Валютный контроль принципы и методы валютного контроля

Валютный контроль


^ Правила представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от (далее – Правила). По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет ., в составе которого:

  1. в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства, — количество листов № 2 и 3 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);
  2. в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства и иные финансовые активы, — количество листов № 2 – 5** отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов).
  3. в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются иные финансовые активы, — количество листов № 2, 4* и 5 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);

Количество записей на листах № 3 и 4 отчета должно соответствовать количеству валют счета (вклада) либо количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов. Количество листов № 6 отчета должно соответствовать количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов. *В листе № 4 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указывается стоимостное выражение таких финансовых активов на начало и конец отчетного периода, а также стоимостное выражение таких финансовых активов, зачисленных и списанных на счет (вклад), со счета (клада в отчетом периоде в денежном эквиваленте в валюте финансового актива или валюте счета (вклада), по данным банка или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

**В листе № 5 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указываются все виды иных финансовых активов, стоимостное выражение которых указано в листе (листах) № 4 отчета. Физическое лицо — резидент представляет в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

Физическое лицо — резидент представляет в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом. В случае закрытия счета (вклада) в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года (или с даты открытия счета (вклада) в отчетном году) по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, не позднее одного месяца со дня закрытия счета (вклада). Отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица по зарубежному счету (вкладу) может быть представлен следующими способами:

  1. на бумажном носителе непосредственно физическим лицом;
  2. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  3. на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
  4. на бумажном носителе представителем физического лица, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Отчет на бумажном носителе представляется (направляется) в 2 экземплярах (один экземпляр с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается физическому лицу — резиденту либо его представителю, второй экземпляр отчета остается в налоговом органе).

xls (114 кб) pdf (198 кб) Бесплатное программное обеспечение ФНС России для подготовки Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (КНД 1112520), представляемого на бумажном носителе или подлежащего отправке в электронной форме: «» zip (57 кб)

Валютный контроль: понятие и значение

Как работает сервис Содержание Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Важным является разработка и применение системы мер валютного контроля. Деятельность во внешней торговле сопровождается операциями, связанными с движением валютных средств.

Такая деятельность должна контролироваться в особом порядке.

IX Конгресс ИНТОСАИ, который проходил в г.

Лиме в 1977 году принял документ, определяющий руководящие принципы валютного контроля. Было отмечено, что контроль не является самоцелью, он осуществляется для того, чтобы исправить ошибки и просчеты в принятых стандартах во избежание нарушения принципа законности. В отдельных случаях контроль позволяет привлекать к ответственности виновных, проводить профилактические мероприятия по предотвращению нарушений.

Целью является недопущение нарушений валютного законодательства при осуществлении операций с валютой. Все операции этого вида подлежат валютному контролю независимо от того проводятся они с валютными ограничениями или без них. Если валютная операция проводится без ограничений, ряд мер пассивного контроля все равно предусмотрен.

К таким мерам относятся: предоставление данных статистики, паспорт сделки и пр. Органы валютного контроля таким образом накапливают информацию для последующей корректировки государственной политики в этой области.

Понятие валютного контроля является разновидностью контроля финансового со своими отличительными особенностями. Основной формой валютного контроля являются проверки:

  1. выполнения обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством;
  2. наличия лицензий и соглашений;
  3. операций с валютой на соответствие законодательству;
  4. учета и отчетности по валютным операциям.
  5. обоснованности валютных платежей;

Сущность валютного контроля в использовании организационно-правовых способов и средств для выяснения соответствия деятельности подконтрольных субъектов законам, анализе результатов, выявлении отклонений, принятии мер по исключению этих отклонений и привлечении к ответственности виновных. Валютный контроль – функция государственного управления, являющаяся видом государственного финансового контроля.

Основная цель как финансового, так и валютного контроля в обеспечении успешной реализации валютной политики государства.

Контроль за операциями с валютой можно рассматривать как многоаспектный вид контроля. Во-первых, он является государственной функцией управления и обеспечивает проверку, наблюдение, анализ, что характеризует его как функцию. Во-вторых, это определенная стадия конкретных государственных действий.

В-третьих, это форма обратной связи при регулировании валютных отношений.

В процессе контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников правоотношений, связанных с валютой.

Результаты анализируются и оцениваются, в валютное законодательство вносятся корректировки. В-четвертых, валютный контроль обеспечивает соблюдение ограничений в валютной сфере, поэтому он является средством поддержания правопорядка.

Валютный контроль реализуется при помощи специфического механизма, который является способом организации и функционирования управленческой контролирующей деятельности.

В широком смысле под термином «механизм» следует понимать согласованное воздействие субъектов на явления окружающей действительности. Механизм валютного контроля выступает как организационно-правовая система государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Контроль – совокупность мер гос.

регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности и соблюдения интересов государства в правоотношениях. Валютный контроль – деятельность специальных органов, направленная на соблюдение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

В Законе о валютном регулировании определены принципы валютного контроля:

  1. невмешательство государства в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  2. единство системы регулирования и контроля;
  3. защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении операций в валюте.
  4. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание Подход объединения принципов регулирования и контроля законодатель объясняет тем, что эти две системы должны эффективно функционировать и быть согласованными, так как порядок проведения валютных операций может быть обеспечен только посредством контроля за их соблюдением валютного законодательства. Например, правительство РФ и Банк России наделены одновременно функциями по валютному регулированию и контролю. Валютные ограничения отменяются и закрепляются, это существенно влияет на механизм валютного контроля.

Появление ограничений означает то, что у резидентов и нерезидентов возникают дополнительные обязанности, поэтому появляются новые объекты контроля. Права и обязанности резидентов, которые установлены в рамках ограничений, обуславливают проведение различного рода мероприятий, касающихся контроля в валютной сфере.

Права и обязанности резидентов, которые установлены в рамках ограничений, обуславливают проведение различного рода мероприятий, касающихся контроля в валютной сфере.

Контролю подлежат все без исключения валютные операции независимо от того, совершаются они свободно либо с валютными ограничениями. Регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

  1. создание организационных структур и наделение их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций;
  2. определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами валютного контроля.

Меры валютного контроля являются производными от валютных ограничений, но они не тождественны. Посредством ограничений государство регулирует операции с валютой, а через меры контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований.

Существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, банк может отказать в проведении валютной операции при отсутствии необходимых для валютного контроля документов.

Есть случаи, когда мероприятия валютного контроля становятся ограничительными мерами. Это происходит в случаях необоснованного ввода государством процедур контроля, которые делают законные операции затруднительными или вовсе невозможными.

В этом случае меры валютного контроля начинают выполнять не контролирующую, а регулирующую функцию. Происходит воздействие на добросовестных участников валютных отношений. Механизм валютного контроля функционирует качественно, когда существуют границы внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает наличие субординации между субъектами.

Конечная цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютной дисциплины. Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства. Это правосознание субъекта валютного права, которому необходим механизм валютного контроля и юридической ответственности.

Здесь контроль выступает в роли предупреждения, предохранения, способствуя соблюдению установленного порядка в правоотношениях, связанных с валютой.

Вместе с мерами юр. ответственности контроль дает гарантию соблюдения валютной дисциплины, применяя меры предупредительного, пресекательного, обеспечительного и правовосстановительного характера. Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.
Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

У каждого субъекта имеется свой круг полномочий. Можно выделить четыре основных группы процедур валютного контроля:

  1. обработка и систематизация данных;
  2. выявление правонарушений.
  3. предупреждение правонарушений в области валютных операций;
  4. сбор сведений о валютных операциях;

Данные процедуры чаще всего применяются в комплексе, и эффективными они будут только тогда, когда органы и агенты валютного контроля будут надлежащим образом выполнять свои обязанности. Деятельность этих субъектов связана с принятием индивидуально-правовых актов – предписаний, протоколов и пр.

Действенный механизм валютного контроля необходим для того, чтобы обеспечить экономические интересы страны.

Контроль за операциями позволяет учитывать внешнеэкономические сделки, выявлять нарушения, не ущемляя при этом прав субъектов, подвергшихся контролю. Поэтому в РФ резиденты и нерезиденты имеют право:

  1. быть ознакомленными с проверочными актами и другими документами;
  2. требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями.
  3. обжаловать решения и действия контролирующих органов в суде;

У резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции также есть и обязанности:

  1. вести учет по совершенным валютным операциям;
  2. выполнять предписания органов валютного контроля об устранении нарушений.
  3. представлять документы по валютным операциям и счетам;
  4. сохранять отчетные материалы в течение 3-х лет;

В любой финансовой сфере контроль необходим, в валютной особенно, поэтому очень важно разработать законодательство без просчетов и ошибок. Несовершенство закона используется в преступных целях, наносящих ущерб экономике.

Российское валютное законодательство разрабатывалось в 1980-90-е гг.

В публичной финансовой деятельности шли негативные процессы, сокращались резервы государства в иностранной валюте, внешний долг России нарастал, наблюдался отток капитала за рубеж, национальная денежная единица обесценивалась. Все это оказывало влияние на валютную политику государства и ее правовое оформление.

В мире наблюдаются тенденции к отмене ограничений в валютной сфере. Но мировой опыт показывает, что справиться с финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов, очень сложно. Это под силу только странам с мощным экономическим и финансовым капиталом.

Сегодня Россия не может полностью отказаться от мер валютного регулирования и контроля. Для того, чтобы Россия была интегрирована в международную хозяйственную систему, необходимо компромиссное решение, где бы сочетались либерализация правил операций с валютой и сохранение оптимальной структуры платежного баланса.

Россия присоединилась к международной борьбе с отмыванием денег. Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке.

Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю.

Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки. Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта.

Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое. Итак, что же значит термин «валютный контроль»?

Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте. В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  1. Исполнительная власть.
  2. Минфин.
  3. Таможенный комитет.
  4. Центробанк (далее ЦБ РФ).
  5. Правительство.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ.

Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства. Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  1. проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  2. наблюдение за соответствием операций закону;
  3. проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль.

Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни.

Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период. В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия.

Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим.

В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима. ВК базируется на таких принципах:

  1. система ВК и валютного регулирования едины;
  2. исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  3. права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов.

В частности:

  • Обязательность.
  • Законность.
  • Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее. Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные.

В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия. К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.
Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  1. текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  2. последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).
  3. предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль.

В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ. Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  1. осуществление надзора за проведением валютных операций;
  2. издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  3. проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок: 1Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

2Расчеты между резидентами и нерезидентами.

Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав. 3Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны.

Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится. Также прочитайте: В число агентов валютного контроля входят:

  1. банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  2. структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  3. государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  1. регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  2. осуществляют открытие паспорта операции;
  3. проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  4. создают отчет по проведенной сделке.
  5. закрывают операцию;
  6. оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  • Информацию вносят во все базы данных.
  • Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  • После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  • Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  • Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.
  • Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  • Резервируются средства для исполнения сделки.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке. Чаще всего это:

  1. паспорта участников сделки;
  2. контракты, доверенности, счета-фактуры;
  3. ;
  4. документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  5. при необходимости — документация на недвижимость.
  6. различная таможенная документация (декларации и прочее);

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки.

Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена. Также прочитайте: .

Основные принципы валютного регулирования

Как работает сервис Содержание Валютное законодательство представляется, как уже было отмечено, как комплексная отрасль, которая содержит нормы разнообразных отраслей права. Прежде всего, валютное законодательство формируется из норм финансового, гражданского и административного права.

То есть, другими словами, заключает в себе публичные и частные области правового регулирования.

Именно поэтому при интерпретации и использовании норм валютного законодательства допустимы разночтения, которые контролируются принципами, утвержденными Законом о валютном регулировании. Статья 3 данного Закона содержит в себе существенные принципы валютного регулирования и валютного контроля.

Указанный принцип закреплен законодательством. Это, безусловно, значимое направление правового творчества государства в момент процесса, когда происходит отказ от преобладания влияния администрации на валютные отношения и переход к рыночным инструментам, которые их регулируют. Частью 3 статьей 80 Конституции установлено, что центральный ориентир внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ.

Президент при своем определении опирается на Конституцию и федеральные законы. Он адресует к Федеральному Собранию России каждый год письма о положении в стране, об стержневых течениях внутренней и внешней политики государства (п.

«е» ст. 84 Конституции). Важно отметить, что принятый Закон о валютном регулировании разработали с целью проведения в жизнь постановлений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу». В нем обозначилась необходимость отступления от административных мер воздействия в сфере валютного регулирования к экономическим.

Данный принцип устанавливает юридически оформленную возросшую экономическую независимость России, а также смену административных предписаний и запретов, которые не приносят эффекта на регулятивный способ воздействия на валютные отношения. Основой для подобного принципа выступает вышеназванный. То есть, он следует из правовой направленности валютного регулировки и валютного контроля, и, безусловно, подтверждает ориентир государственных валютных политических понижений уровня начальственного регулирования валютных операций.

Именно данным принципом отражена общая либерализация нынешнего российского валютного законодательства. Результат анализа валютного законодательства помогает прийти к выводу о том, что в Российской Федерации:

  1. касаемо валютных операций между резидентами и нерезидентами функционирует принцип «разрешается все, что не запрещается»;
  2. применительно валютных операций между резидентами – «запрещается все, что не разрешается»;
  3. касаемо валютных операций между нерезидентами – «разрешается то, что прямо предписывается».

Органы валютного регулирования следят за соблюдением подобных принципов. Экономические, политические причины и законодательство обуславливают и закрепляют присутствие государства в лице осведомленных органов в области валютных операций резидентов и нерезидентов.

Согласно данному принципу, участие государства в валютных операциях, прямым участником которых оно не выступает, ограничивается.

Подобная установка отвечает либерализации российской экономики и следует из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина. Так, например, в статье 8 Конституции установлена гарантия свободного перемещения финансовых средств и свобода деятельности в экономической среде. Частью 1 статьей 17 Основного закона России утверждается извещение о том, что в России права и свободы человека и гражданина признаны и гарантированы соответственно всеобщим узнанным принципам, а также нормам международного права и Конституции.

Каждый человек обладает неотъемлемыми правами и свободами, которые зафиксированы за ним от рождения. Это прописано в части 2 статье 17 Конституции.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции, все обладают равными полномочиями перед законом и судом. В части 2 статьи 19 Основного Закона Российской Федерации дается гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина.

Важным моментом здесь является независимость от половой принадлежности, либо расового распределения, национального происхождения, языкового барьера, обладания имуществом либо должностных положений. Также не имеет значения к какому общественному объединению принадлежит лицо.

Помимо этого данной статьей наложен запрет на всякие формы, которые могут ограничивать права граждан касаемо признаков их социального статуса, расовой принадлежности, национальности, языка либо религии. Любой человек обладает правом на свободу использования собственных способностей и имущества для предпринимательской и прочей экономической деятельности, которая не обременена запретом по закону.

Все это прописано в части 1 статье 34 Конституции. Также в дано части, но статье 35 Конституции установлено обладание правом имущества в собственности, владение, пользование и распоряжение им как самостоятельно, так и вместе с другими лицами. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации выражена в пункте 3 мотивировочной части его Постановления от 14.05.2003 № 8-П

«Дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах»

в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа».

Она указывает на то, что права, которые указаны в ее части 1 статье 34 и части 2 статьи 35, отмечаются в РФ как существенные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Их, в свою очередь, реализуют граждане и их объединения на основании общих правовых принципов юридического равенства, неприкосновенности имущества и независимости договора, элиминирующих всякое вмешательство государства в исполнение этих прав.

В статье 55 Конституции указан факт прав и свобод граждан, а также ограничение подобных свобод. Ограничить их может только федеральный закон, при том, что мера ограничения устанавливается также данным законом. Мера определяется для того, чтобы защитить основные принципы конституционного строя.

Защита налагается также и на нравственность, здоровья, права и интересы других лиц по закону. Данный закон не только обеспечивает защиты всему вышесказанному, но и обеспечивает оборону и безопасность государства.

Названное конституционное положение развивается с помощью примененного валютного регулирования только для того, чтобы были достигнуты общие и специальные цели. Подобные цели находят свою трактовку и утверждение в преамбуле и 6 статьи Закона о валютном регулировании. Валютная политика – это составная часть внутреннего и внешнего политического занятия государства, сосредоточенная на обеспечении стабильности национальной валюты и постоянстве внутреннего валютного рынка как факторов результативного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Внешняя и внутренняя валютная политика обладают взаимозависимостью, которая в свою очередь, предопределена наличием у представленных видов государственной деятельности общей цели. Это, бесспорно, должно обладать согласованием и сочетанием мер государственного регулирования валютных операций, которые реализуются на территории Российской Федерации, а также валютных операций, которые обладают связью с внешнеэкономической деятельностью.

Анализируемый принцип находит свое согласие с Концепцией внешней политики РФ, которая была утверждена 12.07.2008 № Пр-1440. Концепция внешней политики РФ – это система воззрений на содержание и центральные направленности внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Названный документ рассматривает защиту интересов личности, общества и государства как высший приоритет внешнеполитического курса РФ. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание Об этом принципе название говорит само за себя, так и из его статьи 2, в которой данным Законом установлены правовые основы и принципы и валютного регулирования, и валютного контроля.

Таким образом, структура Закон о валютном регулировании в некоторой степени совпадает с НК и БК, которые также обладают содержанием норм налогового и бюджетного регулирования. Помимо этого они содержат положения о финансовом контроле в подобающих областях правового регулирования.

Закономерны единство и согласованность системы валютного регулирования и валютного контроля, потому как государство обладает возможностью обеспечения соблюдения условий и последовательности проведения валютных операций существенным образом контролем над выполнением и использованием мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Подобный принцип находит свою реализацию в нормах, которые утверждены в Законе о валютном регулировании.

Они трактуют установку правового статуса органов валютного регулирования и валютного контроля.

Этот принцип есть дополнение принципа об исключении неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Законодатель занимается предписанием государству обеспечения защиты прав и экономических интересов участников валютных операций. При этом, он выводит государство из естественного «ежедневного» нахождения в области валютных отношений частных субъектов.

Таким образом, государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов как участников валютных операций. Преамбулой Закона о валютном регулировании предопределена цель валютного законодательства.

Это, главным образом, обеспечение осуществления единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и устойчивости внутреннего валютного рынка России.

Упомянутые цели правового регулирования отвечают кругу интересов подавляющего большинства участников валютных операций.

Это дает возможность сделать вывод о том, что цели валютного регулирования, которые заявлены Законом о валютном регулировании, совпадают с интересами резидентов и нерезидентов в момент реализации валютных операций. Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов в момент осуществления валютных операций полагается на следующие конституционные гарантии защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:

  1. гарантия на судебную защиту его права и свобод предоставляется каждому. Можно обжаловать в суде какие-либо решения, бездействия представителей государственной власти, а также представителей местного самоуправления и других должностных лиц. Подобная информация упоминается в статье 46 Конституции РФ.
  2. существует гарантия на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Всякий обладает правом защиты своих прав и свобод различными способами, которые находятся не под запретом закона. Это прописано в статье 45 Конституции РФ;
  3. право частной собственности находится под охраной закона. Никого нельзя лишать своего имущества. Лишь суд способен на это. Принудительно забрать имущество для государства можно только в том случае, если существует условие предварительного и равноценного возмещения. Это прописано в частях 1 и 3 статьи 35 Конституции РФ;

Таким образом, часть 3 статья 62 Конституции Российской Федерации дает возможность пользоваться всеми перечисленными конституционными правами. Также, согласно данной статье, иностранные граждане и лица без гражданства в России обладают правами и исполняют обязанности наряду с гражданами РФ, помимо ситуаций, которые устанавливаются федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как субъекты валютного права, все граждане России, коллективные и территориальные субъекты обладают между собой равной и полной по объему финансовой правоспособностью.

Для иностранных субъектов российским валютным законодательством могут быть установлены отдельные ограничения для защиты финансового суверенитета государства. Отдельные ограничения:

  1. определение особого порядка лицензирования валютных операций, участия нерезидентов в налоговых отношениях и т.д.
  2. введение ограничений на участие капитала иных стран в уставном фонде банков Российской Федерации;
  3. предъявление наиболее строгих условий аккредитации филиалов кредитных организаций иных стран;

Финансово-правовой статус внутренних и иностранных субъектов подобным образом соотносится во многих странах, в особенности с развитой экономической деятельностью и стабильной национальной валютой.

Важно отметить, что государство обеспечивает равную защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при помощи установленной статьи 23 Закона о валютном регулировании ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Субъекты валютных операций обладают правом обжалования неправомерных действий органов и агентов валютного контроля в общепринятом порядке. Как видно, принципы, которые закреплены в Законе о валютном регулировании, подтверждают склонность законодателя применить валютное регулирование и валютный контроль в качестве сложных элементов системы, которая регулирует национальную экономику.

Принципами валютного регулирования и валютного контроля раскрываются важные моменты, когда интерпретируются и используются акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования. В подобном правовой ориентировке нуждаются органы валютного регулирования и прочие субъекты нормотворчества. Также не остаются в стороне и правоприменительные органы, особенно на момент рассмотрения дел, обладающими связью с юридическими коллизиями – разногласиями либо противоречиями между некоторыми нормативными правовыми актами, которые регулируют валютные отношения.

Валютный контроль: формы и методы

Как работает сервис Содержание Финансово-правовая теория и ее практическое применение в сфере валютного контроля используют несколько его форм:

  1. текущий;
  2. предварительный;
  3. последующий.

Каждая из указанных форм фактически отражает конкретный набор организационных действий, необходимых для осуществления контроля. Форма валютного контроля также раскрывает его сущность и проявления, связанные со временем реализации контролирующих действий. Как логично вытекает из самого названия, предварительный контроль – это действия, совершаемые до проведения валютных операций, необходимые для окончательного их одобрения.

Примером предварительного валютного контроля является проверка соответствующим органом достоверности данных:

  1. достоверность документации перед тем, как выдать разрешение на проведение валютных операций в рамках кредитного договора;
  2. соответствие оформленных расчетных документов резидентами и нерезидентами соответствующим нормам, установленным Банком России, перед осуществлением любых банковских валютных операций и пр.
  3. соответствие данных, указанных клиентом в расчетном документе, информации, зафиксированной в документах-основаниях для осуществления валютных операций, перед тем, как произвести банковскую операцию по обслуживанию банковского валютного счета;

Итог предварительных контролирующих действий может быть оформлен различными видами документации: разрешений, заключений и т.д. Действия предварительного контроля играют важнейшую роль в укреплении финансовой дисциплины, в общем, и предупреждении валютных правонарушений, в частности.

Мероприятия текущего валютного контроля реализуются в процессе проведения валютных операций:

  1. открытие валютного счета;
  2. проведение международных расчетов и пр.
  3. купля или продажа зарубежной валюты или иных валютных ценностей;

Действия текущего валютного контроля осуществляются соответствующими органами и агентами валютного контроля. Примерами текущего валютного контроля являются следующие мероприятия:

  1. в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: проверка банком идентичности данных, содержащихся в справке о валютной операции и документах-основаниях для ее проведения;
  2. при пересечении таможенной границы России: органы таможни контролируют соответствие оформленной декларации на вывоз валюты установленному регламенту и пр.
  3. в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: соответствие заполненной резидентом справки о валютной операции нормам, установленным Банком России;

Текущий валютный контроль также носит название оперативного из-за его особенности, заключающейся в одновременном его осуществлении совместно с проведением операций хозяйственного или финансового характера. Основой оперативного контроля являются такие источники информации как:

  1. документы и содержащиеся в них данные, которые предоставляют резиденты;
  2. первичные документы и пр.
  3. данные бухгалтерского учета;

Использование сведений из указанных документов позволяет как резидентам, так и органам контроля оперативно реагировать в случае изменений в финансовой деятельности, выявлять случаи потенциального нарушения законодательства в области оборота валюты.

Когда все валютные операции выполнены, наступает момент проведения мероприятий последующего валютного контроля, а именно:

  1. проверка истинности и полноты отчетных и учетных данных относительно валютных операций резидентов и нерезидентов и пр.
  2. контроль над исполнением обязательств согласно условиям валютного договора;
  3. сопоставление данных, в частности, документальных, сопровождающих валютную операцию;

Основная цель мероприятий последующего контроля – предупредить потенциальные нарушения в сфере валютных правоотношений, выявить их и пресечь. Итогом реализации мероприятий последующего контроля становятся:

  1. выдача клиенту отказа в проведении валютной операции;
  2. выдача клиенту отказа в открытии счета, если не были предоставлены необходимые документы, либо содержащаяся в них информация была признана недостоверной (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.5).
  3. подготовка уполномоченными органами предписаний с указаниями для субъектов валютного правоотношения по устранению обнаруженных нарушений соответствующих нормативных актов в сфере валютного регулирования (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.2);

Последующий валютный контроль отличает более глубокое исследование осуществленных валютных операций конкретного участника валютного правоотношения за отдельный период.

Таким образом, последующий валютный контроль становится также маркером качественности осуществленных ранее мероприятий предварительного и текущего контроля. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание Классифицировать валютный контроль можно по нескольким основаниям.

Валютный контроль по сути – одна из управленческих функций государства в области финансов, соответственно, существуют различные уровни его реализации в зависимости от вида контролирующего органа:

  1. валютный контроль, осуществляемый органами валютного контроля (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Банк России). Ранее функции органа валютного контроля исполнял Росфиннадзор. В 2016 году этот орган федеральной исполнительной власти был упразднен, а его полномочия были переданы иным органам;
  2. валютный контроль, организация которого производится агентами валютного контроля (участники рынка ценных бумаг, банки, обладающие, соответствующими полномочиями).

Каждый из органов, осуществляющих валютный контроль, владеет спецификой наделенных полномочий.

Таким образом, различают:

  1. опосредованный валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и заключающийся в подготовке соответствующих нормативных актов и присвоении статуса органа валютного контроля органам исполнительной власти;
  2. непосредственный валютный контроль, мероприятия которого реализуют прочие органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Объектом валютного контроля могут быть различные валютные операции, и, в зависимости от особенностей этих объектов, выделяют следующие виды валютного контроля:

  1. над операциями нерезидентов;
  2. над операциями, сопутствующими открытию и ведению счетов.
  3. над операциями резидентов;

Очевидно, что реализация контрольных мероприятий относительно валютных правоотношений предполагает применение своей методологии. Методы, применяемые при осуществлении валютного контроля, есть система, совокупность подкрепленных законодательно и адаптированных к данной сфере правоотношений контролирующих приемов и средств. Как и в любой другой сфере, правильность и адекватность выбора метода валютного регулирования контролирующими органами определяет качество конечного результата, эффективность осуществленных контролирующих действий и процедур, содействует соблюдению законных прав подконтрольных субъектов и нормальному течению хозяйственной деятельности.

Осуществление валютного контроля подразумевает достижение разнообразных целей и задач, следовательно, присутствует необходимость в дифференциации используемых подходов, принципов, поиске оптимальных сочетаний тех или иных способов контроля, оценки и анализа.

Выбор метода, применяемого для контроля валютных правоотношений, опирается на ряд факторов:

  1. правовой статус и специфика деятельности контролирующих органов;
  2. формы проведения контроля и пр.
  3. специфика осуществления конкретных валютных операций;
  4. тип подконтрольного объекта;

В целом различают два базовых метода валютного контроля:

  1. проверка. Сущность проверки как метода заключается в исследовании правильности осуществления валютных операций с привлечением всех возможных источников данных, в частности, документальных.

Объектом для проверки становятся всевозможные валютные операции резидентов и нерезидентов и операции по открытию и ведению счетов;

  1. запрос. В рамках этого метода органы, осуществляющие валютный контроль, истребуют сведения о конкретных валютных операциях и/или счетах.

    Применения такого метода как запрос предполагает наличие соответствующих полномочий у агентов валютного контроля – требовать от субъектов валютного правоотношения предоставления необходимой информации.

    В свою очередь, агенты валютного контроля обязаны по соответствующему запросу предоставить эти данные органам валютного контроля.

Примером использования запроса как метода может быть взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг и Банка России. Участники рынка имеют право запрашивать и консолидировать данные о совершаемых резидентами и нерезидентами операциях с внешними и внутренними ценными бумагами, предоставляя далее эти документы и сведения в Банк России на основании его запроса.