Руководитель государственного органа использует служебный автомобиль в личных целях

Решение № 12-93/2015 от 16 июня 2015 г. по делу № 12-93/2015


, Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, ранее к административной ответственности не привлекавшегося (сведения отсутствуют), у с т а н о в и л:Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2015 года Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А. привлечен к административной ответственности по ст.

РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.Не согласившись с Постановлением мирового судьи, Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А.

обратился в Кудымкарский городской суд с жалобой, в которой просит Постановление от 15 мая 2015 года отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.

РФ, поскольку глава муниципального образования является высшим выборным должностным лицом муниципального образования, которому согласно ч.

1 ст. 40 Федерального закона

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

, п. 1 ст. 45 Устава муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район» обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

В жалобе Климов В.А. также ссылается на то, что у главы района — главы администрации ненормированный рабочий день. Иная транспортная доступность, которая бы обеспечивала ему, как главе района, возможность реализации своих полномочий в условиях ненормированного рабочего дня, отсутствует. Служебное жилье в г. Кудымкаре на срок осуществления полномочий ему не представлено.

Кроме того, Климов В.А. указал, что не является муниципальным служащим, в связи с чем положения Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к нему не применимы.В судебном заседании Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А., его представитель Старцева Е.В. доводы жалобы поддержали по изложенным основаниям. Кудымкарский городской прокурор Владимиров Р.В.

с жалобой не согласился. При этом ссылался на то, что действующими нормативными актами гарантия транспортного обеспечения Главы Кудымкарского муниципального района в целях проезда от места жительства к месту осуществления своих полномочий и обратно не предусмотрена.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, прихожу к следующему выводу.В соответствии со ст. РФ самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.Из материалов дела следует, что 19 марта 2015 года Кудымкарским городским прокурором в отношении Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Климова В.А.

вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.

РФ.Из Постановления следует, что Глава Кудымкарского муниципального района — глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по настоящее время) систематически и в личных (неслужебных) целях (не связанных с исполнением должностных обязанностей) для осуществления поездок от места работы в Администрации Кудымкарского муниципального района по адресу: , до места постоянного проживания по адресу: и обратно к месту работы в Администрации Кудымкарского муниципального района по адресу: , использовал служебный автомобиль, то есть совершал поездки по направлению в утреннее и в вечернее время, что составляет 104 км ежедневно. Следовательно, Климов В.А. использовал в личных целях муниципальное имущество, предназначенное в силу ст.

50 Федерального закона

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

для обеспечения деятельности муниципалитета — легковой автомобиль , состоящий на балансе Администрации Кудымкарского муниципального района.Кроме того, согласно Постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, указанные поездки в личных целях в нарушение ст. 53 Федерального закона

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

, ст. ст. , Бюджетного кодекса РФ осуществлялись за счет средств местного бюджета района, выделенных по смете на осуществление деятельности органа местного самоуправления.

В соответствии с путевыми листами в ДД.ММ.ГГГГ году пробег автомобиля по направлению в утреннее и вечернее время составил 7477 км, из которых на зимний период приходится 6220 км, на летний период — 936 км.Сумма фактически затраченных бюджетных средств на приобретение ГСМ за ДД.ММ.ГГГГ год составила 33 859 рублей 18 копеек.В ДД.ММ.ГГГГ году пробег автомобиля по направлению в утреннее время и в вечернее время составил 2497 км, из которых на зимний период приходится 312 км, на летний период 2185 км.Сумма фактически затраченных бюджетных средств на приобретение ГСМ за ДД.ММ.ГГГГ года составила 11120 рублей 13 копеек.Общая сумма бюджетных средств, фактически затраченных на поездки автомобиля в неслужебных целях в период ДД.ММ.ГГГГ годов составила 44 979 рублей 31 копейку.Признавая Главу Кудымкарского муниципального района — Главу администрации Кудымкарского муниципального района Климова В.А.

виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. РФ, мировой судья судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края исходил из того, что Климов В.А. в нарушение требований п. 5 ч.

3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.

4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

, а также ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» использовал служебный автомобиль в личных (неслужебных) целях для поездок от места жительства в к месту работы в в утреннее и вечернее время в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.С таким выводом согласиться нельзя.В соответствии со ст.

1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, а также иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами является коррупцией.Согласно п.
1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, а также иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами является коррупцией.Согласно п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.В соответствии с ч.

4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции»

и другими федеральными законами.Статья 41 Устава муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район», принятого Решением Земского Собрания Кудымкарского района от 15.12.2005 № 133 (ред.

от 30.01.2015) закрепляет, что глава муниципального района является высшим должностным лицом Кудымкарского муниципального района и наделяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района осуществляет свои полномочия на постоянной основе.В силу требований п.

1 ст. 45 Устава муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район» главе муниципального района в качестве гарантии обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.По смыслу законодательства такие гарантии представляют собой совокупность условий и средств (правовых, организационных, социальных и других), обеспечивающих реальную независимость выборного должностного лица местного самоуправления в целях беспрепятственного и эффективного осуществления своих полномочий. Из материалов дела следует, что Климов В.А., являясь главой муниципального образования, использовал служебный транспорт для проезда от места жительства в д к месту работы в и обратно.Поскольку следование к месту работы является необходимым условием осуществления Климовым В.А.

полномочий Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района, использование служебного автомобиля для таких поездок не может расцениваться в качестве неслужебного (личного) использования. В данной ситуации Климов В.А. преследовал цель создания условий для беспрепятственного осуществления своих должностных обязанностей.

Доказательств иного материалы дела не содержат.

Беспрепятственное, независимое и эффективное осуществление полномочий главы муниципального образования не может быть поставлено в зависимость от места жительства Климова В.А., расписания движения общественного транспорта либо наличия у Климова В.А. личного автотранспорта.При таких обстоятельствах, вывод об использовании Климовым В.А. служебного автомобиля в личных целях не основан на нормах права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Климова В.А.

объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. РФ. Следовательно, правовые основания для привлечения данного должностного лица к административной ответственности отсутствуют.Отсутствие состава административного правонарушения в действиях Климова В.А.

в силу п. 2 ч. 1 ст. РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.С учетом изложенного, Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2015 года в отношении Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Климова В.А. подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.

3 ч. 1 ст. РФ.На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. — РФ,р е ш и л:Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Климова Валерия Анатольевича отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.Судья Ю.А.

ЧащинаКудымкарский городской суд (Пермский край) Чащина Юлиана Александровна (судья)

За личное пользование служебным автомобилем надо заплатить НДФЛ

Ответ: Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях прямо законом не установлен, но вы можете предусмотреть такую возможность в трудовом договоре, а также в специальном локальном нормативном акте. После этого рекомендуем издать приказ об использовании служебной машины в личных целях и составить акт приема-передачи транспортного средства.

Если сразу при приеме на работу вы желаете разрешить генеральному директору использовать служебную машину в личных целях, то в трудовом договоре рекомендуем прописать следующие условия:

  1. характеристики автомобиля (в частности, марку, государственный номер);
  2. порядок оплаты штрафов, ремонта, топлива, иных расходов (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).
  3. порядок приема-передачи служебного автомобиля для использования в личных целях, а также возврата и прекращения использования служебной машины в личных целях (например, в одностороннем порядке с вашей стороны);
  4. возможность использовать служебный автомобиль в личных целях и условия его использования (например, запрет выезда за пределы города и другие);
  5. срок, в течение которого генеральный директор может использовать свой служебный автомобиль в личных целях;

Если генеральный директор уже работает у вас и вы решили предоставить ему служебную машину для использования в личных целях, то заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору и отразите в нем все указанные выше условия (ст. 72 ТК РФ). При наличии в Организации локального нормативного акта (коллективного договора), в котором подробно регламентирован порядок использования служебного автомобиля в личных целях, в трудовом договоре его условия вы можете не дублировать.

Достаточно указать условие о возможности использовать служебный автомобиль в личных целях, характеристику автомобиля, срок, на который он передается, и сделать ссылку на локальный нормативный акт. Главное, чтобы работник (генеральный директор) был ознакомлен с локальным нормативным актом под подпись (абз.

10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). В отношении исчисления и уплаты НДФЛ отметим следующее.

Безвозмездное пользование служебным автомобилем в личных целях является экономической выгодой для пользователя — директора.

При этом доходом налогоплательщика признается экономическая выгода, полученная в том числе в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая по правилам главы 23 НК РФ (п.1 ст.41 НК РФ). Тем не менее в Вашей ситуации для возникновения у физического лица на­ло­го­об­ла­гае­мо­го дохода необходимо, чтобы у работодателя была возможность опре­де­лить размер полученной им экономической выгоды согласно главы 23 НК РФ. В самой главе 23 НК РФ порядка определения размера получаемой физическим лицом экономической выгоды нет.

Хотя из ее содержания можно сделать вывод, что в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло (п.1 ст. 210 НК РФ). Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ. Так как положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц безвозмездного пользования служебным автомобилем в личных целях, статья 217 НК РФ не содержит, указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (п.1 ст.

211 НК РФ, письмо Минфина России от 09.03.2017 № 03-04-05/13125).

Возникающий доход в натуральной форме, можно рассчитывать, например, исходя из стоимости проката или аренды транспортного средства, аналогичного тому, которым воспользовался работник (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243). Так же необходимо вести отдельно учет расходов, связанных с использованием служебного автомобиля по служебным поездкам и личным (ГСМ и другие расходы).

Получитеконсультациюэксперта Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

Спасибо, Ваша заявка получена. Наш сотрудник свяжется с Вами. Имя и фамилия Телефон Электронная почта Вопрос Отправить Отправляя свои данные, вы даёте согласие на .

Правомерность использования служебного транспорта в личных целях

» Использовать служебный транспорт в личных целях можно только по договоренности с работодателем. При передаче сотруднику права на управление машиной, руководитель должен правильно оформить необходимые документы, чтобы пройти проверку контрольных органов. В российском законодательстве нет закрепленных положений, которые четко регулируют поездки на служебных машинах по личным нуждам.

Использование служебного автомобиля требует оформления путевых листов и снятия показателей одометра для установления пробега во время работы.

Это необходимо для расчета расходов предприятия, которые контролируются налоговыми органами. Путевой лист – документ, с помощью которого компания контролирует работу водителя, осуществляет учет расходов на горюче-смазочные материалы. Показания используются в качестве основания для начисления зарплаты водителю и для подтверждения расходов перед Налоговой службой.

Корпоративный транспорт может использоваться:

  1. только для задач организации.
  2. для рабочих и при необходимости личных целей;

Использовать авто для персональных нужд самовольно нельзя. Бухгалтерия не имеет права принимать путевой лист к рассмотрению, даже в том случае, если сотрудник за свой счет заправил автомобиль и приложил чек.

Этот чек не относится к расходам компании, бухгалтер не вправе соотнести его со строкой расходов. На предприятиях используется смешанный вариант, когда пользоваться авто можно, получив соответствующее разрешение. Существуют следующие варианты, как сделать использование легальным:

  • Оформление доверенности. Этот вариант позволяет конкретному сотруднику в любое время использовать авто в персональных целях.
  • Устная договоренность. При условии, что сотрудник заправляет машину и пользуется в личных целях внерабочее время.
  • Оформление распоряжения. Заключается договор безвозмездного пользования, в котором прописываются обязательства сотрудника по эксплуатации служебного транспорта.
  • Составление договора аренды. Работник несет ответственность за имущество и необходимое техобслуживание. Руководитель в этот период не может пользоваться сданным авто.

После каждого использования у работника принимают авто по акту приема-передачи.

Он включает в себя фиксацию состояния автомобиля, сведения о количестве бензина в баке и показания на спидометре.

Заполняет акт сотрудник, который отвечает за техническое состояние имущества (например, начальник гаража). Принимая во временное пользование служебный автомобиль, работник должен соблюдать следующие правила:

  • Соблюдать правила безопасности на дороге.
  • Не выходить за рамки, установленные формой трудовых отношений.
  • Отвечать за сохранность транспортного средства. При порче служебного имущества сотрудник обязан компенсировать ремонт.

При возврате служебного транспорта работник отчитывается перед бухгалтерией и ответственным за транспорт лицом о состоянии машины. Если сотрудник использует рабочий транспорт в личных целях без разрешения, наносится финансовый ущерб предприятию.

Такое нарушение выявляется во время внутренних контрольных мероприятий.

Работник обязан возместить ущерб фирме. Для расчета затраченного горючего применяется формула: РАСХОД = Т (нач.) + Т (доп.) − Т (ост.), где: Т (нач.) – объем бензина в баке на начало поездки (залитый или рассчитанный на основании предыдущих показаний); Т (доп.) – количество бензина, дополнительно залитого в бак в течение поездки; Т (ост.) – объем оставшегося в баке бензина по возвращении машины. Пример расчета суммы компенсации: В организации есть служебный автомобиль.

В компании используется метод списания материалов по средней себестоимости бензина, которая составляет 40 рублей. В путевом листе указаны следующие отметки:

  • Остаток по возвращении – 10 л.
  • Остаток бензина в баке – 5 л.
  • Заправлено работником – 20 л.

В итоге расход равен 15 литрам (5 л + 20 л − 10 л).

Работник выплачивает предприятию компенсацию за использование авто в размере 600 р. (40 р. × 15 л). В путевом листе ставится отметка о медосмотре водителя. При использовании машины в личных целях работник не проходит освидетельствование.

В случае если гражданина остановят сотрудники ГАИ, он будет за это оштрафован. ВНИМАНИЕ! Штраф за езду без медосмотра достигает 100 тыс. р. для физических лиц и 500 тыс.

р. – для юридических. Если сотрудник взял транспорт без договоренности, начальник вправе применить к нему дисциплинарные меры (от выговора до увольнения). Рекомендуем: . Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Если есть необходимость выполнить разовые работы, заключается договор подряда.

Этот документ определяет права и Задержка аванса или основной выплаты – нарушение прав работника. При возникновении задолженности руководитель предприятия Законодательство разрешает применение санкций за нарушения производственного порядка.

К взысканиям относятся замечание, выговор или Инвентаризация ценного имущества на предприятии проводится по графику. Но иногда возникает необходимость внеплановой проверки.

Эксперт АЮР: Чиновников стали штрафовать за частные поездки на служебных машинах

20 Апреля 2021 Новая практика: чиновников стали штрафовать за использование служебных авто в личных целях. С легкой руки прокуратуры к воскресным поездкам столоначальников на шашлыки или субботним вояжам в филармонию стала применяться статья КоАП «Самоуправство». Оказалось, она идеально подходит к ситуации, когда важный государственный человек решил прокатиться на казенных колесах по неказенным делам.

Об этом подробно рассказала Новая практика: чиновников стали штрафовать за использование служебных авто в личных целях. С легкой руки прокуратуры к воскресным поездкам столоначальников на шашлыки или субботним вояжам в филармонию стала применяться статья КоАП «Самоуправство». Оказалось, она идеально подходит к ситуации, когда важный государственный человек решил прокатиться на казенных колесах по неказенным делам.

Даже мигалка не дает чиновнику права ездить на служебной машине по личным делам. В Смоленской области буквально на днях оштрафовали на 300 рублей главу одной из районных дум: в выходные гражданин спикер поехал на служебной машине в Брянск. Без оформления командировки, а значит, де-юре — по личным делам.

Суд признал незаконным отказ начальника тюрьмы от встречи с адвокатом Вояж раскрылся из-за нарушения правил дорожного движения: машина районного спикера пролетела на красный.

А прокуратура, узнав об этом, заинтересовалась, куда ездил руководитель.

Выяснилось: непонятно куда. Поэтому за лихую поездку законодателя привлекли к ответу по статье КоАП со столь говорящим названием: «Самоуправство».

В суде глава района пытался защитить коллегу: мол, ездил на переговоры по его личной просьбе.

Такое бывает. Но суд отнесся к версии скептически. Постфактум можно говорить все что угодно. Однако ответственные начальники должны понимать: они не хозяева своим служебным лимузинам.

А значит, должны отчитываться за каждый накрученный на спидометре километр — на что был потрачен народный бензин. Неизвестно, как проводил время районный законодатель.

Может, встречался с родней. А может, действительно обедал с инвесторами .

Это уже не важно. Раз нет командировки, путевого листа, значит, человек ездил не по работе.

«Пользоваться служебным авто для личных целей — это искушение многих чиновников», — говорит член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина. — И, конечно, назначение служебных машин — исключительно для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей. Например , отвезти своего ребенка в детский сад в рабочее время уж точно не входит в должностную инструкцию госслужащих.

Например , отвезти своего ребенка в детский сад в рабочее время уж точно не входит в должностную инструкцию госслужащих. Однако слуги народа злоупотребляют зачастую этими правилами». Правда, по ее мнению, выявить нецелевое использование служебного транспорта трудно.

Практически нереально, полагает юрист.

По крайней мере, инспектор ГАИ, остановив чиновника, не вправе наводить справки, едет ли гражданин начальник в баню или на совещание. Тем более что у иных слуг народа это одно и то же.

В банях решаются стратегические вопросы и даже делаются головокружительные карьеры. Потому некоторые и мчатся в парилку на казенном транспорте.

«Функция инспектора ГАИ — контролировать безопасность движения, а не выполнение обязательств чиновников в рабочее время, — говорит Асия Мухамедшина. — Инспектор имеет право спросить цель поездки, но не требовать документального подтверждения — не уполномочен.

Об этом гласит административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

В свою очередь член АЮР Мария Спиридонова подчеркивает, что эксплуатация автомобилей, закрепленных за госслужащими, возможна лишь в рабочее время и исключительно для служебных целей. Но она соглашается с тем, что выявление фактов использования служебных авто в личных целях является достаточно сложной задачей.

По нескольким причинам. Прокуратура выявляет частные поездки чиновников, изучая камеры видеонаблюдения на дорогах.

А потом составляет протоколы «Действительно, на машину можно установить GPS-трекер, который покажет маршрут передвижения, а также общий километраж. Однако на деле порой трудно отличить рабочие и личные цели, — говорит она.

— Например, если чиновник поедет за город на неформальную встречу с инвестором для обсуждения условий финансирования проекта, но соглашение не будет достигнуто, будет ли считаться, что автомобиль использован в служебных целях? Вопрос достаточно субъективный и в каждом конкретном случае требует выявления всех деталей.

Кроме того, создание единого центра отслеживания не только экономически нецелесообразно, но и технически трудоемко, так как, например, выявление использования служебных авто в нерабочее время не всегда будет означать злоупотребление со стороны государственного служащего». Тем не менее прокуратура постепенно набивает руку на выявлении частных поездок.

Например, в Тамбовской области прокуратура выявила, что глава одного из сельсоветов неоднократно ездил в выходные и праздники на служебной иномарке. «Это подтверждено автоматизированной системой сбора информации о транспортных средствах.

Кроме того, при использовании автомобиля путевые листы не выписывались», — сообщили в прокуратуре. Чиновники должны отчитываться за каждый накрученный на спидометре служебной машины километр. Все поездки отмечаются в путевом листе В итоге на него составили протокол за самоуправство.

Также и в Краснодарском крае прокуратура одного из районов при использовании сведений с камер фотофиксации передвижения транспортных средств установила факты использования главами двух сельских поселений служебного транспорта без служебной необходимости.

А в Курганской области главврач одной из районных больниц трижды ездила в выходные в областную филармонию. Но даже тяга к прекрасному и высокому все равно считается самоуправством, если к медным трубам спешить на служебной машине.

«Использование чиновниками служебных авто в личных целях прямо запрещено действующим законодательством, — подчеркивает Мария Спиридонова. — За нарушение указанного запрета могут быть применены меры взыскания, вплоть до увольнения.

Так, в соответствии с ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

служебный контракт с госслужащим может быть прекращён по инициативе представителя нанимателя в случае неоднократного неисполнения должностных обязанностей лицом, имеющим дисциплинарное взыскание». Иными словами, штрафом за самоуправство дело для чиновника может и не закончится.

Есть вероятность, что последуют оргвыводы. «Увольнение как мера дисциплинарного взыскания безусловно применяется, — поясняет адвокат Никита Филиппов. — Но также по результатам служебной проверки могут быть вынесены иные дисциплинарные взыскания, например, замечание или выговор.

Это зависит от решения комиссии по результатам проверки, которая в свою очередь учитывает такие обстоятельства, как тяжесть совершенного проступка и другие». Более того, на практике нередко с чиновников взыскивают и расходы на бензин за личные поездки на казенных авто.

В Алтайском крае через суд взыскали 64 тысячи рублей с теперь уже бывшего главы одного из районов за то, что каждый день ездил на работу из Барнаула в район. По-хорошему, начальник должен был поселиться там, где руководит. Но он не хотел, чтобы в селе

«жена ходила по магазинам и слушала ту ахинею, что говорят про него»

.

Поскольку он теперь находится в СИЗО и обвиняется в мошенничестве, не исключено, что та «ахинея» все-таки не была настолько ахинеей Источник:

Особенности использования служебного имущества в личных целях

4213 Содержание страницы В некоторых областях распространена проблема – использование трудящимся служебного имущества в личных целях.

Наиболее часто такая ситуация встречается в сферах, предполагающих использование работником служебного авто. Эксплуатация собственности компании в разумных объемах допустима, но что делать, если проблема вышла за разумные пределы? Рассмотрим в этой статье. Как оформить использование ? Нужно понимать, что эксплуатацию служебного имущества в личных целях не всегда возможно выявить.

Нужно понимать, что эксплуатацию служебного имущества в личных целях не всегда возможно выявить. Наиболее умные сотрудники пытаются представлять, к примеру, личные поездки как служебные. То есть в документах значится служебная поездка, однако по факту это личные поездки.

Этот небольшой обман упростился с отменой путевых листов для легковых авто.

В этом случае возникающие расходы списываются в траты, сопутствующие хозяйственной деятельности. Разумеется, это не самый выгодный вариант для компании. Работодателю для обнаружения лукавства придется контролировать сотрудников, устанавливать разумность трат.

Учитываются ли в целях налогообложения расходы, связанные с ? Если никакие выговоры не помогают предупредить использование служебного имущества в личных целях, имеет смысл узаконить это. Целью узаконивания является контроль над возрастанием лишних трат, уменьшение расходов компании.

Легализовать эксплуатацию служебного имущества можно в контексте трудовых взаимоотношений.

Возможность использования служебного имущества в личных целях фиксируется в трудовом, а также коллективном соглашении.

Там же можно оговорить, что все сопутствующие затраты должны быть оплачены сотрудником. Рассмотрим на примере с той же машиной. Работнику разрешается использовать авто для своих потребностей.

Однако его обязывают возмещать траты за заправку, техобслуживание. Объем бензина на начало рабочего дня должен быть таким же, как и при завершении прошлого дня. Авто на начало смены должно быть полностью исправно.

Этот вариант довольно выгоден для компании. Требование о возмещении трат оговорено трудовым договором, а потому в случае необходимости можно взыскать средства с сотрудника и применить к нему дисциплинарные меры, если он нарушает пункты соглашения.

К СВЕДЕНИЮ! Отсутствие легализации вряд ли поможет решить проблему. Служебное имущество все равно будет использоваться в личных целях, однако получить компенсацию за это не получится. В законах нет жесткой нормы, ограничивающей эксплуатацию служебного оборудования.

ВАЖНО! Образец приказа об использовании работником служебного имущества в личных целях от КонсультантПлюс доступен Некоторые работодатели решают удерживать возмещение за эксплуатацию служебного имущества из зарплаты сотрудника.

Издается соответствующий приказ. Положение о возмещении вписывается в коллективный договор.

Подобный вариант практикуется, но он не вполне законен. Согласно закону, удержания из зарплаты работника можно делать только в случаях, оговоренных в различных кодексах, ФЗ, нормативных актах.

Рассмотрим ситуации, в которых можно требовать возмещение, наиболее приближенные к проблеме эксплуатации служебного имущества:

  1. Удержания по заявлению сотрудника. Из зарплаты могут выполняться любые удержания, если они производятся по инициативе работника. Это законный вариант получить компенсацию, но и он неоднозначен. Придется договариваться с сотрудником, так как заявление на удержание он подает добровольно. Не каждый человек согласится с уменьшением своей зарплаты.
  2. Удержания из зарплаты для возмещения ущерба. Если в процессе использования служебного имущества в личных целях произошла поломка собственности, сотрудника можно привлечь к материальной ответственности. Однако придется созывать комиссию, доказывать факт наличия противоправных действий со стороны сотрудника. Этот вариант не подходит совершенно, если работник просто использует служебное имущества, в процессе чего возникают траты, однако ущерб собственности не причинен.

Удержания в связи с эксплуатацией служебного имущества законом не урегулированы. Делать их – это рискованное мероприятие, так как сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию в связи с нарушением своих прав. Однако если принимается именно такое решение, работодателю нужно сделать удержания максимально законными.

Для этого издается приказ, вносятся изменения в коллективный договор.

Эксплуатация работником служебного имущества может считаться случаем безвозмездного использования. Поэтому работодателю нужно сформировать и утвердить порядок раздельного учета эксплуатации авто в служебных и личных целях. Начисляемая амортизация не будет учитываться в составе трат при определении налога на прибыль.

Однако это касается только той части, которая соответствует времени эксплуатации служебного имущества трудящимся в личных целях. Стоимость бензина, которая учитывается в расходах фирмы, рассчитывается на основании сведений из путевого листа.

Затраты, сопутствующие личному использованию служебного имущества, в документе отражаться не будут.

Стоимость бензина или других сопутствующих трат, появившихся при эксплуатации имущества в личных целях, может быть удержана из зарплаты. Способ удержания – заявление сотрудника.

Если траты не будут удержаны, работодателю придется исчислять, удерживать и перечислять с дохода работника в . Также потребуется исчислить НДФЛ с дохода, который образуется в ходе безвозмездного использования собственности компании. Этот доход в натуральной форме определяется на основании рыночной стоимости аренды объекта за сроки его эксплуатации.

Этот доход в натуральной форме определяется на основании рыночной стоимости аренды объекта за сроки его эксплуатации. К примеру, сотрудник сутки использовал служебную машину в личных целях.

В этом случае налогооблагаемой базой будет являться стоимость суточной аренды этого авто.

Рассмотрим ряд особенностей, актуальных при использовании сотрудником служебного авто (актуально и для других форм служебной собственности):

  1. В путевых листах рекомендуется фиксировать только поездки со служебными целями. Это наиболее безопасный вариант. На основании листов происходит списание бензина, потраченного на производственные цели. Документ позволяет определить точный объем бензина, который нужен для реализации служебных нужд. Затем работодателю требуется определить, сколько бензина израсходовано всего. Образованная разница возмещается за счет сотрудника. Разница также является базой, с которой исчисляются НДФЛ и страховые взносы.
  2. При безвозмездной передаче собственности начисляется . Соответствующее правило содержится в письме Минфина от 29 июня 2016 года. Как рассчитывать НДС? Передача имущества на безвозмездной основе признается услугой. Налоги исчисляться будут в стандартном порядке. Однако существует точка зрения, которую поддерживают некоторые суды, о ненужности удержания НДС. Если работодатель выбирает именно такую точку зрения, он должен быть готов отстаивать ее перед налоговой. Если отстоять свою позицию получится, нужно восстанавливать налог по переданной собственности.
  3. Все траты, сопутствующие личному использованию, нельзя учитывать при определении . Вопрос об объеме возмещения сотрудником решается работодателем. Существующие нормы касаются только бензина, однако в ходе эксплуатации может появиться еще множество трат. Наиболее безопасный вариант – возмещение трудящимся всех возникающих расходов. В данной ситуации не возникнет претензий со стороны налоговых органов.

Почему рассматривается вариант с использованием служебного авто?

Это наиболее простой случай. Работодателю относительно легко определить сопутствующие затраты: бензин, техобслуживание и прочее. Сделать это, к примеру, со служебным ноутбуком значительно сложнее.

Управление служебным автомобилем директором

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Как указал суд, признавая позицию Управления ПФР неправомерной, приказами директора общества определены должности сотрудников, выполнение трудовой функции которых связано с разъездным характером работы и решено возмещать указанным лицам расходы, возникающие при использовании в служебных целях личных транспортных средств, а также расходы на приобретение ГСМ и на проведение мелкого ремонта, технического обслуживания транспорта; установлены соответствующие лимиты возмещения расходов. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Довод жалобы о том, что служебная проверка, проведенная 15 июня 2015 года в отношении Т.А., по результатам которой ответчиком принято решение об увольнении истца со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел, не может являться доказательством, подтверждающим управление Т.А. транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, ошибочно, поскольку служебная проверка проведена по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, лицом, прямо или косвенно не заинтересованным в ее результатах (часть 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:См. также: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем?

5.9. Затраты, связанные с управлением производством: содержание работников аппарата управления предприятия и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного легкового автотранспорта и компенсации (в пределах установленных законодательством норм) за использование для служебных поездок личных автомобилей; содержание работников аппарат управления предприятия и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного легкового автотранспорта и компенсации (в пределах установленных законодательством норм) за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

Автомобиль директора: служебный или личный?

Источник: Экспертиза статьи: Сергей Родюшкин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-экспертВсе расходы, принимаемые в расчет при исчислении базы по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Расходы на обслуживание легкового автотранспорта не являются исключением.

Но в ситуации, когда автомобиль используется не только для служебных, но и для личных целей, могут возникнуть сложности с налоговым учетом расходов на ГСМ. Один из авторов журнала «Актуальная бухгалтерия» порекомендовал как фирме можно подстраховаться от претензий проверяющих.Путевой лист: выбираем удобный вариант Расходы на приобретение топлива в налоговом учете списываются не сразу.

Исходя из разъяснений налоговиков (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 № 16-15/[email protected]) стоимость приобретенного, например, по топливным картам бензина нельзя включить в состав расходов ни в момент уплаты авансовых платежей (т.

е. на дату приобретения карты), ни в момент фактической заправки бензина и списания с топливной карты его стоимости. Это связано с тем, что заправка бензина в топливный бак на основании чека терминала АЗС подтверждает только факт его приобретения, но не доказывает его целевое использование.

Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, по мнению чиновников, является путевой лист, который предназначен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя (п.

14 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ; письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Перевозка пассажиров и багажа, грузов, в частности, легковыми автомобилями без оформления путевого листа запрещается. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты (п.

3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв.

приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152): 1) наименование и номер; 2) сведения о сроке действия; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. При оформлении путевых листов имейте в виду, что унифицированные формы (п.

2 пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78; письмо Минфина России от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214 ) этого документа, утвержденные Госкомстатом России, обязаны применять только автотранспортные организации.

Все остальные компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.

При выборе последнего варианта учтите, что такой бланк путевого листа должен быть утвержден в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты (указаны выше). Обратите внимание: перечень обязательных реквизитов не требует вписывать маршрут следования автомобиля.

То есть в собственную форму путевого листа компания может не включать эту информацию, что особенно важно, если автомобиль используется не только для служебных, но и для личных целей. Эти же выводы подтверждает и судебная практика.

Например, интерес представляет одно из решений ФАС Северо-Западного округа, которое было принято в пользу компании (пост. ФАС СЗО от 23.11.2009 по делу № А56-4991/2009).Из документа:Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 г.
№ А56-4991/2009 <.> Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы, и в совокупности с иными первичными документами, оформленными Обществом в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ, подтверждают их экономическую оправданность.

<.> Налоговый орган указывал на то, что в ежемесячно составляемых фирмой путевых листах и отчетах по расходу ГСМ отсутствуют сведения о маршруте следования служебных легковых автомобилей, ежедневном количестве рейсов, номерах водительских удостоверений.

Также не указаны дата, время выезда и возвращения в гараж автомобилей, показания спидометра, остатки топлива в баке на начало и конец каждого дня и его ежедневный расход.

Но фирма в обоснование своих затрат представила следующие документы: инструкции по использованию служебных легковых машин, утвержденные приказами директора, приказы о порядке использования служебного транспорта, ведомости выдачи талонов на топливо, регистры бухгалтерского учета талонов, путевые листы.

Судьи сделали вывод, что при решении вопроса о документальном подтверждении расходов для определения базы по налогу на прибыль принимаются любые, даже косвенные доказательства.

Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы и в совокупности с иными первичными документами, оформленными надлежащим образом, подтверждают их экономическую оправданность.

Еще одно положительное для фирм судебное решение было принято ФАС Московского округа (пост. ФАС МО от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10 ).Из документа:Постановление ФАС Московского округа от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10 <.> суды исходили из того, что налоговым органом не представлено доказательств, что данные расходы являются необоснованными, а отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.

Кроме того, форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 <.> носит обязательный характер только для автотранспортных организаций.

<.> Налоговики пытались доказать, что если в путевых листах не указан маршрут следования автомобиля, то такой документ не может подтверждать расходы на приобретение ГСМ. Обосновывая произведенные расходы, фирма представила первичные документы на получение топлива от поставщиков, их отчеты об объемах произведенных заправок автомобилей, платежные поручения, нормы расхода топлива, утвержденные приказом руководителя. Кроме того, путевые листы с указанием всех обязательных реквизитов, подтверждающие ежедневный пробег автомобиля, с информацией о получении и расходовании топлива, ежемесячные акты на списание топлива, оформленные должным образом.

Выводы суда были следующими: налоговым органом не доказано, что расходы на ГСМ являются необоснованными, а отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.

Как видим, организации имеют полное право включать затраты на бензин в состав налоговых расходов на основании документов, подтверждающих факт приобретения бензина, и самостоятельно разработанной формы путевого листа, в которой отсутствует маршрут следования.

При этом путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца (п. 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв.

приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

И если из каких-либо других документов не следует непроизводственный характер поездок (например, из должностной инструкции водителя или письменных поручений директора), то компания вправе полностью учесть затраты на бензин (в т. ч. и израсходованный в поездках для личных целей) в составе расходов при исчислении налога на прибыль.Минусы унифицированного путевого листа Если же фирма применяет унифицированную форму путевого листа, то необходимо заполнять графу «Место отправления и назначения» и все остальные реквизиты данной формы, ведь удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв.

пост. Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).Из документа:Постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г.

№ 20 <.> В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа).

Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

<.> Поэтому следует тщательно проверять, чтобы в качестве мест отправления и назначения не были указаны «подозрительные» адреса, которые могут послужить для налоговиков сигналом, что поездка не связана с исполнением директором своих обязанностей. Если сведения о маршруте не указаны или пункты назначения говорят о непроизводственном характере поездки, фирма не сможет принять в состав расходов для целей исчисления прибыли эти затраты на бензин. Кроме того, в такой ситуации у сотрудника возникает доход в натуральной форме в виде стоимости топлива, с которого организация, будучи налоговым агентом, должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также уплатить обязательные страховые взносы (ст.

211, 226 НК РФ; ч. 1 ст. 7, ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

НДС, принятый к вычету со стоимости непроизводственного бензина, тоже может быть признан налоговым органом необоснованным (п. 1 ст. 171, п. 2 ст. 172 НК РФ).Списание топлива — строго по норме Также следует помнить, что расходы на бензин являются нормируемыми.

И хотя в Налоговом кодексе не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль, нормы расхода содержатся в Методических рекомендациях

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

(приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р).

Эти нормы расхода топлива обязаны применять не только автотранспортные предприятия, но и все фирмы, которые эксплуатируют автомобили. Они предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Следовательно, во избежание претензий налоговиков количество фактически израсходованного топлива компании необходимо сопоставлять с нормами, которые содержатся в Методических рекомендациях (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57).Из документа:Письмо Минфина России от 3 сентября 2010 г.

№ 03-03-06/2/57 <.> при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р.