Возмещение по страховой за утрату багажа

ВЗК РФ Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади

  1. Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади

(в ред. Федерального от 29.07.2017 N 228-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 119 Воздушного кодекса РФ- Грузоотправитель хочет взыскать с перевозчика убытки в связи с повреждением груза- Грузоотправитель хочет взыскать с перевозчика убытки в связи с утратой (недостачей) груза 1.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади перевозчик несет ответственность в следующих размерах:(в ред.

Федерального от 29.07.2017 N 228-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;(в ред.

Федерального от 04.12.2007 N 331-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади — в размере ее стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.(в ред. Федеральных законов от 04.12.2007 , от 29.07.2017 )(см.

текст в предыдущей редакции)2.

Стоимость багажа, груза, а также ручной клади определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.(в ред. Федерального от 29.07.2017 N 228-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.(в ред. Федерального от 29.07.2017 N 228-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4.

При воздушных перевозках размеры ответственности за багаж, предусмотренные настоящей статьи, не распространяются на размеры ответственности за утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.За утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.(п.

4 введен Федеральным от 07.06.2013 N 124-ФЗ) Открыть полный текст документа Ст. 119 ВЗК РФ. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади

Зачем страховать свой багаж на 1500 €, 1000 €, 500 €?

.Вот вам карточка, на ней 1362 €, вы снимите эти деньги в ближайшем банкомате, возьмите еще наш фирменный чемодан, и вот этот специальный набор с мылом, шампунем, зубной щеткой и пастой, тапочками и фирменной пижамой. Извините нас за потерянный чемодан.

Если вы нуждаетесь в чем-то еще, просто скажите об этом нам, мы вам поможем.

Начиналось все в Парижском аэропорту. Все чемоданы приехали, а мой нет. Обратилась к специалисту за стойкой розыска багажа, заполнила все документы.

Но мой новый зеленый кожаный чемодан пропал безвозвратно, тогда я еще не знала, что больше никогда его не увижу. Я уже была дома в Москве, когда на почту пришло официальное уведомление от авиакомпании, что багаж искали 21 день, но не нашли.Так я осталась без своего чемодана, но с багажом грустных воспоминаний. Я обратилась в авиакомпанию с просьбой выплатить мне компенсацию.

Ведь большинство авиакомпаний страхуют багаж пассажиров, и в случае потери, должны выплатить компенсацию.

На деле оказалось, что без обращения в суд дело редко обходится.

«Была бы у тебя страховка, — твердили друзья, — вернуть свои деньги было бы гораздо проще и намного быстрее»

. Но я до последнего не понимала, зачем страховать свой чемодан добровольно и тратить свои деньги на страховку, если это и так делают все цивилизованные авиакомпании мира?

Во всем мире компенсации за потерянный багаж регламентируются двумя конвенциями: и .

Одно из важных отличий между Варшавской и Монреальской конвенциями — размер максимальных компенсаций, которые можно получить от перевозчика. По Варшавской конвенции, за потерянный чемодан заплатят по 20 $ за каждый килограмм. К примеру, вы летите эконом-классом и вес чемодана до 23 килограммов.

За потерю компенсируют 460 $.

За чемодан бизнес-класса до 32 килограммов — 640 $. Больше этих сумм, согласно Варшавской конвенции, получить сложно. Монреальская конвенция более лояльна к пассажирам.

За утрату или повреждение багажа, а также ручной клади авиакомпания должна выплатить 1 131 SDR* или 1593 $ или 1362 €. Если ваш чемодан стоит как минимум 1300 €, а вы летите по Варшавской конвенции, вы рискуете. В случае потери чемодана можно получить маленькую компенсацию.

Если по Монреальской — то риска вроде бы и нет.

Если чемодан едва тянет на 500 €, то можно вообще не волноваться. В пределах этой суммы сможет компенсировать любая авиакомпания, не важно какой конвенции она подчиняется. SDR (сокр.: Special Drawing Rights (англ.)) – искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ).
SDR (сокр.: Special Drawing Rights (англ.)) – искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ).

Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах.

Банкноты к платёжному средству никогда не выпускались. Используется международными организациями (в том числе и в авиаперевозках) для расчетов.

На начало сентября 2018 года 1 SDR стоил 95,35 ₽.

Варшавская конвенция Монреальская конвенция Задержка нет нет Повреждение нет точных регламентаций нет точных регламентаций Утрата по 20 $ за кг 1,131 SDR Чтобы минимизировать свои риски относительно багажа, можно построить маршрут таким образом, чтобы оба государства — страна отправления и страна прибытия — подчинялись правилам Монреальской конвенции.

Для этого нужно знать, какие страны ратифицировали Монреальскую, а какие подчиняются только Варшавской конвенции.

К примеру, Афганистан, Алжир, Ангола, Багамы, Бангладеш, Беларусь, Бруней, Вьетнам, Венесуэла (Боливарианская Республика), Гренада, Замбия, Зимбабве, Иран, Ирак, Камбоджа, Кыргызстан, Лаосская НДР, Лесото, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Малави, Мавритания, Мьянма, Непал, Науру, Папуа Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Суринам, Тринидад и Тобаго, Тунис, Туркменистан, Таджикистан Узбекистан, Шри Ланка работают исключительно по Варшавской. Госпожа N летит по маршруту Москва—Ханой, а гражданин N по маршруту Москва—Минск.

У него страховки багажа нет, у нее есть.

Он знает, что Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию и в случае потери можно получить не менее 100 000 ₽. Она тоже знает, но решает не рисковать и страхует свой чемодан на 1000 €. У нее багаж задержали. Она заполнила необходимые документы и покинула аэропорт. В ближайшем магазине приобрела товары первой необходимости, чеки сохранила.
В ближайшем магазине приобрела товары первой необходимости, чеки сохранила.

Через 24 часа ее багаж доставили по указанному адресу.

После возвращения домой страховая компания вернула госпоже N 200 $. Госпожа N осталась весьма довольна собой и своей прозорливостью. У господина N багаж потерялся, авиакомпания компенсировала 460 $.

Господин N крайне недоволен и раздосадован, но кроме как в суд ему больше некуда обращаться, ведь страховки у него нет, Беларусь не ратифицировала Монреальскую конвенцию, перелет регламентирован Варшавской.

Все права соблюдены, но господину N все же очень обидно.

Важно помнить, что 1 131 SDR — не фиксированная выплата в Монреальской конвенции.

Это значит, что на деле компенсация может оказаться намного меньше рекомендованной, а может быть и выше, но это, если вы докажете в суде.

К примеру, если вы потеряли чемодан, и после 21 дня поисков, чемодан так и не нашли, 100 000 ₽ не придут к вам автоматически. Если вы хотите указанную в правилах сумму или даже больше, готовьтесь доказать в суде, что потерянный багаж действительно столько стоил.

Иск можно подать там, где авиакомпания зарегистрирована как юрлицо, в стране-месте назначения, в стране, где был заключен договор перевозки или там, куда летает перевозчик.

По Монреальской конвенции можно даже обратиться в суд по месту регистрации. Гражданин Голландии, который работает в России, находясь в отпуске в Нью Дели покупает себе билет авиакомпании Air China для перелета по маршруту Нью Дели—Пекин—Россия.

По прилету в Россию обнаруживает, что чемодана нет.

Багаж не находят через 21 день. Компенсация ничтожна маленькая. Пассажир может предъявить иск Air China сразу в нескольких странах на выбор: Китае, Индии, России, Голландии.

Однако в Голландии только при условии, что авиакомпания, выполняет туда регулярные рейсы и имеет там офис или представительство.

Это в разы реальнее, чем от авиакомпании. Ведь сумму страхового покрытия назначаете вы самостоятельно, а не правила конвенции. При этом, страховая компания выплатит компенсацию даже, если это уже сделала авиакомпания.

Вы получите выплату в пределах той суммы, на которую вы оформили полис для своего багажа, за минусом компенсации от авиакомпании. Представим, что было бы, если я летела из Москвы в Париж, но предусмотрительно застраховала свой багаж на 1500 €.

Для начала, как и полагается, я бы обратилась в свою авиакомпанию.

Меня бы попросили, доказать, что вещи в чемодане действительно стоили не менее 1500 €. Я бы сделала все, что смогла, но авиакомпания, допустим, выплатила всего 500 €.

Но у меня страховка и параллельно я обращаюсь в страховую. Там мое обращение рассмотрели и решили, что размер выплаты должен быть 1362 €. Но поскольку авиакомпания уже компенсировала 500 €, страховая выплатит еще 862 €.

Ингосстрах выплатит по 50 € за каждый килограмм потерянного багажа. К примеру, за чемодан весом в 23 килограмма причитается 1150 €.

Но если на руках полис с покрытием 500 €, то не надейтесь на 1150 €. Максимум — 500 €. Страховые компании не будут выплачивать больше той суммы, на которую вы застраховали свой багаж. Ренессанс Страхование возмещает по 25 € за каждый килограмм.

Либерти Страхование готова компенсировать потерю, за вычетом выплаченной или причитающейся к выплате компенсации от авиакомпании. Может насторожить слово причитающейся, так как мы уже выяснили, что согласно конвенциям, пассажиру может причитаться от 460 $ (по Варшавской), до 1362 € (по Монреальской).

Чтобы застраховать свой чемодан адекватно выплатам авиаперевозчика, придется сначала выяснить какой конвенцией регламентируется ваш полет. АльфаСтрахование выплатит по 1000 ₽ за каждый килограмм пропавшего багажа. За багаж весом 23 килограмма можно выручить 23 000 ₽, за багаж весом 32 килограмма — 32 000 ₽.

Тинькофф Страхование возмещает по 40 € за каждый килограмм пропавшего багажа. Страховая компания ERV, если вы не можете документально подтвердить точную стоимость утраченного багажа, вам выплатит компенсацию по весу.

Для чемоданов эконом класса по 25 € за 1 килограмм (не более 20 килограммов).

Для чемоданов бизнес класса по 50 € за каждый килограмм (не более 30 килограммов). Евро Рубли Ингосстрах 50 €/кг + ВТБ Страхование ? ? Ренессанс Страхование 25 €/кг Либерти Страхование ? ? АльфаСтрахование 1000 ₽/кг Тинькофф Страхование 40 €/кг Сбербанк Страхование ? ? ERV от 25 до 50 €/кг Важно! Для того чтобы застраховать свой чемодан добровольно, важно сколько в действительности стоит ваш багаж.

Для того чтобы застраховать свой чемодан добровольно, важно сколько в действительности стоит ваш багаж.

Если в чемодане пара футболок, шорты и кроссовки, то скорее всего такой багаж не стоит 100 000 ₽.

Страховать этот чемодан на 1500 € не имеет смысла. Хватит страховки на 500 €. Но если вещи в чемодане действительно стоят 100 000 ₽ и вы сможете это доказать, страхуйте багаж на 1500 €.

Вы ждали свой багаж более 6 часов, и расчитываете получить денежную компенсацию от авиаперевозчика.

Так вот, знайте, что авиакомпания ничего не должна пассажиру.

Пункт задержки багажа не регламентирован ни в Варшавской, ни в Монреальской конвенции. Путешественники часто пишут, что за задержанный багаж авиакомпании обязаны выплатить от 100 $ до 200 $ на покупку вещей первой необходимости. С юридической точки зрения авиакомпания ничего не должна компенсировать, но с человеческой, авиаперевозчик идет навстречу пассажиру в чужой стране и не оставляет страдальца без предметов первой необходимости.

К примеру, могут дать деньги или набор с предметами первой необходимости. Именно поэтому путешественники, которые попадали в неприятную ситуацию с задержкой багажа, пишут совершенно разные суммы компенсации. Кому-то дали 50 $, а кому-то сразу 200 $, а кто-то обошелся заранее заготовленным набором с зубной щеткой и пастой, пакетиком стирального порошка, кусочком мыла и пижамой.

Если у вас на руках страховка с опцией багажа, то обращаться в авиакомпанию не обязательно. Как правило, страховые компании предусматривают этот риск, ведь по статистике, именно задержки багажа случаются гораздо чаще, чем потери чемоданов.

Однако компенсировать задержку багажа готовы далеко не все компании. В правилах страхования пункт задержки багажа не прописан. Остается надеяться только на гуманность авиаперевозчика.

Компания готова возместить до 250 €.

Но расходы нужно подтвердить чеками от покупок.

Если учесть, что авиакомпании, как правило, не возмещают более 200 €, а чаще всего ограничиваются 100 €, то полис ВТБ Страхование выглядит привлекательно. Компания обещает компенсировать не только приобретение средств гигиены, но и одежды.

Но с момента задержки багажа должно пройти не менее полных суток. Сумма выплаты при этом не регламентирована. Однако в правилах есть указание, что расходы должны быть «целесообразные и жизненно необходимые».

Что это значит для человека, чей багаж задерживается, сказать трудно. Компания компенсирует по 5 € за каждый час задержки багажа, свыше 6 часов ожидания. Однако компания не готова возместить больше той суммы, которую обычно выплачивают авиакомпании.

Странная формулировка, если учесть, что компенсации от перевозчика нигде строго не регламентированы. Можно лишь предположить, что в лучшем случает Либерти Страхование ограничится суммой в 200 €, в худшем — 50 €.

Однако если в чемодане были лекарства, которые жизненно необходимы, то компания обещает возместить 50 € на покупку лекарств. Компания выплатит по 150 ₽ за каждый килограмм задержанного чемодана. За чемодан весом 23 килограмма возместят 3450 ₽.

После 6 часов ожидания багажа компания готова компенсировать траты на товары первой необходимости, но не более 50 €. Начиная с 5-го часа, а не с 6-го, как большинство компаний, Сбербанк Страхование готово выплатить компенсацию. С одной оговоркой — не заплатят более чем за 8 часов ожидания. Причем сколько конкретно готова выплатить компания за 8 часов ожидания, в правилах не сказано.
Причем сколько конкретно готова выплатить компания за 8 часов ожидания, в правилах не сказано. Компания возмещает расходы на приобретение вещей первой необходимости после 6 часов ожидания багажа.

К предметам первой необходимости компания относит средства личной гигиены (в том числе по уходу за детьми), а также нижнее белье и купальные принадлежности. В случае задержки багажа более суток компания возмещает расходы на покупку и других необходимых вещей. Но в любом случае вы получите не более 200 € на одного человека и 400 € на семью из 5 человек.

Евро Рубли Ингосстрах — — ВТБ Страхование 250 € — Ренессанс Страхование ? ? Либерти Страхование 200 € + 50 € — АльфаСтрахование — 150 ₽/кг Тинькофф Страхование 50 € — Сбербанк Страхование ?

? ERV до 200 € — Иногда случается так, что чемодан могут вернуть в поврежденном виде.

Доказать авиакомпании, что, к примеру, ручка не была сломала, без предварительно сделанного снимка трудно. Могут вообще отказать в выплате. Да и не все страховые компании готовы включить этот риск в свои полисы.

К примеру, Ингосстрах готов возместить расходы на ремонт чемодана за вычетом компенсации, которую вы могли получить от своего авиаперевозчика.

А при утрате (краже) отдельных предметов, сумма ущерба определяется по каждому предмету отдельно. ERV при частичном повреждении багажа готова возместить расходы на ремонт. Сбербанк Страхование не возмещает повреждение багажа, но возмещает повреждение спортивного оборудования. Сумма возмещения будет указана в в полисе.
Сумма возмещения будет указана в в полисе.

А вот такие компании, как: ВТБ Страхование, Ренессанс Страхование, Либерти Страхование, АльфаСтрахование, Тинькофф Страхование совсем отказались компенсировать повреждение багажа.

Итак, нужно ли добровольно страховать свой багаж, если по умолчанию это делает ваша авиакомпания? На сколько страховать: 500 €, 1000 € или сразу 1500 €.

Чтобы самому себе ответить на эти вопросы, посмотрите на содержимое чемодана, перепишите все вещи, которые вы сложили, сфотографируйте их, найдите чеки, если можете. Сделайте все, чтобы понять сколько в действительности стоит ваш багаж. Если там не больше 500 €, то страхуйте именно на эту сумму.

В случае задержки багажа вам компенсируют деньги на покупку предметов первой необходимости, в случае потери багажа реальную стоимость багажа компенсируют или авиакомпания или страховая или обе компании вместе. Нет смысла страховать свой чемодан на 3000 €, если в нем вещей едва на 500 €.

В любом случае, есть у вас страховка или ее нет, вам придется подтвердить сумму компенсации, которую вы хотите получить. Нередко пассажиры без добровольных страховок багажа вынуждены подавать иск на своего авиаперевозчика. Если у вас есть добровольная страховка багажа на 1500 € и вы можете подтвердить, что ваш чемодан столько стоит, то можно вообще не обращать внимания на правила конвенции.

Если страховки нет, а вещей в багаже на 1500 €, не поленитесь уточнить, по какой конвенции пройдет перелет. Если по Варшавской, то за компенсацией более 460 $ придется обращаться в суд. Если по Монреальской, то, чтобы вернуть 1500 € за утерянный багаж, тоже придется подавать иск.

Задержка Повреждение Утрата Ингосстрах − + + ВТБ Страхование + − + Ренессанс Страхование + − + Либерти Страхование + − + АльфаСтрахование + − + Тинькофф Страхование + − + Сбербанк Страхование + − + ERV + + + Примечание: (+) компенсации есть, (−) компенсации не предусмотрены С опцией добровольной страховки багажа вы сможете рассчитывать на адекватную компенсацию и не только за утерянный, но и поврежденный, и задержанный багаж без судебных разбирательств и тяжб. Задержка Повреждение Утрата Ингосстрах 🙁 🙂 🙂 ВТБ Страхование 🙂 🙁 😐 Ренессанс Страхование 😐 🙁 🙂 Либерти Страхование 🙂 🙁 😐 АльфаСтрахование 🙂 🙁 🙂 Тинькофф Страхование 🙂 🙁 🙂 Сбербанк Страхование 😐 🙁 😐 ERV 🙂 🙂 🙂 🙂 компенсация предусмотрена, суммы прозрачны, все понятно:| компенсации предусмотрены, но суммы не понятны, преимущества сомнительны:( компенсации вовсе не предусмотрены Согласно индексу субъективной удовлетворенности, абсолютным лидером среди страховых компаний стала ERV. Компания страхует сразу от всех трех рисков: задержка, повреждение и утрата багажа.

Если учесть, что задержка багажа случается намного чаще, чем повреждение или полная утрата, то АльфаСтрахование и Тинькофф Страхование становятся вторыми в индексе субъективной удовлетворенности. Конечно, риск задержки учитывают и ВТБ Страхование и Либерти Страхование, однако у этих компаний непонятные компенсации при полной утери багажа, и нет компенсаций при повреждении.

Поэтому третьей в индексе субъективной удовлетворенности стал Ингосстрах.

Даже, если учесть, что компания не компенсирует задержку багажа, зато имеет вполне адекватные выплаты при повреждении и полной утрате багажа.

Страхование багажа при перелете от утери — все условия, нюансы, стоимость

» » » Обновлено 02.02.2020 Автор Олег Лажечников Просмотров 5124 Страхование багажа не настолько очевидно нужная вещь, как например обычная туристическая страховка, но может пригодиться, ведь утеря багажа довольно неприятная вещь и хоть какая-то компенсация может скрасить данную ситуацию.

Обычно страхуют багаж если летят на самолете, но застраховать можно и пользуясь другим видом транспорта, просто это менее распространено. Прежде всего, рекомендую прочитать мой , узнаете много нового, а также сможете выбрать основную страховку, это куда более важно, чем страхование багажа. Обязательно посмотрите , где я рассказал, как правильно пользоваться страховкой, как ее выбрать, написал обо всех нужных и ненужных опциях.

Плюс составил рейтинг после анализа огромного количества отзывов и своего личного опыта (плюс инсайды у меня есть иногда).

Стараюсь оперативно обновлять, чтобы всегда можно было выбрать более рабочие страховки. В случае авиаперелета ответственность за ваш багаж несет авиакомпания-перевозчик.

И она обязана при утере или порче багажа выплачивать компенсацию за каждый килограмм веса в соответствии с Варшавской конвенцией. Но максимальная сумма выплаты достаточно небольшая.

При покупке страховки для багажа, полученная сумма может быть значительно выше. Конечно, авиакомпания все равно будет выплачивать компенсацию, и страховая её размер вычтет из своей страховой выплаты, но получится выгоднее в итоге. С другой стороны, если вы не возите более менее ценных вещей в багаже, то возможно и компенсация от авиакомпании вас устроит, ведь шорты и футболки почти везде стоят недорого и вообще можно забить на их утерю.

Однако, если багаж заведомо имеет ценность (у меня, к примеру, там штатив, зарядки для разных девайсов, дорогая обувь), то имеет смысл сделать страховку багажа в страховой компании. Таким образом, имея страховку багажа, при утере оного вы получите более менее реальную компенсацию. Кстати, можно застраховать еще и задержку багажа, ведь бывает, что багаж теряется, но его спустя сутки находят, и эти сутки надо как-то выкручиваться, купив предметы гигиены и хоть какую-нибудь одежду.

Всё что нужно знать о страховании багажа от утери

» Отправляясь в поездку по стране или за границу каждый путешественник заинтересован в том, чтобы обезопасить свое пребывание в пути от разного рода проблем и трудностей.

Одной из неприятных ситуаций, поджидающих туриста во время поездки, может быть порча, потеря или кража личного имущества (багажа). Компенсировать утрату ручной и багажной клади можно, заключив перед отъездом договор на страхование багажа от потери. Подобная услуга предоставляется как самим перевозчиком (на время осуществления перевозки), так и при заключении с ней специального договора.

По статистике, ежегодно в процессе перевозки теряется около 2% багажа.

Большая часть пропавших вещей находится спустя короткий промежуток времени – до 2-х суток задержки, некоторые возвращаются с повреждениями и примерно 5% пассажиров сталкиваются с безвозвратной утерей вещей.

Крупные транспортные компании прилагают максимум усилий, чтобы сохранить свою репутацию и стараются оптимизировать процедуру регистрации, обработки и перевозки багажной клади, поскольку не заинтересованы в дополнительных материальных затратах, направленных на выплату компенсаций клиентам. Однако и самим туристам необходимо знать свои права и обязанности по обеспечению сохранности собственного имущества в путешествии. В договорах разных СК понятие багаж интерпретируется по-разному, следовательно, и наступление ответственности за утерю определенной вещи в одной компании может быть предусмотрено, а в другой – нет.

Что может относиться к багажной клади:

  • Ручная кладь, перевозимая пассажиром в салоне транспортного средства. Период действия страховки также распространяется лишь на время перевозки. Причем ценные вещи, на которые не составлена опись, в страховое покрытие не входят.
  • Имущество, которое должно следовать за пассажиром во время поездки, независимо от вида транспортного средства (самолет, автобус, поезд). Иначе говоря, это правильно упакованные, оформленные и сданные компании-перевозчику вещи. СК отвечает за сохранность и доставку багажа в пункт назначения с момента его сдачи в багажный отсек и до получения клиентом.

Страхование багажа – это один из видов страховых услуг, на период использования услуг той или иной ТК, или на все время путешествия. Чаще всего в виде опции он включается в основной договор транспортной страховки.

Выгода от наличия такой страховки состоит в том, что владельцу багажа будут возмещены расходы, которые возникли в результате утери, кражи или порчи личного имущества, провозимого за границу или купленного во время путешествия (если в документе предусмотрен такой вариант).

СК оплачивает издержки, связанные с поиском, экспертным оцениванием, хранением и доставкой найденных вещей, а кроме того, траты, направленные на приведение их в порядок. Помимо этого, некоторыми транспортными компаниями в случаях пропажи личного имущества пассажира предусмотрена выплата компенсации на приобретение основных необходимых вещей (или предусматривается возможность предоставить их клиенту). Страховое покрытие выплачивается в пределах суммы, установленной СК при заключении договора, или, при отсутствии отдельного соглашения – в пересчете на суммарный вес утраченного багажа.

Багаж будет считаться утраченным, если в течение установленного законодательством периода не происходит его возврат клиенту. В этой ситуации можно говорить о возникновении страхового случая. Поскольку рассмотрение страховыми компаниями дел по утере багажа предполагает длительный период изучения фактов, то первоначальные выплаты ущерба поступают от перевозчика, признавшего свою вину и согласного компенсировать расходы пассажира.

В дальнейшем СК вычтет размер данной компенсации из общей суммы, предусмотренной к выплате клиенту.

В некоторых СК страховка багажа является дополнением к договору медицинского страхования туриста (при условии, что данная страховка не входит в перечень бюджетных вариантов). Поэтому следует внимательно ознакомиться со всеми пунктами соглашения перед его подписанием, чтобы иметь представление о том, какие события являются страховыми, и какая компенсация предусмотрена в случае их наступления. При отсутствии пункта о страховании вещей в основном договоре, клиент может заключить отдельное соглашение с СК и самостоятельно выбрать сумму, на которую желает застраховать имущество, подобрав при этом условия, полностью удовлетворяющие его потребностям.

Для этого страхователь производит оценку перевозимых вещей и заключает договор в размере их стоимости. Страховой компании подается список провозимого имущества с указанием цены (полную опись предоставлять не обязательно, можно сделать перечень наиболее ценных вещей, а оставшиеся оценить общей суммой). Если договоренность со страховщиком по произведенной оценке достигнута, клиент уплачивает страховой взнос и получает на руки полис.

Величина страховой выплаты не может превосходить 2500 долларов за полную утрату имущества, а в случае его порчи или пропажи отдельных вещей, будет рассчитываться исходя из их оценочной стоимости или ущерба, нанесенного перевозчиком багажу (при условии, что ущерб доказан).

Для отдельных держателей банковских карт (премиум-класса) кредитными организациями предусмотрены особые условия по оформлению туристических страховок. Они действуют в течение года и имеют ограничения по количеству поездок или дней пребывания за границей, а также могут предусматривать особые условия для активизации страхового продукта (например, пользование в поездке кредитной или дебетовой картой именно этого банка).

Как правило, в данный вид страховки входит и страхование багажной клади от утери (но не от задержки или порчи имущества). Поэтому перед отправлением необходимо детально изучить предлагаемые кредитной организацией условия страхования. При оформлении багажной страховки следует учитывать следующие нюансы:

  1. . В тех случаях, когда багаж страхуется в рамках основного страхового договора, важно учесть, с какого времени соглашение вступает в силу. Необходимо, чтобы на момент сдачи вещей в багажный отсек (или получения их по прибытии) полис являлся действующим. Часто туристы оформляют страховку на день, следующий за днем вылета. В этом случае при потере багажа могут возникнуть проблемы с получением компенсации, поскольку страховой полис на момент перелета еще не действовал.
  2. Срок страховки. Страховой полис можно оформить на время транспортирования багажа до места назначения, а можно продлить время его действия на весь период путешествия. При этом должны соблюдаться особые условия хранения имущества – в гостинице, несгораемом шкафу или камере хранения. На вещи, которые турист носит с собой, действие такой страховки не распространяется.
  3. Условия выплаты страховки. В типовых соглашениях о страховании багажа предусмотрено возмещение ущерба при утрате, нанесении вреда в ходе транспортировки или в результате возникновения некоторых форс-мажорных обстоятельств, однако если страховое событие наступает по вине клиента, а также в случае изъятия (конфискации) вещей страховая премия не выплачивается.
  4. Наличие франшизы. В некоторых СК при страховании багажной клади используется франшиза. Это установленная сумма или некий процент от размера страхового покрытия, который не выплачивается. Если нанесенный ущерб оказывается менее означенной суммы, то возмещение не производится. В случае ее превышения компенсация выплачивается с вычетом фиксированной франшизы.

При подписании договора о страховании багажной клади особое внимание необходимо уделить перечню случаев, включенных в перечень страховых событий.

Ими считаются нижеперечисленные случаи, произошедшие во время действия соглашения:

  • Хищение или пропажа имущества в период пребывания клиента за границей.
  • Утрата, а также повреждение багажа, принадлежащего клиенту в ходе внутренних или международных поездок по вине ТК или иных лиц.

Компенсация материального ущерба за утраченное имущество при возникновении страхового события, имеющего документальное подтверждение, предусмотрена, если их наступление является результатом:

  1. произошедших стихийных катаклизмов – наводнений, бурь, ураганных ветров, землетрясений, селей и т.п.;
  2. возгораний и мер, предпринятых для их устранения, гроз, взрывов;
  3. намеренной порчи вещей третьими лицами.
  4. ДТП или других несчастных случаев;
  5. хищений, грабежей и разбойных нападений;

Страховщик обязуется возместить нанесенный ущерб, а также затраты на розыск, экспертную оценку, сохранение и пересылку найденного багажа адресату.

Кроме того, СК должна оплатить расходы, направленные на приведение вещей в порядок перед отправкой владельцу. Однако оплата проживания в отеле, транспортные и другие расходы клиента не возмещаются.

Страховка за утраченный или испорченный багаж не будет выплачена клиенту, если СК доказано, что страховое событие произошло по вине самого путешественника или в следствие:

  1. военных кампаний, бунтов, забастовок и иных массовых беспорядков, а также террористических актов и их последствий;
  2. отправления багажной клади самостоятельно или почтовой пересылкой.
  3. возникновения повреждений внешнего вида багажа, не затрагивающего его функционала: образование плесени, царапин, обесцвечивании или отшелушивании краски и других видимых изменений;
  4. преднамеренного действия/бездействия туриста или других заинтересованных сторон, способствующих возникновению страхового случая;
  5. отсутствия со стороны клиента своевременных действий по сохранению собственного имущества;
  6. повреждения вещей насекомыми или мелкими грызунами;
  7. совершения клиентом преступных деяний, косвенно или напрямую повлекших за собой возникновение страхового события;
  8. попытки самоубийства клиента или его свершившегося факта;
  9. любого вида опьянения страхователя;

В отдельную категорию выделяют ситуации, в которых причиной утраты или повреждения багажа является его владелец. Ни одна СК не выплачивает материальную компенсацию в нижеперечисленных случаях:

  1. умышленного нанесения ущерба с целью получения материальной выгоды.
  2. при утрате вещей в процессе спортивных занятий (дайвингом, плаванием и т.д.);
  3. если багаж был оставлен без присмотра (считается потерей по невнимательности владельца);

Утрата застрахованного багажа вследствие мошеннических действий со стороны третьих лиц также не является страховым случаем и расценивается как невнимательность владельца. Действие багажной страховки по желанию клиента может распространяться на все перевозимое имущество, включая ручную кладь, за исключением некоторых предметов, если иное не прописано отдельными пунктами в договоре.

К таким вещам относятся:

  1. спортинвентарь, порча или потеря которого возникли в ходе занятий споротом или проведения спортивных состязаний.
  2. драгоценности, ювелирные украшения, слитки из драгметаллов и ювелирные камни;
  3. живые существа и посадочный материал;
  4. удостоверения личности, билеты и другие проездные документы, загранпаспорта, а также фото- и видеокопии;
  5. автомобили, мотоциклы, велотранспорт, иной транспорт, и их запасные части;
  6. меха;
  7. атрибуты религиозных культов;
  8. наличные денежные средства в любой валюте, дебетовые и кредитные банковские карты, а также ценные бумаги;
  9. рукописные документы и официальные бумаги;
  10. антиквариат, предметы роскоши, искусства и частных коллекций;

На меховые, ювелирные изделия и драгметаллы, сложную технику (оргтехнику, фото- и видеоаппаратуру, ноутбуки, и т.п.) действие страхового полиса может распространяться только в случае соблюдения определенных условий:

  1. осуществление клиентом всех необходимых мер для сохранения их в целостности;
  2. временного содержания в надежно запертых комнатах, каютах водных судов или в охраняемых помещениях.
  3. использование по указанному назначению и обеспечение должных условий эксплуатации и хранения;
  4. хранение в специально отведенных местах, предназначенных для ценных вещей (несгораемые шкафы, камеры хранения);

Весной 2018 в Воздушный кодекс РФ были внесены поправки. Благодаря этому действующие в мире правила и нормы международного права в отношении авиаперевозок стали действительны и для граждан России.

Однако на перелеты местными (российскими авиалиниями) эти правила не распространяются.

Согласно действующим правилам ТК несет ответственность за багажную кладь с момента принятия ее к перевозке и до передачи клиенту в месте назначения.

По условиям страхования багажа на время перелета, компания должна обеспечить сохранность не только сданных в багажный отсек вещей, но и ручной клади туриста, которая находится с ним в салоне. ТК может отказать в предоставлении компенсации ущерба за утерянные или испорченные вещи, если будет доказано, что во время перевозки ею были приняты все возможные меры по обеспечению сохранности имущества клиента.

Если багаж утерян (задержан, поврежден), его владелец имеет право рассчитывать на следующие выплаты со стороны страховщика:

  • Возмещение понесенных убытков. Если пассажир пропустил свой рейс по причине задержки (потери) багажа, он вправе требовать от перевозчика компенсации за пропавшие билеты.
  • Возмещение моральных издержек. Получение компенсации за нанесенный потерей багажа моральный ущерб возможно только по исковому заявлению в суд, поданному клиентом на перевозчика. Размер выплаты определяется судебной инстанцией, но, как правило, ее величина не превышает 2 тыс. рублей.
  • Штрафные выплаты за отсрочку выдачи багажа или несвоевременную доставку пассажира до места назначения (задержка рейса). Начисляются из расчета 25% от установленной суммы МРОТ (для штрафов она составляет около 100 руб.) за каждый час просрочки. Не взимается в тех случаях, когда доказано, что причинами задержки стали объективные факторы (устранение технической неисправности ТС, стихийные бедствия или иные, не зависящие от перевозчика обстоятельства).
  • Материальную компенсацию за потерянное имущество. При перевозке багажа с объявленной ценностью, страховая премия за его потерю предусмотрена в размере указанной в полисе стоимости. Это актуально как для внутренних, так и международных рейсов. Потеря вещей без объявленной стоимости компенсируется в пересчете веса утерянного багажа на цену одного килограмма (при внутренних перевозках стоимость 1кг. клади равна примерно 600 рублей, а при международных – около 20 долларов). Если у пассажира в наличии имеются чеки и другие платежные документы на приобретенные вещи – исходя из их рыночной стоимости.

Если произошло страховое событие, в первую очередь турист должен проинформировать об этом администрацию отеля, транспортной компании, а также обратится в близлежащий отдел правоохранительных органов, чтобы получить документы, доказывающие факт отсутствия (повреждения имущества).

Важно произвести эти действия в течение первых суток с момента возникновения страхового случая, иначе с выплатой страховки возникнут сложности.

Далее на имя перевозчика составляется претензия, на основании которой клиенту выдается акт о порче, гибели или пропаже багажной клади.

В случае если представитель ТК уклоняется от составления акта, он должен предоставить туристу письменный отказ. Письменная претензия направляется на имя перевозчика заказным письмом с описанием приложенных документов и уведомлением о его вручении адресату.

Срок ее рассмотрения не должен превышать 30 календарных дней. Подать претензию клиент может в срок до полугода при потере вещей в процессе осуществления внутренних рейсов, и в течение полутора лет — по багажу, утраченному во время международных перевозок.

К претензии необходимо добавить ксерокопии следующих документов:

  1. справок и актов, доказывающих задержку выдачи багажа (доставки пассажира).
  2. квитанций из багажного отделения;
  3. багажных ярлыков;
  4. проездного документа (билета);
  5. чеков, счетов или справок об усредненной оценке багажа, указывающих стоимость потерянного имущества;
  6. банковского счета для получения компенсации;

Если багаж пропал во время путешествия авиатранспортом, туристу следует обратиться к работникам особой службы аэропорта, занимающейся розыском потерянных вещей. По предъявлению требующихся документов, сотрудник службы поможет клиенту оформить заявление на поиск пропавшего имущества, и обязан будет незамедлительно приступить к его розыску.

Поисковые действия включают в себя установление связи с аэропортом вылета и другими местами, где ошибочно могла оказаться багажная кладь, а также подача запроса о пересылке вещей, если те обнаружатся в другом аэропорту.

На осуществление поиска авиакомпании предоставляется 21 день, по истечении которых багаж считается безвозвратно утраченным. В течение месяца после прибытия домой туристу следует обратиться в представительство своей СК и представить документы, подтверждающие порчу или утрату имущества:

  1. бирки с обозначенной массой багажа или багажные талоны;
  2. акт от ТК, свидетельствующий о факте его утраты;
  3. справку о выплаченной перевозчиком компенсации.
  4. заявление о потере;

СК потребуется время для вынесения решения. В него входит срок, отведенный ТК на поиски пропавших вещей и определение причин случившегося.

До тех пор, пока перевозчиком не будут представлены нужные сведения, комплект документов для получения страховой выплаты считается не полным. Это обусловлено тем, что в случае возврата багажа, сумма ущерба значительно снизится. При его пропаже страховое покрытие предусматривает выплату в полном объеме, а при повреждении – с вычетом стоимости сохранившихся вещей.

Если СК отказывает в выплате компенсации или предлагает меньшую сумму, клиент вправе оспорить это решение в судебном порядке. Предварительно стоит получить со страховщика предложенную им компенсацию, но при этом не подписывать документы об отказе от претензий.

После чего обратиться в судебную инстанцию по месту проживания с иском о защите прав потребителя.

Величина стоимости полиса на страхование багажа туристов зависит от периода его действия, примерной цены транспортируемых вещей и страховой политики компании, услугами которой пользуется путешественник. Если клиент застрахует имущество только на срок его перевозки, то цена полиса составит примерно 1% от размера оценочной стоимости указанных в договоре вещей.

Страховка на всю продолжительность поездки будет дороже. В соответствии с выбранным страховым покрытием и длительностью путешествия расценки за каждый день страховки в среднем составят 0,5% – 2% от указанной стоимости имущества. При покупке полиса на весь срок путешествия страхованию подлежат не только вещи, зарегистрированные как багаж, но и личная ручная кладь туриста.