Влияние советского периода на правовую систему россии

Эволюция правовой системы в России: Советский и постсоветский периоды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Надёжин, Вадим Ильич


Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена происходящими в современном Российском государстве кардинальными преобразованиями всех сфер общественного бытия, в том числе и политико-правовой действительности. Однако история государственно-правового строительства в России показывает, что проводимые правовые реформы не всегда бывают эффективными. Поэтому одной из важнейших задач науки теории государства и права является выяснение причин негативных результатов правового реформирования, обобщение и анализ накопленного юридического опыта, а также поиск возможных путей решения проблем, возникающих в процессе правового развития, с учётом особенностей, тенденций и закономерностей эволюции правовой системы.

Эволюция правовой системы в России — одно из самых уникальных явлений современности, поскольку изменились не только политико-правовой курс государства, методы управления обществом и способы регулирования общественных отношений, но и преобразованы практически все юридические структуры и процедуры, переосмыслены привычные правовые ценности. В указанных условиях исследование эволюции правовой системы в России с диалектических позиций синхронного развития всех её элементов является, несомненно, одной из актуальнейших задач, стоящих перед современной юридической наукой.

Вопрос о роли и судьбе российского права постоянно обсуждается на страницах юридической, научно-публицистической литературы и в средствах массовой информации, а проблема его наилучшего устройства становится важнейшей и неотложной.

На наш взгляд, очевидно, что научно-теоретическое обоснование наилучшего направления правового развития невозможно без анализа идей и концепций, которые уже оказали или могут оказать существенное влияние на государственно-правовое строительство в нашей стране. Рассмотрение данного вопроса позволит спрогнозировать основные направления в развитии правовой системы России в соответствии с доктриной федеративного демократического правового государства, пути воплощения в реальную жизнь основных его принципов.

Степень разработанности проблемы эволюции правовой системы в России, на наш взгляд, явно недостаточна, несмотря на то, что немало исследователей отечественной правовой системы рассматривало тот или иной аспект её развития. Целостный же, комплексный подход к исследованию отечественной правовой системы в контексте её эволюции в настоящей работе осуществлён впервые.

Анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов показывает, что исследования правовой системы, как правило, затрагивают лишь отдельные стороны её эволюции. Весьма разработанными (и, тем не менее, дискуссионными) являются вопросы, связанные с понятием правовой системы, её структурой, системой функций, социально-культурным назначением, соотношением с другими сверхширокими юридическими категориями, определением места современной российской правовой системы на правовой карте мира, и др.

В некоторых таких исследованиях затронуты отдельные стороны бытия правовой системы, взаимодействие с иными социальными системами, а также развитие, функционирование и внутрисистемное значение отдельных её элементов. Однако цельное исследование, специально по-свящённое эволюции правовой системы в России, в юридической литературе отсутствует.

Особое внимание в работе уделяется обобщению взглядов послереволюционных правоведов, сформулировавших основы правопонимания советского времени в рамках марксистско-ленинской идеологии: Г.А.

Гойхбарга, Н.В. Крыленко, Д.И.

Курского, Е.Б. Пашуканиса, М.А. Рейснера, П.И. Стуч-ки и др. Кроме того, исследование эволюции правовой системы в России невозможно без изучения общей теории правовой системы, немалый вклад в становление и развитие которой внесли С.С.

Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М.

Баранов, A.M. Васильев, А.А. Демичев, В.П. Казимирчук, В.Н. Карташов, Д.А.

Керимов, С.Н. Кожевников, Н.И.

Козюбра, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, А.В. Малько, JI.C. Мамут, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.К. Музеник, B.C.

Нерсесянц, В.Д. Перевалов, А.Г.

Пиголкин, С.В. Поленина, Т.Н. Радько, В.П. Реутов, В.Б. Романовская, В.П. Сальников, А.Х. Саидов, В.А. Сапун, А.П.

Семитко, В.Н. Синюков, В.В. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, В.А.

Толстик, Л.С. Явич и др. В процессе изучения эволюции правовой системы в России, автор руководствовался также трудами зарубежных правоведов: Г. Бермана, Д. Гинз-бургса, М. Глендона, Л.

Дамроша, Р. Давида и К. Жоффре-Спинозе, Ж.

Кар-бонье, Р. Круза, М. Лесажа, Д. Ллойда, К. Осакве, Э. Тоффлера, Л. Фридмена, В. Харпвуда и др. Объектом исследования выступают теоретико-методологические и историко-правовые проблемы трансформации отечественной правовой системы, а также бытие советского и российского права и развитие совокупности разнородных социальных явлений, связанных с правом и происходящими в нём процессами.
Фридмена, В. Харпвуда и др. Объектом исследования выступают теоретико-методологические и историко-правовые проблемы трансформации отечественной правовой системы, а также бытие советского и российского права и развитие совокупности разнородных социальных явлений, связанных с правом и происходящими в нём процессами.

Предметом исследования являются механизмы, структуры, внешние и внутренние факторы, обуславливающие развитие советской правовой системы и трансформацию её в правовую систему современного Российского государства, общие тенденции и закономерности, а также условия и результаты развития последней.

Хронологические рамки исследования охватывают период формирования и развития правовой системы в России от свершения Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года и образования РСФСР до настоящего времени.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в комплексной общетеоретической историко-правовой характеристике проблем, тенденций и закономерностей развития советской правовой системы и формирования правовой системы современного Российского государства. Достижение обозначенной цели исследования предполагает решение следующих задач: — обобщение взглядов послереволюционных правоведов по вопросам государственно-правового строительства; — отслеживание процессов, закономерностей и тенденций в развиI тии советской правовой системы в целом на основе изучения генезиса отдельных её элементов; — изучение становления и развития общей теории правовой системы в отечественной юридической науке; — формирование авторской точки зрения по основным дискуссионным вопросам общей теории правовой системы; — выявление условий и факторов, обуславливающих развитие современной российской правовой системы, его основных тенденций и закономерностей, а также результатов детерминирующего воздействия; — исследование особенностей современной российской правовой системы, сравнительный анализ советской правовой системы и правовой системы современного Российского государства; — изучение особенностей и направлений развития важнейших элементов современной российской правовой системы, оценка эффективности их функционирования; — определение направлений дальнейшего исследования эволюции правовой системы в России.

Методологическую основу исследования образует совокупность разработанных мировой наукой и апробированных практикой способов познания правовой действительности.

В настоящей работе используются, в частности, диалектический, системный, структурный, функциональный, логический, аксеологический, сравнительный и исторический методы научного познания, дополненные материалами социологических исследований, проведённых автором. Теоретическую основу исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных правоведов, социологов и философов.

При этом автор широко использовал не только исследования по общей теории и истории государства и права, но и отраслевые источники, в которых в том или ином аспекте рассматривались вопросы эволюции правовой системы или содержались положения, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме. Эмпирическую основу диссертации составили: конституции СССР, РСФСР и РФ, международные нормативные правовые акты, основные кодексы СССР, РСФСР и РФ, федеральные законы РФ, ведомственные подзаконные нормативные акты СССР, РСФСР и РФ, а также некоторые нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Кроме того, в рамках изучения эволюции правовой системы в России автор анализировал правоприменительную практику — судебную, органов прокуратуры и внутренних дел, статистическую отчётность ИЦ ГУВД Нижегородской области, а также общественное мнение — материалы социологических опросов жителей Н.Новгорода и Нижегородской области.

Научная новизна работы логически обусловлена сформулированными выше целью и задачами диссертационного исследования, а также отсутствием в отечественной юридической науке комплексных разработок проблемы эволюции правовой системы в России. Изучение правовой системы с указанных позиций ранее не проводилось, несмотря на то, что для правового развития современного Российского государства оно, безусловно, имеет исключительное значение, поскольку эволюция — наиболее оптимальный путь развития правовой системы. Теоретические нововведения настоящего диссертационного исследования выражаются также в формировании автором собственной точки зрения по основным дискуссионным вопросам общей теории правовой системы.

На защиту выносятся следующие положения: 1.

Наиболее предпочтительным способом развития современной российской правовой системы является не сопряжённая с революционным насилием её естественная эволюция — естественноисторическое, закономерное, непрерывно длящееся качественное и количественное изменение правовых средств, при котором происходит «развёртывание», изменение всей правовой системы от низшего к высшему, от простого к сложному, к более передовому и совершенному состоянию, способствующему более эффективному регулированию общественных отношений.

2. Советским государством был создан особый вариант предельно заидеологизированной правовой системы, основанный на плановых административно-командных методах управления. При этом, несмотря на общую негативную правовую картину Советского государства, существовал в советской правовой системе и законодательный массив, опиравшийся на национальную культуру, правовые традиции и прогрессивную юридическую технику. 3. Поэтапное реформирование советской правовой системы в духе гуманистических и общедемократических начал повлекло кризис системообразующей основы советской правовой системы — социалистической государственной идеологии и, как следствие, распад и деградацию советской правовой системы в целом.

4. В настоящее время происходит окончательное становление и укрепление в науке теории государства и права общей теории правовой системы, что свидетельствует о научном признании данной категории как части объективной правовой реальности.

5. Эволюция современной российской правовой системы проходит в сложных, специфических условиях, способных крайне неоднозначно влиять на её процесс, что находит своё отражение, как в положительных тенденциях правового прогресса, так и в негативных моментах, развитие которых ведёт к регрессу правовой системы Российского государства. 6. Отечественная правовая система постепенно выходит из состояния застоя и упадка, в котором она находилась в период распада Советского государства и первые годы существования современной РФ, однако её поступательное движение сдерживается существенными недоработками в сфере законотворческой и правоприменительной деятельности. Теоретическая и практическая значимость исследования эволюции правовой системы в России определена необходимостью расширить и уточнить категориальный аппарат общей теории государства и права, объяснить суть и закономерности процессов, происходящих в развитии отечественного права, с точки зрения реалий современного Российского государства.

Модернизация правовой действительности обладает определёнными признаками, тенденциями и закономерностями, познание которых, на наш взгляд, позволит выйти на новый уровень изучения бытия права. Все юридические явления и правовые средства изменяются во времени и должны, как представляется, изучаться диалектически, не столько в статике, сколько в их динамике.

Выявление общих тенденций и закономерностей в развитии правовых средств будет способствовать дальнейшему изучению эволюции правовой системы в целом и её перспектив. В связи с этим теоретические положения настоящего диссертационного исследования имеют значение для изучения общих и частных проблем развития отраслей российского права и его институтов. Кроме того, на наш взгляд, выводы, сделанные в работе, будут способствовать углублённому познанию и преподаванию предмета других юридических дисциплин, например, истории отечественного государства и права, истории политических и правовых учений, а также других отраслевых и межотраслевых юридических дисциплин и спецкурсов.

Представляется, что положения диссертации и выводы автора по сути исследуемой проблемы способны также внести определённый вклад в правовое воспитание граждан. Апробация результатов исследования нашла своё отражение: — в опубликованных научных работах автора; — в выступлениях автора на научно-практической конференции «Проблемы юридической науки и практики», проведённой на базе Нижегородского государственного университета имени Н.И.

Лобачевского (Н.Новгород, 2004 год), и на научно-практической конференции «Право в эпоху социальных реформ», проведённой на базе НОУ «Нижегородская правовая академия (институт)» (Н.Новгород, 2005 год); — в лекционных, семинарских и практических занятиях диссертанта со студентами-юристами НОУ «Нижегородская правовая академия (институт)»; — материалы диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры Государственно-правовых дисциплин НОУ «Нижегородская правовая академия (институт)». Структура диссертации детерминирована целью, задачами, а также логикой исследования и включает введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключение, библиографию и приложения.

Концепция правовой системы в советском государстве

 В статье рассмотрены некоторые направления трансформации российской правовой системы в период СССР. Октябрьская революция 1917 г.

предвещала новую веху в развитии российской правовой системы.

Вместе с государственным аппаратом была ликвидирована старая правовая система, начала формироваться правовая система нового типа. Но существует такой нюанс, если превентивные нормы права можно отменить или заменить иным законодательным актом государственной власти, то касательно сознания и идеологии изменения происходят значительно медленней.

Важным этапом в формировании советской правовой системы явилось принятие 10 июля 1918 г.

V съездом Советов первой Конституции РСФСР. Конституция установила политическую основу страны — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9); а также в ней зафиксирован федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст.

11), и в свою очередь здесь нашла отражение экономическая основа советского политического и государственного строя (ст.3). Так, еще до Октябрьской революции В.

И. Ленин писал в работе «Государство и революция», что «парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы» [1, с. 48]. Советы принципиально противопоставлялись буржуазным парламентам.

Одним из первых декретов молодой Советской республики, образованной в результате вооруженного восстания 25 октября 1917 г. (по старому стилю), стал известный Декрет СНК РСФСР от 22 ноября 1917 г. «О суде». Он упразднил старую правовую систему и институты царской судебной юстиции. Другие, в скором времени принятые, Декреты о суде расширили компетенцию местных судов, воссоздали следственные комиссии, создали кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов.
Другие, в скором времени принятые, Декреты о суде расширили компетенцию местных судов, воссоздали следственные комиссии, создали кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов. С 1925 года, бушевавшие репрессивные положения начали усиливаться, а демократические тенденции ослабляться.

Данное время удивляет своей парадоксальностью именно в развитии правовой системы, так как этот период характеризуется большевистской диктатурой, ленинским вождизмом, но одновременно шел поиск чего-то нового.

Советской правовой системе присуща одна черта, заслуживающая особое внимание при изучении российской правовой системы, содержание которой состоит в том, что не законы, а подзаконные нормативные акты регулировали существенную часть отношений советского общества.

Они принимались органами исполнительной власти и нередко носили закрытый характер. Отсюда, вытекает необходимость признания наличия в советской правовой системе «невидимого права», которое, как отмечает С.

С. Алексеев:

«никогда, в отличие от революционных времен, не преподносилось как официальная юридическая реальность, но которое служило воле вождей и партийного аппарата делу коммунизма»

[2, с.176].

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР единогласно утвердил проект новой Конституции СССР [3, c.20], по своему формальному содержанию явилась одной из самых прогрессивных и демократичных конституций мира.

Она вовсе не совпадала с реальной юридической и политической практикой. Для такой правовой системы, по словам А.

П. Семитко,

«главными средствами являются запреты, обязывания, санкции»

[4, c.

174]. Середина 50-х годов XX века ознаменовалась как начало демократизации советской правовой системы после смерти «вождя всех народов», не только в формальном, но и в фактическом смысле.

Трансформации подверглась прежде всего правовая политика, которая проявлялась в том, что были уменьшены прямые репрессии в отношении граждан, а власть отказалась от практики внесудебного преследования. Следует отметить, что принцип законности, под которым уже подразумевалось неукоснительное соблюдение нормативных правовых актов не только всеми гражданами, но и должностными лицами, превращается в ядро официальной правовой идеологии.

Существует достаточно много дефиниций советской правовой системы.

Но большинство ученых определяют правовую систему СССР как значительный элемент нечто социального, экономического, в том числе и общественного; как «орудие» при помощи которого можно влиять на производство и вытекающие из них отношения участников и результаты их деятельности. Приведенные мною тезисы правовой системы данного периода наводят на следующие мысли: во-первых, прослеживается подчиненная роль права, его «служение», во-вторых, тезис является своеобразной специфической характеристикой сверхгосударственного понимания правового регулирования, где юридическое связывается непосредственно с социальным. Сущность правовой системы России данного периода состоит в основном, принадлежавшей тому времени идеологии, марксизму-ленинизму, с чем и связываются разработка и реализация различных политических, экономических, социальных программ.

Подход, реализовавшийся в его рамках, слишком поверхностно-популистичен, а поэтому выводы из него весьма плоски и утилитарны. Этот подход можно представить как закономерную и необходимую преамбулу к серьезному анализу явления, достаточно глубокого, чтобы дать обнаружить себя тривиальными политическими методами и причинно-следственными объяснениями. От одного исторического периода к другому российская правовая система постоянно совершенствовалась, где-то небольшими преобразованиями, а порою претерпевала значительной реформации.

И, делая вывод, нетрудно заметить, что все время правовая система испытывает мощное влияние политической системы государства, но не является производной от нее. Она самостоятельна, что выражается в ее активности, потому, в свою очередь, воздействует на саму политическую систему.

Литература:

  • Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. 391 с.;
  • Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996. 313 с.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 33. М., 1999. 344 с.;
  • Конституция СССР: [утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик 05.12.1936 г.]// Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. М., 1936;

Правовая система СССР и РСФСР

12 В 1917 г. в России начался коммунистический эксперимент – строительство социалистического общества. Этот эксперимент повлек за собой беспрецедентную по размерам попытку фундаментально изменить общество посредством права.

Парадоксально, но при этом вне закона оказались любые неизменные ценности.

Дореволюционное русское право было официально отменено, его теории развенчаны, его ценности отвергнуты. На протяжении более чем семидесяти лет идеологический фундамент права неоднократно изменялся; появился новый правовой словарь и юридическая терминология; было выдвинуто требование выработки нового и более высокого типа права, качественно отличающегося от существующего в несоциалистическом мире.

Создание советской правовой системы означало появление в мировой истории: 1 нового исторического типа права; 2 одной из возможных разновидностей этого типа; 3 первой конкретной социалистической правовой системы. В первые годы после революции 1917 г.

советское право формировалось как право sui generis, источником которого являлись не столько правовые нормы, сколько усмотрение правоприменителей, которые руководствовались «пролетарским правосознанием». Соответственно в российском праве и практике его применения превалировала тенденция не на сближение правовых норм с законодательством и юридической практикой его применения в других странах, а на их обособление.

Соответственно в российском праве и практике его применения превалировала тенденция не на сближение правовых норм с законодательством и юридической практикой его применения в других странах, а на их обособление.

Особенно последовательно такая идеологическая установка претворялась в жизнь в сфере уголовной репрессии. Переход в 1922 г. к новой экономической политике (нэп), неотъемлемой чертой которой было воссоздание товарно-денежных отношений, потребовал принятия новых законов, учитывающих нужды развития этих отношений. С этой целью был принят Гражданский кодекс (ГК) РСФСР, в основу структуры и важнейших положений которого была положена пандектная система.

Право РСФСР характеризовалось следующими особенностями: 1.

Оно было насквозь идеологично: на смену господствовавшей прежде православной идеологии пришло засилье марксизма-ленинизма, за которым была закреплена роль новой государственной религии, защищаемой всем арсеналом юридических средств. Это сближало ее с религиозными правовыми системами, которые также основаны на идеологии (только религиозной) и зависят от официальных толкователей ее истин и положений.

В советской правовой системе идеологизация находила свое выражение в строго классовом, а не юридическом, как в романо-германской или англо-американской правовых семьях, подходе к субъектам права. В организационном плане идеологизация правовой системы отражалась в прямом вмешательстве коммунистической партии в юридическую практику – в правотворчество, правоприменение, юридическое образование, в кадровый юридический корпус. 2. Моноидеология создавала себе монособственность.

Рассматривая частную собственность как абсолютное зло, господствующая идеология обусловила главное отличие права РСФСР от других правовых систем XX в.: оно было основано на обобществлении средств производства, а в отдельные периоды – и всей экономики в целом. Отмечался абсолютный примат интересов государства над интересами личности.

Законодательство и судебная практика относились с безразличием к личной собственности, обеспечивая собственности государственной и общественной всемерное поощрение и охрану. В результате в РСФСР не признавалось существование ни частной собственности, ни частного права. Понятие частного права было уничтожено.

В течение 70 лет в российском государстве было лишь публичное право. Жизнь людей строилась по распоряжениям и приказам партийно-государственных чиновников. Люди жили в условиях не только диктатуры партии, по и диктатуры права власти.

Право рассматривалось как явление, подчиненное государству. Естественно, государственные органы не считали себя связанными нормами права, что создавало почву для роста произвола и ущемления прав человека.

Правовая система базировалась на идее обязательств человека перед государством. Гражданину можно было делать лишь то, что ему разрешало государство.

А государство могло запрещать все, что считало ненужным для строительства социализма. Если в сфере социально-экономического законодательства (право на труд, уравнение правового статуса мужчины и женщины, право на бесплатное образование и медицинское обслуживание) советское право оставалось мировым лидером вплоть до 70–80-х годов, то политические и личные права граждан нарушались постоянно.

Если в сфере социально-экономического законодательства (право на труд, уравнение правового статуса мужчины и женщины, право на бесплатное образование и медицинское обслуживание) советское право оставалось мировым лидером вплоть до 70–80-х годов, то политические и личные права граждан нарушались постоянно. Отрицались международные стандарты прав человека. В первые годы социалистического строительства в РСФСР вообще отрицалась необходимость права, которое считали ненужным наследием капиталистического общества.

Это привело к юридическому нигилизму в обществе. Право оценивалось как еще более опасное, чем религия, снадобье, как опиум для народа (Г.А. Гойхбарг, М.А. Рейснер). Однако со временем возникло учение о постепенном «отмирании права» при коммунизме.

Отсюда и появление понятия «социалистическая законность»: законно и юридически обосновано все, что способствует построению коммунистического общества. В отличие от западных стран законность выступала не как рамка, ограничивающая произвольные действия индивида или государства, а как средство достижения целей, которые ставит себе общество. В этом состояла фундаментальная позиция, определяющая отличие рассматриваемой структуры от западных.

Советское право обнаружило чрезвычайный динамизм юридических норм. За годы советской власти правовой режим сменялся не менее семи раз, и всякий раз – в годы гражданской войны и интервенции, нэпа, сталинизма, Великой Отечественной войны, «оттепели», застоя, перестройки – проводились существенные подвижки в правовой системе. Право РСФСР характеризовалось декларативностью.

В 1917– 1918 гг. в борьбе за поддержку народных масс большевики использовали декреты как средство агитации и пропаганды. Заведомо зная о нереалистичности тех или иных законообещаний, революционная власть использовала их как доказательство осуществления своих программных намерений.

Но и в последующие десятилетия эта линия легко прослеживается в пятилетних планах, в Конституции, законодательстве гражданском и уголовном. Декларативность законодательства РСФСР вызывалась не только внутри- и внешнеполитическими соображениями, но и задачами чисто воспитательного характера.

Государственная идеология использовала правовые нормы с целью разрушить в людях эгоистические и антиобщественные установки поведения.

При этом ей удалось преуспеть в подавлении частной инициативы. Советское право отличала важная особенность – его федерализм.

Поскольку союзные республики признавались суверенными субъектами советской федерации, в СССР с конца 50-х годов формально насчитывалось не менее 16(15+1) правовых систем, а в каждой из республик должен был быть выражен дуализм правовых норм – союзных и местных.

В 1918–1920 гг., когда советский федерализм формировался, действительно дуализм советского права имел место. Даже автономные образования могли иметь существенные различия в правовых нормах и институтах.

Однако уже в конце 20-х годов от подобной практики отказались и федерализм советского права приобрел полуфиктивный характер. Засилье союзного законодательства и крайняя степень унификации республиканских правовых норм (по своей природе предназначенных учитывать местные условия) достигли пика в период сталинизма в конце 30-х – начале 50-х годов.

Затем эта тенденция ослабла, однако подлинного федерализма советское право до распада Советского Союза уже не достигло. Дуализм правовой системы РСФСР возник по другой причине: он был порождением параллельного существования двух структур государственного управления – партийной (которая маскировала свою публично-правовую роль) и советской (которая служила фасадом для всевластия партийных комитетов сверху донизу). Судебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственного руководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью.

Роль закона в системе источников права сводилась практически на нет.

В центре правовой системы стояли «руководящие» партийные директивы. А большинство вопросов повседневной жизни людей разрешались в многочисленных актах органов управления.

Правовая система РСФСР прошла несколько этапов в своей семидесятилетней эволюции, и перечисленные особенности были присущи этим этапам в разной мере. Первый этап становления правовой системы характеризуется, с одной стороны, сломом старой правовой системы и правовых учреждений, максимальным революционным «творчеством» и произволом, а с другой – стремлением построить новую правовую систему (принятие Конституции РСФСР 1918 г., Гражданского, Уголовного, Земельного, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса законов о труде, построение новой судебной системы).

На втором этапе развития правовой системы РСФСР, с начала 30-х до середины 50-х годов, в стране действовал тоталитарный режим с практически полным уничтожением истинно правовых реалий, несмотря на фиктивно-демонстративные действия по принятию массы законодательных актов. Третий этап – середина 50-х – конец 80-х годов – эпоха либерализации (со своими подъемами и спадами), приведшая к смене общественно-политического строя, распаду СССР и изменению всех ориентиров политико-правового развития, фундаментальных ценностей общественной системы в целом.

Этот этап характеризовался некоторыми технико-юридическими достижениями в законодательной сфере (кодифицированы все основные отрасли права – УК, ГК, УПК, ГПК, КЗоТ, КоБС и др.), приняты Конституция РСФСР 1978 г., ряд законов декларативно-демократической направленности.

С перестройкой с конца 80-х годов XX в.

началась кардинальная переделка правовой системы России. Сопровождается она весьма болезненными факторами: «война законов», острые противоречия между органами законодательной и исполнительной власти, «парад суверенитетов» национально-государственных и административно-территориальных единиц в бывшем Союзе ССР, а потом и в Российской Федерации, рост преступности, коррумпированности государственного аппарата и нарушения прав целых слоев и групп населения, и др.

Сопровождается она весьма болезненными факторами: «война законов», острые противоречия между органами законодательной и исполнительной власти, «парад суверенитетов» национально-государственных и административно-территориальных единиц в бывшем Союзе ССР, а потом и в Российской Федерации, рост преступности, коррумпированности государственного аппарата и нарушения прав целых слоев и групп населения, и др. К какой правовой семье относилась правовая система РСФСР?

В западном сравнительном правоведении право РСФСР относили к семье правовых систем социалистических стран.

Но нередко бывшее социалистическое право трактовалось в качестве разновидности ро-мано-германского права. Социалистические революции трансформировали эти страны, но их правовое сходство с Западной Европой осталось. Родство российского права с романо-германским правом не вызывает сомнений.

В основе российского права лежат реципированные нормы римского права, очевидно последующее стойкое влияние немецкой и французской правовых школ, все отрасли права в России кодифицированы. Одним из признаков самостоятельности отрасли права считается наличие кодификационного акта. В российской правовой системе всегда действовал принцип верховенства закона.

И как бы ни была важна судебная практика, она всегда играла подчиненную законодательству роль. С провозглашением государственной независимости Российской Федерации начался новый этап в развитии правовой системы. Было декларировано установление в новой России впервые за всю ее историю господства права.

Проявилось искреннее желание воспринять позитивные правовые модели зарубежных стран.

Наследие пролетарской революции, глубокое негативное отношение к праву, абсолютно недемократическую административно-командную систему нельзя искоренить одними лишь указами.

Истинное правовое наследие прошлого может быть действительно оценено и использовано государством для поиска путей внедрения демократических ценностей, ориентирующихся на рыночные отношения, в образ мышления, юридический язык и в концепции новой, демократической правовой системы России. 12Читайте также:: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся. : Его творчество очень противоречиво и сложно.

До сих пор. : Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное . : Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием . Рекомендуемые страницы: ©2015-2021 poisk-ru.ru Все права принадлежать их авторам.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2017-04-04 и

§ 2.

Особенности советской правовой системы

В 1917 г. в нашей стране был начат коммунистический эксперимент – строительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда, всеобщем счастье и отсутствии эксплуатации человека человекам.

Попытки насильственного и ускоренного внедрения названных идеалов в жизнь на практике обернулись трагедией для России.

И в этом величайший исторический парадокс почти 75-летнего развития нашей страны: оказывается, метод насильственного осчастливливания масс уничтожает саму эту благую цель – счастье людей.Социалистическое общество радикально отличается от капиталистического, приближаясь, если воспользоваться марксовой схемой типологии истории, к феодальному.

Однако более точным будет выделение социализма и присущей ему государственно-правовой системы в отдельный (одноименный) тип общества и соответствующую социалистическую семью правовых систем. Советская правовая система – конкретно-исторический тому пример и характеризуется следующими особенностями. Первая особенность состоит в том, что советская правовая система была пронизана официальной идеологией марксизма-ленинизма.

Это сближало ее с религиозными правовыми системами, которые также основаны на идеологии (только религиозной) и зависят от официальных толкователей ее истин и положений.

В советской правовой системе идеологизация находила свое яркое выражение в социально-классовом, а не в строго юридическом, как в романо-германской или прецедентной правовых системах, подходе к субъектам права, в том числе обвиняемым.Идеологизированность правовой системы проявлялась также в приверженности ее всевозможным политическим кампаниям, театрализованным судебным представлениям – «судебным» процессам над «врагами народа», в ориентации не на закон и закрепленные в нем строгие юридические критерии, а на общий партийный дух – линию партии, решения ее съездов, пленумов, установки и указания партийных вождей.

В первое после 1917 г. время основным источником права было революционное правосознание, впитавшее идеологию большевизма.

В последующем законодательство использовалось главным образом не для регулирования общественных отношений, а для пропаганды коммунистической идеологии.Наконец, с организационной точки зрения, идеологизация правовой системы обнаруживала себя в прямом вмешательстве коммунистической партии в юридическую практику – правотворчество, правоприменение, юридическое образование, в занятии всех мало-мальски важных постов в правоохранительных органах членами РКП (б), ВКП (б), КПСС, в отправлении ее лидерами в отдельные периоды советской истории судебных функций (печально знаменитые «двойки» и «тройки»).Вторая особенность, вытекающая из самой коммунистической идеологии, состоит в отрицательном отношении правящего слоя, а затем и воспитуемого им в этом духе населения к праву, в отношении к последнему как к вынужденному злу, подлежащему преодолению и отмиранию в будущем. Сразу после 1917 г. в советской юридической литературе право оценивалось как контрреволюционный предмет, как еще более опасное, чем религия, снадобье, как опиум для народа (Г.А.

Гойхбарг, М.А. Рейснер). Однако постепенно советская власть стала использовать право (и государство тоже), его мощные регулятивные возможности в своих интересах, хотя названная особенность – правовой нигилизм – так и не была, да и не могла, по-видимому, быть преодолена в советской системе.Третья особенность советской правовой системы – абсолютный примат интересов государства над интересами личности. Государственные преступления подлежали самым суровым наказаниям, посягательства на социалистическую (государственную) собственность наказывались более сурово (вплоть до смертной казни), чем на личную собственность.

Госсобственность в гражданско-правовых отношениях подлежала приоритетной и исключительной защите.Так, в соответствии с ГК РСФСР 1964 г.

(даже в редакции 1987 г.) на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения негосударственных организаций или граждан не распространялась никакая давность, его истребование могло производиться и у добросовестного приобретателя.

Когда у частных лиц по постановлению правоохранительных органов (дознания, предварительного следствия, прокурора или суда) изымались драгоценные металлы и алмазы, то им при вынесении оправдательного приговора выплачивалась лишь стоимость изъятых ценностей (принцип «Все равно виноват»).

И наоборот: на основное государственное имущество (основные средства) взыскание кредиторов не могло быть обращено ни в коем случае. Что касается прочего госимущества, то на него взыскание обращаться могло, но лишь с определенными изъятиями.

В процессуальном праве также действовал принцип приоритетной защиты интересов государства.Сфера частного права была резко сужена – объем свободного усмотрения частных лиц ограничивался бытовыми вопросами и семейными отношениями. Публично-правовое регулирование, напротив, стало господствующим, довлеющим, всеохватывающим.Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательств человека перед государством.

В отношениях этих двух субъектов господствовал разрешительный правовой режим для первого и общедозволительный для второго: гражданину можно было делать лишь то, что ему разрешало государство; последнее же могло запрещать все, что считало нужным и полезным для дела строительства социализма и коммунизма (например, устанавливать предельные нормы площади и размеров для участков и домов индивидуальной застройки, предельные высоту и площадь домиков в садоводческих товариществах и т. д.Отношение партийно-государственного руководства к правам человека было резко негативным.

Гражданские и политические права граждан оценивались как второстепенные в сравнении с социально-экономическим минимумом (или правами) населения и уверенностью в завтрашнем дне. Отрицались и нарушались международные стандарты прав человека, широко практиковался принудительный труд, свобода передвижения была крайне ограниченной.Четвертая особенность заключается в том, что судебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственного руководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью против инакомыслящих, инквизиционными следственными и судебными процедурами, нарушением права обвиняемого на защиту, объективным вменением (к уголовной ответственности, например, привлекались члены семьи изменника Родины даже в том случае, если они ничего не знали и не могли знать о его действиях), жестокостью (расстрел за хищение социалистической собственности в любых формах и размерах, уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, возможность применения за ряд преступлений высшей меры наказания – расстрела – для лиц с 12-летнего возраста) и т. д. Наконец, до середины 50-х гг.

широко практиковались внесудебные расправы, проводился массовый террор, что позволяет говорить лишь о псевдоюридической оболочке всех этих действий и органов, их осуществляющих, но не о праве как таковом.

Во второй половине 50-х гг. наиболее одиозные из перечисленных характеристик советской правовой системы стали преодолеваться, массовый террор был прекращен.Пятой особенностью советской правовой системы является то, что роль закона сводилась практически на нет, так как общие, принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а «технические», детальные вопросы социально-правовой регламентации разрешались в ведомственных актах органов управления. Большую роль играли секретные, нигде не публикующиеся инструкции и указания партийных органов разного уровня и других ведомств.Вместе с тем – и в том парадокс советской системы – конечной целью развития были провозглашены, как уже отмечалось, интересы человека труда, и поэтому она наряду с негативными чертами имела серьезные импульсы позитивного развития, хотя иногда чисто формального. Государство проводило работу по систематизации и кодификации законодательства, писались и принимались конституции СССР, насыщенные декларативными положениями основы законодательства, кодексы и другой нормативно-правовой материал.

Обращалось внимание на необходимость учета требований и запросов трудящихся, защиты их прав и свобод (естественно, в тех областях, где это не приводило к противоречиям с глубинными основами советской социалистической системы).

Следует также подчеркнуть, что советская правовая система прошла несколько этапов в своем развитии, и названные особенности присущи этим этапам в разной мере.Так, этап становления характеризуется, с одной стороны, сломом старой правовой системы и правовых учреждений, максимальным революционным «творчеством» и произволом, а с другой – стремлением построить новую правовую систему (принятие Конституции РСФСР 1918 г., Гражданского, Уголовного, Земельного, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса законов о труде, построением новой судебной системы).

С начала 30-х до середины 50-х гг. в стране действовал тоталитарный режим с практически полным уничтожением истинно правовых реалий, несмотря на фиктивно-демонстративные действия по принятию массы законодательных актов, в том числе Конституции СССР 1936 г.Середина 50-х – конец 80-х гг.

– эпоха либерализации (со своими подъемами и спадами), приведшая к смене общественно-политического строя, распаду СССР и изменению всех ориентиров развития, фундаментальных ценностей общественной системы в целом. Этот период характеризовался некоторыми технико-юридическими достижениями в законодательной сфере (кодифицированы все основные отрасли права, приняты Конституция СССР 1977 г., ряд законов декларативно-демократической направленности, например Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями 1983 г.).С конца 80-х гг.

мы являемся свидетелями кардинальной переделки нашей правовой системы.

Сопровождается она весьма болезненными факторами: сначала «война законов», острые противоречия между органами законодательной и исполнительной власти, «парад суверенитетов» национально-государственных и административно-территориальных единиц в бывшем Союзе ССР, а потом и в Российской Федерации, затем взрыв преступности, включая антиправовые акции федеральных властей в Чечне, а также резкий рост коррумпированности государственного аппарата и нарушения прав целых слоев и групп населения и др. Ситуация эта весьма опасна, но не безнадежна для нарождающихся правовых отношений, поскольку происходящие перемены имеют целью построение правового государства, обеспечение прав и свобод человека в РФ, что невозможно без введения ситуации в четкие правовые рамки.