Правила при общении со сверстниками и взрослыми людими

Правила при общении со сверстниками и взрослыми людими

Особенности общения


, их эксплицированность имеют зависимость от индивидуальности людей, от используемых вербальных и неречевых инструментов коммуникаций, характера коммуникационного взаимодействия, принадлежности к социальным формированиям, коллективам, от национальности, уровня культурности, вероисповедания, местожительства, воспитания, ряда других факторов и причин. Под общением часто подразумевают коммуникационное взаимодействие индивидов, которое осуществляется при помощи специфических речевых инструментов и невербального воздействия.

Такое взаимодействие направлено на модификацию участников общения в их эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих областях. Под коммуникативным взаимодействием понимается особое психологическое явление, суть которого лежит в зарождении у индивида психического новообразования, накапливающего в себе результаты познания определенного объекта действительности, объединении всех эмоциональных реакций и поведенческих ответов на данный объект.

Интенсивное развитие у детей коммуникативного взаимодействия с ровесниками формируется в пубертатном периоде.

Так как в данном периоде подростки вовлечены в сферу уже не совсем детских интересов, что побуждает их к активному преобразованию взаимоотношений с окружающим социумом.

Они начинают предъявлять более высокие требования к собственной личности и взрослым, оказывают сопротивление и выдвигают протесты в случаях обращения с ними не как со взрослыми индивидами. Пубертатный период характеризуется двумя различными по значимости для развития психики системами взаимоотношений.
Пубертатный период характеризуется двумя различными по значимости для развития психики системами взаимоотношений.

Первая система представляет взаимодействие со взрослыми, а другая – со сверстниками.

Взаимоотношения с ровесниками часто базируются на равноправии, наряду с этим отношения со взрослыми остаются неравноправными. Так как коммуникации со сверстниками подростку начинают приносить, по их мнению, больше полезности в удовлетворении их жизненно важных интересов и нужд. Поэтому данный период характеризуется постепенным отдалением от школы и семьи, подростки начинают больше внимания уделять ровесникам.

Взаимоотношения ребенка в пубертатном периоде с ровесниками, друзьями и одноклассниками намного сложнее, разнообразнее и носят более содержательный характер, чем у ребенка – младшего школьника. А общение со взрослыми перестало решать все насущные вопросы подростков, даже наоборот, вмешательство родителей скорее вызывает протест и обиду. подростков заключаются в сверх ценном коммуникативном взаимодействии со сверстниками, которое понижает ценность общения со взрослыми людьми.

В этом возрасте видоизменяется и содержание общения. Подростков уже не настолько сильно интересуют вопросы, связанные с ученьем и поведением, им более интересно личностное общение и вырабатывание индивидуальности. с детьми в пубертатном периоде заключаются в возможности отработки навыков и способов межличностного взаимодействия и прохождения особой школы общественных отношений посредством взаимоотношений в условиях возрастного равенства.

Общение у подростков становится чрезмерно притягательным, поэтому нередко они могут забывать о домашних обязанностях и уроках. Теперь подросток доверяет свои проблемы и тайны уже не родителям или значимым взрослым, а ровесникам. подростков в условиях возрастного равенства лежат в том, что дети стремятся реализовать собственные личностные потребности, определить свой потенциал в общении.

А для этого они нуждаются в личной свободе и ответственности. Поэтому, зачастую, подростки остро отстаивают личную свободу в качестве права на взрослость. В пубертатном возрастном периоде подростки характеризуются появлением двух других видов взаимоотношений, которые были слабо или практически не выраженными в раннем периоде: товарищеские и дружеские.

В старшем возрастном периоде у юношей и девушек уже проявляются три вида взаимоотношений, которые отличаются по степени близости, сути и функциям. Успешность в кругу ровесников в отрочестве оценивается превыше всего.

В подростковых содружествах в зависимости от степени развитости и воспитанности, самотеком вырабатываются своеобразные кодексы чести. В основном правила перенимаются из отношений взрослых. В подростковых группах обычно формируются отношения лидерства.

Внимание лидера особенно важно и ценно для девушек и юношей, не находящихся в эпицентре внимания ровесников. Подростки отличаются крайней приспособляемостью (конформизмом) в своей группе, наряду с ориентацией на установление и утверждения себя в среде сверстников. Отрок зависит от группы, он стремится к ровесникам и поэтому готов совершать поступки, на которые его подталкивает коллектив.
Отрок зависит от группы, он стремится к ровесникам и поэтому готов совершать поступки, на которые его подталкивает коллектив. подростков — трансформация в автономный вид деятельности вследствие перехода в следующую стадию подросткового периода.

Старший подросток не может усидеть дома, он постоянно рвется к сверстникам, при этом проявляет явную ориентированность на групповую жизнь. Это считается специфической особенностью детей в отрочестве.

Данная особенность проявляется у отроков вне зависимости от уровня сформированности потребности в коммуникативном взаимодействии, аффилиативной потребности. Плохие взаимоотношения с ровесниками подростками воспринимаются и переживаются довольно тяжело.

Многие дети этого возраста воспринимают как личностную драму распад межличностных отношений с ровесниками.

В неформальных объединениях подростков формируется специфический сленг или арго (жаргон). При этом речь у них может или сплошь состоять из сленгов, или иметь в обороте несколько сленговых слов и выражений.

Помимо сленговой речи, сплачивающей детей в группы, следует обратить внимание также на площадные позы и жесты, которые могут быть агрессивными, снимающими любую дистанцию, а иногда и откровенно циничными.

Юношеские невербальные коммуникации могут вызывать протест со стороны смотрящих на такое поведение взрослых. Показывание языка считается довольно распространенным во многих странах жестом поддразнивания, привлечения внимания или провокации агрессии. Показывание кулака является жестом угрозы или ярости.

Кручение пальцем у виска указывает на то, что у индивида не хватает мозгов, чтобы понять что-то.

Фига – это грубый и агрессивный жест, который означает презрительный отказ, издевку или насмешку. Для возраста отрочества, огромное значение и сверх ценность приобретает обретение друга.

Не только сверстницы женского пола выражают чувства при помощи объятий, но подростки-мальчики тоже склонны таким образом выражать дружбу. Важнейшими условиями дружеского сближения подростков считается наличие у них сходства в интересах и деятельности.

Часто симпатия к ровеснику и желание с ним дружить становится причиной рождения интереса к деятельности, виду спорта и прочим увлечениям, которым уделяет внимание товарищ.

В результате чего у подростка появляются новые интересы.

Развитие психики малышей начинается с коммуникативного взаимодействия. Человек, лишенный с рождения общения, никогда не будет цивилизованной личностью, нравственно и культурно развитым членом социума.

Такой будет только внешними анатомо-физиологическими признаками напоминать человека.

Дети в процессе коммуникаций развиваются, приобретают устойчивые психические новообразования и поведенческие качества. Ведь малыши в возрасте дошкольника еще не могут самостоятельно найти ответы в книгах, поэтому общение с родителями для них играет определяющую роль. Именно родители открывают перед малышами мир полный интересных вещей, разнообразных эмоций, занимательных занятий.

Благодаря общению со взрослыми малыши начинают познавать окружающий мир и себя в нем. Пока родители не объяснят малышам, что на улице зима, зимой землю покрывает снег, а снег белого цвета, то они этого так и не узнают. Детская личность и ее интересы, постижение себя, сознание и самосознание возникают только при наличии взаимодействия со взрослыми.

Семья для новорожденных – это первая ступень коммуникативного взаимодействия.

Именно вследствие семейного воспитания закладываются основы и навыки коммуникаций, которые в дальнейшем малыш будет вырабатывать и развивать. Психологические особенности общения в дошкольном возрасте со значимыми взрослыми приобретают внеситуативный характер.

Вследствие речевого развития существенно расширяется потенциал коммуникативного взаимодействия с окружающими. Малыш уже может взаимодействовать не только относительно воспринимаемых предметов и явлений, но и относительно предметов воображаемых, мыслимых, которые отсутствуют в определенной ситуации общения. Это означает, что общение выходит за границы воспринимаемой ситуации, т.е.

носит внеситуативный характер. Выделяют два внеситуативных вида общения детей со взрослым: познавательный (когнитивный) и личностный. В возрасте до 5 лет у малышей образуется внеситуативно-познавательный вид, для которого присущи познавательная и необходимость в уважении взрослых.

Взрослея, дети приобретают внеситуативно-личностный вид коммуникаций, который отличает необходимость взаимопонимания, сопереживания и личностную мотивацию общения. Основным инструментом для внеситуативной формы общения служит речь.

Внеситуативно-личностное коммуникативное взаимодействие детей со взрослыми имеет огромную значимость для формирования детской личности.

В процессе такого взаимодействия дети осознано осваивают нормы, каноны и правила поведения. Это ведет к формированию морального и нравственного сознания. Через личностное взаимодействие малыши учатся смотреть на себя со стороны, а это считается важнейшим условием формирования самосознания и самоконтроля.
Через личностное взаимодействие малыши учатся смотреть на себя со стороны, а это считается важнейшим условием формирования самосознания и самоконтроля. В личностном взаимодействии ребенок учится различать разнообразные роли взрослых лиц (например, учителя или врача) и в соответствии со своими представлениями по-разному выстраивать отношения с ними.

В пубертатном периоде навыки коммуникационного взаимодействия со значимыми взрослыми и учителями продолжают вырабатываться, но уже под воздействием доминирующего чувства взрослости. Одной из главнейших особенностей подросткового периода считается смена значимых индивидов и преобразование взаимоотношений со старшими. Сопоставляя себя со взрослыми людьми, подростки приходят к выводу, что между ними и взрослыми нет никаких различий.

Поэтому они начинают требовать от родителей и прочих взрослых, не относиться к ним как к маленьким. Чувство взрослости у подростка проявляется в его отношении к себе. В возрасте отрочества они начинают считать себя взрослыми, что накладывает отпечаток на их общение с ровесниками и взрослыми.

Подростки начинают претендовать на равноправие в своих отношениях с взрослыми и легко идут на конфликты, для того чтобы отстоять свою независимость и взрослую позицию. Взрослость у подростков проявляется в тяге к самостоятельности, желании отграничить некоторые стороны собственной жизни от постороннего вмешательства, особенно родителей.

Психологические особенности общения подростков со взрослыми людьми прямо пропорционально связаны с центральным новообразованием этого возраста – чувством зрелости. Взаимоотношения подростков с родителями неравноправны. Большинство родителей привыкли распоряжаться детьми еще с их рождения, поэтому они довольно болезненно переживают ослабление контроля и своей власти.

Вследствие повышенного, иногда даже навязчивого, родительского контроля над учебой подростка, его поведением, выбором друзей и т.д.

возникают сложности в общении между детьми и родителями. Отсутствие доверия в общении между подростками и их родителями или другими значимыми взрослыми считается одной из важнейших причин возникновения тревожности.

В дошкольном периоде мир малыша уже не заключается только в семье. Теперь для него значимыми людьми являются не только родители, бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, но и другие малыши приблизительно такого же возраста. По мере взросления детей все более значимыми для них будут отношения и конфликты с ровесниками.

Дошкольники дружат между собой и вступают в ссоры, мирятся и снова обижаются, иногда даже ревнуют и делают небольшие «пакости», помогают друг другу. Все эмоции, связанные с общением и взаимодействием с ровесниками дошкольниками остро переживаются. Опыт первых взаимоотношений с ровесниками считается базисом, на котором основывается дальнейшее формирование личности ребенка.
Опыт первых взаимоотношений с ровесниками считается базисом, на котором основывается дальнейшее формирование личности ребенка. Чувство спокойствия, удовлетворения ребенка, усвоение им норм отношений с другими детьми зависит от стиля коммуникаций, от места среди ровесников.

Первый такой опыт во многом обусловливает отношение индивида к собственной персоне, к окружающим, к вселенной в целом.

Совсем не обязательно этот опыт будет положительным.

У множества дошкольников в этом возрасте может сформироваться и в дальнейшем закрепиться негативное отношение к социуму, которое будет иметь в будущем довольно печальные последствия. В коммуникационном взаимодействии дошкольников сравнительно быстро образуются отношения, характеризующиеся появлением предпочитаемых и отвергаемых ровесников. Важнейшей задачей родителей является своевременное определение проблем в межличностном взаимодействии и помощь в преодолении их, которая должна базироваться на понимании психологических мотивов, лежащих в основе проблемных ситуаций межличностного общения детей.

Ведь именно внутренние вызывают постоянный конфликт малыша со сверстниками, ведут его к объективному или субъективному изолированию, вынуждают малыша ощущать себя одиноким, что является одним из самых серьезных и разрушающих переживаний личности.

Общение с ровесниками считается школой социальных отношений. По мере взросления малышей у них к семилетнему возрасту опять существенно изменяется отношение к товарищам-одногодкам.

В этом возрасте они способны к внеситуативной коммуникации, никак не связанной с ситуацией, которая происходит сейчас.

Малыши могут делиться друг с другом тем, что они видели и где побывали, рассказывать о своих планах или предпочтениях, оценивать качества, черты характера и поступки остальных детей. В дошкольном возрасте малыши уже могут подолгу разговаривать, при этом не производя никаких практических действий. К шестилетнему возрасту значительно повышается дружелюбие и эмоциональная вовлеченность малыша в переживания одногодок или в совместную деятельность.

Часто дошкольников можно поймать за внимательным наблюдением за действиями сверстников. детей дошкольного возраста характеризуются тем, что малыши уже не просто говорят о себе, но и задают вопросы одногодкам.

В этом возрасте им становится интересно, что их товарищ собирается сделать, что ему нравится, а что нет, где он был и что видел.

В таких наивных вопросах отображается зарождение альтруистического личностного отношения к остальным индивидам.

К шестилетнему возрасту у многих малышей появляется стремление помогать одногодкам, что-то подарить или уступить им.

людей без слов заключаются в использовании вместо языковой системы жесты, позы, мимику и др.

Такое общение считается наиболее емким и достоверным. Человек, общаясь, слушает не только лишь вербальную информацию, но и смотрит в глаза собеседнику, воспринимает его тембр голоса, темп речи, интонацию, мимику и жесты. Слова способны передать логическую информацию, а инструменты невербальной коммуникации эту информацию могут дополнить и наполнить эмоциями.
Слова способны передать логическую информацию, а инструменты невербальной коммуникации эту информацию могут дополнить и наполнить эмоциями.

Особенности невербального общения — общение без слов, довольно часто возникающее бессознательно. Неречевое коммуникативное взаимодействие может дополнить и усилить словесное общение или, наоборот, ему возразить и ослабить.

Невербальное общение считается более старой и фундаментальной формой коммуникации.

Предки человека разумного взаимодействовали между собой посредством жестов и мимики, частоты дыхания, положения тела, взора и т.д. Невербальный язык может быть универсальным (например, младенцы одинаково смеются) и различаться в зависимости от культуры, национальности.

Традиционно невербальное общение появляется спонтанно. Слова могут великолепно передать логическую составляющую информации, а вербальные инструменты гораздо лучше передадут эмоциональное содержимое речи. людей при помощи неречевых средств состоят в том, что такое общение довольно тяжело контролируется и управляется, даже профессиональными лицедеями.

Поэтому невербальная коммуникация является значительно более достоверной, информативной и надежной, чем вербальная.

Человек может научиться контролировать часть характерных особенностей невербального общения.

Однако он никогда не сможет научиться контролировать абсолютно все характеристики. Ведь индивид способен одновременно удерживать в голове не более 7 факторов. Поэтому главной особенностью невербального коммуникативного взаимодействия считается то, что оно спонтанно и непреднамеренно.

Инструменты неречевого взаимодействия человеку подарила природа. Все жесты, мимика, положения тела и др. вырабатывались в процессе эволюции и естественного отбора на протяжении многих тысячелетий, чтобы прийти в наши дни такими, какими они есть.

Овладение языком невербального общения позволяет получить более эффективный и экономичный способ передачи информации.

Многие жесты могут быть не зафиксированы человеческим сознанием, однако все равно будут в полной мере передавать настроение, эмоции и мысли собеседника. Особенности профессионального общения педагогов лежат в том, что вне коммуникативного взаимодействия будет невозможно достижение целей, направленных на обучение и воспитание.

Педагогическими коммуникациями называют специфическое межличностное взаимодействие, происходящее между учителем и учащимся, обуславливающее изучение и усвоение знаний, становление личности обучающихся в учебном процессе. Нередко педагогическая коммуникация определяется в психологической науке в качестве взаимодействия субъектов педагогического процесса, которое осуществляется посредством знаковых инструментов и направлено на значимые трансформации свойств, поведения, состояний, качеств, личностных и смысловых новообразований партнеров. Общение является неотделимым элементом педагогической деятельности.

представляет собой основную форму реализации педагогического процесса.

Продуктивность педагогической коммуникации определяется, главным образом, задачами и ценностями взаимодействия. Такие цели и задачи должны быть приняты абсолютно всеми участниками педагогического процесса в качестве требований, выставляемых к их индивидуальному поведению. Основной целью педагогических коммуникаций является как трансляция социальных и профессиональных знаний, навыков, опыта от учителя учащимся, так и обмен личностными смыслами, тесно связанными с изучаемыми предметами, объектами, явлениями и жизнью в целом.

Особенности педагогического профессионального общения состоят в том, что в процессе коммуникаций происходит зарождение индивидуально-новых черт, свойств и качеств личности, как учащихся, так и самих преподавателей. Выделяют следующие виды функций педагогических коммуникаций: информационную, контактную, побудительную, эмотивную. Информационная функция заключается в трансляции информации, в обучении.

Контактная – в установлении контакта с целью приобретения обоюдно направленной готовности к приему и трансляции информации и поддержания обратной связи в виде устойчивого взаимного ориентирования. Побудительная – в стимуляции активности обучающегося и в придании направленности его активности на выполнение учебных действий. Эмотивная – в побуждении в ученике необходимых эмоциональных настроений (обмен эмоциями), а также трансформации с его помощью личностных переживаний.

Наивысшей ценностью педагогического общения считается индивидуальность преподавателя и учащегося. Педагогическое коммуникативное взаимодействие должно быть ориентировано не только на честь и достоинство личности, как важнейшую составляющую общения, но и на честность, открытость, бескорыстие, откровенность, доверие, милосердие, надежность, признательность, заботу, верность слову. Национальное коммуникативное взаимодействие — это комплекс норм, канонов, традиций и обычаев общения отдельной лингвокультурной общности людей.

Различные народы характеризуются наличием своих собственных культурных обычаев, традиций, национального характера.

Даже народы, которые обитают по соседству и исповедуют одну религию, часто имеют существенные различия в языковых нормах и местных обычаях. Довольно несложно представить себе, сколько трудностей и недопонимания может возникнуть в ходе общения уроженца Европы с жителем Японии.

Национальные особенности общения очень важно учитывать, особенно в деловых коммуникациях.

При общении с людьми другой национальности необходимо всегда помнить об основных четырех культурных отличиях: нормах общения, взаимоотношения с временем, индивидуализме и коллективизме, роли послушания и порядка. Также не рекомендуется забывать о двух феноменах.

Во-первых, молодежь в большинстве стран мира больше похожа между собой, чем взрослое поколение.

Так, например, культура, присущая Северной Америке, сегодня проникла практически во все уголки земного шара, а ее отличительные черты можно наблюдать у молодых людей, уроженцев различных стран. Второй феномен заключается в собственном опыте, который является наилучшим учителем общения с иностранными гражданами.

Довольно грамотным и оптимальным будет подход, который основывается на том, что перед посещением иностранного государства следует ознакомиться с народностями, которые там обитают, характерными особенностями страны, ее национальными обычаями и традициями. Нормы коммуникативного взаимодействия представлены четырьмя аспектами: общекультурными, групповыми, ситуативными и индивидуальными.

Характерны для всего лингвокультурного единства и в большей степени отражают принятые каноны, правила этикета, нормы вежливого обращения и общения – общекультурные нормы коммуникативного взаимодействия. Они имеют связь с обстоятельствами общего характера, которые возникают между субъектами, независимо от области взаимодействия, сферы общения, возрастной или половой принадлежности, статуса, социальной роли, сферы профессиональной деятельности и т.п.

К таким обстоятельствам относят ситуации, когда необходимо привлечь внимание собеседника, обратиться к нему, поприветствовать, извиниться и т.д.

Общекультурные нормы коммуникативного взаимодействия обусловлены национальностью.

Так, например, у жителей Германии и США принято при приветствии улыбаться, а у граждан России это не обязательно. Ситуативные нормы поведения в общении обнаруживаются в условиях, когда коммуникация обусловлена конкретными экстралингвистическими обстоятельствами. Групповые нормы отражают национальные особенности , гендерного взаимодействия, общения возрастных и социальных групп, которые закреплены культурой.

Различают особенности коммуникативного взаимодействия сильной и слабой половин человечества, юристов и врачей, детей и родителей и т.п. Индивидуальные нормы коммуникативного взаимодействия отражают субъективную культуру и опыт общения индивида и выступают в качестве личного преломления ситуативных и общекультурных норм. Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Автор: Ведмеш Н.А. Поделиться 0 3

10 психологических хитростей, которые помогут подросткам в общении со сверстниками

18 октября 20201,3 тыс.

прочитали2 мин.2,5 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы1,3 тыс. прочитали до концаЭто 54% от открывших публикацию2 минуты — среднее время чтенияМиссия канала: осознанное воспитание детей. Присоединяйтесь — согласно данным канал читают в 167 странах из 195.Эх, если бы в подростковом возрасте проблемы с общением были только с родителями.

Как бы не так, мир вокруг тинэйджера агрессивен и не способен на взаимопонимание.

Так, во всяком случае, кажется ему самому.

Поэтому важно научиться взаимодействовать с одногодками.

Если у отпрыска проблемы с взаимопониманием со сверстниками, научите его следующим маленьким хитростям психологии.Для тинэйджеров стресс – это нормальное состояние.

Для того чтобы взять себя в руки в критической ситуации, посоветуйте ребенку дышать размеренно и спокойно. Ритм сердца замедлится, а приступ паники и нервов пойдет на убыль.Зрительный контакт очень важен для налаживания позитивных взаимоотношений.

Если молодой человек или девушка тебе нравится, просто смотри прямо ему в глаза, пытаясь определить цвет глаз.

Это вызовет к тебе симпатию со стороны противоположного пола.Тебе нужно добиться своего? Тогда проси как можно больше.

Возможно, соперник онемеет от подобных завышенных требований. Тогда самое время чуть «снизить планку».

Бьюсь об заклад, что собеседник согласится на твои требования, ведь ты отказался от серьезных условий в его пользу.Что делать, если человек тебе вовсе не по душе, а видеться с ним приходится?

  1. Займись самовнушением: при встрече в очередной раз обращайся к нему как можно теплее, ласково произноси его имя, больше ему улыбайся.

Не успеешь обернуться, а отношение к нему изменилось в лучшую сторону.Если объект твоих воздыханий не смотрит на тебя, то самое время пойти «в бой».

  1. Пристально уставься на что-нибудь, находящееся за спиной возлюбленной. Когда он или она почувствует твой интерес, подними взгляд и улыбнись.

Конфликтов в подростковом коллективе не избежать. Если ссора началась, научите отпрыска постараться передвинуться так, чтобы тот, кто на него кричит, оказался напротив зеркала.

Как только оппонент увидит собственное искаженное гневом лицо, он снизит обороты.Если тебе в лицо летят довольно нелестные отзывы, и ты хотел бы прекратить этот поток неприятных эпитетов, просто придвинься к критику как можно ближе.

Вот увидишь, поток негатива существенно уменьшится.Во время устного экзамена мы все нервничаем.

  1. Чтобы уменьшить нервное состояние, просто представь, что преподаватель – твой близкий товарищ.
  2. А материал, который ты презентуешь – просто ни к чему не обязывающий трёп.

Как снять волнение перед выступлением или серьезной контрольной?

Жуй жвачку. Так ты обманешь организм. Он подумает, что начался прием пищи, а значит, хозяин попал в самое безопасное место на земле – домой.

И расслабится.Чтобы определить, нравишься ли ты объекту воздыханий, во время очередной шутки в компании, просто посмотри на нее.

  1. Если взгляд в этот момент тоже направлен на тебя, у тебя есть все шансы завладеть ее сердцем.

А какими психологическими приемчиками можете поделиться с подростками вы?Канал для счастливых родителей — присоединяйтесь, делитесь материалами в соцсетях и на других сайтах.За репост +5 к КАРМЕ!

Приятных покупок!

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками

Варлакова Юлия . Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г.

Кургана «Детский сад №110 «Краски» «Умение ребенка правильно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л.

С. Общение — одна из основных психологических категорий.

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» — родители.

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи.

Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку.

С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: — ситуативно-личностная; — ситуативно-деловая; — внеситуативно-познавательная; — внеситуативно-личностная. Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого).

Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослогои побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр.

Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей.

В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого — комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку.

К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная.

Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию. С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве.

Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы.

А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях.

В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами.

Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную.

Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может.

Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию.

Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших.

Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная.

Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества.

В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании.

Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно.

Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности. Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.

Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи.

Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми. Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.

Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми.

В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности.

Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность,незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.

д. Еще одна особенность общения со сверстниками — это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше.

Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

В общении со сверстникамивыделены следующие этапы: • Эмоционально практическое (2-4 года); • Ситуативно – деловое (4-6 лет); • Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).

На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны.

К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями.

В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми.

Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый.

Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.

Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно.

В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.

Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения.

Е. И. Щербакова говорит, что

«Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»

Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства.

Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.