Образец характеристики на ребенка с нормой

Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации)


Татьяна Вячеславовна Кузьмина Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения. 2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

4. Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.

д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д. 5. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения. 6. Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7. Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы. 8. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

9. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно.

В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз.

Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

10. В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации. Педагогическая характеристика воспитанника детского дошкольного учреждения № 1.Общие сведения о ребенке: Ф.

И. О. Диагноз: Дата рождения: Домашний адрес: Дата поступления в детский сад: Откуда поступил: Были ли длительные перерывы в посещении детского сада,по каким причинам: 2. Характеристика семьи: Ф. И. О. матери,место работы: Ф. И. О.

отца,место работы: Состав семьи: Кто занимается воспитанием ребенка?

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

3. Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит) 4.

Знания,умения и навыки по программному материалу: 4.1. Характеристика учебных умений,связанных с обучением математике: Количество и счёт: (не)дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах, (не)знает цифры от 1 до, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт, (не)знает элементы знаковой символики (<,>, +, — ,=, (не)владеет составом числа, (не)решает примеры в пределах, (не)решает задачи на наглядном материале. Восприятие цвета (представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету): Восприятие формы: (не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме) Восприятие величины: (представление о величине отсутствует, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины) Временные представления: (временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года) Пространственные представления: (пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).

4.2. Характеристика речи ребенка: Словарь: (указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, резко ограничен;в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов) Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения,словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы.Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными) Звуковая сторона речи (охарактеризоватьособенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения, фонологические дефекты (замены, смешения);особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен): Связная речь: (соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные, умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации 4.3.

Характеристика учебных умений,связанных с обучением грамоте: (отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв, умение читать слоги, отдельные слова) 5.Особенности моторной сферы: Общая моторика: (норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок) Ручная моторика: (норма (сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен, темп (норма, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная) Ведущая рука: (левша, амбидекстер, правша). 6. Характеристика деятельности: 6.1 Навыки самообслуживания: (описывается развитие культурно –гигиенических навыков и умений: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель и т.

д.) 6.2 Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не)умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины) 6.3 Конструктивная и графическая деятельность: (описываются особенности конструктивной и графической деятельности: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др., лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий, изображение фигур по наглядному образцу и т.

д.). 6.4 Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»);принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения,возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход) 7.Личностные особенности: (адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение;поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное;нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т. д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание) 8.Особенности эмоционально-волевой сферы: (преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность, тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное, успокаивается сам (а, по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.) 9.Динамика коррекционно-образовательной помощи: (указать,какое продвижение показал ребенок: значительное или незначительное или отсутствие его;указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: в овладении учебными умениями и навыками, в поведении и т.

д.) 10. Рекомендации: Заведующая ДОУ Учитель-дефектолог: Воспитатель: Печать

Пример написания психолого-педагогической характеристики на ребенка

Гуменюк Светлана (шапка учреждения) ФИО дошкольника: *** Дата рождения: *** г. Типологические особенности: * Активный, уравновешенный.

* Быстро реагирует на словесные раздражители, переключается. * Преобладает настроение в основном — жизнерадостное. Не отмечаются резкие колебания настроения в течение дня.

* Проявляет умеренную настойчивость при встречающихся трудностях. При необходимости обращается за помощью и использует ее. Характерологические особенности: * Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

* Отношение к товарищам – дружелюбное. * Не стремится к первенству, однако проявляет организаторские способности, инициативу. * Отношение к взрослым дружелюбное.

Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям в целом позитивное. * Активность речевого общения — соответствует возрасту.

* Поведение организовано, не нуждается в постоянном внешнем контроле. Психологические особенности: • слухоречевое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание – соответствуют возрасту.

Запоминает быстро, объем оперативной памяти — достаточный.

• Устойчивость внимания — способен к длительному сосредоточению. • Переключаемость внимания – легкая.

• Распределение внимания — достаточное. • Общий уровень развития внимания — соответствует возрасту. Уровень развития мыслительной деятельности: • способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений – соответствуют возрасту; • умеет использовать приемы для запоминания — опосредованность, группировку, ассоциации.

Уровень развития мыслительной деятельности: • способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений – соответствуют возрасту; • умеет использовать приемы для запоминания — опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций: состояние анализаторов, наличие обобщенных представлений о форме, величине, цвета, понятие относительности — соответствует возрасту. Развитие воображения: Мальчику характерны яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами.

Вербальная часть: • понимает рассказы со скрытым смыслом; • подбирает парные аналогии; • номинативная и коммуникативная функция речи в соответствии с возрастной нормой; • умеет работать в режиме диалога; • речевая деятельность — адекватна ситуации и возрасту.

Работоспособность на занятиях: • отношение к занятиям заинтересованное. • Во время занятий сосредоточен на заданиях.

• Быстро включается в работу. • Темп работы — средний. • Утомление проявляется в легком замедлении темпа работы. • Спад работоспособности чаще наблюдается в конце занятия.

• Умеет следовать инструкции, способен удерживать инструкцию по длительности. Произвольность деятельности: • удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца; Мотивационная и интеллектуальная готовность к школе соответствуют возрастной норме. Привиты первичные знания, умения, навыки учебной деятельности.

Воспитатели ___ Педагог – психолог /***/ ___ Заведующий ДО /***/ ___ М. П.

Примерные психологические характеристики на детей методическая разработка по коррекционной педагогике

Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ _________ очень подвижный, несдержанный, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Не склонен анализировать результаты своих действий и поступков, пытается решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу».

Часто не осознают своих неудач.

Склонен к демонстративности и доминированию.

Стремится всегда быть на виду, афиширует свои знания и умения, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если он не может обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делает это, нарушая правила поведения.

На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, с удовольствием перевоплощается, однако быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности.

Память избирательна, хорошо запоминает информацию, которая связана с бытовой направленностью, с действиями и словами людей, особенно эмоционально окрашенными. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, конструировании по желанию. Всегда смотрит, что придумывают другие дети, модифицируя затем их работы, создаёт свою.

При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, часто спорит, если аргументов не хватает, может легко ударить.

Динамика работы положительная. _________ обучаем, мотивирован на дальнейшее обучение, которое при учёте индивидуальных особенностей ребёнка может иметь хорошие результатыДата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ _________ в поведении и занятиях склонен анализировать результаты своей деятельности, пытается выяснить причины ошибок.

Уверен в себе, активен, уравновешен, быстро переключается с одной деятельности на другую, настойчив в достижении цели. Стремится сотрудничать, помогать другим, общителен и дружелюбен.

В ситуации неудачи пытается найти правильное решение (спросить у воспитателя, посмотреть, как делают другие) или выбирает задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует его желание попытаться выполнить более сложную задачу.

Хорошая мотивация на обучение в школе, слышит замечания, которые делают другим детям и если видит у себя ту же ошибку, обязательно исправляет её.

Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти.

устойчивые знания формируются при многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже».

Низкий уровень сформированности пространственно–временных связей. Речь нечёткая, использует простые предложения. При общении с детьми своей группы доброжелательный, часто помогает маленьким, воспитателю в организации учебной и бытовой деятельности.

_________ проявляет сильную мотивацию к обучению, в работе проявляет стабильно хорошие результаты.

При построении образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей ребёнка может быть рекомендовано дальнейшее обучение.Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ __________ отличает состояния пограничной эмоциональности.

Может легко заплакать, засмеяться.

Часто провоцирует конфликтные ситуации, проявляет агрессивность в общении с детьми, может употреблять бранные слова. Самооценка занижена, наблюдается отрицание самой себя.

На занятиях проявляет низкий уровень устойчивости в достижении поставленной цели, невнимательна, быстро отвлекается, старается отвлечь других детей, кривляется. Упражнения, связанные с анализом, классификацией, исключением лишнего вызывают у Саши затруднения и отказ от выполнения деятельности.

Мотивация к обучению выражена слабо.

С удовольствием играет в сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения, участия в спектаклях. Однако проявляет низкую степень волевой регуляции поведения, во время исполнения роли может комментировать реакцию зрителей, игру других персонажей, но роли в серьёз не воспринимает и контролировать своё поведение не может.
Однако проявляет низкую степень волевой регуляции поведения, во время исполнения роли может комментировать реакцию зрителей, игру других персонажей, но роли в серьёз не воспринимает и контролировать своё поведение не может. Средний уровень развития памяти, устойчивые знания формируются с трудом, есть склонность к забыванию.

Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже».

Низкий уровень сформированности пространственно – временных связей. Речь четкая, эмоционально окрашенная, использует простые предложения, причинно-следственные связи прослеживает с трудом. У Саши отсутствует мотивация к обучению, проявляет пассивный характер образовательной деятельности, новые социальные потребности (в уважении, признании взрослого, стремление быть взрослым отсутствуют).Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_______________ подвижный, несдержанный мальчик, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца.

Он отдаёт предпочтения играм и деятельности связанной с конструированием, манипуляциями с какой – либо техникой, может собирать сложные модели опираясь на образец в пособии или книге.

Однако, пальчиковые, подвижные игры, динамические паузы, вызывают у него демонстративный отказ от деятельности. Упрям, обидчив, раним, часто нарушает правила поведения. Склонен к демонстративности и доминированию.

Легко включается в занятия, проявляя высокий уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, развитое воображение, легко справляется с заданиями, которые требуют анализа, классификации, связанные с интеллектуальной деятельностью, с удовольствием собирает головоломки, однако участия в сюжетно – ролевых играх связанных с перевоплощением избегает. Память развита хорошо, но носит избирательный характер (активное включение происходит только в те сферы, которые ему интересны).

При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, часто спорит, если аргументов не хватает, может легко ударить. Проявляет мотивацию к обучению в школе, однако система социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, не сформирована, в некоторых ситуациях он не может сдерживать свои желания проявляя капризы, стремление быть взрослым отсутствует.Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ Поведение _________ отличается отсутствием какой–либо мотивации, ситуативностью, повышенной тревожностью, хаотичностью.Речь сформирована слабо, испытывает затруднения в ответе на простые вопросы, в понимании вопросов. Контакты устанавливает с трудом, действуя по аналогии.

При появлении новых игрушек, людей, предметов пугается, может заплакать. Затрудняется организовать свою деятельность, регулировать своё поведение. Игры довольно однообразны, не сопровождаются речью.

Интереса к занятиям не проявляет, делает по принуждению или наблюдает за тем, как работают другие дети, механически перебирая предметы, находящиеся у него под руками.

Динамика отсутствует, социально не адаптирован.Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ _________ очень подвижный, несдержанный мальчик, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Он не склонен анализировать результаты своих действий и поступков, часто нарушает правила поведения.

Склонен к демонстративности. Стремится всегда быть на виду, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

На занятиях невнимателен, быстро отвлекается, действия носят соревновательных характер. Интереса к занятиям не проявляет. Мотивация к обучению в школе не проявляется.

На разговоры о школе реагирует негативно.

С удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, с удовольствием перевоплощается, однако быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности. Память развита плохо, не любит учить стихи, не любит рисовать.

При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, может проявить грубость, если аргументов не хватает, может легко ударить. Динамика работы слабо — положительная. Мотивация на обучение слабая.Эмоционально — волевая сфера не развита.Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ Развитие ________ не соответствует возрасту, речь не развита, в состоянии эмоционального возбуждения употребляет единичные слова и высказывания.

Поведение характеризуется отсутствием какой–либо мотивации, ситуативностью, повышенной тревожностью, хаотичностью. Контакты устанавливает с трудом. При появлении новых игрушек, людей, предметов пугается, закрывается руками.

Организовать свою деятельность не может, охотно манипулирует только со знакомыми предметами. Игры довольно однообразны, не сопровождаются речью.

Интереса к занятиям не проявляет, делает по принуждению или наблюдает за тем, как работают другие дети, простые задания выполняет методом подбора, до тех пор, пока что – то не получится. Предметы часто берет в рот. Динамика работы слабо – положительная только при ежедневных систематических занятиях.

При отсутствии занятий в течение более чем 3-4 дней выработанные умения утрачиваются.

Мотивации на обучение нет. Эмоционально — волевая сфера не развита.Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ _________ нерешителен, малообщителен, молчалив, скован в движениях. Стремится к сотрудничеству, охотно включается в деятельность, но на показ себя не выставляет, отвечает тогда, когда спрашивают, обращаясь конкретно к нему, часто давая правильные, очень развёрнутые и неожиданные ответы.Хорошо усваивает доступный материал, продуктивно работает со знакомыми заданиями, в привычной обстановке, прислушивается к предлагаемому алгоритму, при повторном выполнении аналогичной деятельности делает именно так, как научили. Медлителен. Ждёт поддержки и одобрения.

Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале. _________ любит заниматься ждёт, что его позовут на занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения.

Средний уровень развития памяти. Устойчивые знания формируются при систематических занятиях, многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности пространственно –временных связей.

Низкий уровень сформированности пространственно –временных связей. Речь нечёткая. Динамика развития поступательно – положительная особенно при ежедневных систематических занятиях. Мотивирован на дальнейшее обучение, которое при учёте индивидуальных особенностей ребёнка может иметь хорошие результаты.Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ Поведение и внешний вид __________ не соответствует возрасту.

В поведении преобладают ситуативные реакции, доминирование низших потребностей, особенно потребности в еде. На задаваемые вопросы даёт односложные ответы. Диагностике поддаётся с трудом.

Создаётся ощущение, что ребёнок не понимает вопросов. С предметами манипулирует, в ответ на предъявляемые требования переадресует вопрос педагогу или говорит «Как?

Я не знаю как, покажи» Знания и представления об окружающем мире закрепляются плохо.

Медлителен. К возникающим в работе трудностям относится безразлично, желания преодолеть их не возникает. Интереса к занятиям не проявляет.

Внимание рассеянное, память избирательна.

Воображение не развито, может выполнять задания по аналогии. _________ с удовольствием играет в сюжетно – ролевые игры, любит перевоплощения.

Двигательные игры вызывают затруднения, движения не ловкие.

Устойчивые знания формируются с трудом. Пространственно–временные связи несформированы. Динамика развития слабо – положительная особенно при ежедневных систематических занятиях.

Мотивации на обучение нет. Недостаток формирования произвольных регуляций и эмоционально–волевой сферы.Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________В поведении ________ активен, быстро включается в любую деятельность, неконфликтен, дружелюбен, хорошо идёт на контакт с окружающими людьми. Уверен в себе, уравновешен, быстро переключается с одной деятельности на другую, настойчив в достижении цели.

Стремится сотрудничать, помогать другим, общителен. В ситуации неудач пытается найти правильное решение (спросить у воспитателя, посмотреть, как делают другие) или выбирает задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие).

Успех в деятельности стимулирует его желание попытаться выполнить более сложную задачу. Хорошая мотивация на обучение в школе, слышит замечания. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения.

Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения.

Средний уровень развития памяти. устойчивые знания формируются при многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже».

Низкий уровень сформированности пространственно–временных связей. Речь нечёткая, использует простые предложения.

________ проявляет положительную мотивацию к обучению, в работе проявляет стабильно хорошие результаты, формируется устойчивая характеристика мотивов, зарождаются новые социальные потребности, стремление быть взрослым.Дата___________ Педагог-психолог______________________ Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ __________ очень подвижная, несдержанная, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Склонна к демонстративности в поведении. Упряма, капризна. Стремится быть на виду, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если она не может обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делает это, нарушая правила поведения.

На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя и других детей, кривляться и т.д. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, с удовольствием перевоплощается, однако быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности.

Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, конструировании по желанию.

Всегда смотрит, что придумывают другие дети, модифицируя затем их работы, создаёт свою. При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшей, может ударить. Динамика работы положительная. __________ хорошо идёт на контакт, мотивирована на дальнейшее обучение, проявляется зарождение новых социальных потребностей, свидетельствующих о социальном взрослении.
__________ хорошо идёт на контакт, мотивирована на дальнейшее обучение, проявляется зарождение новых социальных потребностей, свидетельствующих о социальном взрослении.

Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ __________ для своего возраста плохо говорит, избегает речи, заменяя её другими средствами общения.

Занимается с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости и аккуратности.

Однако проявляет высокую утомляемость и истощаемость психических процессов, не умеет подчинять свои действия определённым требованиям и правилам. Затрудняется в организации своей деятельности и регулировании своего поведения.

Настойчивые требования со стороны педагога по отношению к ребёнку приводит к агрессивным реакциям, поведение отличается повышенной тревожностью. На занятиях, проявляет средний уровень концентрации внимания, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в дидактические игры. Игры, связанные с речевой активностью вызывают быстрое утомление и отказ от выполнения.

Воображение не развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе. Ждёт поддержки и одобрения, старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале. В контакт со сверстниками не вступает, игры носят характер манипуляций с предметом.

Динамика работы слабо-положительная. _________ идёт на контакт, мотивирована на обучение, однако быстро утомляется и от занятий и от детей, которые находятся с ним в группе, вследствие чего время нахождения на занятиях и .в группе должно быть ограниченным. Дата___________ Педагог-психолог______________________Психологическая характеристика на ребёнка1.Ф.И.О.___________________________________________________________2.Возраст (дата рождения)____________________________________________3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________ __________ для своего возраста плохо говорит, часто повторяя окончание фразы или вставляя заученную реплику, попадая в аналогичную ситуацию.

Проявляет высокую утомляемость и истощаемость психических процессов, подчиняет свои действия определённым требованиям и правилам, но испытывает затруднения в самостоятельной организации своей деятельности. На занятиях проявляет интерес к динамическим паузами и играм, сопровождающимся речевыми трактовками.

Ждёт поддержки и одобрения, старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале, любит тактильный контакт.

Диагностике поддаётся с трудом. Часто создаётся ощущение, что он не слышит.

Динамика работы слабо-положительная. _________ идёт на контакт, особенно в группе сверстников. Материал усваивает с трудом, только при постоянном механическом проговаривании и повторении.

Дата___________ Педагог-психолог______________________

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Евгения Гусева Сегодня достаточно часто воспитателям ДОУ приходится писать характеристики на воспитанников для различных целей, в том числе и для представления на обследование психолого-медико-педагогической комиссией, что, к сожалению, случается все чаще.

Предлагаю Вам пример* такой характеристики, отражающий все сферы деятельности ребенка-дошкольника. * там, где в примере написано курсивом, необходимо либо выбрать из предложенных вариантов, либо более подробно описать наиболее яркие особенности или имеющиеся трудности.

Ребенок поступил в детский сад (указать, когда и откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ и причины перевода) и в данный момент посещает (младшую, старшую и т. д.) группу. Далее указать были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Ребенок воспитывается в полной/неполной многодетной семье.

Проживает с (перечислить всех, с кем проживает ребенок). Воспитанием ребенка в основном занимается (указать).

Семья в целом представляется благополучной/неблагополучной (указать примеры, указывающие на выбранный тип семьи: родители морально устойчивы; ребенок безнадзорен, жестокое обращение с ребенком; пьянство, тунеядство, судимость родителей и т. д.). Взаимоотношения родителей с ребенком и воспитание в семье можно охарактеризовать как а) демократическое (учитывание интересов ребенка; воспитание в нем дисциплинированности, самостоятельности, инициативности); б) авторитарное (требование от ребенка беспрекословного подчинения, жесткий контроль всех сфер его жизни); в) попустительское (безразличное родительское отношение и отсутствие какого-либо контроля, ребенок предоставлен сам себе); г) гиперопека (чрезмерная забота о ребенке, ограждение его от любых трудностей и забот, чрезмерный контроль). При поступлении в детский сад адаптация прошла плохо/с большими трудностями/достаточно легко/легко: плакал/не плакал при расставании с родителями, когда перестал плакать, проявлял/не проявлял интерес к помещению группы, игрушкам, к сверстникам, взрослым; с первых ли дней обедал и оставался на сон.

Особенности внешнего вида. Ребенок сутулится/не сутулится при ходьбе, сидя. Походка ровная/неровная, спокойная/стремительная, по группе передвигается в основном шагом/бегом.

Мимика и жесты: описать ярко выраженные особенности или трудности.

Внешний вид ребенка опрятный/неопрятный, ухоженный/запущенный. Если есть, указать яркие особенности: грязная одежда, неприятный запас от ребенка и т.

д. Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – указать. Вес (кг) и рост (см) ребенка соответствуют/не соответствуют возрасту.

Сведения о хронических заболеваниях отсутствуют (если есть, указать, какие). Детский сад по причине болезни пропускает часто/редко. Энурезом и энкопрезом не страдает/страдает.

Дневной сон продолжительный/кратковременный (минут), процесс засыпания быстрый/длительный (описать трудности, самостоятельный/требуется присутствие взрослого; процесс пробуждения быстрый/длительный (описать трудности). Если есть, описать особенности поведения: бегает по кроватям, будит других детей и т. д. Аппетит хороший/плохой/выборочный (описать трудности).

Нарушений движений, парезов, навязчивых движений, тиков, нарушений координации замечено не было (если есть, указать, какие). Общая моторика: норма/незначительные нарушения (описать, какие)/моторно неловок; описать темп, ритм движений. Движения по словесным инструкциям выполняет без затруднений/с затруднениями (описать, какими).

Равновесие удерживает без затруднений/с затруднениями (описать, какими).

Мелкая моторика развита хорошо/недостаточно: описать выполнение следующих действий: застёгивание и расстёгивание различных застежек (пуговиц, кнопок, молний, липучек, шнурков, работа с ножницами, пластилином и мелким сыпучим материалом. Навыки рисования, лепки и вырезания сформированы/не сформированы (указать имеющиеся трудности). Ведущая рука – правая/левая/амбидекстер.

Навыки самообслуживания сформированы хорошо/сформированы недостаточно/не сформированы. Ребенок одевается и раздевается самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности). Ест самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности), ложку и вилку держит правильно/неправильно; ест быстро/медленно и аккуратно/неаккуратно.

В туалет ходит самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности). Гигиенические навыки (умывание, мытье рук, чистка зубов, расчесывание) сформированы/не сформированы (указать имеющиеся трудности). Свои вещи и постель убирает самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности).

Особенности игровой деятельности. В играх с другими детьми в основном занимает лидирующую/пассивную/агрессивную/другую позицию, описать основные проявления: задает правила, обижается, отнимает игрушки, дерется и т. д. Отдает предпочтение сюжетно-ролевым/подвижным играм/играм по правилам/самостоятельным играм с игрушками.

В играх с игрушками наблюдается устойчивый/не устойчивый интерес к игрушкам; действия с игрушками ориентируются/не ориентируются на свойства и назначение этих игрушек, целевой компонент игры сформирован/не сформирован (описать примеры); заметна широта/узость использования предметов-заменителей; действия с игрушками сопровождаются/не сопровождаются вербальной инструкцией или рассказом. Во время игр по правилам понимает/не понимает правила, следует/не следует правилам игры; четко и правильно/нечетко и неточно выполняет игровые действия. В сюжетно-ролевой игре отмечается доступность/недоступность воображаемой ситуации, широта/бедность игровых сюжетов, устойчивость/неустойчивость в принятии игровой роли, выходит/не выходит из роли во время игры.

В процессе игры отражает/не отражает собственный жизненный опыт. Игровую деятельность ребенка характеризует перечислить отличительные черты и характерные действия.

Любимая игра – указать, какая и почему.

Особенности познавательной сферы. Познавательные процессы в целом считаем развитыми в пределах возрастной нормы/выше/ниже нормы.

Представления о цвете и форме сформированы/не сформированы: цвета и формы ребенок узнает/не узнает, называет/не называет и соотносит/не соотносит, согласно своему возрасту (указать имеющиеся трудности). Представления о пространстве и времени также сформированы/не сформированы: право-лево различает/не различает; движение в указанном направлении по словесной инструкции выполняет/не выполняет; время суток, дни недели, месяцы и времена год называет/не называет (указать имеющиеся трудности).

Внимание преобладает произвольное/непроизвольное, во время занятий может/не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается (указать имеющиеся трудности).

Преобладающий вид памяти – зрительная/слуховая/кинетическая.

Память развита хорошо/достаточно хорошо/недостаточно: быстро/медленно запоминает и быстро/медленно забывает, для чего требуется однократное/многократное повторение; стихотворения наизусть ребенок учит самостоятельно/с затруднениями/не учит (указать имеющиеся трудности); рассказы и сказки пересказывает самостоятельно близко к тексту/привносит вымышленные заимствования/концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли/не пересказывает вовсе.

Процессы классификации и обобщения по разным основаниям ребенку доступны/не доступны: группирует/не группирует слова, картинки, предметы по общему признаку, подбирает/не подбирает обобщающее слово к ряду (птицы, животные, овощи, фрукты, мебель, одежда и т. д.); умеет/не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег – зима и т.

д.); понимает/не понимает содержание сюжетных рядов и картин, составляет/не составляет по ним рассказ (описать примеры, указать имеющиеся трудности). Имеет/не имеет представления о соотношении цифр с количеством, понимает/не понимает понятия «один-много», владеет/не владеет порядковым счётом в пределах, выполняет/не выполняет простейшие счетные операции: сложение, вычитание, сравнение в пределах, решает/не решает задачи на наглядном материале (описать примеры, указать имеющиеся трудности). Ребенок не испытывает/испытывает трудности в усвоении материала по программе «(указать программу, по которой работает группа)» и имеет высокий/средний/низкий уровень развития познавательной сферы.

Ему присущ высокий/средний/низкий уровень познавательной активности, высокий/средний/низкий объём представлений об окружающем мире. Свое имя и возраст ребенок называет/не называет; имена родителей, домашний адрес называет/не называет (указать имеющиеся трудности).