Место пребывания для иностранца

Как происходит регистрация по месту пребывания для иностранцев


7 дней – именно столько времени (с некоторыми исключениями) дается иностранцам, приехавшим в РФ, чтобы оформить временную прописку. В правилах миграционного учета граждан даны подробные инструкции: как, когда и в какие органы обращаться.

Однако для многих мигрантов данная тема так и остается не до конца понятной. Чтобы они могли избежать неприятных ситуаций, в данном материале говорим о том, как происходит регистрация по месту пребывания для иностранных граждан.

Наиболее востребованной у иностранцев является временная прописка, ведь постоянное место жительства у них считается на родине. Оформляется также и временная регистрация по месту пребывания для граждан РФ в случае, переезда в другой город для трудоустройства, например, или по иным причинам.

Иностранцам для пересечения границы РФ и подтверждения легальности нахождения на территории страны нужны документальные основания:

  1. виза;
  2. полис ДМС.
  3. корешок регистрации;
  4. паспорт и миграционная карта (для мигрантов из стран с безвизовым режимом);

Эти документы должны иметь все иностранцы, за исключением тех, кто приехал в Россию на срок менее чем на 7 дней.

Перечень бумаг, которые нужно получать трудоустроенным мигрантам, еще шире. Как видим, что корешок прописки входит в перечень обязательных документов для легального пребывания иностранца в России. Так для чего нужна регистрация по месту пребывания и что она дает – на этот вопрос отвечаем далее. По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации.

По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации.

Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет.

Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).

В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку. Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.

Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.

«Местом пребывания» считается место, которое отличается от адреса постоянного проживания. Многие иностранцы, особенно те, кто приезжает в Россию впервые, не могут понять: временная регистрация – это место жительства или место пребывания и в чем их отличие? Исходя из норм законодательных актов и определения терминов, можно сделать вывод о правомерности второго варианта.

В законах нет определения «временная регистрация», есть понятие учет «по месту пребывания». А словосочетание «временная прописка» употребляется по старой памяти, из советских времен, ведь именно в Советском Союзе институт «прописки» был утвержден и активно действовал. Не возникало вопросов, обязательна ли она, правоохранительные органы следили за наличием «документального» адреса у каждого гражданина.

Современные законы переняли положительную практику из прошлого. Только немного подправили терминологию и характер: заменили слово «прописка» на слово «регистрация», а понятие «постоянная» теперь закреплено за определенным адресом – «местом жительства», а «временная» – «местом пребывания». Еще одно нововведение – уведомительный характер регистрации.

На вопрос, что дает такое информирование государственных органов о своем месте нахождения, ответы очевидны:

  1. защита прав и свобод иностранных граждан, а также контроль исполнения ими своих обязанностей.
  2. расчет нагрузки на медицинские, образовательные и прочие государственные учреждения;
  3. содействие правоохранительным и судебным органам в поиске преступников;

Точный ответ на вопрос: что такое временная регистрация по месту пребывания, – можно найти в законодательных актах.

С помощью документов-регуляторов института прописки, а также налаженной инфраструктуры ответственных за потоки мигрантов органов производится учет места проживания иностранцев (постоянного или временного), контроль и разработка миграционной политики государства. Федеральный закон от 18 июля 2006 г.

№109-ФЗ «» – это основной закон о временной регистрации по месту пребывания для гостей государства. К нему разработано также приложение – постановление Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 г.

«». Нюансы процесса регистрации по месту пребывания регулируются также «» (утвержден приказом МВД от 23 ноября 2017 г.

№ 881). Кроме того, положение о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания иностранцев, включая отдельные вопросы их постановки на миграционный учет, дополняют Жилищный и Административный кодексы РФ, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «» и прочие законодательные акты, регулирующие миграционную политику государства.

Учесть требования всех обозначенных ранее законов – довольно трудоемкая работа даже для российских граждан, являющихся носителями языка, что говорить об иностранных, а потому большей части из них важно знать, как сделать временную регистрацию по месту пребывания.

Суть процедуры заключается в уведомлении местных органов ГУВМ о прибытии в определенное место.

Основание для постановки на учет – уведомление о прибытии, которое передается в ответственный орган. Прохождение процедуры подтверждает отрывная часть этого уведомления, которая обязательно должна быть на руках у иностранца при проверке документов правоохранительными органами. Но в большинстве случаев временной пропиской иностранного гостя занимается принимающего сторона.

Далее рассмотрим более детально непосредственно сам порядок регистрации иностранных граждан:

  1. получение отрывной части уведомления и передача всех документов на руки мигранту.
  2. заполнение бланка уведомления и передача его вместе с пакетом документов в органы, которые занимаются постановкой на миграционный учет граждан на определенной территории;
  3. приезд человека в место пребывания;
  4. передача паспорта и бланка уведомления принимающей стороне;

Физические и юридические лица, выступающие в роли принимающей стороны, не должны забывать о сроках, так как зарегистрировать иностранца по месту пребывания необходимо в течение 1 недели со дня прибытия мигранта (с некоторыми исключениями) Для оформления временной прописки потребуются документы иностранца и принимающей его стороны. Иностранному гражданину к паспорту (удостоверению личности) необходимо приложить:

  1. визу (если между странами установлен визовый обмен).
  2. бланк уведомления о прибытии;
  3. миграционную карту (оригинал и копия);

Содержимое пакета документов, предоставляемого принимающей стороной, зависит от того, кто выступает в такой роли – физическое лицо или организация. Так, юридическое лицо должно подготовить:

  1. представитель фирмы-работодателя – копии учредительных документов и бумаг;
  2. администрация гостиницы, санатории и проч. – заявление о временной регистрации по месту пребывания.

Физические лица, которые принимают иностранных гостей, предоставляют:

  1. бумаги, подтверждающие право собственности на жилье.
  2. паспорт (оригинал и копия);

Решая проблему выбора, то есть выбирая, где сделать регистрацию по месту пребывания, иностранные граждане могут обратиться в несколько инстанций:

  1. почтовое отделение (отправить уведомление почтой).
  2. онлайн-портал предоставления государственных услуг населению;
  3. территориальное отделение Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД РФ);
  4. многофункциональный центр;

Основной орган регистрационного учета по месту пребывания – это ГУВМ МВД.

Именно указанное ведомство занимается миграционным учетом иностранцев.

Сотрудники проверяют предоставленные данные, заносят их в систему и выдают подтверждающие факт постановки на учет документы на руки мигрантам. Обратиться в миграционный орган можно лично, а можно отправить уведомление дистанционно, воспользовавшись услугами Почты России.

Основной негативный момент, которым отличается регистрация по месту пребывания в ГУВМ МВД (ФМС), – значительная загруженность отделений и постоянные очереди.

Чтобы этого избежать, иностранные граждане и принимающая их сторона обращаются в МФЦ или прибегают к онлайн-способу – порталу Госуслуг. Многофункциональные центры действуют сегодня практически во всех крупных городах. Функционируют они по принципу «единого окна». Прием граждан ведется по онлайн-записи или в порядке электронной очереди, что снимает проблему очередей и риск попасть не к тому сотруднику.
Прием граждан ведется по онлайн-записи или в порядке электронной очереди, что снимает проблему очередей и риск попасть не к тому сотруднику. В остальном постановка на учет иностранного гражданина осуществляется таким же образом, как и в подразделении ГУВМ МВД.

Для оформления временной регистрации в онлайн-режиме необходимо:

  1. зайти на интернет-портал ;
  2. выбрать услугу «Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания» и нажать «Получить услугу»;
  3. в анкете заполнить все необходимые в конкретной ситуации поля;
  4. прикрепить скан-копии документов мигранта и принимающей стороны;
  5. отправить форму.

. В отличие от российских, иностранным гражданам придется уплатить за постановку на миграционный учет пошлину.

Размер государственного сбора составляет 350 рублей. При личном обращении в МФЦ или миграционный орган госпошлину заинтересованное лицо уплачивает в банковском учреждении, чаще всего в Сбербанке, в случае постановки на миграционный учет через портал Госуслуг деньги за услугу списываются с банковской карты. в отдельном матер В какой стране тебе лучше жить?

за 2 минуты Основные опасения россиян, которые выступают в качестве принимающей стороны, сводятся к таким:

  1. претензии на жилье;
  2. приведение жилплощади в ненадлежащий вид (порча имущества, воровство и проч.).
  3. отказ мигранта покидать помещение;

По этому поводу собственники жилья должны знать следующее.

Временная прописка дает право иностранцу проживать в данном помещении, однако на ее основании он имеет гораздо меньше прав, чем в случае постоянной регистрации.

Во-первых, российские законы всячески защищают право собственности, поэтому одного лишь факта временной регистрации недостаточно для каких-либо имущественных претензий. Во-вторых, правила временной регистрации по месту пребывания подразумевают четкое взаимное согласование сроков проживания лица по данному адресу. И когда сроки истекают, прописка считается недействительной.

Следовательно, можно привлекать правоохранительные органы, если мигрант отказывается покидать помещение. В «чрезвычайной» для собственника жилья ситуации выселить мигрантов можно и раньше – по решению суда. Как уже было сказано, прописка по месту пребывания иностранного гражданина – это хлопоты принимающей стороны.

В качестве принимающей стороны могут выступать:

  1. сам иностранный гражданин, если жилое помещение, где осуществляется учет, является его собственностью. Регистрация по данному адресу членов семьи возможна только в том случае, если иностранец имеет статус ВКС (высококвалифицированного специалиста);
  2. иностранцы, постоянно проживающие в России (по ВНЖ) и имеющие постоянную прописку;
  3. россияне, которые по адресу регистрации иностранца имеют постоянную прописку либо являются собственниками помещения;
  4. органы государственной власти РФ.
  5. юридическое лицо (российская или международная компания, ее филиал или представительство);

К основным обязанностям принимающей стороны в деле постановки на миграционный учет иностранца относятся:

  1. заполнение бланка уведомления о прибытии (информация берется из предоставленных мигрантом документов);
  2. после проверки правильности заполнения бланка сотрудниками госорганов передать отрывной талон уведомления с отметкой мигранту.
  3. передача заполненного бланка в миграционные органы любым из доступных способов;

Скажем немного подробнее об особенностях заполнения бланка уведомления.

К основным правилам заполнения бланка прибытия относятся:

  1. язык – русский;
  2. заполнение всех необходимых для конкретной ситуации полей;
  3. прилагается полный пакет документов, удостоверяющих личность обеих сторон.
  4. отсутствие ошибок, исправлений и сокращений;
  5. на каждого мигранта заполняется отдельный бланк;

Бланк уведомления о прибытии можно скачать здесь.

Если возникли сомнения по поводу заполнения, можно воспользоваться образцом. Регистрация украинца по месту пребывания в России мало чем отличается от такой же процедуры для приезжающих из других стран, тем не менее существуют нюансы.

Для граждан Украины, которые вынуждены задержаться в РФ из-за неблагоприятной ситуации у себя дома, период временного пребывания может быть продлен до 180 дней. Далее предстоит определиться с дальнейшим легальным проживанием в РФ: получить РВП, ВНЖ, трудоустроиться. Кстати, для работающих в России граждан Украины возможна временная регистрация на основании трудового договора (на срок действия документа, но не больше чем на год).

Кроме официального трудоустройства основаниями для продления сроков миграционного учета могут быть подача заявления на РВП, признание носителем русского языка или ходатайство от работодателя высококвалифицированного работника и др. В таких ситуациях регистрация по месту пребывания гражданина Украины проходит по стандартному алгоритму.

Отдельные вопросы возникают у иностранцев, которые переезжают с детьми. Нужны ли дополнительные документы и визиты в миграционные органы?

Есть ли особенности процесса в зависимости от возраста ребенка? Для мигрантов, которые интересуются, как получить временную прописку для ребенка, не нужно никаких дополнительных бумаг или посещений каких-либо ведомств.

Порядок постановки на миграционный учет маленьких иностранцев такой же, как и для взрослых. Не отличаются и сроки – 7 дней с момента прибытия.

Тем, кто не слишком осведомлен в том, как зарегистрироваться по месту пребывания в Москве, переживать особо не стоит: для гостей столицы действуют такие же правила постановки на миграционный учет, как и для прибывших в иные регионы России, например, на север или в южные края. Как и в других городах, мигрантам всегда следует иметь при себе отрывной талон уведомления о прибытии, подтверждающий факт регистрации, так как проверка документов в столице осуществляется гораздо чаще.

Причины, по которым оформление регистрации может стать проблемой:

  1. неполный пакет документов, отсутствие удостоверения личности мигранта или принимающей стороны;
  2. недостаточная площадь жилого помещения, большое количество зарегистрированных;
  3. некорректно заполнение уведомления о прибытии или миграционной карты;
  4. нелегальное пересечение границы и въезд на территорию РФ.

В таких случаях регистрация мигрантов по месту пребывания не осуществляется.

Стратегия поведения иностранного гражданина зависит от причины отказа: ему нужно искать другое помещение, принести недостающие бумаги, правильно заполнить уведомление, а в случае нарушения миграционных правил придется отвечать согласно предписаниям закона.

Подтверждением временной прописки является свидетельство о регистрации по месту пребывания. Выдается оно спустя 3 рабочих дня с момента подачи документов.

Документ оформляется по форме № 3 Административного регламента МВД РФ и включает данные о мигранте и адресе его временного пребывания. Данное свидетельство дает возможность пользоваться социальными, медицинскими, образовательными и прочими услугами в регионе действия прописки. Российским законодательством разработан также порядок продления временной прописки иностранцев.

Для этого должны быть подтвержденные документально основания и ходатайство принимающей стороны.

Так, перерегистрация по месту пребывания возможна, если иностранный гражданин:

  1. подал заявление для получения РВП;
  2. официально трудоустроен;
  3. признан носителем русского языка;
  4. признан беженцем и др.
  5. обучается в российских учебных заведениях;

Обобщая информацию о том, сколько делается регистрация по месту пребывания и в какие сроки ее необходимо оформить, мы хотим подчеркнуть следующее:

  1. в течение 7 рабочих дней нужно стать на миграционный учет – правило актуально для мигрантов из практически всех стран мира, исключение есть для гостей из стран ЕАЭС (на процедуру отводится 1 месяц) и Таджикистана (15 суток);
  2. 3 дня рассматриваются документы госорганами (7 дней в случае продления);
  3. 1 год – на такой срок ее можно продлить при предоставлении трудового договора с работодателем.
  4. 90 дней – это максимальный срок, на который можно оформить временную прописку;

За то, что мигрант проигнорировал обязанность зарегистрироваться по месту пребывания, к нему могут применяться такие санкции:

  1. административное выдворение;
  2. запрет на повторный въезд в РФ на определенный срок.
  3. штраф (от 2 до 5 тысяч рублей в зависимости от региона);

Ответственность ложится также и на принимающую сторону.

Фиктивная регистрация как «прикрепление» к месту, где иностранец не намерен проживать, – довольно частое явление. Основным мотивом для приезжих оформить «липовую» прописку является работа. И если регистрация ВКС (высококвалифицированных специалистов) – часто заинтересованность работодателя, то миграционный учет трудовых мигрантов «среднего звена» ложится как раз на их плечи.

И если регистрация ВКС (высококвалифицированных специалистов) – часто заинтересованность работодателя, то миграционный учет трудовых мигрантов «среднего звена» ложится как раз на их плечи. «Местные» дельцы на этом не прочь заработать, предоставляя свою жилплощадь под такие цели.

При мнимых плюсах для обеих сторон им следует помнить, что такие выгоды временны, а нарушение закона переходит из административной в уголовную плоскость.

Соответственно, и штрафы за оформление «липовой» прописки могут достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Как оформить регистрацию мигрантам и принимающим их россиянам, в принципе, понятно, но вот для снятия с учета им никаких дополнительных действий выполнять не нужно надо. Процесс происходит автоматически: когда иностранец покидает государство, в базу данных ГУВМ попадает информация об этом.

И регистрация по месту пребывания считается снятой. Временная регистрация – это определенная законом обязанность иностранных граждан и принимающих их россиян. Процедура постановки на миграционный учет – одна из самых простых, поэтому игнорировать ее – не в интересах мигрантов, их местных друзей или работодателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Статья 22.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

См.

комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона 1. Постановка иностранных граждан на осуществляется при получении органом миграционного учета об их прибытии в , представляемых в соответствии с настоящей статьей. от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ в часть 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 2.

Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: Подпункт «а» изменен с 7 сентября 2020 г.

— от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации); Подпункт «б» изменен с 7 сентября 2020 г.

— от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации); Подпункт «б» изменен с 7 сентября 2020 г. — от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных , , и настоящей статьи; 2) с соблюдением сроков, установленных и настоящего Федерального закона: Подпункт «а» изменен с 7 сентября 2020 г. — от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ а) представляет о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных , , и настоящей статьи; Подпункт «б» изменен с 7 сентября 2020 г.

— от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.

Статья 22 дополнена частью 2.1 с 7 сентября 2020 г. — от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ 2.1.

Перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ в часть 3 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 3.

При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином. Часть 3.1 изменена с 7 сентября 2020 г.

— от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ 3.1.

При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр. Иностранный гражданин вправе не представлять документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает данные документы (сведения о содержании данных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Статья 22 дополнена частью 3.2 с 7 сентября 2020 г. — от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ 3.2.

В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания.

В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина. Часть 4 изменена с 7 сентября 2020 г. — от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ 4.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр либо в установленном порядке почтовым отправлением. 5. Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в настоящей статьи, не допускается. Часть 6 изменена с 7 сентября 2020 г.

— от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ 6. Прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в органом миграционного учета, многофункциональным центром или организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. платы за указанные услуги почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.

Часть 7 изменена с 7 сентября 2020 г. — от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ 7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей, многофункциональным центром или организацией федеральной почтовой связи.

В случае, если о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной должностного лица органа миграционного учета. См. отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и ее проставления, утвержденный Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 2 апреля 2009 г.

N 144 от 22 июля 2008 г. N 133-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона дополнена частью 7.1, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 7.1.

Порядок подтверждения выполнения действий, указанных в настоящей статьи, в случае утраты или повреждения отрывной части бланка о прибытии иностранного гражданина в место пребывания устанавливается Правительством Российской Федерации.

Часть 8 изменена с 7 сентября 2020 г.

— от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ 8. уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона.

от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ в часть 9 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения 9.

Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан. от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ в часть 10 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения 10.

При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

< статья 21.> Статья 23. >> Содержание

Новый порядок миграционного учета по правилам 163 ФЗ.

Место постановки иностранцев на миграционный учет полностью изменено. Регистрация в офисах запрещена, но разрешена в нежилых и временных строениях.

Миграционный учет в квартирах, бытовках и адресу юрлица.

Кто же теперь должен регистрировать иностранца и кто ответственен за мигучет?

Одной из причин изменения 109 ФЗ О миграционном учете, стало определение Конституционного Суда, который признал понятие места пребывания иностранного гражданина не ясным и запутанным и попросил законодательную власть разобраться. В некоторых понятиях миграционного учета не могут разобраться даже российские юристы, сотрудники полиции или кадровые работники.

А куда уж иностранцам, не знающим русский язык. А ведь им этот закон соблюдать.

Законодатель изменения в закон внес, но ясности это пока не прибавило.

Некоторые определения так и вызывают вопросы. Разберем следующие новые понятия: Теперь 109 ФЗ предполагает только 2 варианта места пребывания:

  1. — по адресу организации в случае . и отсылка к ч.2 ст.21 109 ФЗ
  2. — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение фактического проживания

Возьмем первое определение места пребывания – жилое помещение, не являющееся местом жительства. Оно коррелирует с п.1 ч. 1 ст.21 (основания мигр.

учета) того же ФЗ — иностранец подлежит постановке по адресу жилого помещения, не являющегося местом жительства, но в котором иностранец фактически проживает. Обратите внимание на формулировку «не являющееся местом жительства».

Проблема в том, что 20 статья Гражданского Кодекса определяет место жительства как место постоянного или преимущественного проживания. А 109 ФЗ говорит, что иностранец должен быть зарегистрирован в жилом помещении, НЕ являющемся местом жительства.

Но в этом жилом помещении он фактически должен проживать. Но ведь если иностранный гражданин фактически проживает в жилом помещении, то оно будет его местом жительства в соответствии с ГК.

А если такое помещение является местом его фактического проживания, то согласно 109 ФЗ зарегистрирован там иностранец быть не может, потому что:

«место пребывания иностранного гражданина — жилое помещение, НЕ являющееся местом жительства»

. Похоже на издевательство над логикой.

Может быть, стоило использовать такую формулировку: место пребывания — жилое помещение, являющееся временным местом жительства? Или же оговорку «не являющееся местом жительства» хотели написать после слов «иное помещение».

Тогда бы получилось тоже логично: Место пребывания — жилое помещение или иное помещение, не являющееся местом жительства. К сожалению, к разгадке этого ребуса в скором времени будут привлечены 10 миллионов иностранных граждан и граждан России, сдающих им квартиры. А также работодатели иностранцев, сотрудники полиции и суды.

Вполне возможно, что выдворят несколько тысяч иностранных граждан, а после жалобы в Конституционный суд снова решат внести поправки. Вторая категория места пребывания в новой версии 109 ФЗ.

Не менее запутанные формулировки использованы и здесь. Работодателям тоже придется поломать голову.

Норма отсылочная, поэтому нужно читать сразу п.4 ч.1 ст.2 и ч.2 ст.21 109 ФЗ.

Получится так: «место пребывания иностранного гражданина …. организация, в которой он работает, в случае фактического проживания по адресу указанной организации».

Здесь вроде ясно. Например, иностранные работники могут быть поставлены на учет крупным предприятием, которое осуществляет деятельность по одному адресу, при наличии на его территории выделенного места для сна и отдыха.

Второй случай, когда местом пребывания будет адрес организации — проживание в помещении организации, не имеющих адресных данных. Это в первую очередь временные строительные бытовки, вагончики и другие строения.

Но обратите внимание на оговорку — не имеющих адресных данных.

Бытовка или временное строение априори не может иметь адресных данных, поскольку строение временное. Но не все строительные бытовки стоят на территории без адреса. Территория не будет иметь адреса, например, в случае продолжительного строительства крупного жилого квартала, до ввода дома в эксплуатацию и присвоения адреса.

Если же строительная компания проводит реконструкцию уже существующего здания и на его территории разместила бытовки для строительного персонала, тогда такие временные строения будут находиться на территории с адресом. Будут ли в таком случае основания для постановки на миграционный учет именно на адрес организации ведь строения находятся на территории с адресом?

Но сами строения не имеют адресных данных. Но так как иностранцы фактически будут использовать эти временные строения для сна и отдыха, то в соответствии с ч.

п.4 ч.1 ст.2 109-ФЗ такие бытовки будут местом пребывания иностранного персонала и поставить их на учет нужно. Но если вернутся к ч.2 статьи 21 109 ФЗ, определяющей основания миграционного учета, то в ней мы не найдем возможности поставить на мигучет иностранный персонал проживающий во временных строениях, которые имеют адресные данные.

Ч.2 ст.21 109-ФЗ разрешает ставить на миграционный учет, на адрес организации при проживании в помещениях, не имеющих адресных данных. Предположительно начнутся такие вот разночтения положений закона, которые работодатели и сотрудники УВМ будут трактовать по разному. Замкнутый круг — нежилое помещение местом пребывания является, а поставить на учет на адрес организации нельзя, поскольку есть адрес у места нахождения бытовок.

Получается что в случае размещения (сна и отдыха) иностранного персонала на территории строительного объекта с адресом поставить на учет будет можно только при условии изменения адреса организации-работодателя на адрес реконструируемого объекта. Потому что ч.2 ст.21 говорит: иностранный гражданин подлежит постановке по адресу указанной организации при фактическом проживании в помещении организации в этом адресе. То есть, согласно данной норме, строительной компании придется, выходя на объект, просить разрешение собственника на регистрацию по адресу проведения работ юридического адреса компании или обособленного подразделения.

А то и перевозить туда офис. А если строительная компания выиграла тендер на реконструкцию здания суда и планирует на период ремонта там же разместить рабочий персонал, от иностранцев видимо придется отказаться или размещать их в гостиницах и организовать развозку персонала, потому как зарегистрировать адрес организации в здании суда никто не даст. Почему все говорят о регистрации иностранцев в бытовках? Если вбить в поисковик запрос «миграционный учет в бытовках», то гугл найдет всех, кто утверждает, что все трудовые мигранты будут зарегистрированы в бытовках и вагончиках.

Это утверждают как СМИ, так и юридические конторы. Но утверждения многих юристов о том, что теперь все иностранцы будут зарегистрированы в бытовках не до конца верно.

Вернее вообще не верно. Потому что ГК под адресом организации определяет местонахождение исполнительного органа (директора), закрепленное в ЕГРЮЛ. Исходя из логики положений ч.2 ст.21 ФЗ-109 иностранный гражданин должен быть зарегистрирован по адресу юрлица.

А адрес у организации может быть один – местонахождение директора. Получается что при проживании в бытовках без адресных данных, регистрировать нужно на адрес юрлица. Таким образом, мигучет по юридическому адресу организации останется, но для малой доли предприятий.

В случае если иностранец работает в строительной компании и работает (и проживает во временном строении — бытовке) в другом регионе, то зарегистрирован он должен быть в адресе организации.

Например, производственная компания (приемка вторсырья) с головным офисом в Санкт-Петербурге имеет много отдельных площадок по приему этого вторсырья как в городе, так и в Ленинградской области. На площадках расположены временные сооружения для персонала — вагончики. Персонал там фактически проживает.

По логике положений ч.2 ст.21 иностранный персонал должен быть поставлен на учет по адресу организации, то есть адрес — Санкт-Петербург. Но при этом работать и жить такие иностранцы будут в Ленобласти.

Сразу возникает вопрос в первую очередь к — а не будет ли признан такой мигучет сотрудниками полиции и УВМ подделкой, предоставлением заведомо ложных данных или несоответствием места проживания месту миграционного учета? Работы строительным организациям с большим количеством действующих объектов и иностранцев в штате прибавится.

Ну и работы у миграционных юристов скоро тоже будет по горло.

Если эта статья была для вас полезна, поделитесь с коллегами и друзьями. Также вы можете подписаться на наши новости в социальных сетях — . Поделиться с коллегами:

Статья 2.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — миграционный учет) — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;(в ред.

Федерального от 20.03.2011 N 42-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2) органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы миграционного учета) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и его территориальные органы;(в ред. Федерального от 27.12.2018 N 528-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место жительства) — жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в , установленном настоящим Федеральным законом;4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона;(п. 4 в ред. Федерального от 27.06.2018 N 163-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее — регистрация по месту жительства) — фиксация в установленном органами миграционного учета сведений о месте жительства;6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее — учет по месту пребывания) — фиксация в установленном уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона.

В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства;(в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 , от 08.06.2020 )(см.

текст в предыдущей редакции)8) высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

(далее — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);(п.

8 введен Федеральным от 23.12.2010 N 385-ФЗ)9) члены семьи высококвалифицированного специалиста — иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

;(п. 9 введен Федеральным от 23.12.2010 N 385-ФЗ)10) фиктивная регистрация по месту жительства — регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;(п.

10 введен Федеральным от 21.12.2013 N 376-ФЗ)11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания — постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.(п. 11 в ред. Федерального от 11.10.2018 N 366-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.