Правила заполнения отчета ндс за аренду куги

НДС-агент при аренде государственного и муниципального имущества


Важное 02 января 2005 г. 02:25 Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности организации арендуют государственное или муниципальное имущество. Заключение договоров аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, требует от организации-арендатора, выступающей в качестве налогового агента, выполнения обязанности по исчислению, удержанию и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет.

Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества — движимого и недвижимого, в том числе земли. Договорные отношения, связанные с имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности регулируются следующими нормами гражданского законодательства. В Российской Федерации на основании ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Понятие «собственность на имущество» включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом. Согласно ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является: 1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность); 2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с ГК РФ) является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Право государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации разграничивается и регламентируется: 1) ГК РФ; 2) Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

; 3) Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»; 4) иными нормативными правовыми актами. Аренда — это предоставление арендодателем (собственником имущества или иным уполномоченным лицом) арендатору (организации или индивидуальному предпринимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Напомним, что на основании ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Вместе с тем ГК установлено, что государственной регистрации подлежат договоры аренды здания или сооружения, если они заключены на срок не менее года. Арендуемое имущество может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, казенных предприятий или государственных органов. Согласно ГК РФ государственное или муниципальное , которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.

Так, например, в соответствии с ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.

Возможна ситуация, когда предприятие, которому недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, сдает его в аренду без согласия собственника имущества. Такая сделка аренды недействительна согласно ГК РФ и влечет для сторон неблагоприятные последствия, предусмотренные гражданским законодательством. На основании ГК РФ представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением, закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества.

При этом согласно ГК РФ такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

В разъяснениях УМНС по городу Москве неоднократно указывалось следующее: при оказании услуг по сдаче в аренду закрепленного за такими учреждениями федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договора аренды, заключенного между арендатором и балансодержателем — данным учреждением (то есть организацией, не относящейся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления (арендодателя), уплату налога в бюджет осуществляет данное учреждение вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

Для целей обложения налогом на добавленную стоимость требуется определить, когда возникает обязанность по исполнению функций налогового агента. От этого зависит своевременность исполнения налоговых обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, а также возможность воспользоваться правом на вычет уплаченных сумм налога.

Как правильно оформить счет-фактуру по данной операции, занести данные в книги продаж и покупок, а также отразить указанные суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость?

Чтобы подобные вопросы не вызывали затруднений, рассмотрим на конкретных примерах, как реализуется установленный порядок отражения таких операций в целях бухгалтерского и налогового учета для целей обложения налогом на добавленную стоимость. Еще раз отметим, что все без исключения организации, арендующие государственное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления, являются налоговыми агентами, осуществляя функции по удержанию налога на добавленную стоимость, что обязывает представлять декларацию и самостоятельно производить расчеты с бюджетом.
Еще раз отметим, что все без исключения организации, арендующие государственное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления, являются налоговыми агентами, осуществляя функции по удержанию налога на добавленную стоимость, что обязывает представлять декларацию и самостоятельно производить расчеты с бюджетом.

Поэтому даже те, кто не является плательщиком НДС либо освобождены от обязанности плательщика НДС в соответствии со НК РФ, признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функции по удержанию и уплате налога. Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю.

Выплата арендодателю в размере арендной платы без налога на добавленную стоимость является подтверждением того, что сумма налога удержана.

Если услуги по аренде имущества получены арендатором, но арендная плата в адрес арендодателя, в соответствии с договором, не выплачена, налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость не возникают.

Фактическое потребление услуг арендатором не влечет обязанности с его стороны по уплате налога на добавленную стоимость за арендодателя. Кроме того, выделенная сумма налога, относящаяся к услугам аренды, не включается в налоговые вычеты до момента фактического удержания суммы налога за счет средств, подлежащих перечислению арендодателю.

Обратите внимание! Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Поэтому, заключая договор аренды, проследите за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям.

Объясним почему. Обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет. Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы.

Следовательно, налоговый агент исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит эту сумму из размера арендной платы и перечислит в бюджет. Что в итоге получилось? Что арендодатель получил не полную сумму арендной платы.

Можно поступить по другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически не удержана из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Что в результате? Сумма налога фактически не удержана из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Об обязанности уплатить налог на добавленную стоимость за счет средств налогоплательщика прямо указывается в НК РФ.

Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как отсутствие в первичном документе суммы налога, выделенного отдельной строкой, что в результате может также привести к утрате права на вычет. Таким образом, заключая договор аренды государственного или муниципального имущества, проследите за тем, чтобы договорные отношения были оформлены правильно. Кроме того, не стоит забывать о том, что момент исполнения обязанностей налогового агента зависит также от условий договора аренды.

Многие арендодатели предусматривают порядок расчетов между сторонами таким образом, что арендная плата перечисляется авансовым платежом, например, ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала. В этом случае, арендатор, перечисляя сумму арендной платы, обязан удержать сумму налога со всей суммы, выплачиваемой арендодателю.

Пример 1. Предприятие для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 рублей в месяц с учетом НДС и вносится арендатором ежеквартально в срок до 10-го числа первого месяца квартала. Предприятие является плательщиком НДС и уплачивает НДС в бюджет ежемесячно.

Арендная плата за I квартал в размере 35 400 рублей подлежит уплате 10 января в соответствии с условиями договора.

Ниже рассматриваются варианты отражения в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет. Вариант 1. Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей.

Согласно условиям примера арендная плата за I квартал вносится в январе, и в этом же периоде производятся расчеты с бюджетом. Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Январь 76 51 30 000 Перечислена арендная плата за I квартал без учета НДС 19 68 5400 Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы 68 51 5400 Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога 26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц 68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах При совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщиком выписываются счета-фактуры.

Мы уже отмечали что, несмотря на то, что налоговое законодательство не требует от налогового агента выписки счетов-фактур, однако исходя из практики, советуем все же оформлять счет-фактуру за налогоплательщика. Основанием для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, служат документы, подтверждающие уплату сумм налога в бюджет. Такой порядок регламентирован НК РФ.

В то же время сохраняют действие разъяснения налоговых органов, приведенные в Письме Госналогслужбы РФ от 20 марта 1997 года №ВЗ-2-03/260

«О применении счетов-фактур при аренде государственного и муниципального имущества»

. Поскольку по общему правилу обязательным условием для применения налоговых вычетов является наличие счета-фактуры, и, принимая во внимание рекомендации, изложенные в упомянутом выше Письме Госналогслужбы РФ, можно использовать следующий порядок применения счетов-фактур налоговыми агентами.

Организация, выступающая в роли налогового агента, составляет счет-фактуру на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка

«Аренда государственного (муниципального) имущества»

.

Следовательно, в нашем примере арендатор выписывает счет-фактуру на общую сумму 35 400 рублей, с указанием налога в размере 5 400 рублей Ставка налога — 18/118. Данные книги покупок и книги продаж служат основанием для заполнения налоговых деклараций по НДС, а также для определения суммы налога, предъявляемой налогоплательщиком к вычету.

Поэтому удержанные и перечисленные в бюджет суммы НДС налогоплательщиком, выступающим в роли налогового агента, следует отразить как в книге продаж, так и в книге покупок (если налогоплательщик имеет право на соответствующий налоговый вычет).

Выписанный счет-фактура подлежит регистрации у налогового агента в книге продаж с пометкой «Налог, исчисленный налоговым агентом» в момент фактического перечисления арендной платы, подтверждающего удержание налога из средств, причитающихся арендодателю.

В рассмотренном примере в книгу продаж за январь заносится информация о выполнении обязанности налогового агента по исчислению и удержанию НДС с суммы арендной платы. В графе 4 «Всего продаж, включая НДС» указывается сумма 35 400 рублей, а в графе 5б «Сумма НДС» отражается налог в размере 5 400 рублей.

В графе 4 «Всего продаж, включая НДС» указывается сумма 35 400 рублей, а в графе 5б «Сумма НДС» отражается налог в размере 5 400 рублей. В книге покупок как основание для применения налогового вычета регистрируется выписанная счет-фактура с указанием реквизитов документов, подтверждающих уплату налога в бюджет. Сумма налога заносится в книгу покупок за январь в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде.

В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей. На основании информации книги продаж и книги покупок заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го февраля.

Указанные сведения вносятся налоговым агентом, арендатором имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в раздел 1.2

«Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента»

и раздел 2.2.

«Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»

налоговой декларации по НДС. В разделе 2.1.»Расчет общей суммы налога» налоговой декларации по НДС по строке 350 арендатор указывает налоговый вычет при выполнении условия фактической уплаты налога в бюджет и использовании арендованного имущества для осуществления деятельности, облагаемой НДС.

Раздел 2.2.

«Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»

налоговой декларации заполняется на отдельном листе по каждому из арендодателей государственного или муниципального имущества, если их несколько. Если арендатор арендует у одного арендодателя несколько видов имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то раздел 2.2.

налоговой декларации заполняется на одном листе.

В разделе 2.2. налоговой декларации при аренде государственного или муниципального имущества необходимо заполнить строки 050, 090 и 130. По строке 090 раздела 2.2. налоговой декларации арендатор имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отражает сумму арендной платы и сумму НДС, причитающуюся арендодателю за конкретный налоговый период.

Строка 050 раздела 2.2. налоговой декларации заполняется суммированием строк 070,090 и 110.

Для отражения дополнительных платежей и сумм НДС по аренде имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначена строка 130 раздела 2.2.

налоговой декларации. По этой строке отражаются суммы арендной платы и НДС, перечисленные арендодателю и в бюджет сверх сумм, установленных договором аренды. Особенность отражения в налоговой декларации таких платежей по операциям аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, состоит в том, что суммы авансов и НДС, показанные по строке 130, не включаются в налоговую базу арендатора при фактическом потреблении услуг аренды.

На практике это означает следующее: если суммы арендной платы и НДС отражены по строке 130, то эти же суммы арендной платы и НДС соответственно никогда не попадут в строки 090 и 050.

В разделе 2.1 «Расчет общей суммы налога» декларации по НДС за январь 2004 года по строке 350 отражается сумма НДС, принимаемая к вычету в январе 2004 года, в размере 1 800 рублей Правомерность вычета указанной суммы подтверждается тем, что налог в бюджет уплачен, и услуга по предоставлению имущества в аренду оказана в один месяц, что соответствует 1/3 перечисленных авансовых платежей за квартал. В этом же размере следует отразить сумму НДС (1800 рублей) по строке 090 раздела 2.2 налоговой декларации, поскольку реализация услуги по предоставлению имущества в аренду соответствует размеру потребленной за текущий период услуги. В строке 050 эта же величина повторяется как итоговая при отсутствии данных по строкам 070 и 110.

В строке 130 раздела 2.2. налоговой декларации указывается налог в размере 3 600 рублей, исчисленный с арендной платы, перечисленной сверх суммы, установленной договором, что составляет долю платежей, приходящихся на стоимость арендных услуг, оказание которых произойдет в следующих периодах. Строка 170 является результатом суммирования строк 050 и 130 и показывает общую величину налогового обязательства налогового агента по перечислению удержанного налога в бюджет в размере 5 400 рублей.
Строка 170 является результатом суммирования строк 050 и 130 и показывает общую величину налогового обязательства налогового агента по перечислению удержанного налога в бюджет в размере 5 400 рублей. Таким образом, арендная плата, перечисленная арендодателю авансом за квартал, распределяется пропорционально доле потребления услуги за каждый текущий месяц этого квартала.

Тогда в следующих налоговых периодах принимаются к учету стоимость услуги в размере этой доли и в бухгалтерском учете за февраль (март) производятся следующие записи: Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Февраль (март) 26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц 68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах В книге покупок за февраль (март) регистрируются реквизиты выписанного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату налога в бюджет, как основание для применения налогового вычета (возмещения НДС). Сумма налога заносится в книгу покупок за февраль (март) в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде.

В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей.

На основании данных книги покупок за февраль (март) заполняется , которая представляется не позднее 20-го марта (апреля). Указанные сведения заносятся арендатором (налоговым агентом по НДС) имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, только в раздел 2.1. «Расчет общей суммы налога», где по строке 350 отражается НДС, подлежащий вычету в феврале (марте), в размере 1800 рублей.

Раздел 2.2

«Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»

налоговой декларации по НДС за февраль (март) не заполняется. Вариант 2. Используем условия предыдущего примера и предположим, что предприятие НДС в размере 5 400 рублей, удержанный из суммы арендной платы, перечислило в бюджет 20 февраля 2004 года, что соответствует требованиям законодательства. Поскольку уплата налога налоговыми агентами производится в сроки, установленные НК РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При отражении указанных хозяйственных операций изменяется порядок применения налоговых вычетов. Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Январь 76 51 30 000 Перечислена арендная плата за 1 квартал без учета НДС 19 68 5400 Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы 26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц В том же порядке, как и в предыдущем варианте примера, выписывается счет-фактура на сумму налога, удержанного из средств, причитающихся арендодателю, которая подлежит регистрации у налогового агента в книге продаж за январь с пометкой «Налог, исчисленный налоговым агентом».

В графе 4 «Всего продаж, включая НДС» указывается сумма 35 400 рублей, а в графе 5б «Сумма НДС» отражается налог в размере 5 400 рублей. Книга покупок не заполняется, так как в январе отсутствует основание для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, в связи с тем, что сумма налога в бюджет не перечислена. На основании информации книги продаж заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го февраля.

Сведения об исполнении обязанности по удержанию налога заносятся в раздел 2.2.

«Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»

налоговой декларации по НДС.

В разделе 2.1. «Расчет общей суммы налога» строка 350 не заполняется, поскольку сумма налога в январе в бюджет уплачена не была.

Порядок заполнения раздела 2.2. аналогичен порядку, изложенному в предыдущем примере.

По строке 090 раздела 2.2. налоговой декларации показывается сумма НДС — 1800 рублей, исчисленная и удержанная из дохода от реализации услуги по предоставлению имущества арендодателя в аренду за текущий период. В строке 050 как итоговая повторяется эта же величина при отсутствии данных по строкам 070 и 110.

В строке 130 раздела 2.2. налоговой декларации учитывается сумма налога – 3 600 рублей, относящаяся к перечисленным дополнительным арендным платежам. Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Февраль 68 51 5400 Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога 26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц 68 19 3 600 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах января и текущего месяца В книге покупок за февраль регистрируется выписанный при удержании налога счет-фактура с указанием реквизитов документов, подтверждающих уплату налога в бюджет. Сумма налога заносится в книгу покупок за февраль в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным за январь и февраль.

В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 23 600 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 3600 рублей. Сведения из книги покупок являются основанием для заполнения строки 350 раздела 2.1.

«Расчет общей суммы налога» при предоставлении налоговой декларации за февраль. Выполнение условия использования арендованного имущества для осуществления деятельности, облагаемой НДС, и уплаты налога в бюджет подтверждает правомерность применение налогового вычета в размере 3 600 рублей, включенного в раздел 2.1 «Расчет общей суммы налога» налоговой декларации по НДС по строке 350.

Раздел 2.2.

«Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»

налоговой декларации по НДС за февраль (март) не заполняется.

В марте отражаются следующие бухгалтерские записи по счетам: Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Март 26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц 68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах Сумма налога заносится в книгу покупок за март в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей. На основании данных книги покупок за март заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го апреля.

Сведения, занесенные в книгу покупок за март, отражаются в разделе 2.1. «Расчет общей суммы налога», где по строке 350 отражается НДС, подлежащий вычету в марте, в размере 1 800 рублей. Раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС за март не заполняется.
Раздел 2.2.

«Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»

налоговой декларации по НДС за март не заполняется.

Более подробно об исчислении и уплате НДС и налога на прибыль налоговыми агентами Вы можете ознакомится в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Налоговые агенты по налогу на прибыль и НДС»

Как налоговому агенту заполнить декларацию по НДС

Бухгалтер-эксперт 4 июня 2020 Заполнение декларации по НДС — это этап подготовки к сдаче отчетности, которую обязаны предоставлять все плательщики НДС. Если компания не является налогоплательщиком в части НДС, но выступает в роли налогового агента, то сдать отчетность тоже придется.

В статье расскажем о правилах заполнения декларации по НДС налоговым агентом 2020.

Содержание Для предоставления сведений о суммах исчисленного и уплаченного налога на добавленную стоимость следует использовать унифицированную форму отчетности. Бланк фискальной декларации по налогу на добавленную стоимость утвержден в редакции от 20.12.2016. Данный нормативно-правовой акт содержит и порядок заполнения.

Актуальный бланк можно скачать в конце статьи. Для налогового агента порядок заполнения декларации по НДС значительно упрощен. Так, обязательным к заполнению для данной категории организаций является:

  • Первый и второй разделы.
  • Раздел 9, при наличии информации о счетах-фактурах, зарегистрированных в книге продаж.
  • Титульный лист.

Основной порядок внесения сведений в фискальный отчет мы раскрыли в отдельном материале .

Теперь определим ключевые особенности заполнения декларации НДС налоговым агентом (пример для скачивания в конце статьи). Данный раздел налогового отчета придется заполнить на каждого контрагента отдельно, для которого отчитывающаяся организация является налоговым агентом.

То есть в отчетности может быть несколько разделов № 2, ровно столько, сколько было контрагентов в отчетном периоде. Напомним, что заполнить раздел № 2 придется за:

  1. иностранное лицо, которое не стоит на учете в ФНС;
  2. орган государственной власти, который является арендодателем госимущества;
  3. госорган, который является продавцом государственного или муниципального имущества.

Если с одним контрагентом заключено несколько агентских договоров, то детализировать информацию не нужно. Раздел № 2 заполняется на одно иностранное лицо или орган власти, независимо от количества заключенных соглашений, контактов и договоров.

Алгоритм заполнения: Номер строки Информация для отражения 020 Наименование экономического субъекта, для которого вы являетесь налоговым агентом.

030 ИНН государственного органа власти.

Если контрагент — иностранное лицо, то проставьте прочерки на бумажном отчете или оставьте поле пустым для электронного формата (у иностранцев нет ИНН).

040 Указываем код бюджетной классификации. В данном случае КБК будет 182 1 03 01000 01 1000 110. 050 Прописываем ОКТМО вашей компании.

060 Указываем сумму налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет. 070 Заполняем код операции, в соответствии с разд. 4, приложения № 1 к порядку заполнения налоговой декларации.

Коды операций, которые используются максимально часто:

  1. 1011707 — для посредников при реализации товаров зарубежных компаний, не зарегистрированных в ФНС.
  2. 1011714 — если вы являетесь посредником при реализации электронных услуг иностранных компаний;
  3. 1011703 — если оформляется операция по приобретению или аренда государственного или муниципального имущества;
  4. 1011711 — для хозяйственных операций по покупке товаров у иностранной компании;
  5. 1011713 — операции по оплате за покупку услуг иностранцев, оказываемых в электронной форме;
  6. 1011712 — если были оформлены операции по приобретению работ или услуг у иностранного лица;

Рассмотрим порядок составления разд.

2 на конкретном примере. ООО «Весна» получило по договору аренды от комитета управления муниципальным имуществом города Оренбурга нежилое помещение (площадь 150 м²).

Арендная плата в месяц — 200 000 рублей, в квартал — 600 000 рублей. За второй квартал ООО «Весна» перечислило в пользу КУМИ г. Оренбурга 508 475 рублей. НДС перечислен в ФНС в сумме 91 525 рублей (600 000 × 18 / 118).

Вносим данные в отчетность. Бухгалтер-эксперт С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.

Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ ЮРИСТУ: СТАТЬИ Подписывайтесь на наш канал в Telegram Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен Узнавайте важные новости вовремя! Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2021 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования .

Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Ошибка на сайте Сообщение должно быть длинной не менее 10 символов Удаление аватара Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход Вы уверены, что хотите выйти?

Аренда госимущества: счет-фактуру себе, НДС — бюджету

Отправляя в бюджет «месячный» НДС, проверьте еще раз договоры аренды. Если фирма использует помещение, принадлежащее муниципалитету или государству, то при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость придется учесть некоторые особенности.

Е. Камалова Составляем договорГосударство и муниципальные образования владеют значительным количеством недвижимого имущества.

Чаще всего здания они передают юридическим лицам (унитарным предприятиям — ГУПам и МУПам) на правах хозяйственного или оперативного ведения.

Эти организации являются балансодержателями и нередко сдают помещения в пользование коммерческим структурам.Таким образом, частная компания может заключить один из трех видов договора аренды. Во-первых, это может быть соглашение, сторонами которого являются фирма и муниципалитет в лице органа местного самоуправления или госоргана.

Во втором случае к участникам присоединяется балансодержатель. И в третьем — организация заключает договор с ГУПом (МУПом).Определяем базу по НДСОт того, какой именно из трех видов соглашений заключила компания, зависит, придется ли ей в качестве налогового агента перечислять в бюджет НДС с арендной платы. Необходимо отметить, что балансодержатели (ГУПы и МУПы) являются обычными налогоплательщиками и если у фирмы двусторонний договор с балансодержателем, то платить НДС с суммы арендного платежа не нужно.

В остальных случаях компания будет считаться налоговым агентом и самостоятельно исчислять и уплачивать этот налог. Такие разъяснения были даны Конституционным Судом в определении от 2 октября 2003 г. № 384-О, а также в письме УФНС по г.

Москве от 20 июня 2006 г. № фирмы лучше, если в договоре сумма арендной платы включает в себя налог на добавленную стоимость. Московские контролеры даже предписывают это делать (письмо УФНС по г. Москве от 18 января 2005 г. № 19-11/3153 — с текстом этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Но на деле базовая ставка аренды городского имущества обычно унифицирована. Ее устанавливает нормативный акт о бюджете муниципалитета.

И некоторые публичные собственники в договоре пишут, что раз-мер арендной платы указан без НДС.

В этом случае у компаний два выхода: или исчислить налог по ставке 18/118 и вычесть его из суммы арендного платежа (что вряд ли позволит сделать собственник), или заплатить НДС из своих средств, потеряв при этом право на вычет. Так что оптимальный для арендатора вариант — это когда и сам НДС, и порядок его уплаты прописан в договоре или оформлен отдельным соглашением.Заполняем документыДеньги за аренду и НДС с этого платежа лучше перечислять одновременно.

В платежном поручении по оплате за пользование имуществом в поле 101 пишут «08». В графе ОКАТО указывают код города, в котором находится недвижимость.

ИНН, КПП и «Получатель» — это информация, относящаяся к арендодателю. В графе «Назначение платежа» нужно сделать, например, такую запись: «Арендная плата по договору № 685/13 от 14.11.2006 г. за март 2007 г.». В платежке на перечисление НДС «назначение платежа» будет таким: «НДС с арендной платы по договору № 685/13 от 14.11.2006 г.

за март 2007 г.».Чтобы получить право на вычет, налоговый агент — арендатор госимущества — должен иметь счет-фактуру. Его составляет сама фирма в единственном экземпляре, фактически выписывает документ самой себе. Счет-фактуру подписывает руководитель предприятия и главный бухгалтер, ставится печать организации.

Он также должен содержать пометку «Аренда государственного имущества».Счет-фактуру заносят в Книгу продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС.

В Книге покупок документ регистрируют только в части суммы платежа, которая подлежит включению в расходы в текущем отчетном периоде. И налог также подлежит вычету в соответствующей доле (письмо МНС от 14 апреля 2003 г.

№ 03-1-08/1139/26-Н309; письмо УФНС по г. Москве от 15 ноября 2004 г. № 24-11/73835). Если предприятие отдаст деньги за пользование за квартал вперед, то принимать налог к вычету можно будет ежемесячно, так же как и включать в расходы деньги, уплаченные собственнику за пользование помещением.Кроме наличия счета-фактуры для того, чтобы принять НДС к вычету, необходимо выполнение следующих условий.

Сумма налога должна быть перечислена в бюджет, а помещение использоваться фирмой в деятельности, облагаемой НДС.Далее средства, уплаченные арендатором в счет оплаты налога, нужно будет отразить в декларации. Эти данные указывают в разделе 2. Причем заполнять его нужно отдельно по каждому арендодателю — органу государственной власти или местного самоуправления (письмо УФНС по г.

Москве от 4 апреля 2005 г. № 19-11/23090).важноВ случае когда фирма арендует у публичного собственника земельный участок, она не должна исчислять и уплачивать НДС.

Согласно Конституции, земля относится к природным ресурсам. Арендная плата за пользование ими не подлежит обложению НДС (п.

2 ст. 149 НК). Такого же мнения придерживаются и налоговые органы (письма УФНС по г. Москве от 5 октября 2006 г. № 19-11/87962, от 2 ноября 2004 г.

№ 24-11/70798). А вот счет-фактуру в этом случае лучше составить.

Только к строке

«Аренда государственного или муниципального имущества»

нужно сделать пометку: «Без налога». Указанное требование выдвинули специалисты Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве в письме от 2 ноября 2004 г.

№ 24-11/70798.«Спецрежимный» НДС с арендной платыЕсли фирма, арендующая недвижимость у муниципалитета, применяет ЕНВД или УСН, то ей все равно придется исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость с суммы аренды. «Льготники» также должны сдавать декларации по НДС. Они заполняют раздел 2 налоговой декларации по форме, утвержденной приказом Минфина от 7 ноября 2006 г.

№ 136н, отдельно по каждому арендодателю.

Если арендодатель один и тот же, но фирма заключила с ним несколько договоров по разным помещениям, то раздел 2 заполняют в одном экземпляре.Если этого сделано не будет, то фирме грозит ответственность по статье 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Более серьезное наказание, установленное статьей 119 кодекса, фирмы в таких случаях не понесут, потому что в ней говорится только об ответственности для плательщиков налога. Источник: журнал :

Управление разъясняет порядок исчисления НДС при аренде земельных участков, находящимся в собственности РФ, субъектов РФ или в муниципальной собственности

Дата публикации: 09.04.2014 14:21 (архив) Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав.

В том числе, при взимании платежей в бюджеты за право пользования природными ресурсами.

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ земля относится к природным ресурсам.

Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Принимая во внимание указанные положения, арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с уполномоченными органами договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, освобождается от налогообложения НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Являясь налоговым агентом, организация – арендатор представляет в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС. Однако, учитывая, что арендная плата за право пользования земельным участком в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождена от налогообложения НДС, налоговые агенты по данной операции заполняют раздел 7 декларации

«Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев»

.

Раздел 2 декларации по данной операции не заполняется.

Декларация заполняется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н . Дополнительно сообщаем, что в случае уплаты арендной платы за право пользования земельным участком до 1 января 2014 года налоговый агент (арендатор) выписывает счет-фактуру с пометкой «Без налога (НДС)». Начиная с 1 января 2014 года, составлять счет-фактуру по освобождаемой от НДС операции, в отношении которой налоговый агент налог не исчисляет, необязательно.

Соответствующие изменения внесены в пункт 5 статьи 168 и пункт 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ, из которых исключена содержавшаяся до 1 января 2014 года норма о необходимости выставления счетов-фактур по операциям, освобождаемым от НДС. Поделиться:

Аренда муниципального имущества.

Налоговая декларация по НДС

Наше предприятие арендует муниципальное помещение, то есть является налоговым агентом по НДС.

С заполнением новой декларации по НДС за 2015 г.

возникли вопросы. НДС начисленный мы отражаем по стр. 060 раздела 2. С этим все ясно. Согласно проводке Д68 НДС – К19 всю сумму списываемого НДС мы должны отразить по стр.

120 раздела 3 декларации, а уплаченную сумму НДС по аренде – по стр.

180 раздела 3. В то же время счет-фактуру по аренде с кодом 06 мы отражаем один раз в книге продаж и в книге покупок.

И в этом случае итоговая сумма НДС по стр. 190 раздела 3 оказывается больше, чем итоговая сумма по стр. 190 раздела 8, на что сразу реагирует ИФНС, сообщая, что контрольное соотношение стр.

190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + стр. 080 и 090 р. 5 + стр. 060 р. 6 + стр. 090 р. 6 + стр.

150 р. 6 = стр. 190 р. 8 (стр. 190 прил. 1 к р. 8 – стр. 005 прил.

1 к р. 8). Если учесть, что разделы 4, 5, 6 и приложение 1 к разделу 8 мы не заполняем, то должно быть – стр. 190 раздела 3 = стр. 190 раздела 8, а у нас получается, что сумма по стр.

190 раздела 3 больше суммы по стр.

190 раздела 8 как раз на сумму списываемого НДС по аренде, указанного по стр. 120 раздела 3. Если сумму НДС по аренде не указывать по стр.

120 раздела 3, то о каком вычете может идти речь: начислили – уплатили, а где вычет? Или я что-то недопонимаю? Согласно п.

3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ (п. 4 ст. 173 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные в соответствии со ст.

173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами, подлежат вычету.

П. 23 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137, установлено, что налоговые агенты, указанные в п.

2 и 3 ст. 161 НК РФ, регистрируют в книге покупок счета-фактуры, составленные и зарегистрированные в книге продаж в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 3 ст. 171 НК РФ. Лица, исполняющие обязанности налоговых агентов при совершении операций, предусмотренных ст.

161 НК РФ, представляют раздел 2

«Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»

налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.10.2014 г. № Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом, отражается по строке 060 раздела 2. При заполнении раздела 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п.

2–4 ст. 164 НК РФ» декларации нужно учитывать следующее. В графе 3 по строкам 120–180 отражаются суммы налога, подлежащие вычету в соответствии со ст.

171 и 172 НК РФ, а также в соответствии с п. 11 ст. 2 Протокола по экспорту и импорту.

В графе 3 по строке 120 также отражаются суммы налога, принимаемые к вычету налогоплательщиком-продавцом (за исключением покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента), в случаях, предусмотренных п.

5 ст. 171 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные правопреемником (продавцом) с соответствующих сумм авансовых или иных платежей, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 162.1 НК РФ, при расторжении или изменении условий соответствующего договора и возврата правопреемником (продавцом) соответствующих сумм авансовых платежей покупателям согласно п.

4 ст. 162.1 НК РФ. Слова «за исключением» означают, что суммы налога, принимаемые к вычету налоговыми агентами, по строке 120 не отражаются.

Подлежащая вычету сумма налога, фактически перечисленная в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя — налогового агента в порядке, определенном п.

1, 3–5 ст. 174 НК РФ, при выполнении условий, установленных п.

3 ст. 171, п. 4 ст. 173 НК РФ, и отраженная по строке (строкам) 060 раздела 2 декларации, по принятым к учету товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения операций, являющихся объектом налогообложения налогом, отражается по строке 180 раздела 3 (п.

38.14 Порядка). Общая сумма налога, подлежащая вычету, определяется как сумма величин, указанных в строках 120 –- 180, и отражается в графе 3 по строке 190.

В соответствии с Порядком заполнения раздела 8

«Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»

декларации раздел 8 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном ст. 172 НК РФ. В графе 3 раздела 8 по строке 190 отражается сумма НДС всего по книге покупок, указываемая по строке «Всего» книги покупок.

Превышение значения по строке 190 раздела 3 у Вас возникло из-за того, что Вы два раза учли сумму принимаемого к вычету в качестве налогового агента НДС: по строкам 120 и 180.

А нужно было – только по строке 180.