Объединение туроператоров и турагентов

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов


ВикиЧтение Турфирма: с чего начать, как преуспеть Мохов Георгий Автондилович Поиск Содержание Статья 11. Объединения туроператоров и турагентовТуроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Статья 12. Объединения туристовТуристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Статья 14. Объединения субъектов страхового дела (в ред.

Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Субъекты страхового дела, в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.2.

1.3. Положение о ЦФО (центр финансовой ответственности) производственного объединения 1. Общие положения1.1. Центр финансовой ответственности является структурным подразделением производственного объединения (ПО) и включает выпускающие (сборочные) цехи и вспомогательные 5.3. Должностная инструкция экономиста-плановика структурного подразделения (ЦФО) производственного объединения 1.

Общие положения1.1. Экономист-плановик Центра финансовой ответственности (далее – плановик) является специалистом, разрабатывающим все виды бюджетов ЦФО в 2.3. Объединения бухгалтеров в дореволюционной России Идея создания профессиональных объединений бухгалтеров в России получила общественное признание в 70-е годы XIX в., когда сложились условия для заимствования европейских моделей организации профессиональной Вопрос 62 Международные интеграционные объединения Ответ Крупнейшими международными интеграционными объединениями являются: Европейский союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Общий рынок стран Южного конуса, или Южноамериканский общий 38. Объединения предпринимателей.

Ассоциативные формы организации бизнеса Ассоциативные формы организации предпринимательской деятельности представляют собой объединение предприятий или фирм в совокупные структуры.К ассоциативным формам относятся следующие типы 12.

Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса Ассоциативные формы организации предпринимательской деятельности представляют собой объединение предприятий или фирм в совокупные структуры.К ассоциативным формам относятся следующие типы I раздел Формирование Европейского союза. Социально-экономические основы объединения Глава 1 Причины объединения стран Европы В декабре 2002 г.

на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса Глава 1 Причины объединения стран Европы В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г.

10 новых членов. Завершение процесса объединения европейских стран в 2010 г. будет означать решительный шаг вперед к созданию 43. Объединения страховщиков Объединение страховщиков – союз, ассоциация, созданная страховщиками для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.

Они создаются на добровольной основе. Эти объединения, союзы, Преимущества объединения Другим нововведением Безосa была объединенная сеть продаж. К 1998 году, чтобы помочь продавать музыку и видео через Amazon.com, были объединены более 60 000 коммерческих сайтов, которые помогают продавать книги, 100 000 художественных сайтов, фанатских Глава 13.

Клиентов ради… Общественные организации и профессиональные объединения Фирмы, связанные с рынком недвижимости, для более эффективной работы объединяются в профессиональные сообщества – на некоммерческой основе, разумеется.

Цель профессиональных объединений ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТНИКОВ Объединения работников иногда могут иметь права вести переговоры и/или представлять работников, однако у них редко есть что-нибудь похожее на реальную власть, которой обладают хорошо организованные и пользующиеся поддержкой профсоюзы.

Работники ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Традиционно объединения работодателей вели переговоры с профсоюзами от лица своих участников и были, в общем, нацелены на защиту интересов своих членов в их отношениях с профсоюзами. Считалось, что переговоры со многими работодателями или во 14.3.6.

Объединения участников и субподряд Участники торгов могут создавать объединения (ОУ) для участия в каких-либо конкурентных закупках или же могут передавать часть выигранного контракта иному (не победившему или не участвовавшему) поставщику (субподрядчику).

Оба Содержание

  1. 2. Порядок применения бланка строгой отчетности «Туристская путевка» при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
  2. Деловые партнеры турфирм
  3. Глава I. Общие положения
  4. IV. Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта
  5. Продолжение на ЛитРес
  6. Приложение 7 Сетевые туристические компании. Франчайзинг
  7. Программы автоматизации документооборота
  8. Наружная реклама
  9. Заключение
  10. Работа с клиентской базой
  11. Глава VIII. Международное сотрудничество
  12. Возможные графики работы туристических агентств
  13. Дополнение к Разъяснению
  14. 5. Сроки начала использования туристской путевки в финансово-хозяйственной деятельности туристских организаций
  15. 1. Понятие туристской путевки. Правовые основания использования туристской путевки при осуществлении денежных расчетов, требования к форме туристской путевки и объему информации, содержащейся в туристской путевке
  16. 4 Подготовка к продажам
  17. Рекламная кампания в сети Интернет
  18. Собственные системы онлайн-бронирования туроператоров
  19. Типичные ошибки при открытии турфирмы
  20. День открытых дверей
  21. Приложение 1 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
  22. Организация с нуля или покупка действующего бизнеса?
  23. II. Требования к организации деятельности исполнителя
  24. Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
  25. 8 Привлечение туристов в офис
  26. Приложение 6 Профессиональный туристический бизнес
  27. Заказ интернет-сайта туристической компании
  28. Приложение 3 Бланк строгой отчетности «Туристская путевка»
  29. 3. Требования по обеспечению защиты туристской путевки от подделок
  30. Прием иностранцев в России
  31. Выбор туроператоров
  32. Документооборот турагент – туроператор
  33. Поисково-информационные системы бронирования туров
  34. Страхование на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев (медицинская страховка)
  35. Почтовая рассылка
  36. 4. Административная ответственность за оказание услуг без применения туристской путевки
  37. Выбор режима работы туристического агентства
  38. 9 Работа с клиентской базой
  39. Страхование в туризме
  40. Варианты расчета заработной платы менеджера по туризму
  41. Планирование штата сотрудников
  42. Обязательные требования
  43. Глава IX. Заключительные положения
  44. Как оформить трудовые отношения
  45. 3. Международные выставки в Москве
  46. Cross-promotion
  47. 1. Пресса профессиональная
  48. Основные элементы фирменного стиля
  49. Схемы оплаты труда и премирования
  50. V. Порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта
  51. Приложение 8 Выезд граждан Российской Федерации за рубеж (поездки) 2007 г
  52. 6 Выбор партнеров
  53. Глава III. Права и обязанности туриста
  54. Реклама в прессе
  55. Открытки
  56. Страхование багажа
  57. 5 Формирование штата турагентства
  58. Приложение 5 Профессиональные термины и сокращения
  59. Дополнительные средства в оформлении офиса
  60. Порядок работы с туроператорами
  61. Добровольный выбор
  62. Страхование гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта
  63. Страхование непредвиденных расходов, вызванных невозможностью совершить зарубежную поездку или завершить ее запланированным образом (страховка от невыезда)
  64. Варианты расчета заработной платы курьера туристической компании
  65. 5. Периодическая пресса для туристов
  66. Создание клиентской базы
  67. 4. Work-shop – встречи профессионалов туристического бизнеса
  68. Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
  69. Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
  70. Дисконтные карты
  71. Фирменный стиль
  72. Наличные расчеты. Туристская путевка как бланк строгой отчетности
  73. Выбор режима налогообложения
  74. 7 Автоматизация работы турфирмы
  75. 2. Профессиональные новости
  76. Страхование гражданской ответственности путешествующих за рубежом
  77. Когда технологии и техника не работают
  78. I. Общие положения
  79. Приложение 2 Правила оказания услуг по реализации туристского продукта
  80. Глава VII. Безопасность туризма
  81. Варианты расчета заработной платы директора туристической компании
  82. Нестандартные приемы продвижения
  83. Документооборот турагент – турист
  84. Заказ рекламно-информационных материалов
  85. Оформление офиса турфирмы
  86. III. Информация об оказываемых услугах по реализации туристского продукта
  87. Приложение 4 Разъяснения Ростуризма об использовании туроператорами и турагентами бланка строгой отчетности «Туристская путевка»
  88. А может быть, вступить в Сеть?
  89. Где искать сотрудников для офиса туристической компании?
  90. Рекламная политика туристической компании
  91. Системы онлайн-бронирования туров
  92. 3 Бухгалтерский учет и документооборот турагентства
  93. Общие рекомендации по планированию рекламной кампании туристического агентства

Продолжение на ЛитРес

История возникновения и развития деятельности общественных объединений и организаций в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

История возникновения и развития деятельности общественных объединений и организаций в сфере туризма The history of the emergence and development of the activities of public associations and organizations in the field of tourism Путрик Ю. С. Y. Putrik Процесс образования и развития деятельности общественных организаций и объединений в сфере туризма Российской Федерации происходит постоянно и свидетельствует о достаточно высокой степени развитости и устойчивости всей совокупности организаций и отношений, сложившихся в рамках состоявшейся индустрии туризма. В перспективе роль и значение общественных объединений и организаций в вопросах регулирования и координации всех элементов туристской системы будет только возрастать.

The process of formation and development of the activities of public organizations and associations in the field of tourism in the Russian Federation is ongoing and indicates a fairly high degree of development and stability of the entire set of organizations and relations that have developed within the established tourism industry.

In the future, the role and importance of public associations and organizations in the regulation and coordination of all elements of the tourism system will only increase. Ключевые слова: туризм, индустрия, координация, саморегулирование.

Key words: tourism, industry, coordination, self-regulation. В условиях глобализации роль общественных организаций и объединений во всех сферах современного общества неизмеримо возрастает.

Развитие уровня и влияния общественных организаций на экономические, социальные и политические процессы служит своеобразным показателем и индикатором зрелости гражданского общества. В нашей стране Федеральный Закон «Об общественных объединениях» (1995 г.) предоставляет широкий спектр прав и свобод различным общественным организациям различных правовых форм [1].

В нашей стране Федеральный Закон «Об общественных объединениях» (1995 г.) предоставляет широкий спектр прав и свобод различным общественным организациям различных правовых форм [1]. Согласно Федеральному Закону

«Об основах туристской деятельности в Российской федерации»

(в редакции 2007 г), государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Глава V. Закона декларирует два типа объединений в сфере туризма: — объединения туроператоров и турагентов; — объединения туристов.

При этом, если туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то объединения туристов, согласно Закону, создаются в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач [2].

Заметим, при этом, что в Федеральном законе

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

наиболее детально рассмотрены вопросы общественных объединений туроператоров, которым посвящены 8 статей из 9 соответствующей V главы закона.

Одна статья (двенадцатая) отражает правовые аспекты создания и функционирования общественных объединений туристов, а вот общественным объединениям турагентов в отраслевом законе никакой специальной статьи не нашлось. Уже на начальном этапе развития туризма в новой России Указом Президента РФ № 813 от 25.04.1993 г.

«О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма»

поддержка развития туризма в Российской Федерации была признана в качестве одной из приоритетных задач государства. Именно эта сфера стала привлекательной и наиболее приспособленной к рыночным отношениям и предпринимательской деятельности.

Поэтому становлению государственного подхода к формированию политики регулирования и координации туристской деятельности с этого периода стала активно сопутствовать деятельность общественных организаций и объединений.

Начался процесс становления и развития общественных институтов, что, несомненно. способствовало укреплению позиций туристской отрасли в экономике и социальной жизни российского общества. Так в том же, 1993 г., была образована Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), преобразованная в 2002 году в Российский Союз Туриндустрии (РСТ) [23].
Так в том же, 1993 г., была образована Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), преобразованная в 2002 году в Российский Союз Туриндустрии (РСТ) [23]. Основателями и учредителями ассоциации стали руководители ведущих на тот период туристских компаний при активной поддержке Роскомтуризма.

Президентом РАТА был избран один из инициаторов её создания В.

В. Ремизов. Автору настоящей статьи довелось быть делегатом Учредительного съезда РАТА, который проходил в июле 1993 в Московском государственном университете им.

М.В. Ломоносова (Рис. 1). Мандат делегата Учредительного съезда РАТА в 1993 г. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Впоследствии, с 1995.

г., его сменил С. П. Шпилько, который был бессменным президентом РСТ в течении 25 лет вплоть до марта 2020 г [15]. В 1994 г. в Санкт-Петербурге создана общественная организация — Национальная академия туризма (НАТ), объединившая многих научных и практических работников сферы туризма. Президентом был избран Рязанов В.

Т. профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В списках действительных членов академии значится Путин В.

В. (тогда еще он был председателем Комитета по внешним связям Мэрии Санкт-Петербурга) [17, с. 17]. Большой вклад в создание и дальнейшее развитие академии внес Никифоров В.И., в то время — президент АО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга». В конце 2002 было в рамках преобразования ранее существовавшей Федерации туризма ЦСТЭ1 создается общественное объединение туристов 1 Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСП — ведущая в СССР туристская организация по внутреннему туризму.

Туристско-спортивный союз России (ТССР), объединяющий любителей спортивных и экстремальных походов и путешествий по таким видам активного туризма, как лыжный, горный, водный, велосипедный, автомото, спелео, парусный, конный, комбинированные маршруты и дистанции, детский и юношеский туризм, студенческий туризм, молодежный туризм, адаптивный туризм [26]. Спортивный туризм включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию.

Рекомендуем прочесть:  Как открыть бизнес в спб аптеку

С 1994г. по некоторым видам спортивного туризма туристам присваиваются звания «мастер спорта», «мастер спорта международного класса», «заслуженный мастер спорта». Особое внимание в ТССР уделяется вопросам развития детского туризма, ориентированного на организацию отдыха детей и подростков в природных условиях — в туристских походах, в детских спортивно-оздоровительных палаточных лагерях, на краеведческих маршрутах по родному краю.
Особое внимание в ТССР уделяется вопросам развития детского туризма, ориентированного на организацию отдыха детей и подростков в природных условиях — в туристских походах, в детских спортивно-оздоровительных палаточных лагерях, на краеведческих маршрутах по родному краю. В настоящее время именно общественность является главным локомотивом развития этого важнейшего и социально значимого направления, когда приходится не только организовывать и проходить туристские маршруты, но и преодолевать многочисленные бюрократические барьеры, связанные с избыточным нормативно-правовым регулированием этого вида деятельности, т.е.

добиваться на самых высоких уровнях, в т. ч. через посредство Общественной палаты Российской Федерации, принятия адекватных нормативных актов путем исключения из них многочисленных перлов чиновничьего «творчества», несущего нелепые и неоправданные повсеместные ограничения этой деятельности под предлогом заботы о безопасности детских турпоходов2.

В начале 90-х по инициативе гидов-переводчиков компаний «ИНТУРИСТ» и «Спутник» — Шнайдгена Й.Й., Крессовой М.Д., Глобачёвой Л.Г. и других была образована Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов См, напр., интервью С.М.

Минделевича, Заслуженного путешественника России, Мастера спорта по спортивному туризму, гл.

редактора газеты «Вольный ветер» на сайте Федерации спортивного союза России: https://www.youtube.com/watch?v=zDmhj-olrk4.

и турменеджеров (АГПЭиТМ) [19], в 1997 году создается Российская гостиничная ассоциация [24].

В этот же период стали появляться отраслевые (по видам и направлениям туризма) и региональные общественные организации и объединения, крупнейшим их которых стала Ассоциация работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга. Учредителями Московского отделения Национальной академии туризма выступили известные ученые и руководители туристской отрасли — проф. Веденин Ю. А. (директор Российского НИИ культурного и природного наследия им.

Д.С. Лихачева), Азар В. И. и Житенёв С.Ю. (в то время — заместители руководителя Роскомтуризма). В конце 90-х и в первые годы нового века активно действовала Московская ассоциация туристических агентств под руководством П.

Ю. Кларка (Ремённого). Несколько раньше возникли объединения участников туристского рынка по направлениям туризма. Такие, как, например, Российская Ассоциация социального туризма (1989г) — правопреемник Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям под руководством И. И. Лаптева; Общественные организации и объединения сразу стали играть заметную роль в процессах развития и совершенствования зарождающейся туристской отрасли Российской Федерации.

Они внесли важный вклад в формирование единой системы взглядов и представлений о путях развития туризма в России на всех этапах становления индустрии туризма в нашей стране и системы государственного регулирования сферы туризма. Первые импульсы для принятия принципиальных государственных решений и документов на всех этапах исходили от общественных организаций, объединяющих ученых и практиков сферы туризма. Так, в 1995 году появился подготовленный Национальной туристской ассоциацией весьма основательный Ежегодный доклад о состоянии и проблемах развития туризма в России [8]., после чего, в 1996 году, закон о туризме и федеральная целевая программа «Развитие туризма 75 в Российской Федерации» наконец-то были приняты.

Другим значимым импульсом к принятию в 2002 году официальной государственной

«Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года»

послужили подготовленные в 2000 г. учеными и практиками Национальной академии туризма «Предложения к Концепции развития туризма в России» [6].

Третьим значимым импульсом явилась инициативная аналитическая записка

«Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации»

(2004 г.) [16], в которой актуализировались не только вопросы введения финансовых гарантий, но и вопросы создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа, нашедшие свое законодательное воплощение в 2006 и в 2007 гг. Существенное влияние оказали общественные организации и на формирование нормативно-правовой базы туризма в России и странах СНГ в т.ч.

посредством подготовки в 1997 г. Модельного закона о туристской деятельности для субъектов Российской Федерации и в правовом поле Содружества Независимых Государств путем подготовки Модельного закон «О туристской деятельности», который был принят Межпарламентской Ассамблеей Государств-участников Содружества Независимых Государств 16 ноября 2006 г [10].

Российской Ассоциацией социального туризма в 2008 году была подготовлена и передана в Правительство Российской Федерации

«Концептуальная модель устойчивого развития социального туризма в Российской Федерации»

, получавшая поддержку Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации как одно из стратегических направлений развития социальной сферы России на период до 2023 года [11]. Не менее значимым результатом этой ассоциации можно считать и подготовленное данной ассоциацией Практическое руководство по организации социального туризма [13]. Среди отраслевых общественных организаций (по видам и направлениям туризма) выделяется устойчиво работающая с 1997 г Международная академия 76 детского туризма и краеведения им.

А.А. Остапца — Свешникова, активно развивающая сотрудничество ученых и практиков детско-юношеского туризма и краеведения, представляет их общие интересы в органах государственной власти, оказывает научно-методическую, консультационную помощь учреждениям и организациям (научным, образовательным, социальным, оздоровительным, туристским, общественным, экологическим, по месту жительства и др.), ведущим деятельность в сфере детского туризма и краеведения [22].

Её представители часто выступают экспертами и критиками подготавливаемых различными органами государственной власти нормативных документов, содержащими нередко избыточные требования к детским походам и детским оздоровительным лагерям, осложняющим эффективную организацию отдыха детей и подростков в природных условиях.

Её представители часто выступают экспертами и критиками подготавливаемых различными органами государственной власти нормативных документов, содержащими нередко избыточные требования к детским походам и детским оздоровительным лагерям, осложняющим эффективную организацию отдыха детей и подростков в природных условиях. Так, помимо организации и проведении Международных и всероссийских туристских выставок, данная академия регулярно принимает участие в «круглых столах» и слушаниях в Общественной палате и Государственной Думе РФ, на которых ставятся актуальные вопросы развития детского туризма и краеведения, обсуждаются проблемы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы детского-юношеского туризма.

В октябре 2005 г. рядом ученых и специалистов сферы туризма в целях организации и координации международной научной деятельности в сфере туризма была учреждена Международная общественная организация «Международная общественная туристская Академия» (МТА).

За прошедшие годы академия подготовила и опубликовала ряд методических документов и рекомендаций по различным аспектам развития туризма — культурно-познавательного, оздоровительного, религиозного, сельского и др. Одним из последних результатов деятельности МТА можно с уверенностью назвать издание в 2018 году подготовленного совместно с Российским НИИ iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . культурного и природного наследия им.

Д.С. Лихачёва Российского энциклопедического словаря «Туризм» [14].

В 2007 г. был образован независимый профсоюз работников туриндустрии (НПРТ). По мнению председателя профсоюза Леонида Дубинского существующие общественные организации неэффективны и именно создание профсоюза может вывести специалистов туризма на совершенно иной уровень отстаивания своих интересов [28, дата обращения 02.09.2020]. В начале 2000-х гг по инициативе Российской международной академии туризма (РМАТ) было образовано Всероссийское народное туристское общество (ВНТО) с продекларированным широким спектром направлений деятельности по развитию туризма в стране.

Создавались отделения ВНТО в различных регионах.

К настоящему времени активно продолжают работать и развиваются основанные в 1990-х годах РСТ, АГЭПТиМ, РГА и др.

Вместе с тем важно отметить, что часть общественных объединений и организаций федерального/общенационального уровня в сфере туризма, созданных в 1990-х — 2000-х («нулевых») годах, к настоящему времени существенно снизили свою активность, или вовсе прекратили свою деятельность (НТА, МАТА, НПРТ, ВНТО и др.) и многие их благородные начинания остались нереализованными.

В начале 2000-х годов активно дискутировался вопрос о целесообразности и необходимости законодательно введения банковской гарантии финансового обеспечения уровня ответственности туроператоров перед клиентами и партнерами, который должен быть законодательно поднят на более высокий уровень.

Как известно, в 2007 г. такие изменения были внесены в Федеральный Закон об основах туристской деятельности [3], однако действенным рычагом повышения уровня ответственности туроператорских компаний эти гарантии в последующие годы не стали. Внесённые изменения отражали интересы небольшого числа наиболее крупных туроператоров, и способствовали закреплению уже сложившемуся к тому времени олигархическому монополизму в сфере туризма, о чем достаточно подробно изложено в монографии А.

В. Игнатьева [9]. Более того, они привели к удорожанию туристского продукта, ощутимо затронув интересы среднего и малого предпринимательства в сфере туризма. Свой протест против принятия положения о введении финансовых гарантий малый и средний бизнес выразил в форме пикетов и демонстраций, поддерживаемых общественными организациями, в т.ч. и РСТ, которые проходили в Москве и других городах под такими лозунгами как: «Россия против коррупционного закона о туризме», «Мы не против фингарантий— мы против бездарного закона», «Монополизм убьет туризм» и т.п.

В результате несовпадения интересов в РСТ произошёл раскол и наиболее крупные туроператоры, отделившись от РСТ («Нева», «Интурист», «Музенидис», «Академсервис», «Спектрум» и ряд других компаний) образовали в том же 2007 году Ассоциацию туроператоров (АТОР).

С принятием в декабре 2007 года Федерального Закона о саморегулируемых организациях [4] были открыты возможности для использования механизмов саморегулирования в деятельности туристских общественных объединений и этот путь представлялся на тот момент наиболее реальным и перспективным для общественных организаций и объединений в сфере туризма. Ведущие общественные объединения в сфере туризма проявляли в тот период интерес к использованию принципов саморегулирования в своей работе. Статус саморегулируемой организации тогда вполне могли получить обладающие соответствующими предпосылками Российский союз туриндустрии (РСТ), Российская гостиничная ассоциация (РГА), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и На данный момент в АТОР входят крупнейшие компании-туроператоры из различных регионов России.

В общей сложности члены АТОР обеспечивают более 80% всего выездного потока из России, более 70% въездного и около 60% внутреннего туристического потока (см.

официальный сайт АТОР: https://www.atorus.ru/ator/about.html).

Дата обращения 27.08.2020. турменеджеров (АГПЭиТМ) и некоторые другие. Так, АГПЭиТМ с 1998 г. по поручению Правительства г. Москвы осуществляет аккредитацию гидов и экскурсоводов, дающую право проведения экскурсионного обслуживания в Москве [5].

Совсем близко к получению статуса саморегулируемой организации сегодня находилась Российская Ассоциация социального туризма, подготовившая и утвердившая ещё в 2004 г.

свои стандарты [12]. Механизм применения в этом случае финансовых гарантий мог бы заключаться в том, что туристская компания, вступая в саморегулируемую организацию, обязуется в своей деятельности соблюдать стандарты этой организации, а организация берет на себя ответственность (в т.ч.

и финансовую) за деятельность туркомпании. Таким образом саморегулируемая организация могла бы взять от государства на себя весьма существенную часть ответственности за деятельность туркоманий перед клиентами и государством.

Такая практика уже давно сложилась и успешно применяется во многих зарубежных американских и европейских странах. Идея перехода на саморегулирование на первых порах поддерживалась и в АТОР.

Так, в 2008 году на заседании круглого стола в Государственной Думе Российской Федерации по проблемам законодательного обеспечения безопасности российских туристов за рубежом4 представитель Ассоциации туроператоров В.

Д. Канторович сообщал, что соответствующие стандарты по безопасности в ассоциации уже имеются и что эта АТОР, как саморегулируемая организация, начинает работать с применением этого стандарта в своей работе с членскими организациями. Таким образом можно констатировать, что в первом десятилетии XXI в.

наметилась четкая тенденция на усиление роли общественных организаций в регулировании деятельности туристской сферы путем перехода от совещательной и рекомендательной функций (участие в 4 «Круглый стол» состоялся 10 декабря 2008 Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству/ общественных обсуждениях, высказывание предложений, принятие резолюций, заявлений и т.д.) к реальному участию в процессе обеспечения качественного и безопасного обслуживания туристов и экскурсантов путём применения стандартов организации.

Однако в итоге эта тенденция так и не обрела реальное воплощение в практике деятельности общественных организаций, а к сегодняшнему дню о ней и вовсе никто не упоминает. Набиравшей было темп тенденции заинтересованности в развитии саморегулирования в сфере туризма, которое при благоприятных условиях могло в значительной мере заменить систему государственного регулирования, в силу ряда причин и, прежде всего, по причине неготовности властей и ментальной незрелости туристского бизнес-сообщества, не суждено было развиться. Элементы проявления саморегулирования мы сегодня можем наблюдать на примере деятельности ассоциации «Турпомощь» как объединения туроператоров в сфере выездного туризма, предоставляющего экстренную помощь российским туристам за рубежом, оказавшимся в экстренной ситуации по причине финансовой несостоятельности туроператора.

С другой стороны, несколько парадоксально выглядит ситуация, когда ведущие туроператоры не входят в состав Российского союза туриндустрии, образовывают свою ассоциацию, тогда как они являются одними из компонентов индустрии туризма, наряду с гостиницами, транспортными организациями, предприятиями общественного питания, туристско-информационными центрами, средствами развлечения, объектами познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций и десятками сопутствующих сфер деятельности.

В 2010-х годах начинается новый этап в развитии и деятельности общественных организаций в сфере туризма и гостеприимства. К этому времени сформировались десятки различных объединений в сфере туризма по региональному и видовому признакам, ведущим видам и формам туризма -ассоциации и клубы по автобусному, внутреннему и въездному, внутреннему, деловому, детскому, караваннингу, круизному, культурно-познавательному, медицинскому, молодежному, научному, оздоровительному, промышленному, сельскому, событийному, спортивному, экологическому, экстремальному и многим другим.

Произошли изменения и на общенациональном уровне формирования масштабных общественных объединений. Наряду с уже ставшими традиционными общественными организациями появились новые, как бы параллельные, организации. Так, в параллель РСТ в 2020 г.

был образован Общенациональный Союз Индустрии Гостеприимства (ОСИГ) под председательством генерального директора санаторно-курортного комплекса Mriya Resort & Spa Г. Л. Бабасяна (г. Ялта) [7]. ОСИГ заявляет амбициозные цели и программы, направленные ни много, ни мало на «переформатирование отрасли» путем объединения участников отрасли вокруг новой национальной идеи «Развиваем туризм — развиваем Россию», создание рабочих инструментов для взаимодействия бизнеса и власти, повышение престижа профессий в туристской отрасли, создание позитивного образа туризма в России и др.5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В 2010-х заметно активизируется в сфере гостиничного бизнеса деятельность образованной в 2003 году Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО), которая до этого представляла, преимущественно, интересы московских предприятий общественного питания под руководством известного ресторатора И.О.

Бухарова. В 2014 году на базе Федерации был создан Совет по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства, который был наделен Национальным советом при Президенте Российской Федерации по 5 Подробнее на TourDom.ru: https://www.tourdom.ru/news/v-turizme-poyavilsya-soyuz-dlya-netvorkinga.html профессиональным квалификациям полномочиями по сертификации персонала и проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ [25].

Бухарова. В 2014 году на базе Федерации был создан Совет по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства, который был наделен Национальным советом при Президенте Российской Федерации по 5 Подробнее на TourDom.ru: https://www.tourdom.ru/news/v-turizme-poyavilsya-soyuz-dlya-netvorkinga.html профессиональным квалификациям полномочиями по сертификации персонала и проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ [25]. Сегодня ФРИО активно участвует в работе экспертного Совета Государственной Думы по внутреннему и въездному туризму в РФ и многих других профильных советов, рабочих групп, комитетов и организаций, регулирующих нормативно-правовое поле Российской Федерации в сфере гостеприимства. В 2013 г. был образован Альянс Туристических Агентств [29, дата обращения 02.09.2020] — первое объединение «туристической розницы» на общенациональном уровне.

Есть немало общественных объединений турагентов на региональном уровне. Например, в Москве в 1990-х гг, как уже упоминалось, создавалась МАТА — Московская ассоциация туристических агентств, которая быстро распалась.

Однако все они, не имея федерального статуса, не могут, соответственно, влиять на взаимоотношения турагентов и туроператоров, консолидировано продвигать свои интересы в коридорах власти. Заметим, что турагентская деятельность, как важнейшая компонента функционирования туристского рынка, находится в поле зрения и других общественных организаций — например РСТ, в составе которой создан Комитет по турагентской деятельности.

Действительно, у турагентов накопилось немало корпоративных проблем, которые можно решать только сообща.

К примеру, одной из проблем в турагентском сообществе считается не всегда справедливое установление туроператором размера турагентского вознаграждения (комиссии) за продажу того или иного турпродукта. Так, руководитель названного комитета Анжела Галкина (она же — генеральный директор компании «Меридиан-тур», основатель сообщества Radio Travel) предложила объявить мораторий на бронирование туров у операторов, которые дают комиссию меньше 10%, мотивируя это жалобами, которые поступают, в том числе, в комитет по турагентской деятельности РСТ, который она возглавляет 6.

Среди общественных инициатив представляет интерес возникшее с середины 2010-х гг. общественное движение под названием «социально-ответственный туризм», подразумевающий возможность совместить интересное путешествие с реальным вкладом в устойчивое развитие посещаемой территории.

Лозунг ответственного туризма:

«Улучшая среду обитания местного населения, создавай привлекательные туристические достопримечательности»

. Девиз ответственного туриста: «Путешествуя — помогай!». Через большие и малые дела самых разных людей ответственный туризм призван способствовать уважительное отношение к культурно-историческому наследию, окружающей среде и традициям.

В 2016 году был зарегистрирован Союз участников Ответственного туризма (СОТ), который объединяет экспертов-практиков на территории Российской Федерации и СНГ, использующих в своей деятельности принципы социальной ответственности в туризме и ответственного туризма. СОТ помогает всем участникам туриндустрии создать продукт ответственного туризма с мультипликативным эффектом и комплексным подходом, а также всем потенциальным туристам — найти способ совмещения приятного с полезным в путешествии и за счет этого получить реальные бонусы. Идеи социально ответственного туризма, которая предусматривает международное сотрудничество и привлечение инвестиций для обустройства туристских территорий, пришли к нам из-за рубежа после закрепления их в Декларации об п Ответственном Туризме, которая была принята Кейптауне, ЮАР, в 2002 году .

6 См. официальный информационный ресурс РСТ «Ежедневная электронная газета»: https://ratanews.ru/news/news_31082020_4.stm (Дата обращения 02.09.2020) 7 См. официальный сайт Международного Центра Ответственного Туризма (РФ и СНГ): https://icrt-russia.ru/.

Как видим, последнее время интерес общества к туризму неизменно возрастает.

Увеличивается число общественных объединений и организаций в сфере туризма и гостеприимства. Они развиваются, видоизменяются, захватывая все больше сегментов регулирования и координации отношений в сфере туризма между государством, бизнесом, потребителем туристских продуктов, объектами природы и культуры. Проблемы организации и проведения туристских путешествий занимают лидирующие места в новостных лентах.

Особенно, начиная с 2020 года, с приходом «чёрного лебедя» -пандемии коронавируса и связанных с этим ограничений поездок граждан на зарубежные и отечественные курорты. На этом фоне роль и активность общественных организаций в сфере туризма и гостеприимства становится всё более заметной и ощутимой.

Как показано выше, в Российской Федерации процесс возникновения, становления и дальнейшего развития общественных организаций в сфере туризма и гостеприимства идет как по отраслевому признаку (виды и формы туризма), так и по комплексному направлениям туристской индустрии и, в большинстве случаев, в тесном взаимодействии с государственными органами законодательной и исполнительной власти.

В повестке политических партий туризм также занимает вполне заметные позиции.

С учетом того, что индустрия туризма в нашей стране в целом сформировалась, а одним из признаков зрелости туристской отрасли является развитость института общественных объединений и организаций, способных обеспечивать функционирование отдельных групп предприятий и организаций туризма (туроператоров, турагентов, гостиниц и др.), в т.ч.

и на принципах саморегулирования, полагаем, что можно вполне обоснованно вносить на обсуждение вопрос о создании Национальной Туристской Организации (НТО), которая, которая юридически была бы отделена от госорганов по туризму и объективно являлась бы подтверждением усиления роли гражданского общества в вопросах определения перспектив развития сферы туризма в стране.

НТО могла бы объединить всех участников туристского процесса, выработала бы стандарты и правила поведения в туристском бизнесе, сделала бы этот процесс саморегулируемым и более качественным в интересах укрепления экономики, социальной политики и авторитета нашего государства. Литература iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях».

Информационно-правовой портал «КонсльтантПлюс»: http://www.consultant.ru/ 2.

Федеральный закон

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

от 24.11.1996 N 132-Ф3. Информационно-правовой портал «КонсльтантПлюс»: http://www.consultant.ru/ 3.

Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

// Российская газета.

09.02.2007. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г.

N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

Российская газета, 6 декабря 2007 г. 5. Распоряжение заместителя Премьера Правительства Москвы от 20 марта 1998 г. N 224-Р3П «О формировании единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в г.

Москве». См. справочно-информационный портал https://dokipedia.ru/document/5281975 (дата обращения 29.09.2020).

6. Азар В.И., Акишин В.Н., Байназаров Ю.К., Биржаков М.Б., Кузнецов Ю.В., Маринин М.М., Путрик Ю.С., Терещенко А.А., Туманов О.Н.

Предложения к концепции развития туризма в России.

// «Туристские фирмы», выпуск 22, 2000.

С. 23-37. 7. Бабасян Г:

«Мы видим, что усилия ОСИГ способны спасти чей-то бизнес»

. Интервью для ИА ИНТЕРФАКС: https://tourism.interfax.ru/ru/interview/interview/72015/ 8. Ежегодный доклад о состоянии и проблемах развития туризма в России.

Национальная туристская ассоциация.

Труды Академии Туризма. Специальный выпуск.

Санкт-Петербург, 1995 г. С. 17. 1995. 9. Игнатьев А.В. Российский туризм в эпоху глобализации: стратегия, конкурентоспособность, перспективы.

М., 2007. 280 с. 10. Информационный бюллетень МПА СНГ. 2007. № 39. 11. Концептуальная модель социального туризма для Российской Федерации.

СПб.: Изд-во «Невский Фонд», 2009. 64 с. 12. Путрик Ю.С. Терещенко А.А. Стандарты туристских общественных организаций.

М., 2004. 13. Путрик Ю.С., Костяев Н.П., Дмитриева И.И., Кужлева Т.Ю. Практическое руководство по организации и устойчивому развитию социального туризма в современной России.

Часть 1. М. 2008. 14. Российский энциклопедический словарь «Туризм».

Под ред. С.Ю. Житенёва. Коллектив авторов: С.Н. Абакумов, М.В. Арифуллин, М.Б.

Биржаков, И.А. Дрогов, С.Ю. Житенёв, Г.И. Журдан, П.И. Караневский, В.А.

Ливцов, Ю.Е. Мешков, Е.М. Николаев, В.С.

Новиков, Ю.С. Путрик, С.И. Реснянский, А.П. Соловьёв. М.: Институт Наследия, 2018.

— 492 с. 15. Сергей Шпилько покинул пост президента РСТ. См новостной сайт Travel Russian News: https://www.trn-news.ru/news/99326/?utm_medium=email (дата обращения 31.08.2020) iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 16. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации: Аналитическая записка // Национальная академия туризма.

Москва — С.-Пб., 2004. 17. Труды Академии Туризма. Специальный выпуск. Санкт-Петербург, 1995.

18. Официальный информационный ресурс РСТ «Ratanews. Ежедневная электронная газета»: https://ratanews.ru.

19. Официальный сайт АГПЭиТМ: http://www.agipe.ru/ 20. Официальный сайт Ассоциации туроператоров АТОР: http://www.ator.biz.

21. Официальный сайт Международного Центра Ответственного Туризма (РФ и СНГ): https://icrt-russia.ru/. 22. Официальный сайт Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения: https://madytk.ru/ 23.

Официальный сайт Российского Союза Туриндустрии: http s: //www.rostourunion.ru/ob_rst/ 24.

Официальный сайт Российской гостиничной ассоциации (РГА): https://rha.ru/ 25. Официальный сайт Федерации рестораторов и отельеров: https://frio.ru/ 26. Официальный сайт Федерации спортивного туризма России: https: //www.youtube.

com/watch?v=zDmhj -olrk4. 27. Профессиональный портал www.TourDom.ru 28.

Тематический отраслевой информационный портал В ОТПУСК.РУ: http: //www.votpusk.ru/news. asp?msg=99704&TID=26. 29. Туристский информационно-справочный портал «Турпром»: https://www.tourprom.ru/news/22696/, (дата обращения 02.09.2020).

Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.1 изменена с 3 сентября 2018 г.

— от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ Статья 11.1.

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма См. к статье 11.1 настоящего Федерального закона Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации данного объединения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотренным в отношении ассоциаций (союзов), с учетом положений настоящего Федерального закона.

Некоммерческая организация приобретает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения Правительства Российской Федерации. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является открытым для вступления новых членов.

Требованием к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма является уплата взносов в резервный фонд в , установленные настоящим Федеральным законом, и в , определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом. Основанием для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма является: заявление туроператора о выходе из членов данного объединения в случае прекращения туроператором деятельности в сфере выездного туризма; неуплата взносов в резервный фонд в , установленные настоящим Федеральным законом, и в , определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом; ликвидация туроператора в соответствии с законодательством Российской Федерации; неуплата взносов в фонд персональной ответственности туроператора в , установленные настоящим Федеральным законом, и в , определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также непредставление сведений об общей цене туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий календарный квартал, под которой понимается величина, полученная путем суммирования общих цен туристского продукта, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в предыдущем календарном квартале (далее — общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий календарный квартал), в сроки, установленные настоящего Федерального закона.

Установление иных требований к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, равно как и иных оснований для прекращения членства туроператора в данном объединении, не допускается. При прекращении членства туроператора взносы, уплаченные в резервный фонд, не возвращаются. В случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма оно уведомляет об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа, представляемого в , установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанная в настоящего Федерального закона информация о туроператорах — членах объединения туроператоров в сфере выездного туризма, информация об изменении сведений о туроператоре, информация о туроператорах, исключенных из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма, об основаниях их исключения подлежит размещению на официальном сайте данного объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем в течение одного дня после дня изменения соответствующих сведений о туроператоре либо дня принятия решения о приеме туроператора в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма или прекращении членства в данном объединении. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма для оказания экстренной помощи туристам при неисполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами — членами данного объединения, формирует резервный фонд в соответствии с требованиями настоящего . Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения туроператоров в сфере выездного туризма подлежит обязательному аудиту.

Аудиторская организация и условия договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности объединения туроператоров в сфере выездного туризма утверждаются общим собранием членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма или постоянно действующим коллегиальным органом управления, если учредительными документами данного объединения такое утверждение отнесено к его компетенции. Годовой отчет и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения туроператоров в сфере выездного туризма вместе с аудиторским заключением о ней после их утверждения общим собранием членов данного объединения или постоянно действующим коллегиальным органом управления, если учредительными документами данного объединения такое утверждение отнесено к его компетенции, подлежат размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Объединением туроператоров в сфере выездного туризма разрабатываются профессиональной деятельности, обязательные для данного объединения и его членов и регулирующие в том числе порядок осуществления им и его членами функций, связанных с формированием и использованием резервного фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Указанные правила профессиональной деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.