продавца и не имеет торгового зала. Навес — не полностью закрытое помещение, не имеющее стен или стены.

Объектом капитального строения принято считать самостоятельные здания с коммуникациями, необходимым оборудованием, эстакадами и так далее. А также объекты незавершенного строительства, постройка которых была начата, но не закончена и приостановлена на фиксированный срок на всех законных основаниях.

Объекты капитального строительства подразделяются на производственные, непроизводственные и линейные (Постановление Правительства Российской Федерации № 87).

К производственным относятся здания, предназначенные для промышленных целей, объекты безопасности. Непроизводственными являются строения коммунального, культурно-социального и жилищно-бытового фонда.

Линейные — дороги, туннели, мосты, разного рода инженерно-коммуникационные сети, линии связи, трубопроводы и тому подобное. На капитальное строение в обязательном порядке разрабатывается проектно-сметная документация. Конкретно термин «капитальное строение» по ГОСТам Российской Федерации не трактуется, но есть некоторые показатели, которые указывают на тип возводимого или реконструируемого строения.

Учитывая срок эксплуатации, строения принято делить на четыре группы:

  • Постройки, ограниченные сроком службы от 50 до 100 лет.
  • Здания легкой конструкции на 25-50 лет.
  • Здания, возводимые на 100 лет и более.
  • Строения с минимальным сроком эксплуатации, не превышающим 5-20 лет (временные постройки).

К капитальным сооружениям относятся строения, срок эксплуатации которых не менее 25-ти лет.

Объект такого характера не является перемещаемым, он не может быть перевезен и установлен в другом месте или демонтирован. Временная постройка (некапитальное строение) предполагает перенос и разбор сооружения. Кадастровый кодекс Российской Федерации определяет виды объектов капитального строения:

  1. Здания, реставрируемые с косметическим или капитальным ремонтом. Также включающие в себя внутреннюю реставрацию, устранение физических дефектов, а также перестройку помещения и его расширение.
  2. Производственные помещения, которые подлежат автоматизации (модернизации), в целях увеличения площади.
  3. Реконструируемые здания: усовершенствованные, с увеличением возможностей и мощностей.
  4. Постройки, возведенные на отдельных площадях (в том числе комплексные постройки). По окончании строительства данные постройки переходят на самостоятельный баланс.
  1. Необходимость наличия разрешительных документов, соответствующих требованиям Градостроительного кодека (ГК), а также отвечающих требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
  2. Право приступить к строительству или реконструкции здания, имея перечень необходимых документов.
  3. Получение собственником документов на постройку, подтверждающих владение на правах собственности.
  4. Связь с земельным ресурсом (наличие фундамента).

Разрешительные документы передают информацию о земельном участке, где будет осуществляться постройка, а также характеристику самой постройки, то есть количество этажей, расположение коммуникаций, планирование внутренних помещений и тому подобное.

Не имея градостроительного плана капитального строения, проектная организация вправе отказать в реконструкции или строительстве объекта. В случае его наличия разрешение на строительство или реконструкцию выдается в архитектурном отделе администрации после подачи письменного заявления от имени застройщика и его рассмотрения в положенные сроки.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешается начать строительство здания (объекта) без разрешения в случаях: если объект будет возведен на участке, который принадлежит застройщику по праву собственности; если возведенное строение имеет вспомогательный характер, не потребует в дальнейшем изменений и не затронет коммуникационные узлы.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешается начать строительство здания (объекта) без разрешения в случаях: если объект будет возведен на участке, который принадлежит застройщику по праву собственности; если возведенное строение имеет вспомогательный характер, не потребует в дальнейшем изменений и не затронет коммуникационные узлы. Капитальными строениями, возведенными самовольно, принято считать объекты, построенные без наличия необходимой документации.

В первую очередь они имеют нарушения в неправомерном использовании территории (не определена цель использования) и в санитарных и градостроительных нормах.

В таком случае объект сносится, при это все расходы возмещает застройщик, или же официально регистрируется и нарушитель получает свидетельство, подтверждающее право собственности на данное строение. Существовало ряд проблем отнесения капитальных построек к недвижимому имуществу, так как в Градостроительном кодексе Российской Федерации есть такое определение «объекты недвижимости в градостроительстве».

В 2005 году в кодекс внесены изменения и данные строения сегодня называются «объектами капитального строительства». Данный термин постепенно внедрился в земельное право и стал широко использоваться в гражданско-правовой сфере.

Чтобы отнести ту или иную постройку к капитальным или некапитальным строениям в Градостроительном кодексе Российской Федерации определены признаки и нормы сооружений.

Однако есть множество нюансов, которые стоит учитывать.

Чтобы определить разницу между капитальными и некапитальными объектами недвижимости, необходимо учитывать законность размещения существующих строений на земельном участке (недвижимое и движимое имущество), а также минимизацию рисков при возведении новых некапитальных построек (получение разрешения на строительство).

Недвижимыми являются земельные участки, а также участки недр и все, что тесно связано с землей. Иными словами, это объекты, которые без несоразмерного ущерба их назначению переместить невозможно (в том числе и постройки незавершенного строительства). Все, что не относится к недвижимости (постройки в том числе) является движимым имуществом.

Исходя из этого, некапитальный объект (то есть некая движимая вещь) — это временная постройка, не имеющая связи с землей, которую вполне возможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению.

Однако, учитывая существующие строительные технологии, трудно представить объект, который перемещен быть не может и одновременно с этим перемещение любого, в том числе некапитального строения, нередко влечет назначению ущерб. В данном случае в понятии недвижимости и ее признаков недостаточно конкретики. Арбитражные суды при рассмотрении дел, связанных с квалификацией объекта руководствуются следующим:

  • Оценивают уровень противопожарной безопасности.
  • Отмечается, насколько заглублен фундамент? Насколько его характеристики отвечают действующим строительным правилам и нормам?
  • Учитывают благоустройство и другое.
  • Является ли сооружение сборно-разборной конструкцией?
  • Прилагаются документы технической инвентаризации рассматриваемого объекта.
  • Учитывается оснащение объекта коммуникациями, которые не имеют возможности демонетизации без несоразмерного ущерба назначению (электричество, водоснабжение и другое)?

Как показывает практика, суд принимает во внимание вышеперечисленные признаки строения, однако, решение относительно его «капитальности» выносит, руководствуясь в большей степени по результатам назначенной и проведенной строительно-технической экспертизы.

При возведении фундамента важное значение имеет такое техническое решение, как надземная часть объекта, которая отделяется от фундамента и монтируется при необходимости на новом месте.

Некапитальными объектами принято считать сооружения облегченной конструкции, без заглублений в фундаменте и без подземных объектов.

Это металлические каркасные здания, ангары, тентовые ангары, автопарковки, телефонные кабины, терминалы для проведения платежей, развлекательные сооружения (площадки для игр, шапито, аттракционы), постройки производственного, технического и коммунального назначения (склады, бытовки, гаражи, пункты вторсырья и тому подобное), крытые переходы и пандусы, сооружения сборного типа (павильоны, кладовые) и тому подобное.

Что касается конкретно города Москвы, то региональное законодательство само понятие «некапитальное строение» регламентирует в отношении отдельных объектов благоустройства, размещенных на участках государственной собственности.

Соответственно, в таких случаях допускается возведение построек без разрешения на строительство некапитальных объектов, при этом они не должны считаться объектами недвижимости и не должны противоречить законодательно установленным запретам. В данном случае вышеперечисленные признаки строений не влияют на необходимость документального разрешения. Например, бытовые городки, размещенные на строительных площадках, которые могут обладать различного рода коммуникациями и иметь совершенно разную глубину фундамента.

Капитальные строения имеют заглубленный фундамент, несущие и ограждающие конструкции. Коммуникации данного объекта отличаются проведением инженерного свойства.

Сооружение привязывается к территории и имеет продолжительный срок эксплуатации. Требует обязательной регистрации документов. Отличительной особенностью некапитального строения от капитального является недолговечность постройки.

Объект носит вспомогательный характер, через некоторое время подлежит разборке (перемещению).