Страны входящие в обсе

Страны входящие в обсе

Обсе


Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa Organizzazione per la Sicurezza e la Cooperazione in Europa Organización para la Seguridad y la Cooperación en Europa Все государства-члены ОБСЕ Государства-участники ОБСЕ Партнёры по сотрудничеству Членство 57 государств-участников11 партнёров по сотрудничеству Штаб-квартира , Тип организации Официальные языки , , , , и Председатель Генеральный секретарь Директор БДИПЧ Маттео Мекаччи Представитель по вопросам свободы СМИ СБСЕ¹ Июль 1973 30 июля — 1 августа 1975 21 ноября 1990 ОБСЕ Январь 1995 ¹Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе Награды () Сайт ОБСЕ (OSCE: Organization for Security and Co-operation in Europe, Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в , и . Прежнее название —

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе»

(СБСЕ) — (CSCE: Conference for Security and Cooperation in Europe, Conférence sur la sécurité et la coopération en Europe).

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе»

было созвано как постоянно действующий международный представителей всех европейских государств (кроме и ), а также и , для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в . Совещание проводилось в три этапа:

  • 3 — 7 июля 1973 — — совещание ,
  • 18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
  • 30 июля — 1 августа 1975 года в столице руководители 35 государств-основателей подписали ().

Последующие встречи Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

  1. 1977—1978 — ,
  2. 7 февраля 2008 — отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.
  3. 1993 — встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму — источнику современных конфликтов.

    Создан Постоянный комитет СБСЕ — институт постоянных представителей государств-участников.

  4. 10 сентября — 4 октября 1991 — третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе — в 1990 в Копенгагене).

    Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.

  5. 18-19 ноября 1999 — встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ.

    Российскую делегацию возглавил . Приняты , соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы.

    Россия взяла на себя политические обязательства вывести войска из и .

  6. 2005 — заседание совета глав МИД в () завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и некоторыми членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в .

    МИД России представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ».

    Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане).

    «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании против России выступили страны — , , и . Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ.
    Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.
  7. 12 июня 2002 — международная конференция.

    Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.

  8. 2000 — встреча СМИД в .

    Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия.

    Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи — министерскую декларацию.

  9. 1995 — Будапештская встреча СМИД.
  10. 1997 — встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
  11. 2-3 декабря 1996 — встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация

    «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века»

    , в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий.

    Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе).

    По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших и .

  12. 19-21 ноября 1990 — совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ.

    Здесь была подписана (провозгласившая окончание ), заключён (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов и ), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.

  13. 16 ноября 2007 — отказалось направлять своих наблюдателей на .
  14. 1992 — встреча Совета МИД.

    Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.

  15. 2004 — встреча СМИД в совпала с «» на . Заключительный документ был заблокирован.
  16. 2001 — встреча СМИД в .

    Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (, , , и ).

  17. 1998 — Встреча СМИД ОБСЕ в .

    Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ.

    На встрече значительное внимание уделено проблемам , конфликтным ситуациям в .

  18. 1986 — .
  19. 26 октября 2007 — , , , , , и внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.
  20. 2003 — встреча СМИД в (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия).

    Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и рядом стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из и ) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

  21. 5 декабря 2006 — на заседании СМИД ОБСЕ впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.
  22. 1994 — встреча на высшем уровне.

    Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («екс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).

  23. 3 июля 2009 — парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «».
  24. 1980—1983 — ,
  25. 1 декабря 2010 — в городе (Казахстан) после 11 летнего перерыва прошёл саммит ОБСЕ.
  26. 15 января 2004 — заседание Постоянного совета ОБСЕ — предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания с едиными для всех принципами и правилами.
  27. 1984 — ,
  28. 1992 — встреча на высшем уровне.

    Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока».

    СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

  29. 3 июля 2004 — в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам.

    В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Основными органами организации являются:

  1. Постоянный совет под руководством действующего председателя ( Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в ).
  2. — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ — мерами по укреплению доверия и безопасности (еженедельно собирается в ).
  3. (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  4. — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  5. — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.

Действующий ( Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ.

Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций. В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел . В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к , а в 2013 году перешло к .

В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к , а в 2013 году перешло к . На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны . Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер стал председателем организации.

В 2017 году пост председателя занял . Председательство в перешло к .

Председателем ОБСЕ стал , с 1 июня его сменил .

— возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

  1. (1999—2005)
  2. (2011—2017)
  3. (2005—2011)
  4. (1996—1999)
  5. (1993—1996)
  6. (c 2020)
  7. (2017—2020)

Государство Государство Год Год 2003 1995 1994 2000 1992 2009 Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:

  1. ,
  2. ,
  3. ,
  4. .
  5. ,
  6. ,

Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций. Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.

Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро.

Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро. Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро.

Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.

  1. , 1990 год
  2. , 1999 год
  3. , 1975 год
  4. , 1990 год
  5. , 1993 год ()

, : 10 лет СБСЕ Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  1. развитие институтов;
  2. меры по построению доверительных отношений и безопасности;
  3. «Первая корзина», или политико-военное измерение:
    • контроль над распространением вооружений;
    • дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
    • меры по построению доверительных отношений и безопасности;
  4. контроль над распространением вооружений;
  5. дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
  6. мониторинг выборов;
  7. и экологическая безопасность.
  8. защита ;
  9. «Третья корзина», или человеческое измерение:
    • защита ;
    • развитие институтов;
    • мониторинг выборов;
  10. «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
    • и экологическая безопасность.

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом.

Решения принимаются на основе . Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях. ►

  • , АиФ (02 января 2014).
  • Справочник ОБСЕ
  • (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 января 2013. 13 января 2013 года.
  • Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2006. от 11 июня 2007 на от 15 октября 2009 на
  • (рус.), Политика, «Новости и события Казахстана» (4 ноября 2010). 20 июня 2011 года. Дата обращения 13 марта 2011. «Астанинский саммит будет седьмым в истории Организации. Предыдущие саммиты проводились в 1975 году в Хельсинки, в 1990 году в Париже, в 1992 году в Хельсинки, в 1994 году в Будапеште, в 1996 году в Лиссабоне и в 1999 году в Стамбуле.».
  • Против переименования выступало единственное государство-участник — Мальта, мотивировавшая это тем, что в мальтийском языке соответствующая аббревиатура звучит непристойно. Но в конце концов мальтийскую делегацию удалось переубедить.
  1. // . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

    — С. 338. — ( : [в 35 т.] / гл. ред. ; 2004—2017).

  1. (англ.)

В социальных сетяхТематические сайтыСловари и энциклопедии

  1. :
  2. :
  3. :
  4. :
  5. :
  6. BIBSYS:
  7. :
  8. :
  9. CONOR:
  10. :
  11. :
  12. :
  13. :
  14. :
  15. : ,
  16. :

Что такое ОБСЕ и чем занимается эта организация?

02.06.2015 13:35 72334 Категория: ОБСЕ (от англ.

OSCE — Organization for Security and Co-operation in Europe, фр.

Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.

Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

ОБСЕ создана 1 августа 1975 года в Хельсинки, Финляндия, где главы 35 государств в тот день подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения). Главная цель ОБСЕ — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов.
Главная цель ОБСЕ — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

Вопрос-ответ 1) «Первая корзина», или политико-военное измерение:

  1. контроль над распространением вооружений;
  2. меры по построению доверительных отношений и безопасности.
  3. дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

2) «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

  1. экономическая и экологическая безопасность.

3) «Третья корзина», или человеческое измерение:

  1. мониторинг выборов.
  2. защита прав человека;
  3. развитие демократических институтов;

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом.

Решения принимаются на основе консенсуса. Они не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

  1. Швеция
  2. Франция
  3. Бельгия
  4. Португалия
  5. США
  6. Норвегия
  7. Кипр
  8. Люксембург
  9. Сербия
  10. Италия
  11. Ирландия
  12. Таджикистан
  13. Андорра
  14. Австрия
  15. Греция
  16. Украина
  17. Узбекистан
  18. Монголия
  19. Белоруссия
  20. Нидерланды
  21. Латвия
  22. Канада
  23. Албания
  24. Испания
  25. Чехия
  26. Македония
  27. Румыния
  28. Армения
  29. Эстония
  30. Туркмения
  31. Турция
  32. Сан-Марино
  33. Грузия
  34. Монако
  35. Хорватия
  36. Босния и Герцеговина
  37. Литва
  38. Азербайджан
  39. Германия
  40. Словения
  41. Дания
  42. Швейцария
  43. Киргизия
  44. Черногория
  45. Мальта
  46. Лихтенштейн
  47. Венгрия
  48. Казахстан
  49. Великобритания
  50. Болгария
  51. Польша
  52. Молдавия
  53. Финляндия
  54. Словакия
  55. Исландия
  56. Россия
  57. Ватикан
  1. Япония
  2. Израиль
  3. Египет
  4. Австралия
  5. Тунис
  6. Марокко
  7. Алжир
  8. Южная Корея
  9. Афганистан
  10. Таиланд
  11. Иордания

Основными органами организации являются:

  1. Парламентская ассамблея ОБСЕ.
  2. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств.
  3. Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
  4. Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.
  5. Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  6. Саммит (встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  7. Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ.

    Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

  8. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:

Статья по теме

  1. немецкий,
  2. французский.
  3. испанский,
  4. итальянский,
  5. английский,
  6. русский,

Действующий председатель (им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ.

Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим президентом страны Дидье Буркхальтером.

Генеральный секретарь — возглавляет секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года.

С 2011 года по настоящее время им является Ламберто Занниер. Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет секретариата и институтов и бюджет полевых операций.

В 2013 году бюджет организации составил 145 млн евро. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) — это невооружённая гражданская миссия, основные задачи которой — беспристрастно и объективно наблюдать за ситуацией на востоке Украины и отчитываться по ней, а также способствовать диалогу между всеми сторонами конфликта.

Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) — это невооружённая гражданская миссия, основные задачи которой — беспристрастно и объективно наблюдать за ситуацией на востоке Украины и отчитываться по ней, а также способствовать диалогу между всеми сторонами конфликта. СММ начала свою работу 21 марта 2014 года в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и общим решением всех стран-участниц ОБСЕ. Мандат миссии продлевается каждые полгода.

Организация по безопасности и сотрудничеству в европе (обсе)

Содержание статьиОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (Organization for Security and Cooperation in Europe, OSCE) – уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, до 1994 известный как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Также по теме: Предтечей ОБСЕ как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. В его работе участвовали США, Канада и большинство европейских государств с различными политическими, экономическими и социальными системами. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной разрядки и стабильности на европейском континенте, развитии взаимопонимания между народами и установлении международных частных контактов в области культуры.

На Будапештском саммите СБСЕ в 1994 было принято решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ. Таким образом, ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. Поэтому в публицистике и научной литературе часто пишут СБСЕ/ОБСЕ как два органически дополняющих друг друга явления в международных отношениях.

Политическая значимость ОБСЕ заключается прежде всего в ее уникальности по сравнению с другими международными правительственными организациями в Европе. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.

Основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинский Заключительный Акт, подписанный 1 августа 1975 СССР, США, Канада и 33 европейскими государствами. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком.

Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц и состоял из трех разделов (или трех «корзин»), соответствовавших числу основных задач Совещания.

Первая «корзина» касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая «корзина» посвящалась вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды. Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека (VII, VIII и XI принципы).

Она вызывала наибольшее сопротивление со стороны СССР, так как такая постановка проблемы переводила идеологический конфликт между двумя блоками в совершенно иную плоскость. Вопрос защиты политических прав и свобод граждан являлся «слабым звеном» советской системы, и подписание Хельсинского Акта стало международным признанием, хотя так и не реализованным на практике, права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР.

Позже это было не раз использовано американским руководством для оказания дипломатического давления на СССР.

По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху «разрядки», но также привело к «реидеологизации» противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности в Старом Свете и установления режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей.

Хельсинский акт также стал основой для принятия всех последующих базовых документов этой организации. Отличительной чертой СБСЕ/ОБСЕ является универсальный характер этой организации: ее участниками стали не только практически все европейские государства, но и СССР, США и Канада, а основные базовые положения Совещания/Организации нацелены на обеспечение безопасности в Европе.

Вполне очевидно, что всеобщий характер СБСЕ/ОБСЕ также обеспечивался процедурными правилами, а именно: принципом консенсуса при принятии решений и принципом равенства стран-участников. Заключительный Акт рассматривался также как документальное подтверждение сложившегося баланса сил двух военно-политических блоков ( и ОВД) и неприсоединившихся стран. После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области.

Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о

«третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности»

и другие соглашения. Таким образом, страны-участницы пытались «приспособить» СБСЕ/ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания холодной «войны».

Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существенным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организацией.

Эта организация практически неотделима от «ключевой связки» НАТО – ЕС, она нередко используется отдельными странами-участницами для косвенного «озвучивания»своих собственных национальных интересов. Так, например, в конце 1980-х – начале 1990-х Михаил Горбачев и пытались противопоставить ОБСЕ НАТО.

В действительности, Париж и Москва не были заинтересованы в дальнейшем укреплении НАТО, так как не имели достаточных организационных ресурсов для оказания влияния на процесс принятия решений в рамках НАТО, находящегося под сильным влиянием Соединенных Штатов. Более того, в 1994 премьер-министр Франции Эдуард Балладюр предложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии.

Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 старалась «продвигать» ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопасности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. В начале 21 в. Россия реализует прагматичную внешнюю политику и признает НАТО как ключевую организацию в сфере европейской безопасности.

Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности.

В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинского процесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реализации которых были созданы новые институты. При этом разрешение этнополитических конфликтов на европейском континенте стало основной целью ОБСЕ.

Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участниц, но и наличие соответствующих институтов. Так на встрече в Праге (январь 1992) Совета министров иностранных дел стран-участниц был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миротворческих миссий.

В основном миссии Организации преследуют две задачи: урегулирование или предотвращение конфликтов на территории стран-членов ОБСЕ и информирование о кризисных ситуациях.

Как правило, миссии отличаются друг от друга по числу задействованных сотрудников (от 3 до 600 человек) и по конкретным задачам, определяемым соответствующим мандатом ОБСЕ. В начале 21 в. ОБСЕ поддерживает 8 миссий в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии и Черногории, Македонии, Молдове, Грузии, Армении и 7 бюро в Минске, на Украине, в Баку, Алма-Ате, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе.

Однако наибольшую известность получили миссии, развернутые ОБСЕ на территории бывшей Югославии и в Закавказье: именно их деятельность освещалась в международных СМИ и специализированных политологических изданиях. По мнению российских и зарубежных политологов, именно в этих регионах ОБСЕ попыталась играть роль активной миротворческой организации. Тем не менее, в обоих случаях ОБСЕ играла второстепенную роль и в основном занималась пост-конфликтным урегулированием.

Так, например, основная задача миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине (создана 8 декабря 1995) заключалась в мониторинге соблюдения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине («Дейтонские соглашения») и укрепления мира демократии и стабильности в регионе. Так же как и в Боснии, миссия ОБСЕ в Косово играла ведущую роль в вопросах, связанных с восстановлением этой территории, институциональным строительством и укреплением демократии.

В обоих случаях непосредственным разрешением конфликта занималась НАТО, а ОБСЕ доставалась трудная и неблагодарная работа в рамках послевоенного урегулирования и восстановления. Так, например, закрытие миссии ОБСЕ в Косово в конце 1998 де-факто означало отказ этой организации от участия в урегулировании этнического конфликта между сербами и албанцами и передачу миротворческих функций НАТО.

Несомненным успехом ОБСЕ в Закавказье являлось создание Минской контактной группы по Нагорному Карабаху (1992) для урегулирования вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Группа, куда вошли представители Великобритании, Германии, Российской Федерации, США и Франции, занималась разрешением карабахского конфликта, а ее наблюдатели следили за соблюдением перемирия между конфликтующими сторонами.

В 1993 Минская группа предложила план урегулирования территориальных споров Баку и Еревана («Уточненный график»), но эти положения не были приняты ни Арменией, ни Азербайджаном. В конце концов, в 1994 обе стороны, при посредничестве России, договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня, действующее по настоящее время.

Разработкой и продвижением мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном занимается Группа планирования высокого уровня (ГПВУ) ОБСЕ, но, на данный момент, ее усилия так и не увенчались успехом. Следует отметить, что в данном случае ОБСЕ пыталась непосредственно участвовать в урегулировании конфликта, но была во многом оттеснена великими державами – сопредседателями Минской группы. В действительности, США, Россия и Франция, а не ОБСЕ заставили Армению и Азербайджан приостановить военные действия.

Постоянный Совет ОБСЕсостоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ.

Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений.

Как и Совет, Форум по сотрудничеству в области безопасностисобирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности.

В особенности это касается Мер в области доверия и безопасности.

Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц. Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ.

Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита.

За время существования СБСЕ/ОБСЕ было проведено 6 саммитов.

Cамыми значимыми были: Хельсинский саммит (1975), завершившийся подписанием Заключительного Акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ; Парижский саммит (1990), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы; Будапештский саммит (1994) завершился рядом институциональных реформ.

СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т.

д.; Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне.

Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье. Совет министров иностранных дел.

Своеобразным «заменителем» саммитов является Совет министров иностранных дел (СМИД), обычно собирающийся в те годы, когда нет Встреч на высшем уровне. СМИД также выбирает Генерального секретаря ОБСЕ на трехгодичный срок.

Его основная функция заключается в организационной поддержке Действующего председателя. Канцелярия генерального секретаряосуществляетоперационную поддержку ОБСЕ под непосредственным руководством генсека. Полномочия секретариата включают в себя: поддержку миссий и проектов ОБСЕ; осуществление контактов с международными правительственными и неправительственными организациями; координацию политики ОБСЕ в сфере экономики и защиты окружающей среды.

Отдел прессы и информации, административные, финансовые службы, равно как и службы по подбору персонала, организации конференций и по информационным технологиям также находятся в ведении Секретариата.

На практике ОБСЕ руководит Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ.

Парламентская АссамблеяОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человекаявляется по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ.

Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь, Представитель по вопросам свободы СМИотслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение недавно было вынесено в 2002 Туркменистану.

В рамках структур ОБСЕ, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, следует обратить внимание на бюроВерховного комиссара по делам национальных меньшинств(Гаага).

Это подразделение занимается ранним предупреждением этнических конфликтов, ставящих под угрозу стабильность, мир на континенте и дружественные отношения между государствами-участниками СБСЕ. Особое место в организационной структуре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе занимают Меры по укреплению доверия и безопасности.Этапрограммабыла создана с целью ослабления напряженности и укрепления взаимного доверия на Европейском континенте.

В ее рамках были подписаны такие документы как: а) ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе), устанавливающий квоты на обычные вооружения в Европе для договаривающихся сторон; Договор об «открытом небе», позволяющий государствам участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга, в особенно в сфере безопасности. В рамках Мер по укреплению доверия и безопасности, Действующий Председатель назначил своих личных представителей по контролю над исполнением ряда статей Дейтонских мирных соглашений. Для разрешения конфликтных ситуаций и споров между государствами-участниками, подписавшими внутреннюю по отношению к ОБСЕ Конвенцию по примирению и арбитражу, был создан Суд по примирению и арбитражу,находящийся в Женеве.

В 2003 бюджет ОБСЕ составил 185,7 млн. евро и в основном состоит из членских взносов государств-участников. Около 84 процентов всех средств расходуется на военные миссии и проекты, осуществляемые на Организацией местах.

Непосредственно в центральном аппарате ОБСЕ работает около 370 сотрудников, а в различного рода миссиях и проектах этой организации – более 1000 международных сотрудников и 2000 граждан тех стран, на чьей территории осуществляются данные миссии.

По мнению многих экспертов, СБСЕ/ОБСЕ прошло в своем развитии три основных стадии.

На первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству. Начавшаяся в 1970-х «разрядка» в отношениях между СССР и США сделала возможным и многосторонние переговоры, касающимся военных аспектов безопасности в Европе.

Именно в этот период (1986–1992) были подписаны такие документы, как ДОВСЕ (1990), Договор по открытому небу (1992) и т.д.

Затем, распад СССР в корне изменил повестку дня: СБСЕ/ОБСЕ стало уделять все больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы.

Это было прежде всего вызвано изменением самого «приоритета угроз»: в то время как военная конфронтация по линии «Восток – Запад» ушла в прошлое, интенсивность этнических конфликтов на Балканах и в странах СНГ резко возросла.

ОБСЕ сыграло определенную миротворческую роль в первой половине 1990-х, но после неудач в Югославии было оттеснено НАТО, а затем и ЕС на второй план.

Не обладая ни эффективными инструментами для проведения политики «принуждения к миру», ни политической волей к действию, ОБСЕ была во многом заменена другими действующими лицами в сфере европейской безопасности. Общий принцип консенсуса в организации, начитывающей 53 государства с различными интересами, также не способствовал повышению эффективности СБСЕ/ОБСЕ.