Рукоприкладство в школе учителем статья

Что делать, если учитель ударил ученика: консультация юриста по уголовному праву


» Поделиться в ВКонтакте Автор tettВремя чтения 19 мин.Просмотры 225Обновлено 23.02.2021Современное школьное образование предполагает дипломатическое решение конфликтов. Наказание учителя не должно нарушать права детей, посещающих учебное заведение. Однако не все педагоги придерживаются устава учреждения и Конституции РФ.

В них оговорены права и обязанности педагога, а также предусмотрена ответственность учителей за нарушение прав учеников. В этой статье мы рассмотрим, что делать родителям в случае рукоприкладства в отношении их ребенка в школе: куда обращаться, как писать жалобу, какое наказание получит учитель, который ударил ребенка.Закон «Об образовании» устанавливает в качестве основных принципов преподавания гуманизм, приоритет общепризнанных социумом ценностей: здоровья, самовыражения, личностного развития.Помимо права на жизнь, свободу слова и получение образования, Конституция РФ подтверждает тот факт, что личность человека охраняется государством и никто не вправе подвергнуть унижению человеческое достоинство.В «Типовом положении об образовательном учреждении» Правительства РФ говорится о том, что каждый учащийся претендует на уважительное отношение к себе, своим взглядам и убеждениям, которые он вправе свободно выражать.Образовательные программы должны преследовать цели развития личностных качеств ребенка в соответствии с его природными способностями, эффективного взаимодействия с учителем и сверстниками, уважения свободного самовыражения.Рукоприкладство в школе расценивается в качестве умышленного нанесения вреда здоровью. От степени тяжести повреждений зависит, по какой статье будет привлечен к делу обидчик.Так, существует ряд нормативно-правовых положений об избиении и побоях:

  1. устанавливает преднамеренное нанесение вреда здоровью средней тяжести;
  2. применяется в случае, когда побои не наносят непосредственный вред здоровью, а являются лишь причиной болезненных ощущений (побои);
  3. фиксирует нанесение тяжкого вреда здоровью предумышленно, которое влечет потерю зрения, слуха, частей тела, приобретение психологической травмы или инвалидности;
  4. пресекает систематическое рукоприкладство (или истязание).
  5. указывает на умышленное причинение легкого вреда здоровью;

Истязанием считается систематическое причинение физического или психического насильственного воздействия, которое не влечет за собой последствий, фиксируемых ст.

111-112 УК РФ.Наказание ужесточается в случае, когда преступление совершается в отношении несовершеннолетнего, малоимущего, беспомощного, взятого в заложники человека.В строгом порядке наказываются и те, кто совершает избиение и истязание, исходя из соображений превосходства — политического, идеологического, расового, религиозного и т.

п.Более того, в говорится о том, что вина обидчика отягощается, если вред был причинен ребенку лицом, обязанным воспитывать его и защищать права в соответствии со ст. . Таковыми принято считать родителей, педагогических работников, медиков, опекунов и других законных представителей.Если учитель ударил ученика в одурманенном наркотиками или алкоголем состоянии — это также является отягощением проступка, увеличивающим срок наказания.Насилие со стороны учителей в школах — явление, увы, не новое.

Ещё наши родители рассказывали, как за накрашенные глаза старшеклассница могла получить указкой по пальцам, или хулиган, срывающий урок, зарабатывал от преподавателя подзатыльник.

Времена поменялись — сейчас у каждого школьника есть смартфон, поэтому подобные инциденты не остаются в стенах школы, моментально попадают в сеть, вызывая общественный резонанс.В последнее время случаи жестокого отношения учителей к детям участились. Так, в конце января этого года учительница из Смоленска ударила ученика в столовой за то, что он решил забрать домой недоеденную котлету.

В Санкт-Петербурге примерно в эти же дни первоклассницу так ударила учительница, что ребёнок попал в больницу с сотрясением мозга. В Подмосковье преподаватель не трогала детей сама, но стравливала их между собой.

Первоклашку жестоко избили одноклассники с разрешения учителя физкультуры, которая заявила, что «сегодня — день каннибала» и ребята могут пинать своего товарища, который «слишком долго завязывает шнурки».

У ребёнка диагностировали сотрясение мозга и серьёзные ушибы.Такой случай, без преувеличения, ломает психику ребёнка. Он переживает, иногда ему страшно рассказать о случившемся, он чувствует себя униженным и беззащитным, боится, что его не поймут и не поддержат родители, ведь ударил не абы кто, а взрослый и авторитетный человек.Комментирует дипломированный психолог с 20-летним стажем, эксперт в области семейных отношений, действующий преподаватель по практической психологии детского научного лагеря «Экстерн» Ольга Свиридова:— К сожалению, в системе образования не всегда работают высококвалифицированные кадры, и в некоторых ситуациях они позволяют себе совсем не педагогичное поведение. Каждый случай индивидуален, и прежде, чем подавать на педагога в суд, конечно, надо разобраться, что случилось.С точки зрения психологии, дети, травмированные такой ситуацией, не хотят после этого идти в школу.

Зачастую ребёнку приходится менять школу, при том, что он был не виноват в сложившейся ситуации.

Для родителей важно учесть, насколько устойчивой психикой обладает их ребёнок, и, по возможности отодвинув эмоции на второй план, взвесив все «за» и «против» дальнейшего нахождения в этой конкретной школе, идти на разговор, причём не с учителем, а с администрацией учебного заведения.Если ребёнок по характеру «боец», то достаточно провести разъяснительные беседы, заверить, что подобное больше не повторится, дать понять, что родители и администрация школы на его стороне, и тогда возобновить занятия в школе. Если ваш ребёнок с менее устойчивой психикой, здесь может понадобиться помощь психолога. Что теперь испытывает ваш сын или дочь при словах «школа», «занятия», «учитель»?

Страх. И справиться с ним бывает непросто.

Родителям важно не принижать чувства ребёнка фразами вроде «ну что ты как маленький», «да ладно, все уже и забыли», а быть всё это время рядом с ребёнком, поддерживать его и вовремя обратиться к специалисту.Кстати, у нас на сайте есть статья в которой рассказывается, что делать т муж.Причины того, что учитель бьёт ученика, нередко связаны с поведением детей. Без должного воспитания со стороны родителей, а также при неумении учителя наладить образовательный процесс, он может стать жертвой постоянных провокаций и издёвок со стороны детей.

Не всегда нервы учителя выдерживают такое поведение учеников. Но ни при каких обстоятельствах он не вправе бить ученика.Факт удара подталкивает родителей ученика к обращению в полицию.

Закон позволяет действовать таким образом, но спешить с подачей заявления не стоит. Сначала нужно обратиться к администрации школы, чтобы выяснить обстоятельства и привлечь учителя к ответственности по месту работы.Не всегда удаётся разрешить конфликт и наказать виновных в рамках учебного заведения.

В таком случае нужно обращаться в полицию и суд. Родителей ученика ждёт длительное разбирательство, начинать которое нужно с:

  1. Сбора доказательств (медицинских справок, свидетельствующих о нанесении побоев).
  2. Подачи заявления в полицию.

В тексте заявления нужно подробно описать, что учитель бьёт ученика, рассказать об обстоятельствах произошедшего и указать данные участников конфликта и возможных свидетелей.Помимо привлечения к ответственности, через суд можно взыскать с учителя моральный ущерб.

При подаче такого иска стоит обратиться за помощью к опытному адвокату, поскольку удовлетворение исков о моральном ущербе во многом зависит от аргументированного исчисления суммы ущерба.Нанесение побоев ученику наказывается по ряду статей УК РФ. Наказание зависит от наличия или отсутствия повреждений на теле ученика, а также от отягчающих обстоятельств содеянного.При ударе по голове, не повлекшем возникновения следов побоев, учителя, бившего ученика, можно привлечь к ответственности по статье 116 УК РФ. В качестве наказания применяется:

  1. Обязательные работы до 360 часов.
  2. Штраф до 40 тысяч рублей.
  3. Исправительные работы до 6 месяцев.
  4. Арест до полугода.

При наличии отягчающих обстоятельств применят:

  1. Принудительные работы на тот же срок.
  2. Арест до полугода.
  3. Обязательные работы до 360 часов.
  4. Условное наказание до 2 лет.
  5. Исправительные работы до года.
  6. Лишение свободы до 2 лет.

Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести квалифицируется по 112 статье УК РФ.

В данном случае накажут:

  1. Принудительными работами до 36 месяцев.
  2. Условным или реальным лишением свободы до 3 лет.

Дополнительно к уголовному наказанию применяют дисциплинарное.

За избиение учителя уволят.Отягчающими обстоятельствами содеянного является ненависть к ребёнку, а также национальная, расовая или политическая вражда.

При наличии таких обстоятельств чаще всего применяют наказание в виде лишения свободы.Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы.

Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей.

В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков».

Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано.

Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых.Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в , как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле.В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ.

Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут.

Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке.

На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни».На следующий день этого мальчика травил весь класс.

Да, именно за то, что он не такой, как все.

Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы.

Как в таких случаях стоит поступать родителям?

Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках.

Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.Ещё один важный момент: нужно понимать, что дети есть дети, и иногда они склонны преувеличивать, драматизировать или вовсе врать взрослым по тем или иным причинам. Об этом рассуждает детский психолог сервиса YouTalk Ксения Щербинина:— Когда происходят подобные инциденты, у всех зашкаливают эмоции и очень сложно держать себя в руках: ребёнок сильно напуган, родители в ярости.

Для начала родителям важно найти в себе силы на глубокий вдох-выдох и попробовать разобраться в ситуации.

Что произошло на самом деле? При каких обстоятельствах это произошло?Сейчас есть тенденция демонизировать учителей и систему образования в целом.

За этой негативной установкой мы иногда перестаём видеть реальность.

Возможно, никакого инцидента не было, и для ребёнка это лишь повод привлечь внимание мамы и папы, почувствовать, как они могут защитить его, позаботиться.

Возможно, конфликт был не с педагогом, а с одноклассниками, но «стучать» страшно, а синяк остался. Почему бы не свалить на учителя, у которого уже не самая хорошая репутация? Я говорю сейчас о других вариантах не с целью защитить учителей (хотя и они иногда нуждаются в защите), а с целью предупредить о других не менее серьёзных причинах.Итак, вы разобрались в ситуации и убедились в том, что учитель вышел за рамки своих компетенций и оскорбил или даже ударил ребёнка.

Я говорю сейчас о других вариантах не с целью защитить учителей (хотя и они иногда нуждаются в защите), а с целью предупредить о других не менее серьёзных причинах.Итак, вы разобрались в ситуации и убедились в том, что учитель вышел за рамки своих компетенций и оскорбил или даже ударил ребёнка. Как правило, в подобных ситуациях ребёнок испытывает сильную растерянность, переживает, виноват ли он в этой ситуации, и боится, что всё может повториться.Какие бы страшные вещи ни происходили в жизни наших детей, мы можем и должны объяснять им, что происходит.«То, что произошло с тобой — не норма, такого быть не должно.

Я знаю, что ты напуган. Ты не виноват в том, что произошло. Даже если ты вёл себя не так, как хотел учитель, у него нет права оскорблять тебя, и тем более бить.

Ни у кого нет права бить тебя. Мы с папой/мамой будем разбираться в этой ситуации и не допустим её повторения».Не замалчивайте инцидент и не старайтесь сделать вид, что ничего не было. Не стоит сильно погружать ребёнка в дальнейшие разбирательства, так как это может повторно его травмировать.

Достаточно того, что он чувствует вашу защиту. Подобные разъяснения позволяют ребёнку «переварить» тот негативный опыт, который произошёл с ним.Безусловно, нужно будет время.

Если родители замечают, что ребёнок стал вести себя иначе после подобного инцидента, стоит обратиться к психологу. У всех разная стрессоустойчивость.

То, что для одних быстро забудется, на других может наложить серьёзный отпечаток. Своевременно оказанная психологическая помощь позволит минимизировать последствия стресса.Что делать, если учитель гнобит ребёнка? Первое, что необходимо, — это поговорить с самим ребенком на предмет оснований обвинения педагога.

Лучше всего, если ваши дочь или сын запишут видео или аудио с доказательствами своих слов.Если у вас есть неоспоримые доказательства, свидетельства и факты нарушения прав своего ребенка в учебном заведении, следует немедленно обратиться к администрации школы с жалобой. Встреча родителей с педагогом и учащимся должна проводиться в присутствии психолога и администрации школы в лице директора.Если конфликт невозможно урегулировать путем мирных переговоров двух сторон, то разумно привлечь в дискуссию уполномоченного по правам ребенка.Для этого родители потерпевшего обращаются в полицию с заявлением по факту избиения их ребенка в учебном учреждении.В заявлении указываются обстоятельства ситуации, зафиксированные медицинские обследования, доказательства слов заявителя, персональные данные учителя, ученика и подающего заявление родителя, подпись.Полиция занимается допросом подозреваемого и потерпевшего, составлением обвинительного акта, передачей дела в судебную инстанцию для подтверждения или опровержения виновности.

В течение одного месяца суд рассмотрит дело и вынесет решение.Родитель имеет право подать иск непосредственно в мировой суд, если обладает персональными данными обидчика и готов предоставить факты, свидетельствующие о наличии вины: показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, медицинские справки.Жалобы в вышестоящие инстанции могут быть коллективными. Их составлением занимается родительский комитет класса, в котором обучаются потерпевшие дети (также с указанием правовых оснований обращения, предмета недовольства, персональных данных обеих сторон, подписями заявителей).Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма.

Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно.

Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога.

Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика.

Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное. В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному.

Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека.

Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию.

На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.Решая, что делать, если учитель ударил ученика, нужно учитывать, что для ребёнка такая ситуация является тяжёлой психологической травмой.

Поэтому важно не усугублять эти последствия для ребёнка.

Но наказать виновного необходимо. Если администрация школы не собирается решать проблему, а полиция не передаёт заявление в суд, стоит перевести ребёнка в другое учебное заведение.В то же время, необходимо объективно оценить ситуацию и выяснить, почему педагог так поступил. Родителям свойственно однозначно становиться на сторону своего ребёнка, но необходимо реально посмотреть на его поведение и задуматься, не спровоцировал ли ребёнок учителя.
Родителям свойственно однозначно становиться на сторону своего ребёнка, но необходимо реально посмотреть на его поведение и задуматься, не спровоцировал ли ребёнок учителя.

Конечно, это не оправдывает действия педагога, однако является важным для понимания и разрешения конфликта.Необходимо оценить и мотивы учителя, ударившего ученика, и характер избиения.

Если речь идёт о нервном срыве, то вряд ли стоит пытаться привлечь его к уголовной ответственности.

Проблему можно решить в рамках школы.

Иное дело – систематическое избиение, нанесение серьёзных повреждений и мотивы расовой, религиозной и иной вражды.

В таких ситуациях однозначно необходимо обратиться в полицию и довести дело до суда.Для начала попытайтесь урегулировать конфликт в рамках учебного заведения, для этого потребуется привлечь директора и психолога. Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд.
Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд. Бывают ситуации, когда персональные данные преподавателя родителям неизвестны.

В этом случае сотрудниками правоохранительных органов проводится ряд мероприятий, направленных на установление личности виновника инцидента. После того, как потерпевшая и обвиняемая сторона допрошены, все материалы подкрепляются обвинительным актом и направляются в суд.Основанием для возбуждения уголовного дела является заявление родителя, срок дознания по закону не должен превышать 30 дней. Перед самой передачей дела в суд, дознавателем утверждается обвинительный акт, что делается у прокурора.

Он наделен правом утвердить обвинительный акт или вернуть его на проведение дополнительного дознания.Если вы хотите выиграть дело, не пожалейте денег и наймите хорошего адвоката. Дело в том, что не все знают, как правильно подается заявление в суд, как собирается пакет необходимых документов, доказательная база. А опытный юрист, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, может в этом помочь.

Кроме того, он знает, как правильно себя нужно вести на заседании, как отвечать на вопросы, и сможет научить этому вас. Наладив сотрудничество, вы сможете с легкостью достигнуть желаемого и наказать учителя, который обидел вашего ребенка и возможно других детей.Что касается того, по каким критериям следует выбирать адвоката, то основными являются:

  1. уровень образования;
  2. грамотность.
  3. умение отстаивать свою точку зрения, убеждать;
  4. положительный опыт;
  5. квалификация;

Не лишним будет обратить внимание на внешний вид юриста, он должен быть представительным.

Доверьтесь профессионалу, и виновные будут наказаны.Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п.

6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность.

Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью.

Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса.

Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт.

Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст.

В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.

112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.

111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г.

№ 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.В любом случае, родителю важно разобраться в ситуации, не бояться, что из-за разбирательств против его ребёнка ополчатся другие преподаватели и не преуменьшать важность произошедшего, даже если после действий учителя у школьника не осталось и царапины.В некоторых случаях ребёнка лучше перевести в другую школу, особенно если он сам об этом просит. Иногда для того, чтобы всё вернулось на круги своя, достаточно беседы и поддержки, а также отстранения провинившегося учителя от работы, но в некоторых случаях родителям предстоит серьёзная работа, чтобы их ребёнок перестал испытывать страх и вновь полюбил школу.Источники

  1. https://system-bryansk.ru/uk/uchitel-udaril-rebenka.html
  2. https://lawyer-expert.ru/prestupleniya-protiv-zhizni-i-zdorovya/uchitel-udaril-uchenika/
  3. https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/uchitel-byot-uchenika-chto-delat-roditelyam/
  4. https://prava.expert/uk/uchitel-bet-uchenika.html
  5. https://dailybaby.ru/magazine/articles/surovaia-shkola-chto-delat-esli-rebionka-udaril-uchitel
  6. https://www.forbes.ru/forbes-woman/369337-kak-zashchitit-rebenka-ot-travli-so-storony-uchitelya
  7. https://letidor.ru/obrazovanie/konflikt-s-uchitelem-kakie-mery-nakazaniya-uchenikov-nezakonny.htm

Поделиться в ВКонтакте 6558

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

30 октября 2013 в 10:42О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке?

Рассказывает юрист Ксения Печеник.О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей.

Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона.

Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться. Согласно при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания.

Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность.

Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска .

Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч.

4 в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом. Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д.

В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по (побои), (умышленное причинение легкого вреда здоровью), (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г.

№ 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда. • вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; • полная утрата профессиональной трудоспособности;• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня); • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно); • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др). Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети. Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет — в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока?

О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу.

Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд. Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской — если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.Это неправомерно.

Согласно каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся. Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников.

К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу. Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников.

Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.