Ответственность за получение взятки должностным лицом

Ответственность за получение взятки должностным лицом

Получение взятки должностным лицом


» » Последнее обновление — Март 2021Довольно часто встречается два типа людей. Одни считают, что все возможно решить за деньги или другие материальные блага. Другие готовы «помочь» в любых вопросах за вознаграждение даже если для этого придется преступить закон, нарушить данные при поступлении на службу и работу клятвы и присяги, обещания выполнять свой долг честно, работать на благо общества и государства.

Первым, возможно, придется отвечать за дачу, а вторым – за получение взятки. За период январь-сентябрь 2020 года правоохранителями зарегистрировано 1 490,9 тыс. преступлений, 0,7% из них – факты, связанные со взяточничеством (10 179). Из этого внушительного количества 2 974 – это получение взятки. Их число возросло на 8,9%. За это преступление ответственность установлена сразу двумя нормами УК РФ – ст.

Их число возросло на 8,9%. За это преступление ответственность установлена сразу двумя нормами УК РФ – ст. 290 «Получение взятки» и . Составы этих преступлений фактически одинаковы, разница – в сумме взятки: по ст.

291.2 наказывается получение взятки до 10 тыс. руб., по ст. 290 – более этой суммы. Административной ответственности за это деяние не существует.

Взяткой применительно к уголовному праву называют незаконное вознаграждение, получаемое должностными лицами за различные действия, бездействие, сопряженные с осуществлением ими полномочий по службе.

Это всегда материальная выгода для ее получателя, имеющая денежное выражение. Таким образом, для ответственности по УК вознаграждение должно быть:

  1. незаконным;
  2. получено человеком, отвечающим указанным в законе признакам;
  3. получено за действия или бездействия, относящиеся к полномочиям взяточника, или, исходя из занимаемого поста, он мог их совершить либо им поспособствовать.

Подробно: Состав преступления – наличие четырех обязательных составляющих (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

При отсутствии одной из составляющих, наказание не последует. Объектом рассматриваемого преступления, то есть тем, чему наносится непосредственный вред совершенным деянием, выступает нормальная, в соответствии с требованиями закона деятельность органов государственного аппарата. Из определения взятки следует вывод, что субъектом ее получения, то есть тем, кто может привлекаться к ответственности за это преступное деяние, может являться специальный субъект.

Из определения взятки следует вывод, что субъектом ее получения, то есть тем, кто может привлекаться к ответственности за это преступное деяние, может являться специальный субъект. К нему, помимо общих требований о возрасте наступления ответственности (16 лет) и вменяемости, предъявляются специфические требования.

По ст. 290 будут отвечать:

  • Должностное лицо – его черты приведены в Примечании к ст. 285.
  • Иностранное должностное лицо – замещающее должность в органе гос. власти другого государства, либо выполняющее публичную функцию (судья, министр и пр.).
  • Должностное лицо публичной международной организации – гражданский служащий или другой человек, уполномоченный действовать от ее имени.

Субъективной стороной (отношением самого преступника к содеянному) здесь бывает только прямой умысел. Виновный не может не осознавать, что против установленных законом норм и правил получает ценности за действия или бездействие, связанные с его службой, его проступок наносит вред эффективному и отлаженному механизму управления государством, желает его наступления.

Здесь имеет место только корыстный мотив. Объективная сторона (те действия, которые образуют преступное деяние) состоит непосредственно в получении взятки.

Взятка может быть получена за:

  • Покровительство, попустительство по службе. К таковым возможно отнести необоснованное поощрение, премирование, внеочередные отпуска, продвижение по службе без необходимых к этому предпосылок и т. д.
  • Действия или бездействие в пользу взяткодателя, когда они относятся к полномочиям взяткополучателя или, он может им поспособствовать. К примеру, трудоустроить, ускорить разрешение интересующего взяткодателя вопроса, обращения, выдачу лицензии, свидетельства, разрешения и т. п. Но только при условии, что это можно сделать по закону или не запрещено.
  • Незаконные действия, бездействие. К примеру, избавление правонарушителя от ответственности, обязанности устранить нарушения (прекратить торговлю, снести незаконное строение, выселиться), выдача специальных разрешений, прав вопреки процедуре или когда имеются явные основания для отказа в их выдаче. Включение не соответствующих действительности данных в важные документы, снятие ареста на имущество, непринятие мер к его наложению в рамках исполнительного производства и т. д.

Окончание преступления законодатель связывает с принятием взяткополучателем уже части оговоренного объема ценностей. Сам момент передачи – до или после обещанных действий или бездействия, выгодных и желаемых для дающего – значения для оценки деяния не имеет.

Не принимается во внимание также, выполнил ли взяткополучатель обещанное, получил ли он возможность распоряжаться полученным как своим собственным.

В зависимости от предмета взятки момент завершения получения взятки условно можно подразделить на следующие:

  • Имущество, права на него – преступление завершено с момента их юридически подтвержденного приобретения (перехода).
  • Имущественные услуги, выгоды – окончание преступления связывают с моментом, когда взяточник приступил к пользованию услугой или выгодой, получил документы на нее (путевку, билет), либо с его согласия начались действия по их получению (например, начался ремонт, строительство, заключен договор кредитования по более низкой, чем предусмотрено, процентной ставке).
  • Деньги, ценные бумаги – преступление будет окончено, когда взятка будет принята. Если передача денег происходит в виде перечисления на подконтрольный счет – с момента их зачисления на этот счет.
  1. Получение взятки, когда этот процесс контролировался правоохранителями при реализации оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) оценивают как оконченное преступление по ст. 290 УК РФ.
  2. Получение взятки с использованием услуг посредникаи самим должностным лицом наказываются одинаково.
  3. Обещание, предложение принять взятку может рассматриваться как умышленное создание условий для этого, при определенных условиях могут квалифицироваться как приготовление к этому (ч.

    1 ст. 30).

  4. Взяткополучатель будет отвечать по ст. 290 даже если предмет, передаваемый в качестве взятки, получит по его указанию другой человек.
  1. Принятие ценностей за использование только личных отношений не расценивается как получение взятки.

    Например, руководитель какого-либо госоргана за вознаграждение просит помочь взяткодателю своего знакомого, родственника, которые не зависят от него по службе, в другом госоргане, его подразделении или организации. Мера его ответственности зависит от конкретных обстоятельств – от дисциплинарной за коррупционный проступок до уголовной по другим нормам УК.

  2. Лица (не правоохранители), создавшие искусственную ситуацию и доказательства получения должностным лицом взятки, заведомо знающие о том, что оно не соглашалось, отказалось ее принять, понесут ответственность по ст.

    304 УК РФ «Провокация взятки». Спровоцированный ответственности при таких обстоятельствах не подлежит.

  3. Если взяткополучатель не уполномочен или не может оказать содействие в решении вопроса взяткодателя, но вводит его в заблуждение в том, что он в силу служебного положения может «помочь», если есть умысел на завладение передаваемыми материальными благами, такие действия могут оценить мошенничеством с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159).
  4. Не станет наказуемым по ст.

    290 УК РФ деянием принятие денег и прочего за действия, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, но не касающиеся властных и других полномочий, характеризующих должностное лицо. К примеру, получение награды бухгалтером за выполнение каких-либо его обязанностей, не связанных с распределением денег.

  5. Если ценности принимаются не лично для должностного лица, материальной выгоды ни он, ни его близкие не приобретают, содеянное не расценивается как деяние по ст. 290 УК РФ.
  1. О получении взятки группой лиц по предварительному сговору говорят, если принимали участие 2 и больше должностных лиц.

    При этом ими должно быть заблаговременно достигнуто соглашение, что преступление они совершат вместе посредством принятия каждым своей части взятки за «оказание помощи» своими служебными полномочиями. Это деяние окончено, когда хотя бы один из участников примет взятку.

    Действия иных участников группы, не имеющих статуса должностного лица, расценивают как .

  2. При оценке группового деяния исходят из целой суммы взятки, предназначавшейся всем участникам группы, а не каждому.
  1. Одним деянием по ст.

    290 станет получение ценностей от нескольких лиц за совершение одного действия в интересах их всех.

  2. Единовременное получение взятки от двух и больше человек расценивается как несколько преступлений, если для каждого взяточник совершает отдельное действие.
  3. Систематическое принятие взятки от одного человека (за покровительство, к примеру), если такие действия были охвачены одним умыслом, расценивается как одно получение взятки.

При получении части оговоренной взятки, взяткополучателю вменяется вся сумма, которая предполагалась, а не только та, которую он получил. Факт пресечения преступления до получения оставшейся части – не причина оценивать содеянное как покушение на ст.

290. Это согласуется с мнением Верховного суда, изложенного в Постановлении Пленума по коррупционным преступлениям. Именно поэтому обычно сотрудники органов не вмешиваются в процесс получения взятки до принятия ее хоть и мизерной части, позволяют фигуранту ее принять, после чего пресекают дальнейшее совершение преступления. Покушение на получение взятки — когда оно не состоялось по объективным причинам, которые не зависели от взяткополучателя, при том, что со своей стороны он сделал все, чтобы ее получить.

Покушение вводит ограничение на назначение наказания за получения взятки на не более три четверти от самого сурового по ст. 290 УК РФ. К покушению в данном случае можно отнести, к примеру, получение муляжа денег, копий дорогих предметов и т. д. Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс.

рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:

  • До 5 лет принудительных работ.
  • Заключения до 3 лет.
  • до 1 млн. руб.;
  • 10-50-кратной взятки.
  • Исправительных работ от года до двух.
  • Штрафа в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • 10-50-кратной взятки.

Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч.

2 анализируемой статьи. Это могут быть:

  • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
  • доход за 0,5-2 года;
  • Штраф:
    • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
    • доход за 0,5-2 года;
    • 30-60-кратной взятки.
  • 30-60-кратной взятки.
  • До 6 лет лишения свободы.

Получение взятки за незаконные действия (бездействие) наказуемо по ч.

3 статьи. Например, прекращение уголовного дела в отсутствие оснований, укрытие преступления, возвращение прав до истечения срока лишения и пр. За это могут последовать:

  • доход за период 0,5 – 2 года;
  • 40-70-кратная взятка.
  • Штраф:
    • 0,5-2 млн. руб.;
    • доход за период 0,5 – 2 года;
    • 40-70-кратная взятка.
  • Лишение свободы 3-8 лет.
  • 0,5-2 млн.

    руб.;

Четвертой ч. ст. 290 установлена значительно более строгая ответственность за деяния по частям 1-3, совершенные людьми, замещающими:

  1. государственную должность РФ, учрежденную Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (должности Правительства, Федерального Собрания, Государственной Думы, министры, Уполномоченные, некоторые судьи и др.);
  2. должность главы органа местного самоуправления.
  3. государственную должность субъекта РФ, учрежденную конституциями, уставами этих регионов для реализации полномочий госорганов (заместители глав, председатели, законодательных органов, избирательной комиссии, их заместители и прочие);

За это деяние им могут угрожать:

  • Лишение свободы 5-10 лет.
  • 60-80-кратная сумма полученной взятки.
  • Штраф:
    • 1-3 млн.

      руб.;

    • доход за 1-3 г.;
    • 60-80-кратная сумма полученной взятки.
  • доход за 1-3 г.;
  • 1-3 млн.

    руб.;

Еще 1 блок усугубляющих наказание обстоятельств представлен ч. 5 ст. 290. Это совершение преступления, предусмотренного частями 1,3 и 4:

  1. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);
  2. с вымогательством взятки (п. «б»);
  3. в крупном размере свыше 150 тыс. руб. (п. «в»).

Полезно: За это преступление может последовать:

  • 7-12 лет лишения свободы.
  • доходы за 2-4 года;
  • 2-4 млн.

    руб.;

  • 70-90-кратная сумма взятки.
  • Штраф:
    • 2-4 млн. руб.;
    • доходы за 2-4 года;
    • 70-90-кратная сумма взятки.

Наиболее суровое наказание грозит по ч. 6 ст. 290 за деяния по частям 1, 3, 4 и пунктам «а», «б» ч.

5 за получение предусмотренной ими взятки в особо крупном размере (больше млн.
руб.):

  • доходы за 3-5 лет;
  • Штраф:
    • 3-5 млн. руб.;
    • доходы за 3-5 лет;
    • 80-100-кратная сумма взятки.
  • 80-100-кратная сумма взятки.
  • Тюремное заключение 8-15 лет.
  • 3-5 млн. руб.;

Дополнительное наказание назначается на усмотрение суда:

  1. По всем остальным частям статьи лишение права занимать должности применяется со всеми видами основного наказания, а с лишением свободы может назначаться еще штраф.
  2. По первой части статьи лишение права занимать должности применяется со всеми предусмотренными ей видами наказания, кроме лишения свободы, с которым может назначаться только штраф.

Часть статьи 290Лишение права занимать должности и заниматься деятельностью, определенными в приговоре (лет)Штраф, кратный сумме взятки (взятка, умноженная на) 1до 310-20 2до 330 3до 540 4до 750 5до 1060 6до 1570 С лишением свободы могут применяться сразу оба вида доп.

наказания. С учетом всех обстоятельств и личности виновного суд может вовсе не назначить никакого дополнительного наказания. Преступления по ст. 290 УК РФ относятся к разным категориям тяжести и, соответственно, имеют различный привлечения за них к уголовной ответственности, исчисляемый с даты совершения преступления.

Преступления по ст. 290 УК РФ относятся к разным категориям тяжести и, соответственно, имеют различный привлечения за них к уголовной ответственности, исчисляемый с даты совершения преступления. Часть ст. 290 УК РФКатегория тяжести преступленияСрок давности 1Небольшая2 года 2Тяжкая6 лет 3Тяжкая6 лет 4Тяжкая6 лет 5Особо тяжкая15 лет 6Особо тяжкая15 лет По истечению этих сроков взяткополучатель наказания за содеянное не понесет, если их течение в предусмотренных законом случаях не приостанавливалось. Уголовный кодекс не устанавливает конкретной ответственности за действия правоохранителей, провоцирующие должностное лицо принять взятку.

Эти действия совершаются в нарушение правил и порядка реализации оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), нацеленных на установление и закрепление фактов преступного поведения, четко прописанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Это передача взятки по согласию должностного лица, когда оно было достигнуто как результат склонения его к получению «мзды» в ситуации, которая говорит о том, что если бы не вмешались сотрудники органов, умысел совершить это деяние не возник бы, и его никто бы не совершил.

Эти условия исключают уголовную ответственность в связи с тем, что в действиях «взяточника» нет состава преступления. Такая практика наших судов сформировалась, в том числе, с учетом мнения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы граждан РФ на необоснованное, противоречащее нормам права привлечение к уголовной ответственности, когда одним из основных доказательств вины являлись именно результаты ОРМ, как и по абсолютному большинству подобных уголовных дел.

Такая практика наших судов сформировалась, в том числе, с учетом мнения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы граждан РФ на необоснованное, противоречащее нормам права привлечение к уголовной ответственности, когда одним из основных доказательств вины являлись именно результаты ОРМ, как и по абсолютному большинству подобных уголовных дел.

Интересен в этом плане ряд решений ЕСПЧ, в частности по делу «Носко и Нефедов против РФ» от 30.10.2014. Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.

По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.

Сбор, оценка и оформление доказательств совершения преступления происходят по правилам, установленным УПК РФ только уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов. Доказательствами могут выступать любые сведения, анализ которых позволит прийти к заключению о том было ли преступление.

Их перечень указан в ст. 74 УПК РФ. Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др.

являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом. Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений. Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.

Однако полномочиями по проведению ОРМ следователи СК не наделены.

Их проводят только специально уполномоченные сотрудники правоохранительных органов – полиции, ФСБ, УФСИН и т.д., как самостоятельно в порядке, определенном ФЗ «Об ОРД», так и по поручениям следователей.

Поэтому, можно сказать, что эти органы сопровождают уголовные дела еще со стадии получения сообщения о возможном совершении этого преступления и до направления дела в суд.

Вам помогла статья?ДаНет Взяточничество, в первую очередь, умаляет авторитет власти, формирует у граждан мнение о возможности избежать ответственности, «решить вопросы» с помощью денег или других материальных благ. Законодательство четко определяет условия ответственности за эти факты, однако существующие сложности в доказывании, множество нюансов, иногда позволяют взяточникам избежать заслуженной уголовной ответственности. С другой стороны эти же обстоятельства способствуют в некоторых случаях излишне строгой ответственности и неверной квалификации действий должностных лиц.

Во всех случаях просто жизненно необходимо прибегать к юридической помощи квалифицированных и опытных именно в этой сфере специалистов.

(6 оценок, среднее: 4,83 из 5)

Загрузка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Статья 290 УК РФ. Получение взятки

1. Предметом взятки являются материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера (производство строительных, ремонтных и иных работ; оплата расходов и развлечений; предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) и имущественные права.

Под услугами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими кредитами (п.

9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ

«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

).

Имущественные права — это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена, например: собственность или право пользования на имущество, дом, земельный участок, автомобиль, в том числе аренда помещений и др.; право на вознаграждение за изготовление или создание вещи или произведения; право на социальное обеспечение (пенсию, пособие).

Услуги нематериального характера не могут быть предметом взятки. 2. Объективная сторона преступления состоит в получении взятки.

Взятка должна считаться полученной не только, когда лицо ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль и т.п.), но и тогда, когда соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет и т.д.).

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица также следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки может осуществляться и в завуалированной форме, например: под видом погашения долга, купли-продажи ценных вещей по заниженным ценам или, наоборот, путем покупки-продажи вещи по завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных соглашений о выполнении работ и выплат за них. 3. Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части ее.

Оно не включает в себя исполнения действия (бездействие), за которое получается вознаграждение . Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить предмет взятки, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.

4. Взятка может быть получена как лично, так и через посредника.

Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки в интересах другого лица — взяткодателя. 5. Взятка может быть получена:

  1. незаконные действия (бездействие) (ч. 3 ст. 290).
  2. действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последнее в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1 ст. 290);
  3. общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 290);
  4. за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290);

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействия), которые он правомочен совершать в соответствии со своими полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам. В данном случае дача взятки обусловлена, например, желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом соответствующего решения либо повлиять на выбор (в пределах компетенции или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 мая 2012 г.

N 7 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6

«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

).

6. Субъектом преступления может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействию) другим должностным лицом. При этом оно может, в частности, использовать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. 7. Общим покровительством или попустительством по службе признаются действия (бездействие), которые специально не оговариваются, но осознаются участниками как возможные при определенных условиях. Для покровительства характерны активные действия: проявление заботы, внимания; содействие решению тех или иных вопросов.

Попустительство предполагает невмешательство, непринятие мер в связи с нарушениями по службе, нарушениями закона и т.д.

8. Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица, применительно к диспозиции ч. 3 ст. 290, следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности и т.п.) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 мая 2012 г.

N 7). 9. Получение взятки следует отличать от получения подарка. Федеральный закон

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

запрещает государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различного рода услуги.

Подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями, являются собственностью государства и передаются по акту в государственный орган. При разграничении подарка и взятки следует учитывать, что подарок (ст. 572 ГК РФ) не предполагает встречного обязательства.

Лицо получает его не за действие (бездействие), которое оно может осуществить, а как знак уважения и внимания. Соответственно, и вручающий подарок не рассчитывает на какие-либо ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением.

Следовательно, основным признаком разграничения подарка и взятки является не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается. 10. Субъективная сторона получения взятки характеризуется умыслом. 11. Субъект преступления — должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо международной публичной организации.

Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК РФ. Признаки иностранного должностного лица и должностного лица международной публичной организации раскрываются в примечании 2 к комментируемой статье.

12. Получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое оно фактически не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК). 13. Взятка считается полученной по предварительному сговору группой лиц (п. «а» ч. 5 ст. 290), если в совершении преступления участвовали два и более должностных лица заранее, т.е.

до начала преступления, договорившихся об этом. Преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. 14. При получении должностным лицом нескольких взяток имеет место совокупность преступлений, каждое преступление должно быть квалифицировано самостоятельно (ч.

1 ст. 17 УК). Совокупность преступлений образуют и случаи одновременного получения должностным лицом взяток от нескольких лиц, если в отношении каждого из взяткодателей совершается (должно быть совершено) отдельное действие.

При этом отдельные действия в отношении каждого из взяткодателей могут быть одинаковыми по своему фактическому содержанию (например, назначение наказания, не связанного с лишением свободы, каждому из взяткодателей). От совокупности преступлений необходимо отличать единое продолжаемое преступление, когда взятка передается в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для взяткодателя результата. Единым продолжаемым преступлением следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство им по службе.

Не образует совокупности преступлений действие должностного лица, совершаемое за взятку в общих интересах нескольких взяткодателей . 15. Вымогательство заключается в требовании должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленном поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку в целях предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Если взяткодатель преследует незаконные интересы, то вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки и как обстоятельство, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, отсутствует . 16. Значительный, крупный и особо крупный размеры взятки определяются в примечании 1 к комментируемой статье. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.

N 329-ФЗ в ст. 290 внесены следующие изменения:

  1. в ч. 6 слова «частями первой — четвертой» заменены словами «частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой».
  2. в ч. 5 слова «частями первой — третьей» заменены словами «частями первой, третьей, четвертой»;

Сущность уголовно-правового запрета и характеристика признаков получения взятки не изменились.

Статья 290 УК РФ. Получение взятки.

1.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.2.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.3.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;б) с вымогательством взятки;в) в крупном размере, -наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.6.

Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Статья 290. Получение взятки

1.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.2.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.4.

Деяния, предусмотренные — настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.5.

Деяния, предусмотренные , , настоящей статьи, если они совершены:а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;б) с вымогательством взятки;в) в крупном размере, -наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. 6. Деяния, предусмотренные , , , и настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.Примечания.

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, и настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, , и настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Получение взятки (статья 290 УК РФ)

Получение взятки должностным лицом является одним из наиболее опасных преступлений против интересов службы.

Уголовная ответственность за получение взятки установлена статьей 290 УК РФ. Предметом получения взятки могут быть как деньги, ценные бумаги, так и иное имущество, в том числе ограниченное в обороте или изъятое из оборота (наркотики, оружие и др.). В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом относятся и выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно, например, предоставление турпутевок, ремонт жилья, строительство дачи и др.

Объект преступления. Объектом преступления являются общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Предметом преступления, как было указано выше, являются деньги, ценные бумаги, имущество и выгоды.

Объективная сторона. Объективная сторона характеризуется получением должностным лицом взятки за совершение действия или бездействия, которые входят в служебные полномочия должностного лица, совершение действия или бездействия, которые не входят в служебные полномочия взяткополучателя, но оно в силу своего служебного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом, общее покровительство по службе или общее попустительство по службе.

Субъективная сторона. Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект преступления. Субъект преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, — специальный.

К уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, обладающие определенным статусом, а именно:

  1. должностное лицо
  2. должностное лицо публичной международной организации.
  3. иностранное должностное лицо

Уголовная ответственность за квалифицированные виды получения взятки установлена частями 2-6 статьи 290 УК РФ. Уголовная ответственность за получение взятки должностным лицом в значительном размере установлена ч.2 ст. 290 УК РФ. Часть 3 статьи 290 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение заведомо незаконных действий или бездействий.

Часть 4 статьи 290 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Часть 5 статьи 290 УК РФ устанавливает ответственность за получение взятки, если она совершена:

  1. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  2. с вымогательством взятки;
  3. в крупном размере.

Взятка в особо крупном размере предусмотрена ч.6 ст. 290 УК РФ. Санкцией ст. 290 УК РФ предусмотрены различные виды и размеры наказания за получение взятки.

Минимальный вид и размер наказания установлен в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей за преступление, предусмотренное ч.1 ст.

290 УК РФ, а максимальный — лишение свободы на срок до 15-ти лет с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

Адвокаты Московской коллегии адвокатов, специализирующиеся на защите граждан по преступлениям, предусмотренным главой 30

«Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»

, оказывают юридическую помощь лицам, подозреваемым или обвиняемым в получении взятки.