Правовые акты иерархия ведомственные

Иерархия нпа в рф


Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.Это основной закон государства.Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.Регулируют вопросы, которые определены в Конституции.

В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права.

(Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)Президент может издавать указы и распоряжения.

Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.Правительство может издавать постановления и распоряжения.Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человекаОрганы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др.

могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителяИли узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазиныПринимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документовПравовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности.

В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают.

Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации.

Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название «нормативно-правовые акты».

Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.Таким образом, нами далее будет рассмотрено понятие, виды нормативно-правовых актов, их иерархия и многое другое.Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА.

Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА.

Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно.
НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур.

Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права.

Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент.

В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:1. Законы, то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.2.

Подзаконные акты – это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.Иерархия нормативно-правовых актов РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим.

Она делится на два основных вида:1.

Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов.

При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).2.

Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ.

Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга.

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА.

Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема.

С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Конституционного Собрания. Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.Иерархия нормативно-правовых актов РФ не только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней.

Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:1. Демократизм государства и власти.3.

Федеральный принцип территориального устройства.4. Россия является правовым и социальным государством.5. Гуманизм всех общественных отношений.6.

Светский характер власти.7. Форма правления – республиканская.Иерархия нормативных актов России, если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы.

Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов.

Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:— внесение изменений в Конституцию РФ;— по поводу федерального устройства РФ;— защита прав и свобод человека, гражданина;— регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;— установление федерального бюджета;— обеспечение безопасности, законности и правопорядка;— регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов.

Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли.

Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:1.

Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.2. Законы о внесении изменений – это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ.

По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты.

Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач.

Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства – это НПА высших органов власти исполнительной, издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ.

Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.Как известно, в Российской Федерации существует иерархия ннормативно-правовых актов РФ, которая в настоящее время имеет существенное практическое значение. При этом не все нормативно правовые акты государственных органов находятся в определенной иерархии.В статье 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 года установлено, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50.

Это быстро и бесплатно!Согласно ст.

8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в павах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему Конституцией или другими законами.В связи с указанным следует, что только закон занимает существенное место во внутригосударственном праве среди нормативно правовых актов государственных органов.

Так, во Всеобщей декларации прав человека закону уделяется особое значение. В преамбуле указано, что права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстановлению против тирании и угнетения.Таким образом, под законом понимается нормативно правовой акт, регулирующий общественные отношения, регламентированные законодательным органом. Вместе с этим в юридической литературе указывается, что подзаконный нормативный правовой акт является разновидность нормативно правового акта, опубликованный компетентным органом для исполнения закона, а также конкретизации и развития его положения.Исторически сложилось, что в каждой стране, которая обладает правовой системой, существует строгая иерархия, то есть система соподчиненности.

Тем самым сложившаяся иерархия нормативно-правовых актов имеет огромное значение для урегулирования процессов правотворчества и правоприменения с целью поддержания принципа законности и конституционности.В статье 10 проекта ФЗ «О нормативно правовых актах в Российской Федерации» указано, что иерархия нормативно правовых актов в Российской Федерации основывается на их юридической силе, а также на соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам.При этом, при рассмотрении вопроса об иерархии нормативно-правовых актов РФ необходимо учитывать совокупность правовых факторов с помощью которых обосновывается надобность придания некоторым правовым актам более высокой юридической силы по сравнению с другими.Выделяют два основных вида иерархии:Первый вид — вертикальная иерархия нормативно-правовых актов, под которой понимается расположение официальных документов от Конституции РФ до отдельных ведомственных актов.Второй вид — горизонтальная иерархия нормативно-правовых актов РФ демонстрирует разделение официальных документов по их сфере применения.Таким образом, в Российской Федерации существует следующая иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации:

  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные законы и законы субъектов РФ;
  • локальные нормативные акты.
  • Международные акты;
  • Подзаконные акты:
    1. нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации;
    2. указы Президента Российской Федерации;
    3. федеральные конституционные законы;
    4. подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации;
    5. Законы:

      Блог преподавателя Велиевой С.М.

      Нормативный правовой акт. 1.Нормативный правовой акт. 2.Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. 3.Способы и виды толкования права.

      1 вопрос Нормативный правовой акт — это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений. Признаки НПА: · Выражает волю государства, сформулированную как общеобязательноетребование.

      · Содержитнормыправа,т.е.общиеправилаповедения. · Издаётсякомпетентнымиорганамигосударства. · Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством · Носит легитимныйхарактер. · Предназначендлядлительногодействия. · Характеризуется неконкретностью адресата, т. е. отсутствием индивидуально-определённогоадресата.
      е. отсутствием индивидуально-определённогоадресата. · Имеетвидписьменногодокумента: · · Классификации нормативных правовых актов Основа классификации Виды нормативных правовых актов Орган, издавший акт Акты парламента; президента; правительства; органов исполнительной власти; государственных органов субъектов Федерации; органов местного самоуправления Юридическая сила акта Законы; подзаконные акты Субъекты право- творчества Акты, принятые на референдуме; органов государственной власти; иных общественных организаций; совместные акты Территория действия акта Общефедеральные акты; акты субъектов Федерации; акты муниципальных образований; локальные акты (акты, имеющие хождение в пределах предприятия, организации, учреждения) Сфера действия акта Акты общего действия (охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов); акты специального действия (связаны с разрешением конкретных вопросов, направлены на более глубокое их исследование); локальные акты (применяются в узкоспециализированных сферах человеческого общежития) Основа классификации Виды нормативных правовых актов Срок действия акта Акты неопределённо-длительного действия (используются до тех пор, пока не будут отменены каким-нибудь новым нормативным правовым актом); акты временного действия (принимаются в связи с необходимостью решения наиболее важных и не требующих отлагательства вопросов, прекращают своё действие по разрешению вопроса, в связи с которым они были приняты) Предмет правового регулирования Конституционные акты; административные акты; уголовные акты; гражданские акты и т.

      д. Система нормативных правовых актов России Наименование нормативного правового акта Его виды Их сущность Закон — это норма- Конституция Основополагающий учре- тивный правовой дительный политико-пра- акт,принятыйвосо- вовой акт, закрепляющий бом порядке органом конституционный строй, законодательной праваисвободычеловекаи власти или референ- гражданина, определяю- думом, выражающий щийформуправленияиго- волю народа, облада- сударственное устройство, ющийвысшейюриди- учреждающий органы го- ческой силой и регу- сударственной власти лирующийнаиболее важныеобществен- ныеотношения Федеральные конституционные Принимаютсяповопросам, предусмотреннымиорганическисвязаннымсКон- законы ституцией РФ (федераль- ные конституционные за- коны о Конституционном суде РФ, о судебной систе- ме, о референдуме, о Правительстве РФ и т. д.) Наименование нормативного правового акта Его виды Их сущность Федеральные законы (теку- щие или обычные) Акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социально-экономической, по- литической и духовной жизни общества (Граждан- ский кодекс РФ, Уголов- ныйкодексРФ,Семейный кодексРФит.д.) Законы субъектов РФ Издаются представительнымиорганамисубъектов РФ и распространяются только на соответствующую территорию (Закон Саратовскойобластиому- ниципальной службе Сара- товскойобласти,осоциаль- ных гарантиях и т.

      д.) Подзаконный акт — это нормативный правовойакт,издан- ныйнаосновеивоис- полнениезакона.Он обладает меньшей юридической силой, чем закон, и базиру- ется на нём, играя вспомогательную и детализирующую роль Указы Президента РФ Обязательныдляисполне- ния на всей территории РФ,недолжныпротиворечитьКонституцииРФифе- деральным законам, подго- тавливаются в пределах президентских полномо- чий, предусмотренных конституционными изако- нодательными нормами Постановления Правительства РФ Обязательны кисполнению на территории РФ. Могут бытьпринятылишьнаос- новании и во исполнение законовРФ,атакжеуказов Президента РФ Приказы, инструкции, по- ложения министерств, государственных комитетов и другихфедеральных органовисполни- тельной власти Принимаютсянаосновеив соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределахкомпетенции данной исполнительнойструктуры Наименование нормативного правового акта Его виды Их сущность Подзаконный акт Решения и по- становления органов представительной (законодательной) государственной власти субъектов РФ Принимаются, например, государственными собра- ниями, законодательными собраниями, областными думами и др. Решения, распоряжения, по- становления органов исполнительной власти субъектов РФ Принимаются, например, руководителями республик всоставеРФ,губернатора- ми идр.

      Нормативные правовые акты муниципальных образований Принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соот- ветствующих городов, районов, сёл, посёлков, микрорайонов и т. п. Локальные нормативные правовые акты Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (напри- мер, правила внутреннего трудового распорядка) 2 вопрос Действие нормативно-правовых актов во времени связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы. Время вступления нормативно-правового акта в законную силу: 1.

      С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу 2.
      Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу 2.

      С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания.

      Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его опубликования. 3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.

      4. Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответствующие учреждения.

      5. Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования. 6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования. Нормативный акт утрачивает свою силу: 1.

      По истечении срока его действия (например, Закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года). 2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу.

      3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами.

      Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.

      Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверхность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море – 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ. Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус государственной территории.

      К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли ( в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе) Ссылка на ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 N 5-ФЗ Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.