Приказ о прохождении предрейсовой медкомиссии водители в больнице

Организация предрейсового медосмотра водителей


3169 Содержание страницы Предрейсовые медосмотры водителей – обязательная мера для обеспечения безопасности. Регулируются они соответствующими нормативными актами. Вопрос: Возможно ли осуществлять предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств с помощью телемедицинских технологий (специальных устройств) без непосредственного участия медицинского работника?

Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности.

Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность.

Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование. Вопрос: Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации?

Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:

  1. Транспортирующих опасные грузы.
  2. Перевозящие пассажиров.

Вопрос: Физическое лицо, применяющее НПД, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов на арендованном транспорте.

Должно ли оно проходить предрейсовые медицинские осмотры перед поездками? Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:

  1. В пожарной службе.
  2. В скорой помощи.
  3. В полиции.

Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем? То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам.

Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС.

Обследование проводятся врачами, фельдшерами. Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.
  2. Измерение артериального давления.
  3. Ознакомление врача с жалобами водителя.
  4. Замер пульса.

Вопрос: Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на ГСМ, амортизацию автомобиля руководителя, если в путевом листе нет отметки о предрейсовом медицинском осмотре? Если будут обнаружены настораживающие признаки, врач направляет человека на расширенное обследование.

Рассмотрим эти признаки подробнее:

  1. Влияние лекарственных средств, которые негативно влияют на способность к концентрации.
  2. Воздействие на организм алкогольных, наркотических, психотропных средств.
  3. Симптоматика временной нетрудоспособности.

Если водитель прошел медосмотр, врач ставит соответствующую отметку на путевом листе. Также он обязан поставить свою подпись. Если водитель не явился на медосмотр, он не сможет приступить к работе, работодатель просто не имеет права его допустить к рейсу.

В случае, если такое нарушение допущено, и в рейс вышел водитель без отметки врача в путевом листе, это чревато административной ответсвенностью для виновных – по ст. 11.32 КоАП РФ либо ст. 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Если причина неявки не зависит от работодателя, сотрудник допустил ее по своим личным причинам, пусть даже уважительным, заработная плата за период до прохождения предрейсового осмотра водителю начисляться не будет. Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  1. Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
  2. Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  3. Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.

ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования.

Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя.

Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555. Новые требования к обследованию устанавливаются приказом Минздраваот 15 декабря 2014 года №835. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Обследовать водителя могут только квалифицированные сотрудники медицинских учреждений с соответствующей лицензией.
  2. Оплачивается и организуется осмотр работодателем.
  3. Обследование проводится перед рабочей сменой для того, чтобы человек с противопоказаниями не попал на рейс.

В новом законе прописаны следующие ступени предрейсового осмотра:

  1. Проверка на предмет алкогольного опьянения.
  2. Проверка наличия в крови психоактивных элементов.
  3. Замер температуры тела.
  4. Определение содержания алкоголя в крови (в процентах).
  5. Визуальный осмотр человека.
  6. Сбор анамнеза.
  7. Замер артериального давления и пульса.

Результаты обследования докладываются работодателю.

Если противопоказания есть, человеку выписывается направление на полный осмотр.

29 июля 2017 года был принят новый Федеральный закон № 242 о предрейсовом осмотре водителей автобусов и таксопарков. Он вступил в силу в начале 2018 года, и в нем содержатся некоторые принципиально новые моменты, с которыми необходимо ознакомится водителям и работодателям. Самая главная новинка заключается в возможности дистанционного предрейсового осмотра.
Самая главная новинка заключается в возможности дистанционного предрейсового осмотра.

Врач может находиться на своем рабочем месте, далеко от пациента, а заключение давать посредством телеметрии. Доктор не будет лично ставить свою подпись на путевом листе, как это было ранее, а отправлять свой вердикт в электронной форме, скрепляя его ЭЦП – электронной цифровой подписью. Планируется, что подвергаться осмотру водители будут непосредственно за рулем перед самым началом рейса.

Механизм подобной процедуры пока не разработан, но такая задача поставлена перед Минздравом РФ. Телемедицина поможет сберечь время на осмотры и средства на их организацию. Второе изменение касается ужесточения самих требований к осмотру.

Увеличилось количество поводов, по которым врач законно сможет отстранить водителя от участия в рейсе. К ним добавились:

  1. острая форма заболевания.
  2. значительно участившиеся сердцебиение;
  3. повышенное артериальное давление;

Обследование засчитывается в рабочее время сотрудника.

Для проверки работодатель должен предусмотреть специальное помещение. Минимальная площадь его – 12 кв.

м. Человек также может быть направлен на проверку в специализированное учреждение. Ответственность за транспортировку несет работодатель.

Для этого можно, к примеру, воспользоваться корпоративным транспортом. Приблизительная продолжительность одного осмотра – 10-15 минут. При наличии настораживающих признаков обследование может быть расширено до анализов крови и мочи.

В этом случае время проверки увеличивается до 20 минут. Человек отстраняется от рейса при обнаружении признаков наличия алкоголя или наркотиков в крови, при учащенном пульсе, повышенном давлении. Итоги обследования должны быть зафиксированы в путевом листе и журнале осмотров.

В частности, туда заносится следующая информация:

  1. ФИО врача, который проводил обследования.
  2. Подпись врача.
  3. Дата и время осмотра.

Информация из путевого листа и данные из журнала должны совпадать. ВНИМАНИЕ! Если в процессе осмотра выявится содержание в крови алкоголя или наркотиков, на сотрудника может быть наложен штраф.

Существует три формы организации предрейсового медицинского осмотра:

  1. Устройство в компанию врача. У врача должен быть соответствующий сертификат. Со специалистом заключается соответствующий трудовой договор.
  2. Получение лицензии самим предприятием. Получение лицензии имеет смысл только в том случае, если это большая компания, сотрудники которой должны регулярно проходить медосмотр. В данном случае работодателю придется организовывать медицинский кабинет, нести ответственность за его содержание. Если предприятие получило лицензию, оно может оказывать услуги предрейсового осмотра другим компаниям.
  3. Привлечение стороннего медицинского учреждения. У учреждения обязательно должна иметься лицензия на осуществление медосмотров. Работодатель заключает с организацией соответствующий договор.

Какую форму лучше выбрать?

Все зависит от величины компании.

Обращение в стороннюю компанию – наиболее популярная форма. Если в организации в рейс выходят более 15 водителей, имеет смысл взять медицинского работника в штат.

К СВЕДЕНИЮ! Получение лицензии предприятием – крайне затратный процесс. Он предполагает получение множества документов.

На все это нужно время, а потому в процессе оформления все равно придется обращаться к сторонним организациям.

Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования.

За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:

  1. 1 000-1 500 рублей для сотрудника.
  2. 30 000-50 000 для ИП или ЮЛ.
  3. 2 000-3 000 рублей для врача, осуществляющего осмотр.

Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ.

Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.
Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:

  1. Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.
  2. 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
  3. 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
  4. 31-50 – 18 тысяч рублей.
  5. 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
  6. 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
  7. 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.

Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату.

Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.

Приказ о прохождении медосмотра на предприятии

15659 Формирование приказа о прохождении медицинского осмотра является отправной точкой для процедуры обследования работников организации в плане состояния здоровья.

  1. Бланк и образец
  2. Бесплатная загрузка
  3. Онлайн просмотр
  4. Проверено экспертом

ФАЙЛЫ Прохождение профилактических медицинских осмотров может быть как обязанностью работников предприятий и организаций, так и добровольным мероприятием. Обычно в обязательном порядке обследования должны проходить:

  1. работники организаций, занимающихся обслуживанием водопроводных сетей и коммуникаций.
  2. те, кто работает с продуктами питания (вне зависимости от того, в производстве, торговле или общепите);
  3. сотрудники медицинских и образовательных учреждений;

Существуют и иные категории наемного персонала, для которых прохождение медосмотров является основным условием допуска к работе – все они указаны в законодательстве РФ.

В некоторых случаях руководство предприятий настаивает на медосмотре сотрудников, даже если эта обязанность в отношении данной группы специалистов в законе не прописана. Особенно такая практика распространена в крупных компаниях, где организовано медицинское обслуживание персонала по полисам добровольного медицинского страхования.

Особенно такая практика распространена в крупных компаниях, где организовано медицинское обслуживание персонала по полисам добровольного медицинского страхования. Частота прохождения медосмотров может быть различной.

Условно можно разделить обследования на несколько основных видов:

  1. внеплановые;
  2. предварительные (когда медосмотр необходим для того, чтобы человек был допущен до исполнения своих рабочих обязанностей);
  3. все оставшиеся.
  4. периодические (когда медосмотры проводятся с определенной регулярностью для подтверждения здоровья работников);

Следует отметить, что если в компании работает система периодических медицинских осмотров, то должен быть разработан их график и все сотрудники должны ему следовать. Частота прохождения персоналом организации медицинского освидетельствования определяется сферой деятельности и спецификой организации.

Приказ о прохождении медосмотра относится ко внутренней распорядительной документации фирмы и обязывает работников к прохождению этой процедуры, а также знакомит их с ее условиями, сроками и порядком. Приказы, издаваемые на предприятии, во всех случаях должны чем-то обосновываться и на чём-то основываться. В качестве обоснования обычно значится объективная причина для создания документа (здесь это может быть необходимость контроля за здоровьем сотрудников) и пишется она после слов «В связи с…».

Основание же – это прямая отсылка к закону РФ или к внутренним локально-нормативным актам компании. Как правило, непосредственная задача по формированию приказа возлагается на сотрудника секретариата или специалиста отдела кадров, но иногда эту обязанность выполняет юрисконсульт или сам директор предприятия.

В любом случае, это должен быть человек, имеющий четкое представление о том, как писать распорядительные документы и не понаслышке знакомый с трудовым и гражданским законодательством РФ. То, насколько ответственно и внимательно отнесется исполнитель к составлению приказа, зависят и будущие возможные претензии (или их отсутствие) со стороны надзорных органов (той же самой трудовой инспекции, к примеру).

После того, как приказ будет оформлен, он в обязательно порядке должен быть передан на подпись руководителю фирмы, поскольку без его автографа документ не обретет законной юридической силы. Если на вас возложена функция по формированию приказа о прохождении медицинского осмотра, а вы не знаете, как к нему подступиться, ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями и посмотрите на образец документа. Приказ о прохождении медицинского осмотра не имеет стандартной, обязательной к применению формы.

Работники компаний имеют возможность составлять его в произвольном виде или, если у них есть образец документа, действующий в организации – по его шаблону. При этом в документ должны быть включены некоторые необходимые сведения, такие как:

  1. обоснование и основание для него.
  2. наименование организации;
  3. дата, номер и место (населенный пункт) составления приказа;

В описательную часть вносятся:

  1. дата или период прохождения медосмотра;
  2. должности и ФИО сотрудников (эти данные допустимо оформить также отдельным списком, приложенным к приказу);
  3. санкции за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
  4. медицинская организация, которая его проводит;
  5. условия – место, время (часы, минуты) и пр.

    параметры;

Можете дополнить приказ любыми другими сведениями, в зависимости от конкретных особенностей предприятия.

Оформление распоряжения, также как и его текст, может быть абсолютно любым: рукописным или печатным. Составлять приказ допускается как на обыкновенном листе любого подходящего формата (но лучше А4), так и на фирменном бланке компании. Надо соблюсти только одно требование: приказ должен быть удостоверен подлинным автографом директора фирмы или лица, уполномоченного подписывать подобного рода бумаги от его имени.

Также под приказом должны поставить свои подписи работники, на которых возложена обязанность по его выполнению и те, кого данное распоряжение касается напрямую.

При необходимости, предварительно с содержанием приказа под роспись надо ознакомить представителей профсоюзной организации (если таковая, конечно, имеется). Все приказы (и этот не является исключением) составляются в одном оригинальном экземпляре и на протяжении всего периода действия лежат в специальной папке вместе с другими действующими распорядительными актами.

После утраты актуальности они передаются на хранение в архив предприятия, где содержаться срок, определенный законодательством или учетной политикой фирмы.

Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы

Необходимость организации и проведения предварительных и периодических медосмотров работников закреплена трудовым законодательством (ст. 212, 213 ТК РФ), законодательством об охране здоровья (ст.

46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

), другими законами и нормативными правовыми актами. В настоящей статье сосредоточимся на проблеме предрейсовых медосмотров водителей, а именно на том, в каких случаях они действительно обязательны и какие риски несет работодатель, не обеспечивший их проведение.

Упомянутые выше ТК РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ не содержат прямых указаний на обязанность проведения медосмотров именно водителей. В них включены лишь отсылочные нормы.

Конкретику же находим в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». П. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 этого закона предусматривают, что в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, проводят его обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Исключение сделано лишь для сотрудников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб.

Вторит закону Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (п. 6). Обратите внимание на формулировку «работа в качестве водителя».

У неё явно иной смысл нежели «управление транспортным средством». Ведь за рулем авто может сидеть лицо, не занимающее должность водителя, хотя и имеющее водительские права нужной категории.

В этой формулировке и кроется ответ на наш вопрос – для кого предрейсовый медосмотр обязателен. Это те сотрудники, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя, либо в должности с иным наименованием, но включающую водительские обязанности (т. е. те, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией).

Остальным работникам предрейсовый медосмотр не нужен. Не требуется он и тем, кто оказывает услуги экипажа по гражданско-правовому договору. На таких исполнителей не распространяется трудовое законодательство, нормы охраны труда, которые как раз и предусматривают проведение предрейсовых медосмотров.

Примечательно Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439 отказано в передаче дела № А35-7124/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства). Суды не увидели нарушения в действиях организации, которая при эксплуатации транспортных средств не проводила предрейсовых медосмотров.

Аргументами в её пользу сочли то, что водителей или лиц, выполняющих трудовую функцию водителя, в штате не имелось, автомобили использовались сотрудниками (менеджеры, руководители и др.) для передвижения при исполнении служебных обязанностей. При аналогичных обстоятельствах Мосгорсуд приходил к таким же выводам (Апелляционное определение Мосгорсуда от 18.09.2018 по делу № 33а-6141, Апелляционное определение Мосгорсуда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019): в предрейсовых медосмотрах не нуждались менеджеры, медицинские представители, руководители, которым служебные авто были предоставлены с целью улучшения условий работы при исполнении служебных обязанностей; штатная единица «водитель» в штатном расписании организаций не значилась. Если управление автомобилем не является обязанностью работника, автомобиль не является его рабочим местом, он сам определяет воспользоваться ли ему этим транспортным средством для служебной поездки или добраться иначе, то водителем такого сотрудника считать нельзя (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 № 33-9894, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 № 33-24668/2014).

В то же время вуалирование водительских функций иным наименованием должности бесперспективно.

Так, в штатном расписании организации имелась должность «торговый представитель», однако по существу в обязанности занимающих ее сотрудников входила автомобильная доставка грузов покупателям.

В таких обстоятельствах их следовало рассматривать как водителей, в том числе, и применительно к вопросу о проведении предрейсовых медосмотров (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Добавим, что требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Для решения вопроса об обязательности предрейсового медосмотра не значимо, задействован водитель в перевозках грузов или пассажиров по стороннему заказу или для собственных нужд организации (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ). Требования о проведении предрейсовых медосмотров лежат в сфере трудового законодательства, законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о безопасности дорожного движения.

Это обуславливает подходы к контролю. Согласно КоАП РФ несоблюдение правил в интересующей нас области образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 (ч.ч. 3, 5), ст. 11.32, ст.

12.31.1 (ч. 2). Осуществлять контроль и возбуждать дела об административных правонарушениях по этим составам вправе в пределах своей компетенции сотрудники ГИБДД, инспекторы труда, должностные лица органов Росздравнадзора, Ространснадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст.

ст. 23.3, 23.12, 23.36, 23.36.1, 28.1, 28.3 КоАП РФ). Вмешательства иных органов в контроль закон не предполагает. Так, налоговые органы не могут отказать в признании в целях налогообложения расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, только на том основании, что водители налогоплательщика не прошли обязательного предрейсового (или иного) медосмотра.

Это факт при налоговом контроле не значим. Его выявление само по себе не позволяет поставить под сомнение ни совершение служебной поездки как таковой, ни экономическую оправданность расходов.

Под обоснованными расходами ст.

252 НК РФ понимает экономически оправданные затраты. Произведены они должны быть для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Требования, которые лежат вне плоскости налоговых правоотношений, не могут приниматься в расчет при налоговом контроле (ст.

1 ТК РФ, п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 54.1, п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, Минфин России в письме от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18410 ответил на вопрос о возможности списания расходов на оплату сверхурочных работ сотрудников, которые отработали так более разрешенных 120 часов в год: нарушение работодателем норм трудового права не влечёт запрета на признание указанных расходов.

Не могут ли налоговые инспекторы посчитать расходы на служебный транспорт документально неподтверждёнными на том основании, что в путевых листах отсутствует отметка о предрейсовом медосмотре? Ст. 252 НК РФ требует, чтобы расходы подкреплялись документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368 определяет состав и правила заполнения обязательных реквизитов путевых листов.

В их числе дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и отметка

«прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»

, которые проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пп.

2 п. 5, п. 15 Приложения к Приказу № 368). Однако, во-первых, применение Приказа Минтранса № 368 обязательно далеко не для всех эксплуатантов автотранспорта.

Дело в том, что издан он как подзаконный акт к Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (это указано в самом Приказе), а Устав регулирует только отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ (ст.

1). Если фирма или ИП не осуществляют деятельность по перевозке грузов или пассажиров и багажа, то и Устав им не указ, и Приказ также.

Его положения можно игнорировать.

Во-вторых, если правила Приказа для бизнеса обязательны, то в пп. 2 п. 5 документа чётко оговорено, что отметка о предрейсовом медосмотре водителя проставляется лишь тогда, когда обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации.