Статистика экономических преступлений в государственных закупках

Анализ преступности в сфере государственных закупок в период COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»


DOI 10.24411/2076-1503-2020-10469 УДК 343.92 ЛЕВШУК Владимир Владимирович, студент Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, e-mail: МАРУХА Егор Романович, студент Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, e-mail: БАГРЕЕВА Елена Геннадиевна, доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, e-mail: АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПЕРИОД COVID-19 Аннотация. Статья посвящена рассмотрению изменения преступности в сфере государственных закупок в условиях пандемии COVID-19. Цель: исследование причин и способов совершения наиболее распространённых преступлений, выявление портретов личности преступников.

Проанализирована официальная статистика совершения преступлений.

Предложены актуальные способы борьбы с преступностью. Ключевые слова: Пандемия, COVID-19, состояние преступности, личность преступника, государственные закупки.

LEVSHUK Vladimir Vladimirovich, student of the Law Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow MARUKHA Egor Romanovich, student of the Law Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . BAGREEVA Elena Gennadievna, Doctor of Law, Professor, Professor Department of Legal Regulation Economic Activities Federal State Budgetary Educational Establishment Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow ANALYSIS OF CRIME IN THE FIELD OF PUBLIC PURCHASES IN THE COVID-19 PERIOD Annotation. The article is devoted to the review of changes in public procurement in the context of the COVID-19 pandemic.

Portraits of the identity of criminals are revealed, official statistics on the commission of crimes are analyzed. The authors proposed relevant ways to combat crime. Key words: Pandemic, COVID-19, state of crime, identity of the criminal, public purchases.

Пандемия COVID-19 оказала заметное воздействие на систему государственных закупок в Российской Федерации.

Письмом от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 Минфин России признал распространение коронавирус-ной инфекции обстоятельством непреодолимой силы [3]. В след за ним Федеральная антимонопольная служба опубликовала свои разъяснения в отношении коронавируса, в котором указывается, что пандемия COVID-19 является обстоятельством непреодолимой силы [4].

Помимо вышеуказанного были приняты временные посла- ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020 бления в действующее законодательство, которые разрешили совершать закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию распространения короновирусной инфекции.

В сложившихся условиях принятые государством послабления, безусловно, необходимы, однако на ряду с положительными аспектами стоит обратить внимание на изменение статистики преступлений, совершаемых в области государственных закупок и смежных с ними сферах.

Бычков А.М. и Победоносцева А.В. в своём исследовании приводят три таких типа противоправных деяний [5]. • первый — необоснованное завышение стоимости контракта и получение незаконного вознаграждения. • второй — преступления, связанные с коррупционной деятельностью. • третий — нецелевое расходование средств, занимающее большую долю правонарушений в области бюджетного законодательства.

• третий — нецелевое расходование средств, занимающее большую долю правонарушений в области бюджетного законодательства. Чаще всего все три типа противоправных деяний квалифицируются по ст.

290-291, 285, 159, 169, 200.4 и 200.5 УК РФ.

Хотелось бы обратить отдельное внимание на статьи 200.4 и 200.5 УК РФ.

Они введены в Уголовный кодекс в 2018 году [2] и специализируются исключительно на составах, связанных с нарушением контрактных правоотношений.

Действие данных статей распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере государственных закупок. Вводя данные статьи в Уголовный кодекс, с одной стороны, законодатель стремится подчеркнуть важность ведения отношений в сфере государственных закупок в рамках правового поля, с другой стороны, конкретизирует и выделяет ряд составов, регулирующихся раннее статьями 290291 УК РФ, 285 УК РФ, 159 УК РФ, 169 УК РФ. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Таким образом, создавая новую группу преступлений со специфическими признаками и отдельным уровнем ответственности.

На наш взгляд, введение данных статей в законодательство достаточно обосновано. Мы предполагаем, что в 2020 году будет проводиться более частая квалификация преступных деяний по статьям 200.4 УК РФ и 200.5 УК РФ, так как для этого существуют определенные предпосылки, о которых будет сказано далее. Согласно отчетам Верховного суда Российской Федерации о числе привлеченных к уголовной ответственности, количество вынесенных судебных решений по преступлениям в сфере экономической деятельности в 2020 году по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 46 штук, или на 0,69% [7].

До начала пандемии COVID-19 было ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020 замечено минимальное изменение статистики возбуждения уголовных дел в сфере противодействия коррупции и нарушений закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что так же подтверждает Генеральная прокуратура РФ [8]. Однако уже сейчас на основании краткой характеристики состояния преступности в Российской Федерации за январь — май 2020 года можно говорить о росте общего числа преступлений в стране по итогам года, так как общее число преступлений в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом уменьшилось только на 0.4%, однако назревающий экономический кризис и последствия предсказываемой экспертами второй волны пандемии коронавируса по нашим прогнозам внесут коррективы в имеющуюся статистику [9].

Так например с января стабильно растет количество экономических преступлений коррупционной направленности, связанных со взяточничеством взяточничеством. Показатель выше прошлогоднего на 8.6%.

Уже сегодня известны как минимум два факта, позволяющих полагать, что пандемия COVID-19 в совокупности с послаблениями в законодательстве, о которых мы писали ранее, повлекут за собой увеличение преступлений в сфере государственных закупок. Появились первые примеры совершения государственных закупок на крупные суммы у поставщиков, которые только недавно появились на рынке.

В конце марта Министерство здравоохранения республики Дагестан закупило без конкурса аппараты ИВЛ. Общая стоимость контракта составила 24 миллиона рублей [10]. Исполнителем контракта назначен ИП Иванов А.М., у которого при регистрации основным видом деятельности была указана деятельность в области права.

10 февраля 2020 Иванов А.М. подал сведения о дополнительных видах деятельности, позволяющих выступать ему в качестве агента по продаже медицинских изделий. Таким образом, был выбран поставщик, не имеющий опыта участия в госзакупках. При этом цена аппарата ИВЛ, согласно контракту, составляет 3 миллиона рублей, точно такой же аппарат у другого поставщика [11] стоит в половину дешевле.

Необоснованное завышение цены противоречит части 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ [1] (Далее ФЗ №-44 ФЗ), что, в свою очередь, уже должно было привести к смене поставщика. В обязанности поставщика согласно п.

3.3 контракта №E/1/2020 от 27 марта 2020 года входит осуществление сборки, установки, монтажа и ввода в эксплуатацию аппарата с дальнейшим обучением персонала методам эксплуатации [12]. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2013 № 469 для производства монтажа, совершения пуско-наладочных работ медицинской техники необходима лицензия, а также эксплуатационная документация производителя техники, аттестованные специалисты с высшим или средним профессиональным образованием, опыт работы которых превышает три года. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44-ФЗ, одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие требованиям, установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги.

Необходимой документации у ИП Иванова А.М. по состоянию на 24.04.2020 не имеется [13].

Обнаружив несколько вышеописанных нарушений волонтерский проект RAVEN (Russian Anti-Virus Emergency Network) направил обращение в правоохранительные органы и ФАС с просьбой провести проверку. Это не единственный способ незаконной деятельности сложившихся условиях. В России и до возникновения пандемии COVID-19 80% аукционов по поставке ИВЛ [14] проходило без необходимой конкуренции, при этом известно, что на рынке существует как минимум 30 поставщиков.
В России и до возникновения пандемии COVID-19 80% аукционов по поставке ИВЛ [14] проходило без необходимой конкуренции, при этом известно, что на рынке существует как минимум 30 поставщиков.

До введения Министерством финансов РФ послаблений схема выглядела следующим образом: аукционы признавали несостоявшимися согласно части 16 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ из-за отсутствия конкуренции. Спустя некоторое время госконтракт вновь публиковался на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, снова отсутствовала конкуренция, только на этот раз с единственным поставщиком заключался контракт согласно порядку, описанному в части 1 статьи 71 ФЗ №44-ФЗ.

С приходом COVID-19 в схеме остались те же принципы работы, только теперь исполнителя контракта назначается сразу. Министерство здравоохранения Челябинской области в марте 2020 года объявило сразу 10 аукционов на покупку аппаратов ИВЛ на общую сумму 77,13 млн рублей.

Все они прошли без конкуренции, на участие в каждом заявлялся лишь один поставщик.

Министерство здравоохранения ссылается на методически установленные лимиты трат бюджет средств на одну единицу приобретенного товара.

Стоит заметить, что подобные закупки происходят по всей стране. Наша точка зрения расходится с мнением Минздрава.

В обеих описываемых ситуациях присутствуют признаки картельного сговора, уголовно-наказуемого преступления согласно ст. 178 УК РФ. По составам 200.4-200.6 УК РФ сложно определить криминологический портрет личности преступника. Основываясь на том, что они выдели- лись из статей 159 УК РФ, 290 УК РФ и 169 УК РФ, можно предположить о схожести в портретах.

Основываясь на том, что они выдели- лись из статей 159 УК РФ, 290 УК РФ и 169 УК РФ, можно предположить о схожести в портретах. Существенной разницей, по нашему мнению, будет являться пол и уровень образования, так как по результатам исследованиям организации «Развитие» можно сделать вывод, что в 73% случаев специалистом в сфере закупок является женщина средних лет [15]. Также 73% целевой группы имеют высшие образование.

Возможно, данные показатели определяют незначительное количество преступлений по специализированным составам преступлений в сфере государственных закупок.

Для общего повышения эффективности работы как контрольно-надзорных, так и правоохранительных органов; улучшения криминогенной обстановки в сфере госзакупок после успешного прохождения пандемии в Российской Федерации необходимо усилить роль гражданина в осуществлении контроля за использование бюджетных средств в системе государственных закупок посредством внедрения социальной цифровой платформы [6]. Таким образом возможно решить проблему назначения некомпетентных исполнителей и предотвратить использование схем по завышению цены на товар в государственных контрактах. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Список литературы: [1] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // «Российская газета». № 80. 12.04.2013. [2] Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // «Российская газета».
№ 80. 12.04.2013. [2] Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

// «Российская газета». № 88. 25.04.2018. [3] Письмо Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324

«Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности»

[Электронный ресурс] // Сайт Министерства финансов Российской Федерации.

Режим доступа: https://www.mmfm.ru/ru/document/?id_4=129863- pismo_minfina_rossii_ot_19.03.2020_24-06- 0621324_ob_osushchestvl enii_zakupok_u_ yedinstvennogo_postavshchika_podryadchika_ ispolnitelya_pri_wedenii_rezhima_povyshennoi_ gotovn (дата обращения: 17.06.2020). [4] Разъяснения ФАС России о проведении закупок и контрольных мероприятий в связи с пандемией короновирусной инфекции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Сайт ФАС России. Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/29575 (дата обращения: 17.06.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020 [5] Бычков А.М., Победоносцева А.В.

Преступления в сфере государственных закупок.

Соотношение преступности и наказуемости // Государственная служба и кадры. 2020. [6] Маруха Е.Р. О внедрении цифрового контроля в Российской Федерации // Юриспруденция 2.0: новый взгляд на право: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Москва: РУДН. 7 декабря 2020 г.

Рекомендуем прочесть:  Гаджиев гаджи шамилович

С. 526-533. [7]

«Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 2020 год»

№10.1 [Электронный реурс] // Сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.

php?id=79&item=5259 (дата обращения: 21.06.2020). [8] Основные результаты прокурорской деятельности за 2020 год [Электронный ресурс] // Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Режим доступа: https://genproc.gov.ru/upload/ iblock/5fb/0112_2019.pdf (дата обращения: 29.04.2020).

[9] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь -май 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт МВД РФ. Режим доступа: https://мвд.рф/reports/ item/20422560 (дата обращения: 17.06.2020).

[10] Карточка контракта № 2056204455020000072 [Электронный ресурс] // Сайт Единой информационной системы закупок.

Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?reestrNum ber=2056204455020000072 (дата обращения: 29.04.2020).

[11] Прайс-лист компании Техно-Медимпорт от 05.04.2007 [Электронный ресурс] // Сайт компании Техно-Медимпорт. Режим доступа: http:// techmedimp.rusmed.ru/ (дата обращения: 17.06.2020). iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . [12] Вложения контракта № 2056204455020000072 [Электронный ресурс] // Сайт Единой информационной системы закупок.

Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/document-info.html?reestrNum ber=2056204455020000072 (дата обращения: 17.06.2020).

[13] Минздрав Дагестана закупил аппараты ИВЛ у риелтора из Подмосковья по завышенной цене [Электронный ресурс] // Сайт волонтерского проекта по снижению коррупционных рисков от Covid-19 «Medium». Режим доступа: https:// (дата обращения: 17.06.2020). ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020 [14] Искусная вентиляция бюджетов [Электронный ресурс] // Сайт электронного СМИ «ZNAK».

Режим доступа: https://www.znak. com/2020-03-24/v_goszakupkah_apparatov_ivl_ nuzhnyh_dlya_lecheniya_ot_koronavirusa_nashli_ priznaki_mahinaciy%20.

(дата обращения: 17.06.2020). [15] Портрет закупщика [Электронный ресурс] // Сайт спец. организации «Развитие». Режим доступа: https://razvitie.expert/longread/ portret.html (дата обращения: 17.06.2020).

Spisok lite ratury: [1] Federal article

«On the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for state and municipal needs»

dated 05.04.2013 No.

44-FZ // Rossiyskaya Gazeta. No.

80. 12.04.2013. [2] Federal article No.

99-FZ of 23.04.2018

«On amendments to the criminal code of the Russian Federation and article 151 of the Criminal procedure code of the Russian Federation»

// Rossiyskaya Gazeta. № 88. 25.04.2018. [3] Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 19.03.2020 No. 24-0606/21324

«on procurement from a single supplier (contractor, performer) when high-readiness mode is introduced»

// URL: https://www.minfin.ru/ru/docu-ment/?id_4=129863-pismo_minfina_rossii_ ot_19.03.2020_24-06 — 0621324_ob_osushchestv- lenii_zakupok_u_yedinstvennogo_postavshchika_ podryadchika_ispolnitelya_pri_vvedenii_rezhima_ povyshennoi_gotovn (accessed: 17.06.2020).

[4] Clarifications of the FAS of Russia on procurement and control measures in connection with the coronovirus pandemic (COVID-19) // URL: https:// fas.gov.ru/news/29575 (accessed: 17.06.2020). [5]Bychkov a.m., Pobedonostseva A.V. Crimes in the sphere of public procurement.

The ratio of crime and punishment // Public service and personnel. 2020. [6] Marukha E. R. on the introduction of digital control in the Russian Federation / / Jurisprudence 2.0: a new view of law: collection of materials of the interuniversity scientific and practical conference with international participation. Moscow: people’s friendship University.

December 7, 2020, Pp. 526-533. [7]

«Report on the number of persons brought to criminal responsibility and types of criminal punishment for 2020»

no.

10.1 // URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=5259 (accessed: 17.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . [8] Main results of Prosecutor’s activity for 2020 // URL: https://genproc.gov.ru/upload/ iblo ck/5fb/0112_2019.pdf (accessed: 29.04.2020). [9] Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-May 2020 // URL: https://MBfl.p$/reports/item/20422560/ (accessed: 17.06.2020).

[10] Contract Card no. 2056204455020000072 // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contract-Card/common-info.html?reestrNum-ber=2056204455020000072 (accessed: 29.04.2020). [11] Price list of Techno-Medimport from 05.04.2007 // URL: http://techmedimp.rusmed.ru/ (accessed: 17.06.2020).

[12] Attachments of contract no. 2056204455020000072 // URL: https://zakupki.gov. ru/epz/contract/contractCard/document-info.htm-l?reestrNumber=2056204455020000072 (accessed: 29.04.2020). [13] the Ministry of health of Dagestan purchased ventilators from a realtor from the Moscow region at an inflated price // URL: https://medium.

[13] the Ministry of health of Dagestan purchased ventilators from a realtor from the Moscow region at an inflated price // URL: https://medium. (accessed:> [14] Artificial ventilation of budgets / / URL: https://www.znak.com/2020-03-24/v_goszakupkah_ apparatovjvl_nuzhnyh_dlyajecheniya_ot_korona-virusa_nashli_priznaki_mahinaciy (accessed: 17.06.2020).

[15] Buyer’s Portrait / / URL: https://razvitie.

expert/longread/portret.html (accessed 17.06.2020) ЮРКОМПАНИ www. law-books, ru Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей. Профессионально. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . В максимально короткие сроки. Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Закупка по-честному и без обмана

Число коррупционных преступлений в сфере госзакупок с каждым годом растет, впрочем, как и количество посаженных за них чиновников. Если за два предыдущих года таких преступлений выявлялось меньше тысячи, то за первые шесть месяцев этого года уже 1250.

Как отметил Генпрокурор Юрий Чайка, с одной стороны, это говорит об активизации деятельности силовиков, а с другой — такая динамика характеризует неутешительное состояние законности в данной сфере. Вчера в Генпрокуратуре прошло координационное совещании руководителей правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупцией в сфере госзакупок и оборонзаказа. Кроме прокуроров в совещании участвовали глава МВД Рашид Нургалиев, руководители ФТС Андрей Бельянинов и ФСКН Виктор Иванов, начальник управления администрации президента Сергей Дубик и другие руководящие сотрудники правоохранительной системы и органов госвласти.

Открывая совещание, Генеральный прокурор Юрий Чайка отказался от протокольной речи и сразу приступил к критике, отметив, что работу по пресечению хищения средств в ходе закупок нельзя признать достаточно эффективной.

По его словам, если в 2009 году по материалам разработок, проводимых в органах внутренних дел, возбуждалось каждое второе уголовное дело, то в 2010 году — уже только каждое третье. Зачастую, оперативники ограничивались выявлением дополнительных эпизодов по уже возбужденным делам либо устанавливают обстоятельства по уже известным преступлениям. — В результате в ряде регионов по материалам проверок прокуратуры возбуждается больше уголовных дел, чем на основании полученных оперативных данных о фактах коррупции в сфере госзакупок и использования госимущества, — заметил глава надзорного ведомства.

При этом в ряде регионов, таких, например, как Хабаровский край, правоохранители вообще не находили никаких нарушений в сфере госзакупок. Досталось от Генерального прокурора и подчиненным, которые не всегда работали эффективно.

— Вряд ли найдутся разумные объяснения тому, что в Москве прокурорами выявлено в десять раз меньше нарушений закона на рынке госзакупок, чем во Владимирской области, — заметил Юрий Чайка. Генпрокурор потребовал также активнее применять уголовное законодательство к нарушителям закона. Так, в 50 регионах России по материалам прокуроров не было возбуждено ни одного уголовного дела о нарушениях в этой сфере.

Положительным примером он назвал работу военных прокуроров в сфере реализации гособоронзаказа. В 2010-м прокуроры вскрыли 54 таких преступления, а за первое полугодие этого года — уже 59.

Всего же за два с половиной года по материалам военной прокуратуры было возбуждено 600 уголовных дел в сфере использования военного имущества и госзакупок.

Всего же, по данным Росстата, в 2010 году на торгах и конкурсах было заключено свыше 25 миллионов государственных и муниципальных контрактов и сделок на общую сумму 4 триллиона 800 миллиардов рублей.

Как считает первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман, такой гигантский объем работ, гарантированных оплатой, чрезвычайно привлекателен для добросовестных участников.

Однако эти же обстоятельства создают интерес для криминальных элементов, ставящих целью незаконное обогащение за счет государственных средств, и делают сферу государственного заказа и деятельность по использованию государственного имущества уязвимой для коррупции. По статистике, нарушения в сфере госзакупок в 52 процентах случаев совершаются на уровне органов местного самоуправления. В 40 процентах — в бюджетных учреждениях.

В остальных случаях такие нарушения происходили и на уровне федеральных органов исполнительной власти. Происшествия Преступления Должностные преступления Происшествия Правосудие Охрана порядка Правительство Генпрокуратура Борьба с коррупцией Госзаказ

«Экономическая» преступность показала тревожный рост

Аппарат Бориса Титова проанализировал структуру связанных с бизнесом уголовных дел В России резко возросло количество уголовных дел о мошенничестве с электронными платежами, следует из данных МВД.

При общем росте «экономических» дел статья о воспрепятствовании работе бизнеса стала использоваться реже Фото: Gabrielle Lurie / REUTERS В первой половине 2020 года количество зарегистрированных дел о мошенничестве с использованием электронных средств платежа (статья 159.3 УК) возросло до 6613 — почти в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Это следует из статистики, собранной Главным информационно-аналитическим центром МВД России и предоставленной РБК аппаратом уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

В первой половине 2020 года в производстве находилось 157 297 уголовных дел по статьям о мошенничестве (статья 159 УК). Из них зарегистрировано в первом полугодии 105 681 дело (рост на 5,4% по сравнению с прошлым годом). Остальные дела относятся к предыдущим периодам.

Число дел, переданных в суд, уменьшилось на 5,8% (22 195). Количество дел, приостановленных по причине проблем с установлением обвиняемого, возросло на 6,3% (65 221).

В первом полугодии 2020 года существенно увеличилось число зарегистрированных преступлений по статье 159.2 УК (мошенничество при получении выплат). Всего зарегистрировано 4441 такое дело, что на 27,6% больше, чем в прошлом году.

Наказание по статье 159.3 УК составляет до десяти лет лишения свободы при совершении преступления организованной группой либо в особо крупном размере. Эта статья распространяется на хищение денег с использованием украденной или подделанной карты, когда эта карта предъявляется работнику банка или магазина, рассказал РБК адвокат коллегии адвокатов «ЭкКорп-Защита» Олег Никуленко.

Под эту статью не подпадает снятие денег в банкомате с похищенной или подделанной карты и снятие денег с карты, если жертва сама сообщила пин-код от нее.

Подделка карты может быть полной или частичной, а способы ее получения — самыми разнообразными, уточнила руководитель практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Алена Зеленовская: находка чужой карты, ее похищение путем вымогательства, грабеж и т.п. Под статью 159.3 подпадают и те случаи, когда карта передается добровольно, но средства расходуются в большем размере вопреки воле владельца. К мошенничеству с использованием электронных средств платежа обычно относят любые незаконные действия, включающие безналичный перевод с помощью информационных технологий, электронных носителей информации и прочее, отметил ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.

Среди часто встречающихся видов атак — фишинг, социальная инженерия, банковские троянцы, атаки на интернет-банкинг.

Заместитель руководителя юридической службы аппарата бизнес-омбудсмена Наталья Рябова связала рост числа преступлений по статье 159.3 УК с активизацией мошенников в сфере электронных платежей и пленума Верховного суда от ноября 2017 года, разъяснившим особенности применения статьи о мошенничестве.

«Возможно, правоохранительные органы более четко поняли, что понимается под этим составом, и более активно стали применять эту статью»

, — отметила Рябова. Количество дел об уклонении от уплаты налогов, сборов и взносов с организаций (статья 199 УК) почти не изменилось (2178, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим годом).

Количество вновь возбужденных дел по этой статье сократилось на 7,9% (до 1071).

Количество находившихся в производстве дел и материалов по преступлениям, предусмотренным главой 22 Уголовного кодекса (преступления в сфере экономической деятельности, статьи УК 169–200), увеличилось на 11,4% (до 39 823). Количество преступлений по экономическим статьям, зарегистрированных за первое полугодие 2020 года, возросло на 7,7% (до 25 873).

Число дел по таким статьям, приостановленных из-за проблем с установлением обвиняемого, — на 19,1% (до 7864).

Наталья Рябова в беседе с РБК отметила, что это «неблагоприятная тенденция» для бизнеса.

В аппарате бизнес-омбудсмена обратили внимание на снижение количества зарегистрированных преступлений по статье 169 УК (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) с 72 до 49 в первом полугодии 2020 года.

Выявлено 25 лиц, которым вменяется преступление по этой статье, в суд с обвинительным заключением передано 12 дел (на 40% меньше, чем в прошлом году).

«В том, что касается уголовного преследования чиновников, препятствующих законному бизнесу, очевиден провал»

, — отметил в комментарии РБК Борис Титов.

Рекомендуем прочесть:  Как найти авто по фио владельца

Для изменения ситуации он предложил расширить полномочия прокуратуры — дать ей право направлять органам следствия обязательные к исполнению поручения о возбуждении дел по этой статье.

В России рекордно выросло число приговоров по экономическим делам

По отдельным экономическим статьям число осужденных снизилось по сравнению с предыдущим годом, однако уменьшение во всех случаях составило менее 10%.

Это, например, статьи о незаконной организации азартных игр, приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, а также изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг.

К категории экономических преступлений не относятся мошенничество (ст. 159), его отдельные разновидности (например, мошенничество в сфере кредитования, страхования или компьютерной информации), а также присвоение или растрата (ст.

160) — в УК они отнесены к главе «Преступления против собственности» наряду с кражей, грабежом или разбоем. При этом следственные органы квалифицируют именно по этим составам большинство преступлений, связанных с экономикой или предпринимательством.

Читайте на РБК Pro В 2018 году число осужденных по статьям о мошенничестве (ст. 159–159.6 УК) немного снизилось по сравнению с прошлым годом — 22,6 тыс.

человек против 23 тыс. Количество осужденных за растрату снизилось с 8 тыс.

до 7,2 тыс. Рост приговоров по экономическим составам связан во многом с в УК статей о незаконном производстве, обороте или продаже спирта и алкогольной продукции. В течение 2018 года по ним были осуждены 562 человека. При этом ни один из осужденных по статье о незаконном производстве и обороте этилового спирта не получил реального срока.

Ранее производство и продажа контрафактного алкоголя наказывались по статье «Незаконное предпринимательство» (впрочем, по ней число осужденных также выросло — с 146 до 177 человек) или считались административным правонарушением в зависимости от состава.

Ужесточение ответственности за это еще в 2015 году , специалисты которого указывали, что действовавшие на тот момент штрафы не позволяли решить проблему незаконного производства алкоголя. Однако новые статьи в УК были введены лишь в 2017 году.

Законопроект внесли сенаторы, которые на потери бюджета от продаж контрафакта. На принятие поправок повлияло массовое отравление настойкой боярышника в Иркутске, от которого в конце 2016 года .

Другой , появление которого сказалось на статистике по экономическим преступлениям, — это

«Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов»

(ст. 199.2). По этой статье за прошлый год были осуждены 130 человек.

Двукратно выросло число осужденных за незаконное использование документов для образования юрлица (ст. 173.2 УК) — с 686 человек до 1326. По статье о незаконном образовании юрлица (ст.

173.1) были осуждены в 2017 году 96 человек, в следующем — 211. Из полутора тысяч осужденных по этим двум составам восемь человек получили реальные сроки (до двух лет).

Также количество приговоренных за незаконную банковскую деятельность (ст.

172 УК) выросло до 327 по сравнению с 217 в предыдущем году. Такая статистика — одно из последствий кампании по борьбе с фирмами-однодневками, инициированной ФНС, отметил в беседе с РБК заместитель директора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.

«С конца 2017-го и начала 2018 года ФНС заняла достаточно жесткую позицию по открытию новых компаний и перерегистрации старых — например, в связи со слияниями, поглощениями, изменением юридических адресов, сменой директоров.

Пострадали как те, кто создает фиктивные компании и занимается обналичиванием, так и обычные предприниматели», — считает Шуманов. Например, в Калининградской области бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов , что местные налоговые органы стали отказывать в регистрации юрлица почти в каждом пятом случае.

«При малейшем изменении ФНС требовала подтверждения, что компания будет вести реальную деятельность, и пыталась не допускать открытия компаний по адресам жилых квартир или на местах массовой регистрации»

, — говорит Шуманов. В начале апреля ФНС , что обновила рекорд в борьбе с фирмами-однодневками — их доля снизилась до 4,7% от общего числа зарегистрированных в России юрлиц. Ранее РБК , что в 15% российских компаний, данные о которых раскрывает ФНС, нет ни одного сотрудника, в 50% фирм работают по одному-два человека.

Как минимум 19% юрлиц , 25% сдали отчетность с нулевыми доходами и расходами. Такие показатели находятся в числе признаков, по которым ФНС относит компании к однодневкам.

Эксперты отметили рост числа экономических преступлений в России

В этом году в опрос было включено два новых вида экономических преступлений: мошенничество, совершенное клиентами, (32% в РФ) и грубое нарушение деловой этики (23% в России).

«Мы полагаем, что включение этих двух категорий частично объясняет снижение отмеченного уровня незаконного присвоения активов»

, — поясняют эксперты PwC. На второе место вышли взяточничество и коррупция (41% по сравнению с 30% в 2016 году).

В России количество респондентов, отметивших взяточничество и коррупцию, оказалось больше, чем в среднем по миру, отметили в PwC.

Третьим наиболее распространенным видом мошенничества в России является мошенничество в сфере закупок товаров и услуг, о котором сообщили 35% российских респондентов, уровень которого практически не изменился с 2016 года (33%). На глобальном уровне 31% респондентов отметил, что их компании столкнулись с киберпреступлениями, которые стали вторым самым распространенным видом мошенничества после незаконного присвоения активов как в 2016, так и в 2018 году. Количество респондентов в России, указавших на киберпреступления, составило 24%, что меньше общемирового значения.

По сравнению с 2016 годом ситуация в России практически не изменилась: два года назад этот вид мошенничества отметили 23% респондентов. 28 февраля 2018, 13:50Путин: незаконное преследование предпринимателей необходимо расследоватьБорьба с угрозой В России 56% респондентов отметили, что их компании в последние два года увеличили расходы на противодействие мошенничеству и экономическим преступлениям, что больше, чем в среднем по миру (42%). Число респондентов в России, которые планируют увеличить свои расходы на такие цели в ближайшие два года, также превышает глобальный уровень (63% и 44% соответственно).

«Однако увеличение затрат не гарантирует снижения количества экономических преступлений.

Необходимым условием эффективности мероприятий по выявлению и предупреждению экономических преступлений является консолидация усилий структурных подразделений компаний, а также выстраивание рациональных линий коммуникации внутри компании и с должностными лицами», — уверенны эксперты.

«Если корпоративные службы не в состоянии сотрудничать и координировать свои усилия в рамках оценки рисков мошенничества и обычной оценки рисков, они легко могут проглядеть угрозы мошенничества, несмотря на увеличение затрат на противодействие экономическим преступлениям»

, — заключают они.

Агентство «РИА Новости» медиагруппы «Россия сегодня» выступает официальным информационным агентством Петербургского международного юридического форума-2018.

Всемирный обзор экономических преступлений за 2020 год

PwC представляет исследование экономических преступлений, основанное на результатах опроса более чем 5 000 респондентов из 99 стран. Так, за последний год было зарегистрировано увеличение числа случаев мошенничества со стороны клиентов, мошенничества в бухгалтерском учете, нарушения антимонопольного законодательства, мошенничества со стороны персонала, взяточничества и коррупции.

Помимо этого, в отчете представлены сведения об угрозах и убытках от мошеннических действий, а также рекомендации по поводу того, какие шаги компаниям необходимо предпринять с целью разработки эффективных мер для предотвращения мошенничества. Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Почти половина из более чем 5 000 респондентов сообщили о том, что их компании приходилось сталкиваться с мошенничеством за последние два года, при этом убытки от подобного рода действий составили 42 млрд долларов США. Поэтому борьба с экономическими преступлениями становится все более актуальной.

Результаты исследования показали, что в среднем каждая компания за последние два года пережила шесть инцидентов, связанных с мошенничеством. Авторы исследования выделили наиболее распространенные виды мошенничества: · мошенничество со стороны клиентов; · киберпреступления; · незаконное присвоение активов; · взяточничество и коррупция.

Среди индустрий, где встречается экономическое мошенничество, лидируют потребительский рынок (мошенничество со стороны клиентов — 18%), энергетика и коммунальные услуги (взяточничество и коррупция — 17%), финансовые услуги (мошенничество со стороны клиентов — 27%) и государственный сектор (киберпреступления — 17%). Убытки от мошенничества имеют сложную структуру. Некоторые затраты можно подсчитать, например прямые финансовые потери или расходы на штрафы, пени, меры реагирования и меры, принимаемые для исправления сложившейся ситуации.

Однако некоторые потери — такие как, например, ущерб для бренда, потерю позиций на рынке, снижение морального духа сотрудников и упущенные возможности в будущем — не так-то просто выразить в цифрах.

Вместе с тем, экспертыPwC отмечают, что заявленные компаниями убытки за последние два года составили 42 млрд долларов США. В числе видов мошенничества, обходящихся компаниям дороже всего с точки зрения прямых потерь, которые усугубляются затратами на восстановительные мероприятия, респонденты отметили нарушение антимонопольного законодательства, торговлю инсайдерской информацией, налоговые махинации, легализацию незаконно полученных доходов, взяточничество и коррупцию. Видео: Бизнес сталкивается с мошенническими действиями во всех областях: нарушители могут находиться как внутри компании, так и за ее пределами, а во многих случаях это может быть сговор между ними.

Исследование PwC показало, что за последние два года в 39% случаев виновниками экономических преступлений были сторонние мошенники. Каждый пятый респондент назвал продавцов/поставщиков виновником преступлений, нанесших наибольший ущерб.

Мошенничество со стороны клиентов особенно четко прослеживается в секторах финансовых услуг и потребительских рынков, поскольку все больше отраслей переходят на стратегии прямого обращения к потребителю. Примечательно, что из каждых десяти человек, сообщивших об экономических преступлениях против их компаний, трое указали, что и сами их компании тоже были обвинены в мошенничестве, коррупции или других экономических преступлениях: • Почти равное количество конкурентов, регулирующих органов, сотрудников и клиентов указывало на неправомерные действия.

• Усиленное внимание к этой сфере со стороны регулирующих органов, а на некоторых территориях стимулы для информаторов, также могут способствовать развитию этой тенденции.

Видео: Преимущества использования технологий для борьбы с мошенничеством неоспоримы, но организации должны осознавать, что использование только инструментов или технологий не является основой стратегии по борьбе с мошенничеством. Никто не хочет стать жертвой мошенничества (или, что еще хуже, быть обвиненным в нем). Но стоит рассматривать такую ситуацию как точку перегиба, возможный толчок к организационной трансформации.

Будет ли эта трансформация положительной или отрицательной — например, приведет ли она к улучшению рыночной позиции или, наоборот, к полномасштабному кризису, — зависит от того, насколько хорошо бизнес был подготовлен к такой ситуации и как им управляли. Данные, приведенные в исследовании, показывают, что критическая оценка ситуации в случае возникновения инцидента приносит значительную пользу.

Так, 52% крупных компаний утверждают, что, попав в ситуацию, связанную с мошенничеством, они в итоге остались в выигрыше, поскольку ускорили внедрение новых технологий и в результате отметили уменьшение количества повторных инцидентов. Хотя технологии — это лишь часть стратегии по борьбе с мошенничеством, в отчете указывается, что более 60% организаций начинают использовать передовые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы противостоять мошенничеству, коррупции и другим экономическим преступлениям. Однако опасения по поводу внедрения технологий связаны с затратами, недостаточным опытом и ограниченными ресурсами.

28% респондентов говорят, что причина в том, что им сложно понять ценность технологий как инструмента для борьбы с мошенничеством.