Налог на мусор для юридических лиц

Налог на мусор для юридических лиц

Налог на утилизацию мусора для юридических лиц с 2020 года


Автор: Российское правительство планирует внедрить новый сбор – налог на мусор. Причем действовать он будет не в отношении крупных предприятий, а в отношении рядовых граждан. В качестве причины начала обсуждений касательно его применения выступает совещание, прошедшее 12 ноября 2018 года.

Целью данной меры, как отмечает Президент РФ, является контроль роста тарифов и снижение финансовой нагрузки на граждан. Содержание статьи С 1 января 2020 года в этой сфере произошли определенные изменения.

В первую очередь, положения затронули . С указанной даты действует новая редакция, которая внесла нововведения в порядок обращения с мусорными отходами. Они распространяются на физических и юридических лиц.

Наряду с этим произошла разработка территориальных схем и региональных программ, связанных с совершенствованием обращения с выбросами.

  • Возрастание тарифов в ряде регионов. Министр природных ресурсов в рамках совещания с Президентом сообщил, что плата увеличится только в некоторых регионах. В других субъектах она практически не изменилась. Принятие окончательных решений будет производиться на базе регионов. Среднее значение, на которое данная плата может увеличиться – 20-30%.
  • Новая строка в квитанции жилищно-коммунального хозяйства. С 2020 года вывоз мусора превратился в коммунальную услугу и присутствует в квитанции наряду со счетом за газ, воду, электричество. Преимуществом этого нововведения является действие в отношения выплаты всех льгот для определенных категорий граждан (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи). Общая сумма платы зависит от числа жильцов, которые прописаны в квартире. Площадь жилья роли не играет. Если в квартире никто не зарегистрирован, тариф определяется числом владельцев.
  • Необходимость заключения соглашения с региональным оператором. Если ранее вывозом ТКО занималось множество организаций, сегодня к ним относится только одна фирма. За всеми производителями отходов будет закреплено обязательство по составлению соглашения, отказаться от этого шага не получится, что сказано в .

Это перечень планируемых изменений. Есть вероятность, что к ним в процессе совершенствования законодательной базы добавятся прочие новшества. С 1 января 2020 года в РФ началась «мусорная» реформа.

В соответствии с ней плата за вывоз мусора является обязательной. Она определяется на каждого члена семьи.

Размер платы зависит от региона.

В некоторых субъектах он будет небольшим, в других – до 50 раз выше.

Установление тарифов будет осуществляться силами собственников или управляющих организаций.
На сегодняшний день в нормах действующего законодательства фигурируют следующие термины:

  • ТБО (твердые бытовые отходы) – это всевозможные отходы, которые образуются в ходе человеческой жизнедеятельности (например, в процессе приготовления еды, проведения мероприятий по уборке, ремонту, выброс старых ненужных предметов мебели, одежды и т. д.).
  • ТКО (твердые коммунальные отходы) – это группы выбросов из жилых помещений, к которым относятся вещи, пришедшие в негодность, смет с улицы.

В сущности, эти виды отходов имеют между собой немало сходства.

Во внимание также следует принимать мусор, образующийся в ходе удовлетворения нужд бытового характера. В соответствии с новыми нормами законодательства граждане вносят плату за вывоз ТКО. К этим отходам не имеет отношения строительный мусор. В связи с этим граждане обязуются осуществлять его вывоз в самостоятельном порядке.
В связи с этим граждане обязуются осуществлять его вывоз в самостоятельном порядке.

В настоящее время в Российской Федерации действует одновременно несколько нормативно-правовых актов, посредством которых регулируются вопросы, связанные с отходами:

  • .
  • . В нем содержатся подробности о прочих законодательных актах.
  • . Он включает в себя перечень требований, предъявляемых к деятельности предприятий, выбрасывающих отходы 1-4 класса опасности.
  • . Он содержит нормы и принципы, в соответствии с которыми производится учет, нормирование, составление отчетности в процессе вывоза мусора.
  • . В 2018 году в него были внесены поправки, связанные с формированием автоматической системы контроля выбросов.

Оформить соглашение с региональным оператором можно с использованием типовой формы, которая прописана в . Это соглашение на оказание услуг по обращению с ТКО. Бумага должна включать в себя следующие сведения и реквизиты:

  1. права потребителя и исполнителя;
  2. обязательство оператора по предоставлению ответов на жалобы по исполнению договора;
  3. срок функционирования соглашения;
  4. перечень обязанностей лица, ответственного за вывоз мусора;
  5. место составления;
  6. контактные данные о нем;
  7. информация о пользователе услуг;
  8. обязательство транспортировки, обработки, утилизации отходов;
  9. название предприятия, выступающего в качестве регионального оператора;
  10. подписи, принадлежащие сторонам.
  11. способ складирования;
  12. дата создания;

От оператора требуется предоставление информации потребителю.

В частности, он должен сообщить время вывоза, полигон утилизации и т. д. Потребитель, в свою очередь, обязан исправно оплачивать услуги согласно установленным тарифам в соответствии с указанными в законодательстве сроками. Ранее в документе присутствовал пункт об ответственности за несоблюдение условий договора.

В настоящее время он отсутствует. В приложении, оформляемом с документом, должна указываться схема расположения площадки, используемая в процессе накопления мусора, а также подъездные пути к ней. Наряду с этим ежегодно до 25 декабря оператор обязуется направлять данные о количестве мусорных контейнеров, которые размещаются им, а также о числе бункеров с информацией по объему, местам размещения.

Такой подход способствует рациональному ведению реестра площадок накопления ТКО. С его помощью власти стараются обеспечивать контроль количества мест организованного сбора мусора и предотвращать действие несанкционированных свалок. Зайдя на официальный сайт региональной структуры (например, муниципалитета), можно получить информацию о реестре технических характеристик.

Договор, составленный с региональным оператором, носит публичный характер, поэтому должен подписываться в обязательном порядке. Если срок в документе отсутствует, он по умолчанию считается бессрочным.

В некоторых российских регионах начисление платы за мусор производилось не совместно с оплатой за содержание жилого имущества, а по отдельности.

Лимитный тариф подлежит установлению со стороны департамента по ценам субъектов. Для многоквартирных домов он может иметь одно значение, в то время как с частных домов – совершенно другое.

Ранее в этой области был действующим закон о вывозе и утилизации мусора, в соответствии с которым оплата услуг гражданами производилась на основании площади жилья. В настоящее время он исчисляется с каждого человека. Но такой принцип действует не везде.

Многие жители сел утилизируют образованный мусор самостоятельно.

Часть его они сжигают в банях, а часть идет на ведение хозяйства. Если установить в деревнях общие мусорные баки, не каждый житель пойдет к ним, чтобы выбросить очередной пакет с отходами. В связи с этим определение тарифов для сельской местности является актуальным вопросом, который решается в правительственных кругах до сих пор.
В связи с этим определение тарифов для сельской местности является актуальным вопросом, который решается в правительственных кругах до сих пор.

Дополнительно о действии налога на мусор в сельской местности представлено ниже на видео. Вносить плату по налогу за мусор в пределах населенного пункта достаточно просто.

Порядок ее исчисления зависит от типа дома, в котором проживает плательщик.

Это может быть многоквартирный или частный дом. В случае с многоквартирными домами никаких проблем возникнуть не должно.

Их жильцы регулярно (ежемесячно) получают квитанции, в которых описаны направления затрат.

С 2020 года в них присутствует услуга по вывозу мусора. Плата за нее является произведением тарифа на количество прописанных человек.

Размер платы за мусор в частных домах определяется аналогично. Единственным различием является то, что в частном секторе нет общих мусорных баков.

Обычно граждане выносят пакеты с отходами в специально обозначенное место, из которого их забирает специализированный автомобиль.

По предварительным оценкам коммунальных компаний в 2020 году расходы на вывоз мусора возрастут. В некоторых прогнозах сообщалось, что произойдет это на 500 и даже 1000%, но это заблуждение.

Максимальный рост подобных затрат составит 20-30%. Таким образом, налог на мусор является обязательным направлением расходов российских граждан и предприятий. Он уплачивается в зависимости от количества человек, которые проживают в квартире или в частном доме, хотя ранее тариф зависел исключительно от метража жилья.

Обзор мусорной реформы представлен ниже на видео.

Кто сдает и платит экосбор в 2020 году?

Газеты, картонные коробки, спортивные костюмы, стеклянные банки, электроплиты — за эти и многие другие товары и упаковку до 1 апреля надо отчитаться по экосбору. Выясните, нужно ли это сделать вашей компании.

Штрафы за неуплату сбора выросли до полумиллиона.

Экосбор — отчетность производителей и импортеров, в которой они показывают государству, как утилизируют свои товары и упаковку после потери ими потребительских свойств.

С точки зрения экосбора отчитываться надо за то, что попадает в определенный Перечень из 54 видов товаров и упаковки, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 .Если организация или ИП несет ответственность по экосбору, то выполняет следующее:1. Утилизирует товары/упаковку (самостоятельно или воспользовавшись услугами спецорганизации, или вступив в ассоциацию или союз производителей и импортеров).2. Отчитывается по экосбору.3. Платит сумму экосбора в бюджет.

Такая обязанность наступает, если предприятие утилизирует товары не в полном объеме, то есть не выполняет установленные нормативы утилизации.

Есть несколько важных моментов, которые надо знать при подготовке и подаче отчетности по экосбору. 1. Отчитываться по экосбору нужно не за все количество произведенного или импортированного товара/упаковки, а только за то, что было реализовано в России (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Исходя из этого рассчитывается та масса товаров/упаковки, которую необходимо утилизировать (или уплатить за нее экосбор).2.

Сдавать формы отчетов надо в строго определенном порядке:

  1. cначала Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров — до 1 апреля 2020 года.
  2. Затем Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров — также до 1 апреля 2020 года.
  3. И после этого Расчет суммы экологического сбора — до 15 апреля 2020 года (при необходимости уплаты экосбора).

3. Если вы утилизируете товар/упаковку через спецорганизацию, то к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить также договор с указанной организацией, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.4. Еще есть и четвертая форма экосбора — Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров.

Но его сдают только те предприятия, у которых есть указанные объекты утилизации или места сбора. Отчитаться по форме надо до 1 апреля 2020 года. 5. Все производители и импортеры, чьи товары и упаковка входят в Перечень, должны сдать декларацию, а еще и Отчетность о выполнении нормативов утилизации — независимо от того, производила организация/ИП утилизацию или нет.

Что касается Расчета суммы экосбора, то его надо сдать, если вы не выполнили утилизацию или выполнили ее не в полном объеме. Если утилизация проведена в полном объеме, то сдавать расчет и платить экосбор не надо.

Исходим из Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства в ред. от 23.08.2018. 1. Если организация/ИП ввозит или производит товары и упаковку из Перечня. И это основной момент. Поэтому, если вы производитель или импортер, перейдите в и поищите там свой товар и упаковку.

Если нашли, то отчитаться по экосбору придется. Например, ООО «Лютик» импортирует одежду в картонных коробках и продает ее ООО «Ромашка», которое занимается ее реализацией.

В этой ситуации ответственность по экосбору за товар и упаковку лежит на «Лютике», ведь он импортирует то и другое.

2. Если организация/ИП упаковывает производимый ей товар для продажи в упаковку из Перечня. Например, молокозавод производит молоко и закупает у фабрики полиэтиленовые пакеты для упаковки.

За молоко ответственности по экосбору нет, а вот за упаковку — есть, и несет ее молокозавод.Это значит, что если производитель упаковки реализовал ее другому производителю, который упаковывает в нее свой товар для продажи, то ответственность по экосбору несет второй. 3. Если организация/ИП производит упаковку как товар и реализует ее конечному потребителю.К примеру, фабрика выпускает подарочные пакеты и поставляет их в торговые центры для продажи населению. 4. Если организация/ИП импортирует товар в упаковке, которая входит в Перечень.Например, ООО «Лютик» импортирует духи в стеклянной таре и поставляет на продажу в магазин «Ромашка».«Лютик» должен отчитаться по экосбору за стеклянную тару, так как импортирует упаковку, которая входит в Перечень и подлежит утилизации.

5. Если организация/ИП производит или импортирует многооборотную упаковку (поддоны, паллеты и т.д.) и затем реализует ее на территории России (Письмо Минприроды России от 28.03.2017 № 09-47/8797). Например, ООО «Лютик» произвело металлический поддон, продало его ООО «Ромашка».

«Ромашка» реализовала в поддоне свой товар ООО «Фиалка». А «Фиалка» на этом же поддоне продает свой товар компании «Хризантема».

Ответственность по экосбору несет «Лютик», который первично реализовал многооборотную упаковку — металлический поддон.

Или другой пример, ООО «Лютик» производит товары и реализует их на паллетах, которые закупает у производителя паллет — ООО «Ромашка». За паллеты отчитывается ООО «Ромашка» единоразово. За товар, если он входит в Перечень, отчитывается ООО «Лютик».6. Если компания делает заказ на производство в другой компании и предоставляет свое сырье (Письмо РПН от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739).

Если компания делает заказ на производство в другой компании и предоставляет свое сырье (Письмо РПН от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739). Такая схема производства называется толлинг.Например, ООО «Лютик» заказало ООО «Ромашка» напечатать блокноты и предоставило сырье. За блокноты несет ответственность по экосбору «Лютик», так как блокноты принадлежат ему на праве собственности, а «Ромашка» только оказывает услугу.7.

Если организация/ИП производит что-то для заказчика из собственного сырья (Письмо РПН от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739). Такая схема производства называется Off-take.Например, ООО «Лютик» заказало ООО «Ромашка» произвести блокноты, при этом сырье для изготовления блокнотов принадлежит «Ромашке».

За блокноты ответственность по экосбору несет «Ромашка» — она использует для производства свое сырье, и блокноты являются ее товаром, который она реализует «Лютику».С середины 2020 года штрафы по экосбору стали очень внушительными:От 70 до 150 тыс. рублей для юрлиц и от 50 до 70 тыс. рублей для ИП — за несдачу отчетности или сдачу ее с опозданием (ст.

8.5.1 КоАП).Двукратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей для организаций, двукратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 100 тыс. рублей для ИП — за отчетность не в полном объеме или представление недостоверных данных (ст.

8.5.1 КоАП).Трехкратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 500 тыс. рублей для организаций и трехкратный размер платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей. для ИП — за неуплату экосбора вовремя (cт.

8.41.1 КоАП).Сервис поможет рассчитать сумму экосбора с учетом нужных ставок и нормативов утилизации. Теги: Пост написан компанией Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано. Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка» СКБ Контур — один из первых разработчиков программного обеспечения в России.
Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка» СКБ Контур — один из первых разработчиков программного обеспечения в России. С 1988 года компания помогает руководителям и бухгалтерам легче взаимодействовать с государством и контрагентами, упрощать внутренние процессы и быстрее справляться с ежедневными задачами.Более 30 продуктов для бизнеса2 100 000 клиентов по всей стране

  1. 84
  2. 12 393 охват за месяц Пользователи, заинтересованныев материалах компании 152 163 за все время

Составлен на основе интереса пользователей «Клерка» 25 место Все компании

В России вводится налог на мусор

3 мая 20189,2 тыс.

прочитали7,5 мин.16 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы9,2 тыс.

прочитали до концаЭто 57% от открывших публикацию7,5 минут — среднее время чтенияДа, с 1 января 2020 года вся Россия будет по-новому платить за вывоз мусора. В отдельных регионах страны реформа уже стартовала с января 2018 года.

Не позднее 1 января 2020 года вся страна должна перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Строго говоря, налог на мусор не вводится, а наоборот россиян освобождают от налога на мусор.Если раньше предприниматели были обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, то теперь от НВОС предпринимателей освободили и обязали региональных операторов вносить эту плату в бюджет.В СМИ последнее время стали чаще попадаться статьи и сюжеты, в которых россиян пугают новым налогом на мусор.Нового ничего не вводится, не стоит запоминать кричащие заголовки.По сути меняются правила сбора и расчета платы за вывоз мусора. Меняются существенно. Думаю стоит некоторые предстоящие изменения прояснить.Многие уже привыкли к сочетанию «твердые бытовые отходы (ТБО)».

Это тот мусор, который образуется ежедневно в любой квартире.Теперь про ТБО можно забыть и запомнить новую аббревиатуру «ТКО»Статья 1 Закона «Об отходах производства и потребления»твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; Можно сказать, то что раньше называлось ТБО, теперь называется ТКО. Но принципиальная разница есть.Вывоз мусора (ТКО) теперь становится коммунальной услугой, как энергоснабжение или водоснабжение.А поскольку услуга стала коммунальной, на неё распространяются все льготы, предусмотренные законом.

Позвонив на горячую линию Минтруда и социальной защиты населения можно узнать подробнее о положенных Вам субсидиях и льготах. Если раньше мусоровывозящих компаний было пруд-пруди, теперь на определенной территории будет только одна компания, которая будет заниматься вывозом ТКО.Регионы делятся на зоны, и для каждой зоны выбирается один региональный оператор. Проводится конкурс, для регионального оператора устанавливаются строгие требования, обязанности.

Заключается соглашение между региональными властями и победителем конкурса (региональным оператором).Все производители отходов (а отходы производят все: граждане, организации, даже кладбища) обязаны заключить договор с региональным оператором.Тариф на вывоз ТКО устанавливается Тарифной комиссией региона в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденными Постановлением Правительства РФ №484.Тарифы единые для всех — стоимость тонны и кубического метра отходов.Помимо тарифа утверждаются также нормативы образования отходов. Они для разных категорий разные. Для жителей многоквартирных домов одни, для частных домов другие, для дачников — третьи.Размер платы за вывоз ТКО для граждан складывается так: Количество проживающих * норматив * тариф = размер платы за год.

Делим получившуюся цифру на 12 и получаем размер платы в месяц.Для предпринимателей и организаций нормативы различаются в зависимости от вида деятельности, количества сотрудников, площади помещений и территорий и прочих факторов.Скорее всего, Вы заметите повышение платы за вывоз мусора. Но это повышение можно объяснить.Раньше услуга на вывоз ТКО была нерегулируемой и мусоровывозящий бизнес пользовался упрощенной системой налогообложения, а цены устанавливал договорные. С 2018 года в тариф вошел НДС (18%).Добавилась и плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Раньше предприниматели должны были ее вносить, граждане вообще ее не платили. Теперь НВОС платит региональный оператор, и она закладывается в тариф.20-30% тарифа составляют услуги полигона по захоронению отходов.

Плюс, конечно, транспортная составляющая и собственные расходы регоператора.Мусорная реформа на Ставрополье показала, что новый размер платы за вывоз ТКО тем больше отличается от предыдущего, чем меньше мусоровывозящие компании вывозили отходы официально.Если компания, которой Вы платили за вывоз мусора, вывозила отходы на полигон и платила за его утилизацию, размер платы для Вас практически не изменится. Другое дело, если компания возила мусор в ближайший лесок; она экономила на оплате услуг по утилизации, Вы экономили на оплате услуг по вывозу отходов. В этом случае Вы заметите рост платы на 20-30% (услуги по утилизации).Да, закон обязывает всех заключить договор с региональным оператором.В соответствии со статье 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Отказаться от заключения договора не получится. Уклоняться от заключения договора не имеет смысла.Во-первых, уже готовится несколько законопроектов о введении в КоАП штрафов за уклонение от заключения договора на вывоз ТКО. Видимо, скоро за подобное начнут штрафовать.Во-вторых, это публичный договор, который считается заключенным с момента начала оказания услуги.

Не важно, когда Вами был подписан договор, оплата будет начислена за все время с момента начала осуществления региональным оператором деятельности по вывозу ТКО.Раньше считалось, что за содержание контейнерных площадок отвечает мусоровывозящая компания. Теперь это совершенно точно не так. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов входящих в состав ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов входящих в состав ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.В этой связи стоит стоит заблаговременно озаботиться тем, чтобы были четко определены ответственные за содержание контейнерных площадок. Если многоквартирный дом обслуживает управляющая компания, чтобы содержание площадки было закреплено в договоре.

Стоит озаботиться и подъездными путями к контейнерным площадкам и местам сбора ТКО.

Не только из соображений проедет или не проедет мусоровоз.

Это полбеды.Допустим, сейчас Ваш мусор вывозит небольшой мусоровоз.

После того, как начнет работу региональный оператор, мусоровоз может оказаться гораздо крупнее и тяжелее предшественника. Выдержит ли дорога? К слову, у нас в начале года частенько мусоровозы проваливались в асфальт, который оказался не готов к появлению новой техники.Об этом часто спрашивают, приводя разные причины, по которым у людей «нет мусора» и «нечего вывозить».Мусорная реформа кардинально меняет договор на вывоз ТКО. Акцент сделан на отходах, а не на потребителях или услугах.Предполагается, что у всех есть отходы, которые в соответствующей зоне должен вывозить один-единственный региональный оператор.Сжигать мусор нельзя — штраф, самостоятельно вывозить мусор нельзя — не получится, заключить договор на вывоз мусора с другой компанией нельзя — региональный оператор один.Все эти и подобные объяснения, почему у людей «нечего вывозить», просто не имеют смысла.Плата за ТКО начисляется в зависимости от количества человек, проживающих в квартире или частном домовладении (дети независимо от их возраста не исключение).Если человек не проживает по адресу, нужно предоставить документ, подтверждающий, что фактически он по месту прописки отсутствует, проживает в другом месте (перечень документов указан в Постановлении Правительства РФ №354 п.93)Если же в квартире или доме вообще никто не живет, оплата производится по количеству собственников жилья (пункт148(36) Правил предоставления коммунальных услуг «При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения».Все ТКО в зоне своей деятельности утилизирует региональный оператор.

Свалки не исключение.Допустим, на территории города или села расположилась несанкционированная свалка. Место, на котором она расположилась, в муниципальной собственности.

Отвечает за этот мусор администрация города или села.Ну, отвечает и отвечает, и что с того?В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.Получается, что региональный оператор может спокойно направлять всем муниципалитетам уведомления о свалках на их территории, требовать заключения договоров на ликвидацию свалок, а через месяц разгребать свалку, идти в суд и взыскивать с муниципалитетов понесенные расходы.

Потом исполнительный лист отправляется в казначейство, которое в течение трех месяцев перечисляет бюджетные деньги региональному оператору.Вот и ладненько.

Если местные чиновники не чешутся, региональный оператор сможет их хорошенько почесать, попутно расчистив земли.Это часть большой комплексной государственной программы.

Назову лишь некоторые задачи, которые новая система обращения с отходами должна решить.Навести порядок в сфере обращения с отходами.

Единые тарифы, понятные и прозрачные правила расчета платы за вывоз ТКО. Отсутствие сомнительных компаний, которые вывозили отходы в ближайший лес.

Разгрести несанкционированные свалки. Новая система делает бессмысленным складирование отходов в неположенных местах.

Зачем выбрасывать мусор абы где, если за него все равно платить?

К тому же региональные операторы это коммерческие организации, которые не упустят возможности получить доход от рекультивации имеющихся свалок.

Развитие инфраструктуры по переработке отходов. Региональному оператору не просто так дают возможность работать в своей зоне. На него возлагаются обязанности по строительству мусороперерабатывающих комплексов, чтобы отходы не закапывались в землю, как раньше, а цивилизованно утилизировались и перерабатывались.Это такая гарантия региональным операторам.

Можно спокойно и планомерно развивать переработку, когда на ближайшие 10 лет ты гарантированно обеспечен объемами отходов.Да, мы будем платить за вывоз мусора по-новому. Но называть это налогом нельзя даже с большой натяжкой.За вывоз мусора мы уже платим не один год. А кто не платит, тот должен платить.

Эта плата не идет в бюджет или какой-нибудь фонд вроде Фонда капитального ремонта. Это плата за оказанную услугу, которая идет коммерческой организации — региональному оператору.Мусорная реформа на старте казалась мне многообещающей, и по прошествии уже четырех месяцев с момента ее начала пока не разочаровала. Мне даже стало интереснее за ней следить.

Вопросы и пожелания пишите на мои заметки можете прочитатьи на.Приятно получать «палец вверх», если статья Вам нравится.Подписывайтесь, чтобы получать уведомления о новых заметках.

Экологический сбор: что нового

→ → → Добавить в «Нужное» Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 января 2020 г. ПОПРАВКИ

А.Ю.

Никитин,эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложениюС отчетности за 2020 г. введена ответственность за неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора.

Появились в КоАП и специальные статьи, по которым импортеров и производителей подлежащих утилизации товаров и упаковки товаров будут штрафовать за несдачу отчетности по экологическому сбору. В связи с этим уместно вспомнить, что такое экологический сбор, кто, когда и зачем его платит. Независимо от применяемого режима налогообложения, организации и ИП — производители и импортеры (в том числе из стран — членов ЕАЭС) ряда товаров и упаковки товаров должны обеспечивать выполнение установленных нормативов по утилизации отходов от их использования.

На потребителей таких товаров и упаковки обязанность по их утилизации не распространяется. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и нормативы утилизации определяются Правительством РФ, .

Если производитель или импортер не обеспечил утилизацию определенного количества отходов от использования таких товаров (упаковки) или утилизировал их в объеме меньше нормативного, то он должен уплачивать экологический сбор — компенсационный платеж, ставка по которому формируется на основе средних затрат на переработку единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего потребительские свойства, , (далее — Закон № 89-ФЗ); (далее — Постановление № 1073).

Экологический сбор не уплачивается с той части товаров (упаковки), которая направляется на экспорт; . Отметим, что обязанность по утилизации упаковки, по общему правилу, лежит на производителе или импортере товаров в этой упаковке, ; . И не имеет значения, входят ли в Перечень сами товары.

Если вы реализуете упаковку или собственные товары в ней конечному потребителю, то ответственность за утилизацию этой упаковки лежит на вас.

Если же вы продаете упаковку как товар другому производителю, который упаковывает в нее собственную продукцию, обеспечить утилизацию упаковки должен он. В отношении товаров (упаковки), импортируемых для собственных нужд, а не для дальнейшей продажи, обязанностей по уплате экологического сбора и подаче отчетности по нему у импортера не возникает.

Обязанность по утилизации считается исполненной со дня, когда: •либо представлена отчетность о выполнении нормативов утилизации; •либо уплачен экологический сбор.

Справка До 31.12.2017 отходы разрешалось передавать не только для утилизации, но и в целях сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания.

Начиная с указанной даты это запрещено. К тому же такая передача не приравнивается к утилизации отходов и не освобождает от обязанности по уплате экосбора. Как компания или ИП могут утилизировать отходы?

Первый вариант — вы можете организовать собственные объекты инфраструктуры по утилизации отходов от использования производимых (ввозимых в страну) товаров и упаковки.

Второй — заключить договор с оператором (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо с организацией (ИП), ведущей деятельность в сфере утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), которая будет утилизировать их за вас, либо с российским экологическим оператором или ассоциацией производителей и импортеров. В последнем случае отчетность о выполнении нормативов утилизации представляет экологический оператор или ассоциация.

Обезвреживание отходов, то есть уменьшение их массы, изменение состава, физических и химических свойств (в том числе сжигание или обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, не обеспечивает выполнение нормативов утилизации. Исключение — сжигание отходов, приводящее к выделению энергии на квалифицированных генерирующих объектах. Такой способ обращения с отходами Минприроды признавало их утилизацией.

А с 01.01.2020 вступил в силу Закон, вносящий, в частности, поправки в понятие утилизации. Законодатели решили считать утилизацией использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

То есть, попросту говоря, теперь сжигание отходов с этой целью приравнено к утилизации. Для объектов, на которых будет происходить «энергетическое» сжигание мусора, вводится обязательная экологическая экспертиза.

Внимание Утилизация отходов не равнозначна их обработке, размещению и обезвреживанию.

В отличие от утилизации эти действия с отходами, по общему правилу, не идут «в зачет» уплаты экосбора.

В общем же случае утилизация подразумевает использование отходов в производственном процессе, включая повторное применение, а не просто их обработку.

В частности, отходы могут быть применены по тому же назначению (например, в стеклянные бутылки после безопасной обработки и маркировки снова разливают напитки), возвращены в производственный цикл в качестве сырья (макулатуру после соответствующей обработки используют при производстве бумажной продукции) и т.

д. Исходя из этого, в недавнем споре суд признал законным требование территориального органа Росприроднадзора об уплате экологического сбора, установив, что компания-ответчик обеспечила только предварительную подготовку отходов (телевизоров) к утилизации. К приборам была применена технология сортировки, прессования, разборки, шредирования, но какое-либо использование отходов в хозяйственном обороте компания доказать не смогла. К подобным выводам судьи пришли и в другом случае: сама компания сортировала, дробила и прессовала использованный упаковочный гофрокартон, а подрядчик промывал, просушивал и измельчал полиэтиленовые отходы, но дальше этого дело не шло.

Отходы лишь обрабатывались, но не возвращались в производство.

То есть нормативы по утилизации отходов компания не выполняла и у нее оставалась обязанность по уплате экологического сбора. В то же время восстановление отходов до уровня сырья и материалов может быть приравнено к утилизации.

Компания по договору передавала на утилизацию готовую продукцию и упаковку. Из этих товаров и упаковки исполнитель получал готовую продукцию, а также полимерный агломерат, который мог использоваться как в качестве сырья, так и в качестве готовой продукции — засыпного материала для фильтровальных станций.

Агломерат реализовывался третьим лицам. Госорган же посчитал, что утилизацией можно признать только производство готовой продукции самим исполнителем. Но судьи решили, что произведенный им из переданных отходов агломерат компания тоже вправе учитывать для целей выполнения нормативов утилизации.

Справка В Перечень товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включены 46 групп товаров (например, текстильные изделия (кроме одежды), спецодежда, одежда верхняя прочая, деревянная тара, печатная издательская продукция, нефтепродукты, шины и покрышки) и 8 групп упаковки (упаковка полимерная, из гофрокартона, стеклянная и пр.).

Нормативы утилизации устанавливаются на трехлетний период.

Действующие нормативы установлены на 2018—2020 гг., причем предусмотрено их постепенное повышение.

Например, по гофрированному картону и упаковке из него нормативы утилизации повышаются с 25% в 2018 г. до 35% в 2020 г. И скорее всего, на следующий трехлетний период нормативы также будут повышены. Учет количества товаров и упаковки, подлежащих утилизации, ведется на основании их первичного выпуска в обращение в РФ, то есть, проще говоря, по факту продажи.

Отчетный период по экосбору — календарный год. Но при этом начиная с отчетного периода 2018 г.

для расчета экосбора берутся данные о выпущенной в обращение продукции не за отчетный год, а за год, предшествующий отчетному; . Плательщики, которые не утилизируют самостоятельно или с привлечением третьих лиц товары и упаковку, рассчитывают экологический сбор по формуле; : Для плательщиков, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов, но не достигли установленных нормативов, формула для расчета сбора следующая; : Ставки экологического сбора для каждой группы товаров (упаковки товаров) устанавливаются Правительством РФ.

Например: •группа № 10

«Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона»

— 2378 руб. за 1 т; •группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые» — 7109 руб.

за 1 т. Пример. Расчет экологического сбора за 2020 г. Условие. Издательство научной литературы произвело за 2018 г.

200 т печатной продукции (группа товаров № 16).

Норматив утилизации для этой группы на 2020 г. — 15%. Ставка сбора — 2378 руб/т.

Решение. Чтобы не платить в 2020 г.

экологический сбор за 2020 г., издательство должно утилизировать (самостоятельно или с привлечением специализированной организации) 30 т подобной продукции (200 т х 15%). Либо уплатить за 2020 г. экологический сбор в сумме 71 340 руб. (200 т х 15% х 2378 руб.). Отметим, что обязанность по утилизации товара применительно к нашему примеру возникает именно у издательства, а не у производителя бумажной продукции и не у типографии (если только типография не выпускает печатную продукцию в обращение самостоятельно).

Кстати, утилизировать можно не только собственный товар, но и аналогичный, выпущенный другими производителями, если он входит в ту же группу Перечня или перерабатывается такими же способами. Причем, если компания заключила договор на утилизацию отходов со специализированной фирмой, не обязательно, чтобы отходы, из которых в процессе утилизации было получено вторсырье, попали к исполнителю именно от заказчика; . Экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки товара, входящей в Перечень, если; : •товар не является готовым к употреблению изделием; •товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

Обязанность по уплате экологического сбора и состав отчетности по нему зависят от того, выполнил производитель или импортер товаров (упаковки) норматив по утилизации или нет. Покажем это в таблице. Выполнение нормативов утилизации Обязанность по уплате экосбора Отчетность по экосбору Срок сдачи отчетности/уплаты экосбора Выполнены полностью или перевыполнены Уплачивать не нужно Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее — Отчетность) (далее — Правила № 1342) Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным; (далее — Постановление № 1417) Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров (далее — Декларация) Выполнены частично или не выполнены Нужно уплачивать с учетом объема самостоятельно утилизированных товаров (упаковки) Отчетность Декларация Расчет суммы экологического сбора и копия платежки, подтверждающей его уплату Ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, . Уплата авансов по экосбору в течение года не предусмотрена Экологический сбор перечисляют так: •производители товаров (упаковки) — на счет территориального органа Росприроднадзора по месту своей регистрации; •импортеры товаров (упаковки) — на счет Росприроднадзора.

На тот же счет уплачивают сбор компании и ИП, которые и импортируют, и производят товары (упаковку), подлежащие утилизации.

Внимание Реквизиты для перечисления экосбора можно найти на официальных сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов.

Например, для перечисления по реквизитам центрального аппарата ведомства: → Контакты → Банковские реквизиты.

По такому же принципу представляется и вся отчетность по экосбору — в электронном виде через личный кабинет на сайте Росприроднадзора или с помощью бесплатной программы «Модуль природопользователя». А при отсутствии технической возможности для этого — на бумаге с обязательной копией на электронном носителе, сформированной с помощью сервисов на сайте Росприроднадзора; ; ; .

Имейте в виду: если вы сдадите электронную отчетность в территориальный орган Росприроднадзора, хотя должны были представить ее в само ведомство (поскольку, к примеру, вы не только производите, но и импортируете товары (упаковку) из Перечня), придется отчитываться заново. А экосбор, ошибочно уплаченный по реквизитам территориального органа Росприроднадзора, можно вернуть. «Льгот» по экологическому сбору немного.

И рассчитывать на них могут только те плательщики, у которых нет обязанности по уплате экосбора. То есть компании и ИП, обеспечивающие утилизацию товаров (упаковки) из Перечня в размере, равном нормативному или большем. Кстати, вот и одна из «льгот»: при перевыполнении нормативов по утилизации разницу между фактически достигнутым показателем и нормативным можно учесть в следующем году.

Вторая «льгота» — это возможность рассчитывать сумму экосбора по упаковке с понижающим коэффициентом к нормативу утилизации, если эта упаковка произведена из вторсырья.

Коэффициент рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве упаковки.

Подтвердить процентное содержание вторсырья в упаковке можно письмами от производителя упаковки с указанием массовой доли вторичного сырья и (или) выписками из технологической (производственной) документации. Если плательщик не выполняет полностью или частично нормативы утилизации и уплачивает экосбор хотя бы по одной группе товаров или группе упаковки товаров, он не вправе пользоваться этими поблажками; .

За сдачу экоотчетности в неполном объеме или с недостоверными сведениями компании грозит штраф, минимум — 250 тыс. руб. За не вовремя уплаченный сбор наказание еще строже.

Ничего не скажешь, экоштрафы кусаются Росприроднадзор и его территориальные органы в течение 3 месяцев проверяют представленные производителями или импортерами декларации, отчетность и расчеты. В рамках проверки декларации госорган вправе истребовать копии первичных учетных или таможенных документов, послуживших основанием для ее составления, а при проверке отчетности — копии договоров и актов по утилизации отходов.

Компания должна представить документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования; ; . Если при проверке расчета экосбора будут выявлены ошибки или противоречия, несоответствия между сведениями из расчета и данными, имеющимися у госоргана, будут установлены факты невнесения или неполного внесения экосбора, проверяющие составят акт. В течение 3 рабочих дней после подписания акт направляется плательщику, у которого будет 10 рабочих дней на внесение исправлений или представление пояснений и копий документов.

Если эти пояснения и документы не удовлетворят проверяющих, то они начнут процедуру взыскания экосбора в судебном порядке. Если плательщик не представил расчет или не уплатил экосбор, то ему направят требование о добровольном погашении задолженности (представлении расчета).

Срок для добровольной уплаты — 15 календарных дней.

Если в этот срок задолженность погашена не будет, ее взыщут в судебном порядке. За нарушение сроков сдачи отчетности и за неуплату экологического сбора установлена административная ответственность. Причем начиная с отчетности за 2020 г.

применяются новые штрафы по специальным статьям, введенным в КоАП Законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ. До сих пор за нарушения, связанные с подачей отчетности по экосбору, плательщиков привлекали к ответственности в соответствии со статьями 8.2, 8.5 и 19.7 КоАП с несколько более мягкими санкциями.

А ответственность за неуплату (несвоевременную уплату) экосбора не была установлена вовсе. Для наглядности покажем штрафы в таблице. Вид нарушения Размер штрафа для должностного лица компании для компании для ИП Непредставление или несвоевременное представление декларации и отчетности по экосбору 3000—6000 руб.

70 000—150 000 руб. 50 000—70 000 руб. Представление отчетности в неполном объеме или с недостоверными сведениями 3000—6000 руб.

Штраф рассчитают как двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, но не менее 250 000 руб.

Штраф рассчитают как двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, но не менее 100 000 руб. Неуплата в установленный срок экосбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров 5000—7000 руб. Штраф рассчитают как трехкратный размер суммы экосбора по каждой группе товаров или группе упаковки товаров, но не менее 500 000 руб.

Штраф рассчитают как трехкратный размер суммы экосбора по каждой группе товаров или группе упаковки товаров, но не менее 250 000 руб.

* * * Экологический сбор не является налоговым или таможенным платежом. Поэтому его нельзя включить в «прибыльные» расходы в соответствии с подп.

1 п. 1 ст. 264 НК. Но поскольку платеж обязательный, его можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК. Кстати, недавно Минфин сообщил, что включать в НК экологический сбор и плату за НВОС пока не будут.

Дело в том, что основные технологические процессы, связанные с их администрированием, имеют отраслевой характер и для проверки правильности исчисления требуются специальные знания и оборудование, которыми в настоящее время обладают сотрудники Росприроднадзора, а не ФНС.