Переход права собстености из государственно в частную

Переход права собстености из государственно в частную

Простым языком о приватизации: понятие, способы и порядок проведения


» 24824

Механизм проведения приватизации регламентирован правовыми нормами. Закон устанавливает порядок, условия и способы передачи государственной собственности проживающим по договору социального найма гражданам. Поскольку программа продлена правительством до 1 марта 2021 года, вопрос остается актуальным для тех, кто не смог пройти процедуру ранее.

Приватизация является добровольным действием, решившим стать собственниками гражданам следует предварительно разобраться в тонкостях регламента, чтобы максимально реализовать свое право.Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям.

Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР.

Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается.

В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам.

Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством.

В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Понятие «способы приватизации» также может трактоваться по-разному. В общем случае под ним следует понимать правовой механизм, посредством которого гражданин или организация приобретают в собственность тот или иной актив, а также основные характеристики и юридические основания для осуществления субъектами правоотношений тех или иных действий в рамках данного механизма.Способ приватизации — это метод, предусмотренный законом и установленный для конкретного субъекта правоотношений — гражданина или организации. Во многих случаях он также может характеризовать конкретный тип недвижимости.Рассмотрим особенности обоих основных механизмов передачи имущества из собственности государства или муниципалитетов в частные руки, а также соответствующие им основные способы приватизации подробнее.

Начнем с процесса перехода активов государственных или муниципальных органов в частные руки.Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

.Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  1. Конкурсная продажа.
  2. Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  3. Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  4. Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  5. Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.
  6. Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  7. Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  8. Продажа через публичное предложение.
  9. Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  • Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.
  • Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  • Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.ВАЖНО: Перечень способов и порядок преобразования, приведённые выше – исчерпывающие.

Никакие другие способы или варианты в России применяться не должны.Для того чтобы оформить земельный участок, изначально принадлежащий государству или муниципалитету, в собственность, гражданин должен подготовить такие документы, как:

  1. кадастровый паспорт;
  2. свидетельство о передаче земельного участка в пользование гражданину.
  3. выписка из единого реестра прав владельцев недвижимости;
  4. паспорт гражданина — оригинал, а также ксерокопия;
  5. заявление по установленной форме, в котором фиксируются сведения об участке, а также цель осуществления его приватизации;

А теперь посмотрим, кто может выступать в качестве нового владельца имущества и что конкретно может быть приватизировано.В качестве покупателей при приватизации могут выступать как физические, так и юридические лица. Однако здесь есть ряд ограничений.

В частности, ст. 5 ФЗ № 178 устанавливает, что в процессе не могут принимать участие следующие лица:

  1. Компании, которые зарегистрированы в офшорах. Какая территория или государства считается офшорной зоной, устанавливает заранее Минфин России.
  2. Сами УП и учреждения, как государственные, так и муниципальные.
  3. Общества, в уставных капиталах которых доля государства или местного самоуправления выше 25%. Это ограничение не касается случаев, когда приватизация имущества происходит путём внесения его в увеличивающийся уставной капитал (ст. 25 указанного закона).
  4. Компании, которые сами офшорными не являются, но находятся под их контролем (согласно законодательству о защите конкуренции).

ВАЖНО: Все перечисленные выше ограничения не касаются недвижимости – земли и построек. Как бы ни повернулось дело, недвижимое имущество физически останется на месте, а его правовой статус может быть урегулирован заново.Кроме того, хозяйственные общества не могут быть покупателями приватизируемых долей в своём капитале, ранее принадлежавших государству или местному самоуправлению. Приобретать эти доли могут только третьи лица, пусть даже и участвующие в обществе.Что же касается объектов, то приватизироваться может любое имущество, кроме тех случаев, когда обращение его в частную собственность запрещено (ст.

3 ФЗ «О приватизации…»). В целом же можно указать, что объекты делятся по следующим основаниям:

  • комплексы имущества;
  • По содержанию:
      предприятия;
  • активы;
  • По принадлежности: федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципалитетов.
  • акции.
  • По возможности проведения приватизации.

На последнем критерии следует остановиться особо.

Исходя из содержания ФЗ «О приватизации…» № 178, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541-1 и ряда других нормативных актов, муниципальные и государственные объекты можно разделить на следующие группы:

  1. временно закреплённые исключительно за государством;
  2. объекты, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть приватизированы (например, лесной фонд согласно ст. 8 ЛК РФ).
  3. объекты, приватизация которых происходит с особенностями согласно ФЗ «О приватизации…» (например, имущественные комплексы УП);
  4. ограниченно приватизируемые (предприятия стратегического характера);
  5. имущество, передаваемое в частную собственность в общем порядке;

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки.

Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно.

Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства.

Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти.
Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти.

Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь.

В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры).

Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст.

4 Закона РФ №1541-1, следующее:

  1. оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).
  2. дом не должен относиться к категории аварийных;
  3. помещение не является общежитием;
  4. оно не находится на территории городка при воинской части;

ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.Есть также условие, относящееся и к приобретателю жилья в бесплатном порядке: он либо не должен был вообще ранее участвовать в приватизационном процессе, либо участвовал, будучи несовершеннолетним. После того, как однократное право взрослого реализовано, муниципальные квартиры можно лишь выкупать, но не получать бесплатно.Если передаваемый от государства или муниципалитета гражданину объект недвижимости — квартира, то в целях оформления ее в собственность квартиросъемщику необходимо подготовить:

  1. выписку из жилищно-коммунальной компании о том, что у заявителя отсутствуют долги за соответствующие услуги;
  2. договор, по которому человек пользуется жильем на праве социального найма;
  3. документы, удостоверяющие личности всех граждан, которые прописаны в квартире;
  4. заявления от граждан, проживающих с человеком в приватизируемой квартире.
  5. справку, подтверждающую тот факт, что человек ранее не реализовывал свое право на бесплатную приватизацию квартир, поскольку, как мы отметили выше, воспользоваться гражданин им может только 1 раз бесплатно;
  6. выписку из государственного реестра прав владельцев недвижимости;
  7. ордер, являющийся основанием для заселения гражданина в квартиру;

Если говорить о рекомендациях юристов касательно приватизации жилья — многие из них советуют обязательно уточнять, нет ли необходимости дополнить данный перечень документов какими-либо иными источниками непосредственно в государственных или муниципальных органах власти, с которыми гражданин предполагает взаимодействовать в рамках процедуры получения права собственности за соответствующие объекты недвижимости.

Также юристы советуют следить за сроками действия соответствующих документов — многие из них, например, справка из жилищно-коммунальной компании, должны быть свежими.Можно отметить, что законодательством РФ также предусмотрены способы приватизации государственной собственности и нежилых помещений гражданами.

Рассмотрим особенности данной процедуры подробнее — опять же, с точки зрения подготовки человеком необходимых документов.Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепцииСущность приватизационных процессовПриватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований.
Приватизация: сущность, формы, способы и концепцииСущность приватизационных процессовПриватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований.

По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.

Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой.

В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения.

Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте.

Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.Концепции приватизацииВ условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.

Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности.

Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным».

В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность).

Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е.

переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера.

Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.Способы приватизацииРассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).Но для этого должны быть созданы соответствующие предпосылки.

Во-первых, должен существовать развитый фондовый рынок и, во-вторых, предприятие, акции которого выставляются на продажу, должно иметь хороший финансовый потенциал и надежную репутацию. Необходимо, чтобы рынок был подготовлен к приобретению именно этих акций, т.е.

рынок должен быть «разогрет», а это в свою очередь также требует определенных затрат.Метод предварительного акционирования предприятия, а затем продажи акций применялся в Польше и Венгрии, но масштабного распространения он не получил.

Следует отметить, что применение именно этого способа приватизации очень способствует развитию рынков капитала и рынка ценных бумаг. При этом страна быстро проводит институциональные преобразования, но массовое акционирование требует предварительного вложения значительных финансовых средств.Другим способом приватизации, фактически альтернативным предыдущим, является выкуп государственных предприятий их работниками.

При этом страна быстро проводит институциональные преобразования, но массовое акционирование требует предварительного вложения значительных финансовых средств.Другим способом приватизации, фактически альтернативным предыдущим, является выкуп государственных предприятий их работниками. При этом, как правило, от работников отделяется администрация предприятия, которая имеет особые права или преференции при приобретении. Широкое распространение этот способ приватизации получил в Польше, Румынии, Словении.

Такой способ приватизации осуществляется в короткие сроки, отличается относительной простотой с технической точки зрения. В политическом плане он снимает определенную напряженность и смягчает политическое противостояние в обществе.Часто, когда речь идет о работниках предприятия, возникает термин «трудовой коллектив».

Многие предприятия были фактически выкуплены администрацией и трудовыми коллективами.Имеются примеры, когда целые предприятия с учетом льгот, которые давались работникам, переходили в руки трудовых коллективов. Причем в России этот способ приватизации фактически применялся с конца 80-х годов, когда в бывшем СССР принимались решения об оформлении так называемой аренды предприятий с выкупом трудовыми коллективами.Цели приватизацииПриватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:1.

Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).2.

Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).3. Социальная (обеспечение социального мира).4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей.
Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей.

В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, — залог успешного функционирования экономики.Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:· долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;· государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;· необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;· прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;· реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;· с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;· должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;· должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов — денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.Но всё же приватизация выполняла две основные функции.

С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.На этот счет интересен доклад, подготовленный Центральным финансово-контрольным управлением США, в котором говорилось о следующих целях приватизации государственной собственности в России:«Стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого рушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного процесса приватизации в России».Этапы приватизацииНачиная с 1992 г.

приватизация в России прошла несколько этапов. В качестве основных можно рассмотреть: ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.) Также стоит отметить важность современного этапа приватизационного процесса.

Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга, как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно — правовой базе. На денежном этапе действовали разные подходы и конкретные методы передачи госсобственности в частные руки — от принятых в мировой практике публичных продаж до таких специфически российских схем, как залоговые аукционы, передача госпакетов из федеральной собственности в собственность регионов в порядке возмещения средств по несостоявшимся трансфертам, передача в доверительное управление и многое другое.Итоги приватизации в РФРоссийская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е.

решить задачи изменения экономического базиса общества.По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой.

Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались — очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.Итоги приватизации «в цифрах» можно посмотреть в нижеприведенных таблицах.Таблица 1. Источники средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)Всегов том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемусяв федер собственнв собственности субъектов Российской Федерациив муниципальной собственности2005 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества — всего87462,634875,236597,415990,0в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ60396,532407,426836,51152,6от продажи государственного и муниципального имущества27065,52467,29760,914837,4в том числе:продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий1322,1—798,4523,7продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено4123,9—395,53728,4выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости5259,5646,93095,81516,8продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере3415,71807,21261,4347,1продажи арендованного государственного и муниципального имущества3375,1—2463,9911,2продажи иного имущества9569,213,11745,97810,2прочие поступления средств0,60,6——2006 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества — всего93606,919211,741184,333210,9в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ36737,417901,912801,36034,2от продажи государственного и муниципального имущества56869,51309,828383,027176,7в том числе:продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий1477,0—1166,0311,0продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено9695,922,32091,07582,6выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости5445,91150,63069,71225,6продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере1577,960,21262,9254,8продажи арендованного государственного и муниципального имущества4938,8—3420,81518,0продажи иного имущества33734,076,717372,616284,7прочие поступления средств0,030,03——2007 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества — всего109076,917752,738003,453320,8в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ34738,716222,713032,25483,8от продажи государственного и муниципального имущества74037,51528,824921,547587,2в том числе:продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий383,4—99,3284,1продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено16288,1—2492,913795,2выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости8080,7—4755,73325,0продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере1935,01484,0132,5318,5продажи арендованного государственного и муниципального имущества14667,2—10475,74191,5продажи иного имущества32683,044,86965,325672,9прочие поступления средств300,71,249,7249,82008 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества — всего74122,26686,923457,443977,9в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ15762,66505,06050,93206,7от продажи государственного и муниципального имущества57933,0172,317355,440405,3в том числе:продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий220,2—104,9115,3продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено12549,2—3167,89381,4выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости9007,8—4781,04226,8продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере393,17,1310,675,4продажи арендованного государственного и муниципального имущества8319,12,04935,03382,1продажи иного имущества27443,6163,24056,123224,3прочие поступления средств426,69,651,1365,92009 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества — всего55145,92758,420306,032081,5в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ7074,81766,92665,62642,3от продажи государственного и муниципального имущества47349,9922,517413,229014,2в том числе:продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий61,1—0,460,7продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено11530,0—4079,97450,1отчуждения земельных участков15257,4807,35109,99340,2продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций закрытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладов в товариществах на вере3345,1—3149,3195,8продажи арендованного государственного и муниципального имущества5242,61,1115,85125,7продажи иного имущества11913,7114,14957,96841,7прочие поступления средств721,269,0227,2425,0Из таблицы 1 видно, что в 2005 году большинство средств получено от продажи акций открытых акционерных обществ, но, начиная с 2006 года, большинство средств получено от продажи государственного и муниципального имущества.

Более того, можно отследить прогрессию, что с наступлением кризиса (2008-2009 год) интерес к приватизационной деятельности совсем спал, практически на 50%.

Это обусловлено тем, что покупатели явно старались придержать финансовые средства «до лучших времен». И, как говорят некоторые источники, государство в какой-то степени стало проводить политику национализации и придерживало акции и имущество «при себе».В табл. 2 и на рис. 1 представлено распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества, поступающих в различные уровни бюджетов.Таблица 2.

Распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)Всегов том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемусяв федеральной собственностив собственности субъектов Российской Федерациив муниципальной собственности2005 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества — всего87268,335204,036285,115779,2в том числе:в федеральный бюджет34177,533795,72,2379,6в бюджеты субъектов Российской Федерации34845,6291,834397,2156,6в муниципальные бюджеты14945,70,24,014941,5на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации государственного и муниципального имущества1858,91114,9480,2263,8прочие перечисления средств1440,61,41401,537,72006 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества — всего90751,718838,239125,632787,9в том числе:в федеральный бюджет18802,218648,11,8152,3в бюджеты субъектов Российской Федерации36236,1—36084,8151,3в муниципальные бюджеты32186,6—0,932185,7на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества892,8—647,8245,0прочие перечисления средств2634,0190,12390,353,62007 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества — всего109402,017808,238697,652896,2в том числе:в федеральный бюджет18057,717808,28,5241,0в бюджеты субъектов Российской Федерации37701,1—36978,5722,6в муниципальные бюджеты51679,8—92,151587,7на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества1071,2—751,8319,4прочие перечисления средств892,2—866,725,52008 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества — всего73943,26593,923422,643926,7в том числе:в федеральный бюджет6648,36593,9—54,4в бюджеты субъектов Российской Федерации23735,6—22459,21276,4в муниципальные бюджеты43174,0—612,542561,5на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества6,2—5,01,2прочие перечисления средств379,1—345,933,22009 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества — всего55128,92899,620493,231736,1в том числе:в федеральный бюджет3032,12899,612,2120,3в бюджеты субъектов Российской Федерации20390,7—19509,6881,1в муниципальные бюджеты31676,1—948,130728,0прочие перечисления средств30,0—23,36,7Из таблицы 2 видно, что большинство средств от приватизации уходит в муниципальные бюджеты. А средства, которые поступают в федеральный бюджет — сокращаются.

Рисунок 1 — Распределение средств полученных от приватизации.На рисунке 1 ярко выражен рост средств, которые переходят в муниципальную собственность от приватизации, но сокращается доход в федеральную собственность, а что касается субъектов РФ — доход практически стабилен.

В таблице 3 представлено количество предприятий в государственной и частной собственности за 5 лет с 2005 по 2009 гг.Таблица 3.

Количество предприятий в государственной и частной собственностиОбщая характеристика предприятий и организаций2005 год2006 год2007 год2008 год2009 годЧисло предприятий и организаций прошедших гос.регистрациюВ том числе по формам собственности:Государственная3,5%3%3%3%2,5%Муниципальная5,5%6%6%5,5%5%Частная80%81%84%87%88%Прочие формы собственности11%10%7%4,5%4,5%Из таблицы 3 видно, что число предприятий и организаций, переходящих в состав частной собственности стремительно растет, а уровень гос.собственности стабильно держится, снижается уровень прочих форм собственности но, следует отметить, что перед кризисом (2008-2009 год) произошло некое торможение в динамике приватизационных процессов. Самая большая часть предприятий принадлежит частному сектору, нежели государственному или муниципальному.

[19] С увеличением и доступностью приватизационных процессов начал формироваться такой класс как мелкие собственники или средний класс. Это класс, у которого доход не низкий, но и не самый высокий. На 2007 год доля этого класса была равна 15%, а за годы кризиса снизилась до 11.

Но, как утверждает президент, в 2010 году доля среднего класса возросла практически до 30% , что говорит о том, что идет активное формирование мелких частных собственников.ЗаключениеПриватизация в РФ представляет собой системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны — постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности.Актуальность данной работы является то, что на сегодняшний день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер.Данная курсовая работа написана на тему

«Приватизация в РФ и ее социально-экономические последствия»

.

Перед началом работы были поставлены следующие задачи:. рассмотреть сущность осуществления приватизации в России.

В России приватизация проходила в три этапа: ваучерный, денежный и современный этап. Ваучерный этап проводился на самой начальной стадии формирования рыночной экономики.

Второй этап — денежный, он представлял собой некое нововведение, приватизация осуществлялась за реальные деньги. Участниками являлись крупные инвесторы.

Последний этап — современный, он продолжается до сих пор. Его основная деятельность, это увеличить бюджет государства. В основном идет приватизация крупных промышленных комплексов.

Изучив этапы, я пришла к следующему выводу: приватизация со временем набирала свои обороты, и если на начальном этапе стояла цель разгосударствления, то уже к данному моменту стоят цели немного иные — это, в большей части, пополнение госбюджета и формирование частного сектора.

рассмотреть цели приватизации. Общая цель приватизации заключается в том, чтобы обеспечить условия для функционирования рыночной системы. Из нее выделяют 3 основных: на экономическую, фискальную и социальную.

Вывод отсюда можно сделать следующий, что государственная приватизационная политика направлена не только на благо государства, но и на благо населения.( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Поиск: © 2021 Пенсионный ликбез

Особенности государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объекты недвижимости

Понятие частной собственности не новое.

Частная собственность была и в Советском Союзе. До момента вступления в законную силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(Федеральный закон №122) регистрация прав проводилась в установленном порядке, действовавшем в регионе. На территории Кемеровской области регистрирующими органами были БТИ и местные администрации (поселковые сельсоветы).

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон № 218), права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и являются ранее возникшими.

Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Несмотря на столь продолжительное существование системы органов государственной регистрации, на сегодняшний день в Единый государственный реестр недвижимости внесены не все права, возникшие до вступления Федерального закона № 122. Вопросы, связанные с регистрацией ранее возникшего права, до сих пор не теряют своей актуальности.

Необходимо разобраться, когда и зачем необходимо регистрировать ранее возникшее право. Государственная регистрация ранее возникшего права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации перехода данного права.

Так, например, заключая договор купли-продажи недвижимого имущества, в случае, когда право продавца не зарегистрировано (отсутствует свидетельство о государственной регистрации права либо выписка, подтверждающая регистрацию), при обращении в Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ) продавцу необходимо при себе иметь документы на недвижимое имущество. При наличии документов, сотрудник МФЦ сможет корректно сформировать заявление на государственную регистрацию ранее возникшего права.

Отсутствие заявления о государственной регистрации прав и документов, свидетельствующих о наличии у продавца ранее возникшего права, является одним из оснований для принятия решения о приостановлении государственной регистрации перехода права. Государственная регистрация ранее возникшего права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права без уплаты государственной пошлины.

Также государственная регистрация ранее возникшего права необходима в случае регистрации его ограничения (обременения) или совершенной иной сделки с объектом недвижимого имущества в настоящее время. Другими словами, если недвижимость заложить по договору ипотеки либо сдать в аренду, то регистрация ранее возникшего права также необходима, поскольку невозможно зарегистрировать обременение на право собственности, которое не внесено в ЕГРН. В данном случае, при одновременной регистрации ранее возникшего права и обременения этого права (ипотеки, аренды) государственная пошлина за регистрацию ранее возникшего права оплачивается в половинном размере.

Действующим в настоящее время Федеральным законом № 218 предусмотрен своеобразный способ защиты от мошенников – подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. Такой защитой могут воспользоваться опять же, только те собственники, сведения, о правах которых, внесены в ЕГРН.

Поэтому, для того чтобы воспользоваться данным способом, необходимо вначале обратиться с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права и только потом подавать заявление о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. В этом случае государственная пошлина будет оплачиваться в полном размере. На государственную регистрацию прав документы можно подать в любой Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.