Организация досуговой занятости несовершеннолетних

Организация досуговой занятости несовершеннолетних

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

  1. Организация досуговой деятельности современных детей и подростков

Гущина Е.В. 11Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца Стерхов А.А.

11Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

127.8 KB Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.

В современном социуме, когда особую актуальность приобретает проблема зависимости школьников от виртуальной реальности, на первый план выходит проблема организации разностороннего досуга детей и подростков. Планируя и организуя досуг, педагог оказывает положительное влияние на поведение учащегося через его же интересы и творчество, развивает культурный уровень ребенка, способствует его социальной адаптации. В процессе системной досуговой деятельности у обучающихся вырабатываются такие значимые качества социально адаптированной личности, как трудолюбие, внимательность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение осознанно выбирать вид деятельности и способность доводить начатое дело до конца.

Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется во внеурочное время как в самой школе, так и в организациях дополнительного образования. Для плодотворного развития творческих способностей детей в школах создаются разнообразные кружки и секции по интересам, самодеятельные театры, хореографические коллективы, студии, художественные объединения. Организации дополнительного образования, секции, студии, дома детского творчества ставят основной целью развитие у детей способностей, направленных на достижение высоких результатов в области спорта, живописи, музыки, танца, театрального искусства, то есть одновременно являются и общеобразовательными учреждениями, и площадкой для организации досуга детей.

Несмотря на огромное количество культурно-досуговых центров для детей и подростков в нашей стране, возникает явное противоречие между стремлением взрослых заинтересовать детей различными формами досуга, и нежеланием самих детей покидать кресло за компьютерным столом, выходить из виртуального мира в реальный. И эту проблему должна преодолеть, прежде всего, школа, в которой подросток проводит значительную часть своего времени. На современном этапе развития общества сложилось ярко выраженное противоречие между требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, нацеленных на формирование всесторонне развитой личности ребёнка, и современными реалиями, где типичным явлением стало отсутствие подвижной досуговой деятельности как таковой вследствие отсутствия к ней интереса у детей.

Это и обусловило проблему нашего исследования, раскрываемую в настоящей работе. Объект исследования: досуговая деятельность детей и подростков в современном обществе.

Предмет исследования: организация досуговой деятельности современных детей и подростков в общеобразовательном учреждении и за его пределами.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость досуговой деятельности в подростковом возрасте и предложить различные формы организации внеурочных досуговых мероприятий для обучающихся общеобразовательной школы. Для достижения указанной цели автором исследования поставлены следующие задачи: 1.

Исследовать понятие, сущность и типологию досуговой деятельности детей и подростков. 2. Рассмотреть различные формы организации досуговой деятельности детей и подростков. 3. Предложить направления работы педагогов дополнительного образования при планировании проведения системных досуговых мероприятий для обучающихся общеобразовательной организации.

Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных методов познания. В числе общенаучных методов использовались общелогические (анализ, индукция), теоретические (гипотетический, исторический, системный методы, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, описание, измерение).

Характеристика работы.Данное научное исследование носит как теоретический, так и прикладной характер, поскольку призвано не только изучить понятие, сущность и формы организации досуговой деятельности детей и подростков, но и помочь педагогам разработать программы развития актуальных направлений досуга. Автор надеется, что его труд внесет свой вклад в развитие инновационных воспитательных технологий в сфере общего образования, и поможет всем заинтересованным лицам в дальнейших исследованиях по указанному направлению.

Характеристика использованных источников. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: — личностно-ориентированный подход в образовании (А.С.

Белкин, Н.В. Ипполитова, Л.П.

Качалова, Н.Я. Михайленко, О.Ф.

Розенберг и др.); — концепция внеурочной досуговой деятельности детей и подростков (А.Ф.

Воловик, Г.Б. Гусева, И.М. Карелова, Т.Т.

Малышенко и др.). Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов для организации системы индивидуальной и групповой досуговой деятельности в школе, гимназии и лицее, в летнем лагере при общеобразовательной организации, для повышения квалификации педагогов дополнительного образования в общеобразовательных организациях, а также в учреждениях дополнительного образования детей и подростков спортивной, музыкальной, творческой и технической направленности. Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 12 источников.

Понятие, сущность и типология досуговой деятельности детей и подростков Чтобы детерминировать сущность понятия «досуговая деятельность», обратимся к теории личностно-деятельностного подхода, согласно которой формирование личности человека происходит в процессе его преобразовательной деятельности. Авторами данной теории являются такие известные ученые, как Л.

Авторами данной теории являются такие известные ученые, как Л.

С. Выготский, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. По мнению вышеперечисленных исследователей, деятельность является фактором развития личности, если в ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, фор­мируются и перестраиваются частные психические процессы, от этой дея­тельности зависят основные психологические изменения личности.

При определении ключевых понятий избранной темы: «досуг» и «досуговая деятельность», многие авторы, считая эти понятия синонимичными, обращают особое внимание на важную роль свободы индивидуального выбора деятельности каждой отдельной личностью. Если провести сравнение ценности рабочего и свободного времени человека, можно сделать вывод о том, что современное постиндустриальное общество, построенное на информатизации и расцвете сферы услуг, становится все более и более обществом свободного времени. Напрямую связанное с достижениями научно-технического прогресса постоянное увеличение количества свободного времени, формирование нового стиля жизни, когда человек начинает обращать внимание на удовлетворение потребностей, приносящих личностный комфорт, ведет к развитию досуговой сферы.

К началу XXI века в области досуговедения государств Европейского Союза сформировалось четыре основных концепции при определении сущности и уровня значимости досуга для каждой отдельной личности.

В соответствии с вышеуказанными концепциями досуг преподносится в следующих качествах: 1) временного пространства; 2) вида деятельности; 3) психологического состояния; 4) холистического (целостного) образа жизни [6].

Концепция изучения досуга как временного пространства считается наиболее распространенной в европейской науке и базируется на утверждении, что все временное пространство жизни человека можно разделить на определенные условные отрезки времени в соответствии с их предназначением [6]. При подобном рассмотрении досуг детерминируется как временной отрезок, свободный от неизменных обязанностей. Вторая концепция обосновывает рассмотрение досуга как одной из базовых функций, необходимых человеку для получения высокой степени удовлетворения собственной жизнью [6].

Психологическая концепция определяет досуг как одну из форм интеллектуального состояния личности. Согласно положениям этой концепции, акцентируется внимание на том, что человек способен принимать активное участие в любом виде деятельности, которая может относиться к досуговой, но если эмоциональный настрой данного конкретного человека негативен, то деятельность, формально являющаяся досуговой, лично для него уже не досуг.

Концепция досуга как целостного образа жизни является обобщающей по отношению ко всем предыдущим подходам. В соответствии с ней выдвигается гипотеза, что абсолютно все сферы жизнедеятельности обладают в той или иной степени досуговым потенциалом, т.

е. основа досуга – возможность для художественного творчества, самовыражения, физического и интеллектуального самосовершенствования – может в равной мере присутствовать в разных сферах жизнедеятельности человека [6].

В отличие от западных трудов, современная отечественная научная литература детерминирует понятия «досуг» и «досуговая деятельность» как более возвышенную деятельность человека в обществе, связанную с его потребностями в духовном развитии, с раскрытием его способностей [2, 9]. Российские учёные (А.Ю. Демчук, Ю.С. Ерёмина, И.В. Шевчук и др.) предлагают следующий комплекс разновидностей досуговой деятельности: 1) отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия.

Он может быть либо пассивным, либо включать в себя различные уровни и степени активности; 2) развлечение, выполняющее роль своеобразной психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей личности, которые по каким-либо причинам не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе; 3) праздник, связывающий прошлое и настоящее путем торжественного, художественного преображения действительности, служащий основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров; здесь человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств; 4) созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно-важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их; 5) просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры; 6) творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое [5, 9, 11].

Все вышеперечисленные виды досуговой деятельности тесно взаимосвязаны. Одни из них исполняют пропедевтические функции для участия человека в других.

Некоторые из них выполняют завершающие, интегрирующие функции, позволяя человеку в полной мере реализовать социально-педагогические потенциалы досуга. Научное обоснование концепции досуговой деятельности как деятельности, по сути, педагогической, выдвинуто В. А. Воловиком [4]. Данный учёный выделяет следующие уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация (социальная активность).

Потребление может носить как индивидуальный характер, так и коллективный, быть пассивным, и активным, причём в последнем понятии выделяется просто активность, и активность целенаправленная. Пассивное потребление выступает как низший уровень досуговой деятельности, так как состоит из таких, достаточно примитивных, видов занятий, как просмотр телевизора, чтение развлекательной массовой литературы, прогулки, посещение зрелищ, прием гостей, застолья и т.

д. Активное потребление, в противовес пассивному, построено на развитии физического и интеллектуального здоровья личности, так как включает в себя рыбалку, охоту, турпоходы и турпоездки, посещение театров, интересных с познавательной точки зрения выставок и др.

Целенаправленное активное потребление состоит из разнообразных видов хобби, среди которых стоит особо выделить занятия спортом, путешествия, коллекционирование и т.

д. [10, 12]. В связи с тем, что человек не может развиваться в достаточно узких для личности рамках элементарного потребления, его развитие, безусловно, предполагает смещение потребностей в сторону созидания [6].

Реализация таких потребностей, как правило, приводит к творчеству. Творчество как особый уровень досуговой деятельности с достаточно высокой степенью обобщения, охватывает все те виды занятий в свободное время, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Экстериоризация досуговой деятельности личности или социальной группы — понятие неоднозначное.

Она может быть осуществлена в виде трансляции научных знаний, инновационных идей, художественных ценностей [6], или иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, а также как организация общественно-полезной досуговой деятельности других людей. Экстериоризация осуществляется как демонстрация коллективной досуговой деятельности, например, сюда относятся показ спектакля, выступление хора, оркестра, презентация выставки и т. д., как пропаганда, то есть распространение знаний, взглядов, учений, как организация детского, подросткового и взрослого досуга [6].

Если говорить о досуговой деятельности только применительно к детям и подросткам, она играет роль не только способа разрядки после трудных учебных задач, но и является одним из способов социализации, ничуть не менее важным, чем процесс обучения в школе. Так, Т.Т. Малышенко определяет досуговую деятельность именно как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте, без которого невозможно вхождение этой личности в общество [5].

П.Е. Тищенко считает досуговую деятельность у подростков проявлением их социальной активности [9].

С точки зрения Е.А. Веселовой, досуговые объединения являются важнейшим ресурсом профилактики девиантного поведения подростков группы риска, способным отвлечь от преступных наклонностей и направить подростка в русло позитивной социализации [1]. Таким образом, можно констатировать наличие множества концепций относительно определения сущности понятий «досуговая деятельность детей и подростков».

Тем не менее, можно согласиться с утверждениями отечественных учёных относительно определения досуга как способа выражения духовных потребностей личности ребёнка. Выявив сущность досуговой деятельности, можно определить её организацию как совокупность необходимых для достижения поставленных целей и задач человеческих, материальных, информационных ресурсов, цепочку практических действий руководителей секций, кружков, объединений, образующих в целом досуговую общность. Организация творческой досуговой деятельности реализуется во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися.

Формы организации досуговой деятельности детей и подростков Внеклассная работа с обучающимися играет важную роль в развитии творческих способностей детей и подростков, поскольку для всех возрастных групп школьного периода характерны потребность и стремление к активному общению со сверстниками с ориентацией на те формы досуга, в ходе которых осуществляется непосредственная коммуникативная деятельность. Поэтому максимально продуктивны формы работы в небольших коллективах (кружках, секциях, студиях и других группах), позволяющих реализовать и работу по индивидуальному маршруту, и взаимное общение.

Рассмотрим подробнее формы организации досуговой деятельности. Индивидуальные формы пронизывают всю творческую деятельность обучающихся.

И здесь перед преподавателями стоит одна из важнейших задач: распознать ребёнка, раскрыть его таланты.

С каждым из них необходимо взаимодействовать индивидуально. Важно расположить к себе ученика, завоевать его доверие. В таких формах скрыты огромные возможности для развития творческих способностей детей. К групповым формам можно отнести творческие группы, микрокружки, которые можно классифицировать следующим образом: 1) студии эстетического цикла, 2) объединения художественного слова, 3) самодеятельные театральные труппы, в том числе кукольные театры, 4) ИЗО-студии; 5) музыкальные и хоровые коллективы, в том числе хореографические студии, 6) кружки эстетики быта; 7) спортивные и туристические секции [6].

К групповым формам можно отнести творческие группы, микрокружки, которые можно классифицировать следующим образом: 1) студии эстетического цикла, 2) объединения художественного слова, 3) самодеятельные театральные труппы, в том числе кукольные театры, 4) ИЗО-студии; 5) музыкальные и хоровые коллективы, в том числе хореографические студии, 6) кружки эстетики быта; 7) спортивные и туристические секции [6].

К групповым формам работы относят также различные конкурсы, соревнования, концерты и т. п. Некоторые авторы выделяют три основных типа коллективной творческой деятельности детей и подростков, среди которых упомянут и предмет нашего исследования, а именно: 1) коллективные творческие дела; 2) спортивно-массовые мероприятия; 3) сюжетно-ролевые игры [3, 7, 8].

Они различаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Технология коллективной творческой деятельности была разработана в советскую эпоху ленинградским ученым И. П. Ивановым и группой его коллег.

Её сущность достаточно просто: дети и подростки сами ищут дела по душе, делают выбор и отбор этих дел, составляют план их реализации, своеобразную режиссуру при сопровождении и поддержке педагога.

Педагог подводит школьников к пониманию задач, транслирует им свой опыт, принимает и корректирует все предложенные детьми варианты, поддерживает творческий поиск, побуждает ребят к творчеству. Многие формы коллективных дел напрямую связаны с досуговой деятельностью обучающихся. Сюда относятся познавательные, трудовые, и спортивные формы.

Сюда относятся познавательные, трудовые, и спортивные формы.

По сути, все то, что школьники делают в свое удовольствие, добровольно, но, разумеется, в рамках действующего законодательства, и есть их досуговая деятельность. Однако существуют особые игры, детские забавы и затеи, которые являются коллективными творческими делами. Они являются эффективной формой самовоспитания, поскольку все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, дети в данном случае формируют сами.

Эти творческие дела наполнены атмосферой веселья, смеха, радости, что само по себе насыщает их педагогической ценностью.

Досуг обучающихся должен стать продуктивным видом деятельности, равным всем остальным в жизни человека. В любой форме коллективных творческих дел главная цель – соучастие и сотворчество детей и подростков. Каждый этап коллективного дела – это творчество ребенка, которое необходимо подчёркивать в качестве позитивного примера социализации.

Коллективные творческие дела могут быть самыми разнообразными. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать основные приемы, которые используются на всех стадиях коллективного творческого дела [6]. Формой коллективной творческой деятельности часто становятся сюжетно-ролевые игры и мероприятия, если идеи, содержание и способы организации разрабатываются в ходе коллективного творчества.

Одним из эффективных инструментов педагогики является организация спортивно-массовых мероприятий или тематических праздников. Праздник имеет мощное воспитательное значение, он не только оставляет в душе ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает духовно-нравственным содержанием.

Праздники открывают детям и подросткам простор для творчества, рождают в душе позитивные чувства.

Есть традиционное понятие праздника, которое связывается со свободным временем, когда отмечается какое-то событие, сопровождающееся праздничным ритуалом, символическим обрядовым или церемониальным действом.

Во все времена на Руси праздники утверждали в обществе самые высокие идеалы: любовь к Родине, свободу, доброту, верность, трудолюбие.

Праздники объединяли людей, делали их лучше, чище, активнее, доброжелательнее, что особенно важно начинать воспитывать в юном гражданине с детских лет [6].

На творческое развитие школьников большое влияние оказывает организация игровой деятельности [6].

Игра – это совершенно особая форма досуговой деятельности, в которой ребёнок и учится, и отдыхает одновременно.

В отечественной педагогике существует ряд классификаций игр, основу которых заложил ещё П. Ф. Лесгафт. Одна из классификаций принадлежит В.

И. Логиновой, которая выделяет следующие игры: 1) творческие: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры; 2) с готовым содержанием и правилами: автодидактические, игры занятия, игры-упражнения; 3) по использованию материала: дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные; 4) подвижные.

И. Логиновой, которая выделяет следующие игры: 1) творческие: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры; 2) с готовым содержанием и правилами: автодидактические, игры занятия, игры-упражнения; 3) по использованию материала: дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные; 4) подвижные. Психологические аспекты игровой деятельности наиболее подробно на данном этапе развития науки изучены в трудах С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, Д.

Б. Эльконина, зарубежных ученых Дж.

Брунера, Ж. Пиаже и др. В работах этих авторов игра представлена как самостоятельная творческая деятельность. Содержание игры неизменно влияет на формирование творческой личности ребенка.

Творческая игра насыщена эмоциями, причем именно такими, какие в жизни ему еще не доступны, то есть здесь проявляется компенсирующий характер игры как досуговой деятельности с точки зрения социализации детей. Вообще младший школьный возраст можно считать наиболее значимым для творческого развития ребенка. Особое значение имеет игровой опыт.

Задатки художественного развития детей тесно связаны с игрой, так как дети, создавая игру, сами в ней создаются и развиваются. Содержание творческих игр как формы досуговой деятельности придумывают сами дети.

Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой форме игр проявляется с максимальной полнотой.

Полученные детьми жизненные впечатления не дублируются механически, они перерабатываются в детском сознании, одни из них заменяются другими и т.

п. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Ребенок в игре и продюсер, и режиссёр, и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, и декоратор, поскольку рисует картины и ковры, делает костюмы, а также изобретатель — создает новые конструкции домов, машин, новые модели платьев.

Следует отметить, что детское творчество в игре пока не совершенно, так как это лишь первичная форма той деятельности, из которой впоследствии вырастет искусство.

Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже познать окружающий мир, дает ему ранний жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей досуговой деятельности. Наиболее способствуют развитию творческой личности детей и подростков игры театрализованные, которые являются разновидностью творческих игр. Особенностью игры является то, что это не обыденная, реальная жизнь, а сконструированная фантазией ребёнка условность, выход в сферу деятельности абсолютно специфи­ческого характера.

Игра – это свободное проявление человеческой досуговой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. Потребность в игре возни­кает самостоятельно как потребность в развлечении, и бывает только на досуге.

Внешкольная организация досуговой деятельности детей и подростков осуществляется в клубах по месту жительства, домах культуры, центрах детского творчества и эстетического воспитания, спортивных комплексах и других учреждениях [6]. Распространенной формой внешкольной организации творческой досуговой деятельности, как показывает анализ педагогического опыта, является клуб, который объединяет ребят по интересам.

Следует подчеркнуть, что социально-педагогические возможности детских и подростковых клубов по месту жительства в нашей стране до настоящего времени недостаточно оценивались и применялись в качестве воспитательного метода обществом и государством.

Ребенок в таком клубе является активным действующим лицом: в воспитательном процессе происходит самостоятельное творческое формирование личности. Детские и подростковые клубы по месту жительства – это центры организации досуга детей и одновременно учреждения дополнительного образования.

Их предназначение – реализация процесса обучения, воспитания, удовлетворения творческих, коммуникативных и иных потребностей детей и подростков.

Направленность и содержание деятельности различных возрастных групп обучающихся в клубах определяется кадровым составом специалистов, материальной базой, а также местными условиями, и могут быть достаточно разнообразны [6].

Наиболее эффективна групповая работа в небольших коллективах (кружках, секциях, командах).

Это кружки эстетического цикла, художественного слова, театральные коллективы, спортивные секции, студии изобразительного творчества, спортивные игровые коллективы, хореографические студии, художественно-прикладного творчества, технического моделирования, научно-исследовательские и др. Совместно с центрами творчества обучающихся и другими внешкольными организациями, клубы принимают участие в литературно-музыкальных и спортивно-оздоровительных мероприятиях, смотрах и конкурсах художественного творчества, праздниках, выставках, знакомят с лучшими образцами культуры, искусства и спорта.

Определяющим фактором эффективности и результативности всей деятельности клуба выступает его педагогический коллектив – объединение специалистов разных профилей, людей богатого и разнообразного жизненного опыта, осуществляющих совместную деятельность по воспитанию и развитию детей и подростков. Проблемой становления и развития системы летних оздоровительных лагерей занимались ученые-практики Б. З. Вульфов, О. С. Газман, А. Г.

Кирпичник, М. И. Рожков и др., которые отмечали роль временного детского коллектива, дающего возможность детям проявить себя по-новому, утвердиться в общности сверстников. Большая работа в систематизации опыта работы детских оздоровительных лагерей была сделана С. А. Шмаковым, обобщившим опыт и сформулировавшим правила, которыми должны руководствоваться вожатые.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее.

Во-первых, досуговая деятельность является необходимым аспектом жизни детей и подростков в условиях перегруженности учебным процессом и обилием информации в современном обществе. Во-вторых, актуальные способы организации досуговой деятельности, такие, как игра, туристические походы, творческие дела, являются сферой, как школы, так и различных видов организаций дополнительного образования.

В-третьих, творческая досуговая деятельность детей и подростков на практике представлена значительным разнообразием видов и форм, как во внеклассной, так и во внешкольной работе с обучающимися.

Организация творческой досуговой деятельности детей и подростков предполагает систему разнообразных видов деятельности, как школьного педагога, так и педагога дополнительного образования, владеющего необходимым набором профессиональных компетенций, обладающего креативными личностными качествами, способностями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

Организация творческой досуговой деятельности детей и подростков предполагает систему разнообразных видов деятельности, как школьного педагога, так и педагога дополнительного образования, владеющего необходимым набором профессиональных компетенций, обладающего креативными личностными качествами, способностями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одним из наиболее эффективных способов социализации детей и подростков является воспитательная работа, связанная с внедрением в образовательный процесс системной внеурочной досуговой деятельности как индивидуальной, так и коллективной направленности. В процессе работы нами изучены возможности и перспективы организации досуговой деятельности детей и подростков с использованием ресурсов, предоставляемых общеобразовательным учреждением, а также учреждениями дополнительного образования. Исследовано понятие, сущность и типология организации досуговой деятельности современных детей и подростков.

Сформулирована характеристика форм организации досуговой деятельности детей и подростков, рассмотрены ключевые методические вопросы подготовки и проведения различных внеурочных мероприятий на базе общеобразовательного учреждения и организаций, занимающихся дополнительным образованием (кружки, секции, клубы по интересам, театральные труппы и т.д.). По итогам анализа нормативно-правовых источников в сфере образования и научно-методической литературы можно констатировать, что досуговая деятельность является одним из важнейших факторов развития как самого учащегося, так и образовательной среды в современной школе.

Для эффективной организации творческой досуговой деятельности детей и подростков необходимо внедрение системы разнообразных видов работы, как со стороны школьного педагога, так и педагога дополнительного образования, владеющего необходимым набором профессиональных компетенций, обладающего креативными личностными качествами, способностями, необходимыми для осуществления данной деятельности. Таким образом, по итогам исследования поставленная цель реализована, задачи выполнены в полном объёме, проблема изучена во всех её аспектах на обозначенном уровне, практическая значимость работы подтверждена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Веселова, Е.А.

Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением [Текст] / Е.

А. Веселова // Человек и образование.

– 2012. – №3 (32). – С. 101-104.

Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А.Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: Флинта : Моск. псих. соц. ин-т, 1998. – 240 с.

Гусева Г.Б. Коллективное творческое дело [Текст] / Г.Б. Гусева // Наука, образование и культура.

– 2015. – №2 (2). – С. 40-43.

Карелова И.М. Подходы к разработке игровой досуговой программы [Текст] / И.М. Карелова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – №3. – С.1-13. Малышенко, Т.Т.

Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте [Текст] / Т.Т. Малышенко, Е.А. Карипанова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №2 (5). – С. 44-48.

Мишутина, О.В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений / О.В.

Мишутина. – Балашов: Печатное агентство «Спектр», 2016.

– 43 с. Пискарева М.Г. Коллективные творческие дела как условие формирования ученического коллектива в начальной школе [Текст] / М.Г. Пискарева // Научный поиск. – 2015.

– №2.4. – С. 29-30. Попова Л.И. Коллективно-творческое дело как метод социальной адаптации несовершеннолетних [Текст] / Л.И.

Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.

– 2015. – №46. Тищенко, П.Е. Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности [Текст] / П.Е.

Тищенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №2. – С.123-127.

Тюмасева, З.И. Здоровьесберегающие интерактивные технологии как системообразующий фактор природосообразного образовательного процесса [Текст] / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник Шадринского государственного педагогического института.

– 2014. – №4. – С. 27-31. Ухтинская, М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков [Текст] / М.В. Ухтинская // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

– 2012. – №3. – С. 51-58. Фирсин, С.А. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников [Текст] / С.А.

Фирсин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2013.

— №1. – С. 102-105. Просмотров работы: 5079 Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке». Служба технической поддержки –

  1. +7 (499) 709-81-04

© 2016–2021 Российская академия естествознания

Глава 2.

Организация системной досуговой занятости подростков как альтернатива ведения асоциального образа жизни

1 Личная гигиена Личная гигиена представляет собой совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Основы гигиены детей и подростков включают нормы гигиены тела, одежды и жилища. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.

Здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены.

Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни.

Для того чтобы дети выполняли требования гигиены, они должны понимать их смысл и значение. Родители и взрослые члены семьи должны объяснять детям необходимость выполнения того или иного правила гигиены.

Очень важно показать ребёнку, как следует правильно и хорошо выполнять ту или иную процедуру.

Показывать и поправлять ребёнка нужно до тех пор, пока он хорошо не усвоит все приёмы.

Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно приучать детей ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все элементы режима, а также все процедуры по уходу за своим телом, одеждой и помещением; строго контролировать выполнение правил гигиены, поощряя аккуратность или, наоборот, разумно наказывая за неаккуратность и лень. Большое значение для воспитания навыков гигиены имеет личный пример родителей, старших братьев и сестер, внешний вид и поведение которых должны быть образцом чистоты, аккуратности и порядка.

Тщательный и правильный уход за кожей предотвращает кожные заболевания и сохраняет здоровую красивую кожу. Гигиеническое состояние кожи влияет на состояние всего организма. Заболевания ее могут отразиться на внутренних органах.

Стоит помнить, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка. Для правильно ухода за кожей желательно проконсультироваться у косметолога.

У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором.

Следует остановиться также на уходе за волосами. В основном вопрос этот касается девочек, особенно имеющих длинные волосы.

Родители должны постоянно следить за опрятностью головы детей, научить их расчесывать и заплетать волосы, мыть голову не реже одного рала в неделю. Каждому человеку понятно, что здоровые зубы необходимы для тщательного разжевывания пищи, для правильного пищеварения, но этим не исчерпывается их роль.

Гнилые зубы служат источником тяжелых заболеваний, таких, как ангина, ревматизм.

Каждый член семьи должен иметь свою отдельную зубную щетку, которая после использования тщательно промывается теплой водой и просушивается. Обязательным является еженедельное мытье всего тела теплой водой с мылом и мочалкой. В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.

В период взросления большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание.

С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости. Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей.

Приучая детей следить за собой, за своей одеждой, обувью и обучая навыкам личной гигиены, мы осуществляем большой вклад в воспитание и постепенно начинаем готовить своих детей к взрослой и самостоятельной жизни.

Вы как родители всегда должны оставаться образцом для подражания и постараться объясните, почему необходимо, чтобы учиться быть аккуратным и поддерживать порядок во всем: 1. Чистота – залог здоровья; 2. Аккуратность — залог хорошего настроения (всё лежит на своих местах, не приходится тратить время на поиски нужной вещи) и нормальных отношений с другими людьми; 3. Умение и желание поддерживать вокруг себя порядок и красоту (по возможности с легкостью и радостью) — признак душевного равновесия и нормального состояния любого человека.

4. Людям, не доставляющим неудобства другим, живётся значительно спокойнее и комфортнее. Мы предлагаем вашему вниманию несколько простых советов, которые помогут вашему сыну или дочке стать более организованным: 1.

Интересуйтесь мнением ребенка по всем вопросам, связанным с его комнатой и вещами, советуйтесь с ним.

Помните, что даже если вы ему что – то купили, то с момента передачи это его вещь, и вы больше не в праве ей самостоятельно распоряжаться. 2. Поощряйте творчество и инициативу.

3. Вовлекайте сына или дочь в обустройство жилья и параллельно ненавязчиво рассказывайте о том, как лучше хранить вещи и обустраивать дом.

Эти знания помогут добиться не только краткосрочного эффекта, но при правильном подходе помогут и во взрослой жизни.

Для школьника очень важно чувствовать себя хозяином своей комнаты, а вы должны научить его правильно обращаться с тем, что ему принадлежит 4.

Покупая сыну или дочке что-то новенькое, договаривайтесь от какой вещи можно избавиться – так вы научите ребенка балансировать свои потребности.

5. Договоритесь с ребенком, что помимо уборки своей комнаты он будет отвечать и за места общего пользования. Допустим, он должен чистить ванну или мыть пол в коридоре.

Поручите ему и другие обязанности: например, ходить в магазин, выносить мусор, проверять почтовый ящик.

Подросток должен понимать, что он — член семейного коллектива и потому тоже должен что-то делать по хозяйству ради общей пользы. Закаливание Внешняя среда имеет множество факторов, которые могут неблагоприятно влиять на организм человека, поэтому, для сохранения и поддержания здоровья, очень важно научить свой организм быстро приспосабливаться и противостоять этим неблагоприятным воздействиям, переносить без вреда для здоровья резкие ее колебания – перепады температуры и влажности окружающего воздуха, изменения атмосферного давления, а также и высокие показатели этих воздействий – сильную жару и холод, высокую влажность воздуха, повышенное или сниженное давление воздуха. Основным помощником организма в этом отношении является закаливание, при котором происходит воздействие на организм таких естественных факторов, как вода и воздух определенной температуры, солнечные лучи и др.

Основными правилами закаливания являются последовательность и постепенность, непрерывность, систематичность, а также применение разнообразных средств и методов. Закаливание не просто укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ и повышает тонус центральной нервной системы, закаливание действительно делает ваш организм выносливее.

Существует целый ряд хорошо известных процедур, способствующих закаливанию организма. Прежде всего, это воздушные ванны.

Подросткам рекомендуется чаще одеваться по погоде, не кутаться. В теплое время года желательно как можно легче одеваться, отдавая предпочтение натуральным «дышащим» тканям.

В качестве одного из механизмов закаливания может рассматриваться ежедневное умывание лица и обмывание ног холодной водой. Пребывание на солнце (солнечные ванны) также оказывают благоприятное закаливающее воздействие. Очень хорошо сочетать процесс загара с выполнениями различных упражнений или подвижных игр.

Начальная продолжительность приема солнечных ванн должна составлять 5-10 минут.

Голова должна быть защищена от попадания прямых солнечных лучей.

Также следует помнить, что наиболее благоприятное время для загара: на юге – с 8 до 11 часов, в средней полосе – с 10 до 12 часов.

Хождение босиком – является одним из самых древних средств закаливания организма, оказывая общеукрепляющее воздействие на весь организм. Между подошвой и слизистой оболочкой верхних дыхательных путей имеется тесная рефлекторная связь, и поэтому у незакаленного человека при местном переохлаждении ног резко понижается температура слизистой носоглотки, из-за чего обычно появляется насморк и кашель. Поэтому, при любом случайном переохлаждении стоп, незакаленный человек рискует простудиться.

Хождение босиком способствует повышению активности рецепторов стопы, а значить и адаптации организма к местному охлаждению. Трезвость Здоровому, трезвому человеку свойственно постоянно стремиться к новым достижениям в своём физическом, интеллектуальном и нравственном развитии, а употребление ПАВ отнимает у человека желание и возможность даже задумываться о каком-либо развитии. Употребление психоактивных веществ (далее ПАВ) входит в число важнейших факторов риска развития физических и психических заболеваний.

Молодым людям в подростковом возрасте свойственно стремление заявлять о себе, демонстрировать свою силу, ловкость и выносливость.

К сожалению, в молодежной среде бытует заблуждение о том, что произвести впечатление, выглядеть взрослым или обеспечить себе уверенность, раскованность, справиться с навалившимися проблемами можно в результате употребления психоактивных веществ, то есть когда сознание изменено. Так ли это на самом деле? Может ли человек с измененным сознанием считать себя взрослым и привлекательным?

Перед родителями стоит не простая задача — научить ребенка справляться с трудностями, а не уходить от них.

Самый верный способ профилактики употребления ПАВ в семье — это положительный пример родителей.

Определяющим фактором развития личности, является ее окружение – действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, образовательная, семейная, социальная среда. Кроме перечисленных выше факторов, важнейшим является воспитание и досуговая занятость подростков.

Отсутствие досуговой занятости приводит к расшатыванию морально-нравственных норм и правовых устоев у подростков. Социально-воспитательная работа предполагает профилактику негативных форм поведения и развитие личностного роста подростков через создание позитивной модели деятельности и сотрудничества. Основными принципами организации досуговой деятельности являются: • Создание условий для свободы выбора подростком деятельности на основе собственной заинтересованности.

• Опосредованное воспитательное воздействие на личность через организованный коллектив. • Построение разновозрастного воспитательного коллектива. • Освоение подростками и молодежью умений и навыков, полезных для овладения будущей профессией.

• Участие в социальных программах и проектах по различным направлениям деятельности. Выбор формы организации досуга, обуславливается возрастными особенностями подростка.

Основными формами организации подростковой досуговой занятости являются: 1. Посещение учреждений дополнительного образования детей и молодежи, досуговых центров, кружков и секций Среди ряда организаций, участвующих в досуговой занятости подростков, лидирующее место занимают учреждения дополнительного образования, так как: — во-первых, образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры; — во-вторых, предоставляют разнообразные варианты реализации творческой активности подростка, учитываются интересы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, национально-культурные традиции; — в-третьих, создаются необходимые условия для содержательного досуга детей и родителей.

Направления досуговой занятости подростков учреждений дополнительного образования детей и молодежи, досуговых центров, кружков и секций: — Художественно-эстетическое (творческие кружки, студии, мастерские, объединения по различным видам изобразительных и музыкально-сценических искусств – живопись, скульптура, дизайн, музыка, вокал, театр, хореография и др); — Научно-техническое (клубы технического творчества, конструирования и моделирования, компьютерные клубы).

Деятельность направлена на развитие технического творчества, формирование навыков ручного труда, научно-прикладное рационализаторство и просвещение; — Спортивное (секции по видам спорта и оздоровительные группы). Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа направлена на сохранение физического здоровья детей и молодежи, приобщение к здоровому образу жизни, овладение необходимыми спортивными навыками, отвлечение от вредных привычек.

— Туристско-краеведческое (туристско-краеведческие, историко-краеведческие и географические кружки); — Социально-педагогическое (кружок «школа вожатых», педагогические отряды, участие в организации площадок по месту жительства и др).

Деятельность ориентирована на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков; — Военно-патриотическое (классы допризывной военной подготовки, поисковые отряды, историко-краеведческие кружки, детские и молодежные объединения оборонно-спортивной и патриотической направленности, исторической реконструкции и историко-ролевых игр и др.); — Молодежные субкультуры (студии брейк-данс, граффити, роллер клубы и др.). Современные молодежные субкультуры достаточно разнообразны и широко распространены в подростково-молодежной среде. Они основаны на сходстве идейных взглядах, убеждения и ценностях.

Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, символике. Увлечение подростков молодежными субкультурами может на уровне идеологии таить в себе скрытые элементы социально опасной деятельности, в связи с чем, стоит отдавать предпочтение не стихийным объединениям, а учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, на базе которых данные направления развиваются. 2. Самозанятость Самозанятость означает, что деятельность выполняется без руководителя (педагога), и подросток волен заниматься своими делами столько времени, сколько хочет, либо прерывать деятельность, либо возобновлять в любое время.

Возможные следующие виды самозанятости: — Самореализация: деятельность, направленная на реализацию своего таланта или на удовлетворение внутренней необходимости (рисование, игра на музыкальных инструментах, цветоводство, коллекционирование). — Самообразование: познавательная, интеллектуально-развивающая и просветительская деятельность. Цель: получение новых знаний, совершенствование уже имеющихся навыков (изучение иностранных языков, самостоятельное освоение программ дополнительного и профессионального образования, чтение научно-публицистической литературы, экскурсионная культурно-познавательная деятельность, посещение просветительских лекториев, арт-кафе, кино-видео-салонов).

— Самообеспечение: деятельность, направленная на получение (изготовление) средств необходимых для жизни (вязание, шитье, конструирование, увлечение кулинарией, работа на садовом участке и помощь по дому, уход за домашними животными).

3. Социально значимая деятельность Социально значимая деятельность – это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, его ближайшем окружении, во внешней социальной среде. Основным составляющим социально значимой деятельности является благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность.

И в этом смысле – социально значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека и понимания своего общественного долга. Социально значимая деятельность позволяет подростку: — реализовать внутреннюю психологическую потребность быть нужным, значимым; — восполнить потребность в общении, расширении круга общения (веселая и дружная команда, в которой подростку интересно и комфортно, часто становится основной причиной работы в качестве волонтера); — проявить творческие способности (попробовать себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющихся навыков: журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн); — организовать интересный досуг, так как социально значимая деятельность зачастую связана с нестандартными подходами и новыми формами работы; — подтверждение своей самостоятельности и взрослости (работая над серьезными социальными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и ответственность). — решение своих проблем, задач, так как социально-значимая деятельность помогает самоутвердиться, преодолеть робость, застенчивость, боязнь публичных выступлений.

Иногда с подобных мероприятий начинается карьера психолога и педагога. Развитие и поддержка социально значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или организаций через средства социальных проектов, но вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии. Социально значимая деятельность выводит подростка на новый этап развития, который отмечается желанием не только получать, но и отдавать; действовать не только ради личных интересов, но и на благо общества.

Уважаемые родители, процесс воспитания детей не терпит пробелов: пустоты, которые вы когда-то не заполнили своей любовью, своей заботой, общением и активным участием, со временем заполнит и компенсирует социальное окружение — вероятность того, что кто-то сделает это лучше Вас, равна нолю!!! Асоциальное поведение имеет место быть тогда, когда в формировании личности имеется лакуна — пустота душевная или пустотасобытийная. Прилагаемый перечень учреждений сферы спорта и молодежной политики Тюменской области поможет Вам организовать развивающий досуг детей и подростков (Приложение1.4.

Перечень учреждений дополнительного образования детей и молодежи Тюменской области; Приложение1.5.

Перечень центров физкультурно-спортивной работы по месту жительства и спортивных школ Тюменской области).

1 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.: Основных причин три.: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.