Обязан ли сотрудник полиции предъявлять удостоверение по требованию гражданина

Обязан ли сотрудник полиции предъявлять удостоверение по требованию гражданина

Закон «О полиции» (статья 5, пункт 5) – что хотят изменить законодатели в 2020-2022 годах?


Автор Юлия Глушенкова На чтение 4 мин. Просмотров 557 В закон «О полиции» планируется внести изменения, соответствующий законопроект №955380-7 уже направлен в Государственную Думу и находится на рассмотрении у депутатов.

Законодателем предлагается целый комплекс поправок. В частности, законопроект предусматривает корректировку п.5 ст.

5 закона «О полиции», который на практике вызывает вопросы по эффективности его применения.

Помощь юристов: Звоните бесплатно по России: Советы юристов по телефону!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

В п.п. 4 и 5 ст. 5 ФЗ-3 от 07.02.2011г. установлены обязанности сотрудника полиции по взаимодействию с гражданами. Если сотрудник полиции инициирует общение, он обязан сначала представиться, объяснить причину мер принуждения, если таковые планируются, и только потом к ним приступать.

Таковы положения п. 4. Закон «О полиции», статья 5 пункт 5, устанавливает, что при обращении гражданина к полицейскому последний обязан:

  1. внимательно выслушать гражданина;
  2. разъяснить, к кому гражданину надо обратиться, чтобы решить вопрос, если его рассмотрение входит в компетенцию другого государственного органа.
  3. принять соответствующие меры, которые входят в компетенцию полиции;
  4. представиться по полной форме, назвать не только фамилию и имя, но и должность и звание;

В чем суть пункта 5 статья 5 закона о полиции?

В том, что сотрудник полиции должен быть вежливым и реагировать на обращения граждан, помогать им в защите своих прав. Однако последовательность действий вызывает вопросы, поэтому это положение закона депутаты намерены изменить. Авторы законопроекта считают, что обязанность полицейского в соответствии с п.5 ст.
Авторы законопроекта считают, что обязанность полицейского в соответствии с п.5 ст.

5 закона «О полиции» сформулирована некорректно и мешает им эффективно предотвращать преступления и правонарушения.

На практике зачастую нет возможности совершить все эти действия (представиться, назвать должность, звание), так как требуются оперативные меры реагирования для предотвращения общественно опасного деяния.

Выполнение этой обязанности становится формальностью, которая не выполняет возложенной на нее задачи, а усложняет действия полицейского.

Вежливость и соблюдение прав граждан не планируется отменять, корректировка вносится в порядок действий сотрудника полиции. Последовательность меняется, полицейскому предоставляется право сначала завершить активную фазу реагирования, а затем уже сообщить свои фамилию, имя, звание и должность.

Например, после устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан или самого сотрудника. Законопроект находится на рассмотрении с мая, пока он не прошел даже первое чтение. Правовое управление в целом одобрило документ, так как он направлен на совершенствование норм законодательства, увеличение полномочий полицейских, стабилизацию их статуса.

В конце 2020 года стало известно, что МВД РФ разрабатывает законопроект, также касающийся статуса полицейского.

В этот раз авторы планировали ввести административную ответственность за оскорбление сотрудников в Интернете. Максимальная сумма штрафа по проекту достигала 100 000 рублей. Недавно СМИ сообщили, что ведомство отказалось от дальнейшей проработки этого документа.

Официальные представители МВД подтвердили эту информацию.

Да 33.33% Нет 66.67% Проголосовало: 6 Статья 5.

Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (полный текст в редакции 2020 года) 1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. 3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. 7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. Мне нравитсяНе нравится Помощь юристов: Звоните бесплатно по России: Советы юристов по телефону!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Глушенкова Юлия Геннадьевна Образование: Уральский государственный юридический университет (ФГБОУ ВО «УрГЮУ») г. Екатеринбург, специальность юриспруденция, год окончания 2001.

Представитель в судах по гражданскому и семейному праву, автор статей юридической тематики на популярных сайтах. Профиль автора Оцените автора

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. 2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. 5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. 6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. 1. В соответствии с концептуальными идеями формирования и функционирования полиции в Российской Федерации законодательное закрепление принципов ее деятельности начинается с констатации того, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 5). Приоритетное место принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в системе принципов деятельности полиции обусловлено тем, что в Российской Федерации .

Поскольку деятельность полиции по необходимости связана с применением принуждения, она может заключать в себе существенную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Отсюда, во-первых, та особая значимость, которая придана законодателем общеправовому принципу уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина применительно к деятельности полиции; во-вторых, подробная детализация правовых предписаний, сосредоточенных в комментируемой статье и призванных гарантировать реализацию данного принципа в повседневной деятельности полиции.

Уважение прав и свобод человека и гражданина — это прежде всего внимательное, почтительное к ним отношение, основанное не просто на признании их ценности и важности для функционирования гражданского общества и цивилизованного государства, но и на реальном соблюдении закрепленных в национальном законодательстве прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом. Речь в первую очередь идет о правах и свободах человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. 2. Правоохранительная сущность деятельности полиции предполагает ее право на применение мер государственного принуждения в интересах обеспечения правопорядка, общественной безопасности, противодействия преступности.

Однако любое ограничение прав и свобод человека и гражданина полицией оправдано только тогда, когда такое ограничение предусмотрено федеральным законом и вызвано необходимостью, поскольку иным путем невозможно защитить права и законные интересы граждан и организаций.

В связи с этим, устанавливая юридические границы правомерного ограничения прав и свобод граждан, законодатель в части 2 комментируемой статьи прямо закрепил принцип, согласно которому деятельность полиции, ограничивающая права и свободы, должна быть немедленно прекращена, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Формула

«выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан»

учитывает реалии обеспечения правопорядка, поскольку в процессе выявления, пресечения и раскрытия преступлений, пресечения административных правонарушений далеко не всегда очевидны предусмотренные законом способы решения этих задач.

Именно поэтому законодатель предписывает сотруднику полиции немедленно прекратить действия, связанные с ограничением прав и свобод граждан, если они уже привели к достижению законной цели (например, пресечение массовых беспорядков, задержание разыскиваемого преступника и т.д.) или не могут привести к ее достижению (например, блокирование участка местности после получения достоверной информации о том, что разыскиваемые преступники ее покинули).

В части 2 комментируемой статьи идет речь о правах и свободах граждан.

Представляется, что положения данной нормы должны распространяться и на случаи ограничения прав и законных интересов организаций. 3. Часть 3 комментируемой статьи, раскрывая юридические гарантии соблюдения полицией прав и свобод граждан, содержит прямой запрет сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Рассматриваемая норма конкретизирует требования .

Она содержалась и в ранее действовавшем Законе о милиции, однако теперь данная норма дополнена обращенным к сотруднику полиции требованием пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Названное правоположение соответствует статье 5 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г., согласно которой нормы о запрете пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания должны включаться в общие правила или уставы, касающиеся обязанностей сотрудников правоохранительных и иных органов, несущих ответственность за лиц, лишенных свободы, или обращающихся с ними.

Названное правоположение соответствует статье 5 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г., согласно которой нормы о запрете пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания должны включаться в общие правила или уставы, касающиеся обязанностей сотрудников правоохранительных и иных органов, несущих ответственность за лиц, лишенных свободы, или обращающихся с ними.

Как пытку можно расценивать длительное или систематическое лишение человека еды, воды, воздуха, возможности отправлять естественные надобности, свободно двигаться (принудительные позы), изнасилование, воздействие электрическим током, открытым огнем, кислотой и т.д., принудительные инъекции, причинение телесных повреждений (порезы, уколы, разрывы мышц, связок и т.п.), избиение, погружение в воду, воздействие звуком или светом и др. Закон запрещает полиции прибегать во взаимоотношениях с гражданами к насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

В русском языке слово «насилие» понимается как применение к кому-либо физической силы; принудительное воздействие на кого-либо или что-либо; притеснение, беззаконие. Очевидно, что Закон о полиции провозглашает недопустимость насилия именно в последнем значении и в смысле притеснения и беззакония.

Иными словами, полиции запрещается применять не основанное на законе, не предусмотренное им или противоречащее ему физическое воздействие в отношении граждан, их имущества как с использованием оружия, специальных средств, других предметов, так и без него. В качестве примера можно привести причинение какому-либо лицу при его задержании чрезмерных, не вызываемых обстоятельствами задержания телесных повреждений, избиение подозреваемого, пытавшегося скрыться с места преступления, не обусловленное необходимостью повреждение имущества во время производства обыска и т.д.

«Другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение»

, к которому наряду с пытками и насилием полиции запрещено прибегать, охватывает собой оскорбление словом и действием, запугивание, издевательские, язвительные, циничные суждения и оценки, обман, грубость, хамство, нравоучения в адрес родителей в присутствии детей, преднамеренное применение мер принуждения к тому или иному лицу на глазах родственников, коллег по работе, несообщение родственникам задержанного о факте задержания и т.д.

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания устанавливает, что даже исключительные обстоятельства, такие как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

От пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения необходимо отличать правомерные действия сотрудников полиции, связанные с точным выполнением ими положений нормативных правовых актов. На этой позиции стоит и Верховный Суд Российской Федерации . ——————————— См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2005 г.
——————————— См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2005 г.

по кассационной жалобе Михайлина В.Е.

и Михайлина Е.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. о признании недействующими пунктов 34, 44, 46 и 56 Положения о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного Совета народных депутатов, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел СССР от 30 мая 1985 г. N 106 // URL: http://www.vsrf.ru/stor_text.php?id=7241904.

Сотрудники полиции, уличенные в пытках, насилии, другом жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении, в зависимости от обстоятельств дела несут уголовную () либо дисциплинарную ответственность. 4. Новеллой комментируемого Закона стало закрепление ряда предписаний, с одной стороны, раскрывающих суть почтительного, вежливого обращения к гражданам как составной части уважения прав и свобод человека и гражданина, с другой — позволяющих гражданам точно знать, кто из сотрудников полиции нарушил их права. Частью 4 комментируемой статьи предусмотрено, что сотрудник полиции, в частности, обязан при обращении к гражданину: а) назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; б) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Рекомендуем прочесть:  Убийство с расчленением

Часть 5 комментируемой статьи предписывает сотруднику полиции в случае обращения к нему гражданина назвать свою должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Возложение на сотрудников полиции подобных обязанностей как принцип их служебного поведения одновременно означает предоставление гражданам права на информированность о деятельности полиции, выступающего одним из средств обеспечения общественного контроля за ней. Основанием ограничения прав и свобод граждан является соответствующий федеральный закон или другой нормативный правовой акт, позволяющий сотруднику полиции действовать определенным образом.

Сотрудник полиции должен назвать гражданину наименование нормативного акта, а также по возможности относящуюся к создавшейся ситуации его статью (пункт). Причина (повод) ограничения прав и свобод граждан — это фактические обстоятельства, обусловившие (оправдывающие) вмешательство сотрудника в права и свободы граждан: заявления физических и юридических лиц о правонарушениях, данные технических средств выявления правонарушений, непосредственное обнаружение сотрудником полиции признаков правонарушения, проведение органом внутренних дел специальной операции и т.д.

Сотрудник полиции, помимо основания и повода (причины) ограничения прав и свобод, обязан также разъяснить гражданину возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Наиболее важными здесь являются право гражданина обжаловать предпринимаемые в отношении его действия сотрудника полиции вышестоящему органу или должностному лицу полиции, прокурору или в суд, а также его обязанность исполнять законные требования сотрудника полиции, поддерживаемая угрозой административной и уголовной ответственности. 5. Часть 6 комментируемой статьи запрещает полиции собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия.

Подобная норма соответствует статье 4 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., и Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 24 которой гласит:

«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»

. Право на неприкосновенность частной жизни Конституционный Суд Российской Федерации трактует как предоставленную человеку и гарантированную государством возможность распоряжаться информацией о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера.

При этом в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер . ——————————— См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 248-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституционных прав и «

; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 г.

N 644-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Богородицкого Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 5 Закона Российской Федерации «

О милиции».

Текст определения официально опубликован не был.

См.: URL: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

Осуществляя возложенные на полицию обязанности, ее сотрудники могут получить информацию о различных аспектах частной жизни граждан, относящуюся к категории информации ограниченного доступа . Отдельные категории сведений о частной жизни граждан составляют специально охраняемые законом тайны: личную и семейную (сведения о деловых, дружеских и иных связях лица, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках, отношениях в семье и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке), переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений ( Российской Федерации); банковскую (статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

Отдельные категории сведений о частной жизни граждан составляют специально охраняемые законом тайны: личную и семейную (сведения о деловых, дружеских и иных связях лица, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках, отношениях в семье и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке), переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений ( Российской Федерации); банковскую (статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

«О банках и банковской деятельности» ); адвокатскую (статья 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

); нотариальную тайну, в частности завещания (статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате ); медицинскую (статья 15 Семейного кодекса Российской Федерации); врачебную (пункт 6 части 1 статьи 30, статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» ) и др.

——————————— См.: Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188

«Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

// СЗ РФ.

1997. N 10. Ст. 1127; 2005. N 39. Ст. 3925. СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999.

N 28. Ст. 3459, 3469; 2001. N 26.

Ст. 2586; N 33 (ч. I). Ст. 3424; 2002.

N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч.

I). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27.

Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18, 45; N 30 (ч. I). Ст. 3117; 2006.

N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. I). Ст. 3439; N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 9; N 22.

Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. I). Ст.

895; N 15. Ст. 1447; 2009. N 1.

Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. I). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч.

I). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 19.

Ст. 2291; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 27. Ст. 3880.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2003. N 44. Ст. 4262; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. I). Ст. 5267; 2007.

N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2003.

N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст.

2711; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2717; N 43. Ст. 5084; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007.

N 1 (ч. I). Ст. 2; N 27. Ст. 3213; N 41. Ст. 4845; 2008. N 52 (ч. I). Ст.

6236; 2009. N 1. Ст. 14, 20; N 29. Ст. 3642; 2010. N 28. Ст. 3554. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33.

Ст. 1318. По смыслу комментируемой статьи полиция не вправе собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия независимо от того, относится эта информация к категории ограниченного доступа или нет.

Полиция не вправе участвовать в достоверной диффамации (от лат. diffamatio — «разглашение, распространение») — распространении ставших ей известными правдивых порочащих сведений с целью привлечения общественного внимания к недостойному поведению, например, чиновников, депутатов, даже если такое распространение информации рассматривается как средство противодействия коррупции . ——————————— Севрюгин К.В.

Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.

С. 8. Однако Закон не запрещает полиции сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Более подробно о деятельности полиции, связанной с хранением, использованием и распространением информации о частной жизни лица, возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, см. комментарий к главе 4 Закона.

Должен ли сотрудник полиции предъявлять удостоверение?

Каждый гражданин знает, что сотрудник полиции — лицо должностное, он имеет массу прав, недоступных обычному человеку.

Однако эти же права накладывают на него массу ответственности. Так, например, должностные лица значительно больше (в 3 — 5 раз) платят за нарушения правил ПДД, к ним можно применить особые меры наказания (например, превышение должностных полномочий), за ними постоянно следят различные контролирующие органы.

Одним из самых первых вопросов при встрече с полицейским является

«Должен ли сотрудник полиции предоставить свои документы?»

.

Прежде, чем ответить на этот вопрос, сначала рассмотрим то, какие документы у полицейского должны быть. Содержание статьи: Самый важный документ для любого полицейского — его удостоверение.

Это небольшая красная книжечка, содержащая в основном номера — идентификаторы. Из информации о владельце там имеется только ФИО и фотография.

Удостоверение имеет следующий вид:

  1. Правая половина — номер удостоверения, должность сотрудника, ФИО сотрудника, печать подразделения, штрих — код, дата выдачи удостоверения, подпись руководителя отдела, в котором удостоверение выдано.
  2. Левая половина — фотография, эмблема государственного органа, личный код, дата действия удостоверения, голографическая наклейка;

Удостоверение — самый главный документ сотрудника полиции. Без него полицейский — обычный человек, не имеющий прав, положенных ему по долгу службы.

Остальные же документы, которые должен предоставить сотрудник полиции, зависят от обстоятельств, по которым сотрудник к вам обратился.

Например, для обыска потребуется ордер, а для ареста — постановление суда. Да. Это его обязанность. Однако сотрудник полиции обязан показывать свои бумаги только в том случае, если вы их у него попросите — он не должен подходя к вам держать перед собой раскрытое удостоверение. Так же сотрудник полиции при обращении должен сообщить вам ФИО и занимаемую им должность.

После этого он обязан назвать вам причину обращения и, если она веская или предполагает применение к гражданину каких либо мер, предоставить бумаги, эти причины или меры поясняющие и подтверждающие. В некоторых случаях сотрудник не обязан предварительно показывать свои документы.

Возникают такие случаи в особых ситуациях, когда сотрудник полиции не может обратиться к гражданину без риска.

Например, при оперативном задержании. Стоит отметить, что все эти меры согласованы судом и полностью законны.

Однако обычным гражданам с такими мерами, как правило, сталкиваться не приходится. Сотрудники полиции не должны предъявлять свое полицейское удостоверение в том случае, если гражданин обращается к ним за помощью. У простых граждан нет возможности проверки документов у должностных лиц просто по желанию.

Это указано в законе «О полиции». При обращении к сотруднику полиции он должен будет только представиться и назвать свою должность, а так же оказать помощь в рамках своей компетенции. Стоит отметить, что у полицейских тоже есть права, и они легко могут быть нарушены простыми гражданами.

Зачастую отказ предоставить документы при обращении к сотруднику полиции ошибочно расценивается как нарушение законодательства и влечет за собой жалобы в МВД и подобные инстанции. Такие жалобы не правомерны. Большой вопрос вызывает то, как сотрудники полиции вообще должны себя вести.

На самом деле есть отдельное постановление, описывающее вид и характер общения между сотрудниками полиции и простыми гражданами, действующими как в случае обращения полицейского к гражданину, так и при обращении гражданина к полицейскому. Описано оно в части пятой «Закона о полиции» и гласит следующее:

  1. Сотрудники полиции должен уважать права других граждан;
  2. Сотрудники полиции должны действовать только в рамках своих полномочий;
  3. Сотрудники полиции должны оказывать всю необходимую посильную помощь;
  4. Общение должно проводиться без унижения чести и достоинства, диалог должен быть уважительным;
  5. Личная информация граждан, переданная сотрудникам полиции в ходе выполнения их обязанностей, не должна разглашаться.

Стоит отметить, что это правило распространяется не только на полицейских, но и на любые правоохранительные органы.

От граждан, общающихся с полицейскими, ожидается то же самое. Если остановивший вас сотрудник полиции либо не показал по требованию удостоверение, либо ведет себя неподобающим образом, то вы имеете полное право подать на него жалобу. В этом случае стоит подать на него жалобу.

Для этого узнайте его ФИО и номер отделения, за которым он закреплен. Если в отделении вашу жалобу не приняли, то обратитесь в прокуратуру. Бывает и так, что сотрудник не только не показывает документы, но и не представляется.

В этом случае вы можете вызвать полицию. Разобраться в ситуации должен уже второй полицейский. Весьма вероятно, что первый «сотрудник полиции» — мошенник.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка.

Удостоверение полиции

23 мая 202010 тыс. прочитали3 мин.20 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы10 тыс.

прочитали до концаЭто 50% от открывших публикацию3 минуты — среднее время чтенияБез удостоверения, сотрудник полиции – это обычный гражданин, не имеющий особых прав и полномочий при осуществлении своих действий. При общении с гражданами, полицейский обязан предоставить свое служебное удостоверение.

Другие документы, которые должен предоставить полицейский, зависят от обстоятельств и нюансов обращения.

Ниже, рассмотрены ситуации, при которых он обязан предъявить данный документ, его внешний вид и знаки, подтверждающие подлинность.В соответствии с ФЗ № 342 от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ», все сотрудники органов внутренних дел имеют служебное удостоверение.Оно является документом, удостоверяющим личность сотрудника, его отношение к структуре МВД России (территориальному органу, подразделению), а также, подтверждает должность и звание.Этот документ является подтверждением права сотрудника полиции на ношение и хранение боевого огнестрельного оружия и специальных средств. Кроме того, удостоверение подтверждает особые права и полномочия, которыми наделен сотрудник, согласно законодательству РФ.В ФЗ № 342 указано, что служебное удостоверение выдается при назначении на должность, переводе, изменении звания, личных данных (ФИО) и места службы.

Также, замене подлежит удостоверение с истекшим сроком годности, взамен испорченного или утраченного – выдается новое.Удостоверение не может быть использовано вне службы, а также, в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей. Передача другому лицу – категорически запрещена.Полицейский не вправе использовать документ, отличающийся от установленного образца и имеющий потертости и исправления.

Сотрудник, завершивший службу в структуре МВД, обязан сдать служебное удостоверение.

Использование документа устаревшего образца – не допускается.Служебное удостоверение сотрудника полиции выглядит следующим образом:

  1. подпись руководителя отдела должна иметь расшифровку фамилии начальника.
  2. номер в правой части и индивидуальный код в левой – полностью совпадают;
  3. на цветной фотографии должен быть изображен сотрудник в форме, на белом (светлом) фоне;
  4. в правой половине, внизу, имеется надпись о праве ношения табельного оружия;
  5. обозначение органа МВД, в котором служит сотрудник должно быть указано полностью, включая название региона, края, республики или области;
  6. в правой части документа расположена надпись «Служебное удостоверение»;
  7. индивидуальный номер сотрудника состоит из одной буквы (вначале) и нескольких цифр;
  8. левая половина содержит фотографию, официальную эмблему государственного органа, индивидуальный номер сотрудника, дату окончания срока годности, наклейку с голографическим эффектом;
  9. на правой половине размещен номер документа (идентичен индивидуальному номеру сотрудника), должность, личные данные (ФИО), печать подразделения, где проходит служба, штрих-код, дата, когда документ был выдан, подпись руководителя отдела;

В оригинале присутствуют две печати, подтверждающие подлинность документа, — красная и голографическая, в виде наклейки.Печати на удостоверении сотрудника полиции имеют следующие опознавательные знаки:

  1. внешний вид. Обе печати выглядят как окружность, в которую вписан герб России.

    По внешнему краю размещена надпись «Министерство внутренних дел Российской Федерации»;

  2. цвет чернил – красный.

    Другая печать – в виде голографической наклейки, с изменяющимся при наклоне изображением;

  3. место размещения.

    Голография – в левом нижнем углу фото, обязательно захватывая и фотографию, и часть документа. Красная – в правой стороне, захватывающая графы «ФИО сотрудника», «Должность» и «Начальник (заместитель)»;

  4. размер печати. Этот пункт вызывает больше всего вопросов.

    Согласно ГОСТу Р 51511-2001 ее размер должен быть 40 мм в диаметре. На практике, она гораздо меньше. Это связано с тем, что размер печати для удостоверений регламентируется внутренними документами МВД (для служебного пользования).

    Согласно им, допустимый размер печати – 25 мм.

Ситуации, в которых полицейский обязан предъявить служебное удостоверение, описаны в федеральном законе от 07.02.2011 № 3 «О полиции». Согласно ему:

  1. при обращении гражданина к сотруднику полиции. Последний обязан назвать свою фамилию, должность и звание. Предъявлять удостоверение сотрудник полиции, в данном случае, не обязан;
  2. в обратном случае, при обращении сотрудника полиции к гражданину. Он (полицейский) обязан предъявить удостоверение, назвать свою фамилию, звание, должность и причину обращения.

Обязан ли сотрудник полиции предъявлять удостоверение по требованию гражданина?

Однозначно, да. Но при этом, он не обязан делать это первым, если инициатива обращения исходит не от него.Иными словами, если полицейский останавливает гражданина на улице, то он обязан предъявить удостоверение.

Если наоборот, гражданин обратился к полицейскому, то последний не обязан сразу же предъявлять удостоверения.

Если у гражданина возникают какие-то сомнения, то он может попросить полицейского показать ему документы. Если представитель власти сочтет эту просьбу правомерной, то удовлетворит ее.Обязанность предъявлять удостоверение закреплено в законе «О полиции». Обязательно – только в одном случае: при обращении сотрудника МВД к гражданину.

Во всех остальных случаях – на усмотрение самого полицейского. Требование и жалобы на отказ в предъявлении удостоверения просто по желанию граждан – неправомерны.Исключением являются ситуации, когда полицейский не может обратиться к гражданину без риска (к примеру, оперативное задержание). В таких случаях, предъявление документов не обязательно, хотя и инициатива обращения исходит от полицейского.Удостоверение обязательно предъявляется в развернутом виде.

Для проверки его подлинности и действительности, необходимо внимательно изучить следующие пункты:

  1. на голографии и красной печати не должно быть никаких аббревиатур или непонятных названий. Только надпись «Министерство внутренних дел Российской Федерации». Шрифт с засечками;
  2. номер и код совпадают на обеих сторонах документа. Цвет шрифта – красный;
  3. изучить фотографию. Важно обратить внимание – напечатана она или приклеена. В оригинальном документе фото всегда напечатано на бланке, в подделке – приклеено поверх него;
  4. фамилию, звание, должность, отдел и личный номер. Эти данные, желательно, не только прочитать, но и переписать в блокнот. Впоследствии, найти данного человека будет гораздо проще;
  5. с правой стороны указаны полностью фамилия имя отчество представителя власти, его должность и звание.вся информация размещена поверх герба РФ и других фоновых изображений. Это связано с тем, что бланки печатаются в типографии, а заполняют их уже на месте службы.
  6. даты выдачи и окончания срока действия – актуальны, не просрочены. Напечатаны прямым, полужирным шрифтом;

Сотрудник полиции не должен препятствовать изучению документа или переписыванию данных из него.Если времени предъявления документа оказалось не достаточно для изучения, можно вежливо попросить предъявить его еще раз. При отказе в просьбе, угрозах и применении физической силы (к примеру, попытке забрать блокнот для записей) следует позвонить в дежурную часть или по номеру 02.Внешний вид документа может отличаться. На лицевой стороне обложки имеется надпись

«Служебное удостоверение (с новой строки) МВД России»

.

Однако, служащие центрального аппарата МВД не имеют на обложке этой надписи.Также документ различается по типу обложки:

  1. мягкая;
  2. с двойным картоном.

Такие изготавливаются с использованием поролоновой вставки между картонной стороной и переплетным материалом. Внешняя сторона – выпуклая, объемная на вид.В данном случае, вместо поролона используется двойной картон. Он меньше размера картонной стороны и чуть толще.

За счет такого сочетания, образуется фаска на лицевой стороне обложки. Поверхность плоская, без выпуклостей.В сложенном виде: 65 на 95 мм.

В развернутом виде: 200 мм на 65 мм.

Толщина – около 8-10 мм.Исходя из п. 4 ст. 10 ФЗ «О полиции», служебное удостоверение представителя власти является документом подтверждающим его полномочия.При этом, действительно оно или просрочено – никак не влияет на осуществление им своих служебных полномочий.Конечно, ситуация, когда полицейский предъявляет просроченное удостоверение, не должна остаться без внимания.Гражданин вправе обратиться в дежурную часть и удостовериться, что данный сотрудник действительно там работает и осуществляет, в данный момент, свои служебные обязанности.В тоже время, истекший срок годности никак не освобождает гражданина от выполнения законных требований полиции. И тем более, гражданин, не вправе оказывать сопротивление, угрожать или применять физическую силу к данному сотруднику.Алгоритм действий в ситуации следующий:

  1. Выслушать причину обращения и, по возможности, выполнить требования;
  2. Если в обоснованности требований или в подлинности (помимо просроченной даты действия смущают и другие знаки) возникают сомнения – позвонить в дежурную часть и уточнить является ли данный человек действующим сотрудником;
  3. Нельзя – угрожать, применять физические действия в отношении полицейского, переходить на личности.
  4. Внимательно ознакомиться со всеми данными. По возможности, переписать их себе. Полицейский обязан предъявить удостоверение в развернутом виде и на достаточное для изучения время, не препятствовать гражданину в записи данных с него;

В любом случае, просрочено удостоверение или нет, данный сотрудник находится при исполнении.Рядовым гражданам не часто приходиться сталкиваться с удостоверениями сотрудников полиции.

По этой причине, важно заранее ознакомиться с его внешним видом, случаях, при которых возникает необходимость предъявления, и отличительных чертах оригинального документа.Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос?

Задайте его юристу и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Основания для проверки документов

17 июля 20205,1 тыс. прочитали4 мин.13 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы5,1 тыс.

прочитали до концаЭто 38% от открывших публикацию4 минуты — среднее время чтения регламентируются действующим законодательством РФ. Закон должны четко соблюдать и сотрудники полиции, и граждане, а незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.

Для того чтобы не возникали ненужные проблемы у законопослушных граждан, следует знать, как проводится проверка и правильно пользоваться своими правами.Основополагающим документом, определяющим права и обязанности полицейского, является Закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Конституция предоставляет всем гражданам страны права и свободы на всей территории России, но в соответствии с п.2 ч.1 ст.13 Закона у полиции есть право проверки их документов для установления личности, при условии наличия определенных, веских оснований. Поведение полицейского и порядок обращения его к гражданину определяется ч.4 ст.5 Закона №3-ФЗ.

Прежде всего, сотрудник полиции должен представиться и объяснить причины своего обращения. Если требуется задержание гражданина, то ему должны быть объяснены мотивы ограничительных мер, а также его права и обязанности. Остановить человека для проверки документов может только сотрудник МВД, находящийся при исполнении служебных обязанностей (на дежурстве).

Ему даются такие права только на территории, относящейся к его прямой ответственности.

Наиболее часто проверку документов проводят наряды патрульно-постовой службы и участковые инспекторы. В первом случае, полицейские имеют право на такое действие только в пределах утвержденного маршрута, что подтверждается карточкой маршрута.

Отклонение от него считается превышением полномочий. Участковый может попросить документы только на закрепленной за ним территории.

Полицейские одного района города или области не могут проводить проверку в другом районе.

Кроме указанных официальных лиц, проверку документов могут проводить и другие сотрудники МВД при проведении специальных рейдов и операций. Для этого должно быть соответствующее распоряжение уполномоченных, вышестоящих инстанций.

Правомочность проведения таким мероприятий должно подтверждаться документально.Основания для проведения проверки определяются ч.1 ст.15 Закона №3-ФЗ. Полицейский имеет возможность воспользоваться таким правом в следующих обстоятельствах:

  1. Наличие оснований для задержания в соответствии со ст.27.3 КоАП РФ или ст.91 УПК РФ.
  2. Наличие подозрения на совершение административного правонарушения, нарушение им общественного порядка.
  3. Подозрение на совершение преступления.
  4. Внешние данные похожи на человека, объявленного в розыск (по ориентировке).

Следует отметить, что вескость подозрений не оговаривается Законом. Полицейский может попросить документы уже на основании внешнего сходства с реальным подозреваемым.

Другое дело, что после проверки должно последовать извинение за беспокойство, но граждане должны понимать, что такое мероприятие направлено, прежде всего, на обеспечение их безопасности. Задержание по итогам проверки документа (помимо лиц, совершивших уголовное деяние) может осуществляться в таких обстоятельствах:

  1. попытка суицида;
  2. нахождение в розыске;
  3. побег из мест временного нахождения под стражей или психиатрической больницы;
  4. нарушение особого режима (комендантский час, режим ЧП и т.п.).
  5. уклонение от обязательного лечения лиц, признанных невменяемыми в судебном порядке;
  6. наличие опасности для окружающих при психическом отклонении, наркотическом или алкогольном опьянении;
  7. уклонение от административного наказания.
  8. попытка проникновения на охраняемый объект или на частную территорию;

При отсутствии какого-либо из перечисленных оснований остановка гражданина сотрудником полиции для проверки документов (а тем более задержание) считается незаконной.

Он имеет полное право на подачу соответствующей жалобы.Отказ от предъявления документа при законном требовании сотрудника МВД считается административным правонарушением.

У сотрудников полиции имеется право принудительной доставки гражданина в территориальное отделение полиции для выяснения личности и снятия подозрений.

Такая возможность установлена ч.13 ст.13 Закона №3-ФЗ. В полицейском отделении принимаются меры по установлению личности.

Согласно ч.1 ст.27.5 КоАП РФ срок такого задержания не может превышать 3 ч. В то же время, при наличии обоснованных подозрений срок может продлиться до 48 ч. Начинается его отсчет от момента доставки гражданина в отделение полиции.

При любом задержании должен быть оформлен протокол. При подтверждении законности проверки грубый отказ гражданина от данной процедуры считается неповиновением законному требованию полицейского. Согласно ст.19.3 КоАП РФ может быть наложено административное наказание в виде штрафа до 1000 рублей или ареста до 15 суток.

При проверке полицейский просит предъявить документ, удостоверяющий личность.

Основным является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации. Для некоторых категорий установлены другие удостоверения личности:

  1. справка установленной формы для лиц, отбывающих наказание.
  2. военный билет для военнослужащих;
  3. временное удостоверение, выдаваемое в период оформления паспорта;

В соответствии с Законом сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделении при отсутствии паспорта или иного удостоверения личности. Однако, чаще всего, достаточно иметь при себе ксерокопию документа или любой другой с фотографией и личными данными (например, пропуск или служебное удостоверение).

Водительское удостоверение не заменяет паспорт. О том достаточно ли его предъявление, решает сам проверяющий.

При отсутствии необходимого документа, при наличии веских оснований гражданин может быть доставлен в отдел полиции для уточнения личности.Процедура проверки документов проводится в следующем порядке:

  1. Сотрудник полиции вежливо останавливает гражданина и представляется, называя звание, должность и фамилию.
  2. Уточняющие вопросы проверяющий может задавать только при наличии серьезных подозрений на совершение правонарушений. При их отсутствии интерес к гражданину является превышением полномочий.
  3. Гражданин предъявляет удостоверение личности. В соответствии с Законом он может представить документ для ознакомления, не выпуская из своих рук. Изъятие документа допускается только при задержании на основании веских причин.
  4. Излагается суть просьбы и причины.

Гражданину не стоит вступать в спор о правомочности проверки, если соблюдены все правила и объяснены причины. При отсутствии паспорта следует объяснить это и предложить другой документ, помогающий установить личность.

Если полицейский предлагает направиться в отделение для выяснения личности, то следует подчиниться его требованию.Сотрудник МВД обязан предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию гражданина, чью личность он желает проверить. Такую просьбу гражданин должен высказать при наличии малейшего подозрения на правомочность его остановки. Он фиксирует звание, должность, отделение полиции и фамилию полицейского.

Удостоверение можно не просить, если у проверяющего имеется нагрудный знак с номером. Если полицейский допустил нарушения при проверке документов, то гражданин может направить жалобу в вышестоящую инстанцию полиции, в прокуратуру, в службу собственной безопасности МВД.

Действенным способом считается обращение к депутату и СМИ. При существенных нарушениях можно обратиться в суд. Закон РФ дает право сотрудникам полиции проверять документы у граждан при наличии веских оснований.

При отказе от законных требований полиции могут последовать административные наказания. Если полицейский превышает полномочия, то любой гражданин может направить жалобу в соответствующую инстанцию.

Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом сотрудников МВД. Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос?

Задайте его юристу и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.